Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации

Мастера архитектуры об архитектуре
Зарубежная архитектура. Конец XIX—XX век


ХЕНДРИК ПЕТРУС БЕРЛАГЕ
(1856-1984)

Берлаге - один из основоположников рационалистического направления в архитектуре Голландии, принадлежит к числу выдающихся мастеров мировой архитектуры рубежа XIX-XX веков. Выступив уже в начале своего творческого пути против эклектики и бутафорской декоративности, он создал свою оригинальную интерпретацию "стиля модерн", в которую, в отличие от бельгийских приверженцев этого направления, внес много чистонациональных черт.

Большое значение для развития рационалистического направления в архитектуре Западной Европы имела пропаганда этической ценности "честной архитектуры", которую он вел. Берлаге защищал архитектуру, верно выражающую свое назначение, конструктивную структуру и материал, из которого создано здание. Штукатурка - как и любой другой вид отделки конструктивного материала - была позорной ложью в его глазах.

Берлаге никогда не занимался преподаванием, но читал много эпизодических лекций, имевших широкий резонанс. Особенную известность получил цикл лекций, прочитанных в Цюрихе в 1907-1908 годах ("Основы и развитие архитектуры"), где он впервые упоминает о "вещественности", понятии, которое было принято как одно из основных немецкими приверженцами рационалистической архитектуры (текст этих лекций был издан в 1908 г. в Берлине).

Выдающаяся роль принадлежит Берлаге и в развитии градостроительства. Одним из первых среди архитекторов Голландии он обратился к деятельности, связанной с благоустройством городов, и в течение своей жизни создал несколько планировочных работ, оказавших значительное влияние на развитие градостроительства.

Берлаге был одним из зарубежных мастеров, понявших великое будущее советской архитектуры, которой он предсказывал ведущую роль в развитии зодчества. Берлаге понимал, что новый стиль может появиться только как результат больших социальных и политических изменений. Для его возникновения он считал необходимым уничтожение тлетворного влияния капитала и самого духа предпринимательства.

Берлаге родился в 1856 году в Амстердаме. Высшее образование он получил в Цюрихе у профессоров Стандигерна и Латиуса, после чего с 1895 года стал работать самостоятельно. Большая часть его работ создана в Голландии, есть также несколько построек в Англии, Германии и Дании.

Наиболее значительные среди ранних произведений Берлаге - здания страхового общества "Де Недерланден" (1895), сберегательной кассы (1898-1914), союза рабочих-гранильщиков бриллиантов (1900) и фирмы Де Схипборг (1903) в Амстердаме, вокзал в Хаарлеме. В этих работах Берлаге придал кирпичу, своему излюбленному строительному материалу, совершенно новое звучание, используя в контрасте с большими массивами безукоризненно выполненной обнаженной кладки эркера на кирпичных кронштейнах, большого выноса, кирпичные решетки окон и балконов, ступенчатые арки перспективных порталов, открытые деревянные и металлические балки. С исключительной тонкостью и мастерством он сочетал с кирпичом естественный камень. Особенно Значительных результатов он добился в этом при строительстве здания биржи в Амстердаме (1897-1903).

Х.-П. Берлaгe. Дом союза рабочих - гранильщиков бриллиантов в Амстердаме.
1899-1900.

Биржа справедливо считается этапным сооружением как для творчества самого Берлаге, так и для голландской архитектуры вообще. Ряд вариантов проекта свидетельствует о постепенном "очищении" замысла архитектора от эклектичных форм и раскрывает стремления рационалистического характера, которые были результатом изучения готической архитектуры под влиянием Виоле ле Дюка. Ее уроки привели Берлаге к своеобразной интерпретации правдивости конструкций и материалов. Оригинально и градостроительное решение монументальной постройки, занимающей всю площадь участка. Ее главный вход обращен к своеобразному курдонеру, образованному перед зданием застройкой улицы Дамрак. Угол здания подчеркнут башней, как бы закрепляющей красную линию улицы.

Х.-П. Берлаге. Здание биржи в Амстердаме.
1903.

Внутренняя планировка здания рационально организована в соответствии с его функцией. Главным звеном системы интерьеров является большой зал, имеющий характер перекрытого двора с трехъярусной аркадой. В этом здании Берлаге, обращаясь к рационалистическим тенденциям в архитектуре прошлого, дал пример, плодотворный для укрепления рационализма в современной ему архитектуре.

Х.-П. Берлare. Здание биржи в Амстердаме.
Интерьер.

Железобетон, который Берлаге не относил к числу естественных материалов, достойных выявления, он обычно скрывал кирпичной облицовкой. Однако он считал необходимым выявить и подчеркнуть в композиции метрический ритм, обусловленный железобетонной каркасной конструкцией (административное здание "Холланд-хауз" (Голландский дом) в Лондоне, 1914).

Х.-П. Берлaгe. Голландский дом в Лондоне.
1914.

Свою деятельность градостроителя Берлаге начал с проектов реконструкции трущобных районов Амстердама, ставя перед собой задачу разместить экономичные жилища для рабочих ("Амстердам-Зюд", проект первой очереди реконструкции - 1902, второй - 1915-1917). В 1908 году он разработал проект перепланировки Гааги, в 1922-1928 годах - Утрехта. В этих работах большим шагом вперед является решение квартала как единого массива муниципальных домов, в отличие от раздробленных конгломератов частной застройки.

Оказав большое влияние на становление рационалистической архитектуры, Берлаге вместе с тем не примкнул к какому-либо из новых направлений. Функционализм он отрицал из-за его рассудочности и отсутствия эмоций. Берлаге был слишком сильно связан своей приверженностью к ремесленному труду и традиционным методам организации пространства. В 1928 году он принял участие в I конгрессе CIAM в Ла Сарра, но выступал там с концепцией более традиционной, чем та, что была приемлема для других участников.

Последней работой Берлаге был муниципальный музей в Гааге (1919-1934). Здание вполне рационалистическое, построенное на простом четком плане, внешний облик которого прост и выразителен. Прекрасно использованы водные глади, окружающие здание.

Одаренный, разносторонний мастер, Берлаге в своих постройках и литературных трудах оставил богатое наследие. Все его творчество было устремлено к поиску правды в архитектуре, к выражению этой правды.

Сокращенные переводы статей "Искусство и общество" и "Рассуждения о стиле" выполнены А. Б. Маховым.

 

К началу страницы
Содержание
Анри Ван де Вельде. Очищение искусства  Хендрик Петрус Берлаге. Искусство и общество