Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации

Мастера архитектуры об архитектуре
Зарубежная архитектура. Конец XIX—XX век


АНРИ ВАН ДЕ ВЕЛЬДЕ
(1863-1957)

Анри Ван де Вельде, один из основоположников бельгийской ветви "стиля модерн" - "Ар нуво", стоит в ряду крупнейших архитекторов-новаторов рубежа XIX-XX веков. Его творчество, отражая всю сложность этого переходного периода, полно противоречий. Богато одаренный - музыкант, художник, архитектор и литератор, - он соединил в себе талант теоретика, практика и педагога. Испробовав силы в станковой живописи, книжной графике и архитектуре, он нашел свое подлинное призвание в искусстве интерьера. Придавая интерьеру особое значение как среде, прямо влияющей на культуру человека, в своих учениках-ремесленниках он стремился развить ощущение творческого подъема и отдал много сил для подготовки квалифицированных мастеров, способных поднять эстетическое качество промышленной продукции в любой области производства. Ван де Вельде требовал, чтобы прикладное искусство основывалось на принципах разума, логики, художественного выявления свойств материалов, функции целого и деталей. Считая, что искусство обязано быть совершенным, Ван де Вельде посвятил всю свою творческую жизнь созданию "Нового стиля".

Ван де Вельде родился в Антверпене. Здесь же, на живописном отделении Академии художеств, он в 1881 году начал свое образование, которое продолжил в Париже у художника К. Дюрана (1884-1885). С целью изучения искусства и архитектуры он много путешествовал по Европе. Его творчество связано с Бельгией, Германией, Голландией, Францией и Швейцарией.

Первый период творческой жизни Ван де Вельде - до 1900 года - период творческого самоопределения. Он начал с занятий живописью, отдав дань увлечения импрессионизму и пуантилизму. Включившись в 1889 году в бельгийскую художественную группировку "Группа двадцати", он активно участвовал в ее выставках, где экспонировались крупнейшие живописцы того времени - Моне, Писсарро, Гоген, Ван Гог, Сера, Тулуз-Лотрек.

С 1893 года Ван де Вельде оставил живопись. Много сил он отдает книжной графике, а затем и прикладному искусству, проектированию мебели. В 1895-1896 годах он создает свою первую постройку, собственный особняк "Блуменверф" в Эккле близ Брюсселя, где все, вплоть до платьев хозяйки, тщательно прорисовано Ван де Вельде в "стиле модерн", одним из создателей которого он был. Вилла привлекла всеобщее внимание. Планы и фасад здания прорисованы мастером в соответствии с функциональным назначением, но, вопреки своему же протесту против подражания "стилям прежних эпох", Ван де Вельде много заимствовал от свободной планировки английского коттеджа. Уже в этом здании заметно тяготение Ван де Вельде к рационализму, не получившее, однако, последовательного выражения. Его образ мыслей был связан с немецким романтизмом, он был слишком зависим в своем творчестве от литературы и живописи.

Зрелым мастером Ван де Вельде переехал в 1900 году в Германию. Он совершал длительные лекционные поездки по стране, пропагандируя свои художественные принципы. В 1900-1902 годах он выполнил внутреннюю планировку и отделку интерьеров Фолькванг-музеума в Хагене, создав одно из типичнейших произведений "стиля модерн".

А. Ван де Вельде. Здание Фолькванг-музеума в Хагене.
1900-1902.

Приглашенный в Веймар в качестве советника по делам искусств, Ван де Вельде был в числе организаторов Веркбунда и прославился как педагог, основав Высшее техническое училище прикладных искусств. В 1906 году он построил новое здание школы, свидетельствующее о развитии рационалистической тенденции в его творчестве.

А. Ван де Вельде. Столовая графа Кеслера в Веймаре.
1903.

Метод преподавания в училище отличался от традиционного. Отрицалось изучение прежних стилей с целью подражания им. Ученики обучались технике рисунка, изучали цвет как самостоятельную дисциплину и главное внимание уделяли орнаменту, который должен был выражать функциональное назначение и свойства применяемого материала. Работы Училища были показаны на выставке Веркбунда в Кёльне в 1914 году. К выставке был приурочен диспут по вопросу типизации и стандартизации. Индивидуалист и ярый противник стандартного, Ван де Вельде, поддержанный частью членов Веркбунда, огласил свое кредо, полемизируя с Мутезиусом, сторонником типизации.

А. Ван де Вельде. Дом в Хемнице (Карл-Маркс-штадт).
1902-1903.

Для этой же выставки Ван де Вельде выстроил театр, использовав новаторские приемы планировки и оборудования сцены в соответствии с поисками молодых режиссеров в области сценического искусства. Несмотря на мастерство прорисовки деталей и единство интерьера, внешнего облика здания и оформления прилегающей территории, Ван де Вельде, использовав мотивы "стиля модерн", уже изжившего себя, не сумел подняться до уровня принципиальной новизны решений лучших построек выставочного комплекса (таких, как павильоны В. Гропиуса и Б. Таута).

Ван де Вельде считал преждевременной коренную ломку архитектуры, которую в Это время отстаивали его более радикально настроенные коллеги, так как считал, что еще не подготовлены кадры для воплощения Этих идей. Он не примкнул к главному течению в развитии современной архитектуры и не занимался его главными проблемами - градостроительством, принципами формирования пространства и т. д. Он работал только для обеспеченных заказчиков, имевших средства на оплату квалифицированных мастеров-ремесленников.

А. Ван де Вельде. Здание Художественной школы в Веймаре.
1906.

Покинув Германию в 1917 году, Ван де Вельде после кратковременной работы в Швейцарии и Голландии вернулся на родину, где продолжал практическую деятельность. Одновременно он организовал и с 1926 по 1935 год возглавлял Высший институт декоративного искусства в Брюсселе, развивая идеи, заложенные им в Веймаре.

А. Ван де Вельде. Здание театра в Кёльне.
1914.

Высоко ценя в искусстве современность, Ван де Вельде интуитивно, как тонкий художник, чувствовал веяние времени. Это помогло ему создать свое последнее сооружение, временное здание музея Кроллер-Мюллер в Оттерло в Голландии (1937-1954). Простота сооружения функциональна: буквально ничего нет лишнего. Специальные устройства обеспечивают равномерность верхнего света в экспозиционных залах. Четкий график осмотра завершается у сплошь остекленного торца здания, образующего органичный переход к окружающему парку с озером, где продолжается экспозиция скульптур. Это делает музей Кроллер-Мюллер образцом современного музейного здания. Характерно для противоречивости творчества Ван де Вельде, что им был выполнен проект постоянного здания музея - монументальный, архаичный, в духе национально-романтического стиля, который, к счастью, не осуществлен.

А. Ван де Вельде. Здание музея Кроллер-Мюллер в Оттерло.
1937-1953.

С 1947 года Ван де Вельде поселился в Швейцарии, в Оберегери, где и скончался в возрасте 94 лет. Последним трудом Ван де Вельде являются его мемуары, в которых он подробно останавливается на фактах своей творческой жизни и раскрывает свою теоретическую концепцию. Мы приводим выдержки из его высказываний разных лет и тезисы на дискуссии Веркбунда на выставке в Кёльне 1914 года.

Переводы выполнены М. Г. Абезгауз и В. Г. Калишем.

 

К началу страницы
Содержание
Отто Вагнер. Современная архитектура  Анри Ван де Вельде. Очищение искусства