Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации

Мастера архитектуры об архитектуре
Зарубежная архитектура. Конец XIX—XX век


ОТТО ВАГНЕР
(1841-1918)

Влияние венского архитектора Вагнера наложило очевидный отпечаток на архитектуру начала XX столетия. Одним из первых он осознал необходимость решительного обновления архитектуры в условиях нарастающего темпа технического прогресса, развития производства и обострения социальных противоречий буржуазного общества. Он подтолкнул реализацию уже созревшей тенденции и благодаря этому его призывы к поискам нового имели столь широкий отклик. Талантливый, яркий архитектор-практик, педагог и автор книги "Современная архитектура", получившей очень широкое распространение, он пользовался громадным авторитетом, не только стимулируя поиски, но и на какое-то время поставив им предел ограниченностью, компромиссностью своей концепции. Наследник идей Виоле ле Дюка, среди факторов, определяющих необходимость новаторства, он выделял на первое место прогресс техники, возникновение новых конструкций. В этом его характерное отличие от рационалистов, воспитанных на традициях романтизма, которых прежде всего интересовало назначение построек, их социальная функция. Сферой новаторских поисков для Вагнера был прежде всего художественно-пластический язык архитектуры, в то время как в общем построении структуры сооружений, их пространственной организации он не видел необходимости порывать с традициями классицизма. По существу творческая концепция Вагнера не выходила за пределы классицистических принципов формообразования, что с особенной очевидностью показывают его градостроительные проекты.

Родился О. Вагнер в 1841 году в Пенцинге, предместье Вены. Художественная одаренность и тяготение к архитектуре у О. Вагнера определились рано, и, вопреки стремлению семьи сделать его адвокатом, он в 1857 году поступил в венскую Высшую техническую школу. В 1860 году Вагнер некоторое время учился в Берлине, а в 1861 - 1863 годах закончил образование на архитектурном отделении Венской Академии художеств под руководством архитекторов Е. Ван дер Нюлля и А. фон Зикардсбурга, создателей эклектического здания оперного театра в Вене.

Первый период творчества Вагнера, продолжавшийся до его пятидесятилетия, всецело определялся традициями так называемого "венского ренессанса", классицизма, переродившегося в эклектику. На этом поприще Вагнер достиг успеха и известности. В 1890-1893 годы он выполнил схему перепланировки Вены, где одним из главных предложений было создание городской железной дороги. Эта работа имела большое значение для его творческой биографии. Из пояснений к проекту возникла впервые изданная в 1895 году его знаменитая книга "Современная архитектура". Вагнер получил заказ на проектирование метрополитена - единственной части схемы реконструкции, которая была реализована (1894- 1897).

Строительство утилитарных сооружений "нетрадиционного" назначения дало толчок к новаторским поискам. Вагнер стремился к максимальной связи с назначением и конкретной ситуацией архитектуры каждой из сорока станций дороги. Наиболее интересны среди них сооружения станции "Карлсплац", где над симметрией, характерной для классицизма, преобладают черты рационалистической ветви "стиля модерн". Выявленный на фасаде каркас из тонких металлических стержней, в котором сочетаются прямолинейные и криволинейные элементы, заполнен гладкими мраморными панелями. Ясность основной структуры контрастна сложности кривых растительного орнамента.

О. Вагнер. Станция метро на Карлсплац в Вене.
1894-1897.
О. Вагнер. Вокзал в Шенбруннском парке в Вене.
1894-1897.

До большей определенности композиционные приемы, лишь намеченные в этом сооружении, были доведены в жилом доме, получившем название "Майолика-хауз" (Вена, 1898). Плоский фасад шестиэтажного дома, прорезанный равномерными рядами одинаковых проемов, был покрыт фаянсовыми облицовочными плитками, роспись которых образовала громадное пятно причудливого растительного орнамента. Ритм этого орнамента безразличен к членениям стены. Место пластических элементов с их светотенью занял плоскостный декор, членения объема свелись к комбинациям линий на плоскости.

О. Вагнер. Майолика-хауз в Вене.
1898.

Вагнер достиг вершины воплощения рациональности в своем понимании, создав здание Центральной сберегательной кассы в Вене (1904-1906). Объем этой постройки концентрируется вокруг операционного зала, освещенного верхним светом. Его симметричная композиция с рядами опор центрального свода, отделяющими пониженные боковые нефы, традиционна. Однако пространство зала формируется обнаженной металло-стеклянной конструкцией. Сложный рисунок кривой центрального свода и пропорции суживающихся книзу металлических опор сохраняют следы болезненной утонченности модерна. Плоскостный геометричный характер организации фасада связан, однако, скорее с немецким классицизмом Ф. Шинкеля. Любопытно использование алюминия, нового тогда материала, - из него выполнены скульптуры на фасаде и, примененные как декоративный мотив, головки болтов, которыми крепится мраморная облицовка.

О. Вагнер. Здание сберегательной кассы в Вене.
1904-1906.

Почти в те же годы по проекту Вагнера была построена церковь, являющаяся частью комплекса психиатрической больницы в Штайнхофе, западном районе Вены (1904-1907). Покрытое куполом крестообразное здание венчает вершину холма. Традиционная схема здесь сочетается с линеарным, графическим характером декора.

О. Вагнер. Штайнхоф-кирхе в Вене.
1807.
О. Вагнер. Штайнхоф-кирхе. Портал.

В более поздних работах Вагнера господствуют лаконичные геометризированные формы. Гладкие оштукатуренные фасады доходных домов на Нойштифтгассе и Дёблергассе в Вене (1909-1911) расчленены сеткой линий, имитирующей крупные облицовочные плиты. Обрамления голубой майоликой выделяют основные членения плоскости. Здание кожно-туберкулезной лечебницы в одном из районов Вены (1908-1913) имеет обычную для классицизма симметричную схему с центральным портиком, акцентирующим вход. Все элементы здания приведены к простейшим геометрическим формам. Классический мотив руста трансформирован в чередование полос светлой и темной облицовочной плитки. Только плоскостность, графичность скупого декора осталась в поздних работах Вагнера от увлечения "стилем модерн". Простота форм, их геометрическая обобщенность начинают выступать как главное воплощение целесообразности. Неоклассическая традиция господствует в объемно-пространственной организации построек.

О. Вагнер. Дом на Нойштифтгассе в Вене.
1911.

Большое значение имела педагогическая деятельность Вагнера, позволившая ему значительно расширить и углубить свое творческое влияние. Он был избран профессором Венской Академии художеств в 1894 году и преподавал там двадцать лет. В той или иной мере характер творчества мастера отразился в работах всех его учеников, среди которых были такие крупные мастера, как австрийские архитекторы И. М. Ольбрих (1867-1908), Й. Гоффман (1870-1956), чешский архитектор Я. Котера (1871- 1923), работавший в Австрии, Чехословакии и Югославии Й. Плечник (1872-1957) и Р. Нейтра (1892-1970), ставший одним из крупнейших архитекторов США. Райт, Лоос, Беренс и Ле Корбюзье - каждый по-своему отталкивались от программы "современной архитектуры" О. Вагнера.

О. Вагнер. Кожно-туберкулезная больница в Вене.
1913.

Теория О. Вагнера всецело вырастала из его практики. Она не заключает в себе социальных идей, хоть сколько-нибудь радикальных. Целесообразное использование новых технических возможностей в интересах буржуа - главный критерий, на который опирается Вагнер. Понимание Вагнером "полезного", "целесообразного" несравнимо более ограничено, чем предложенное почти в то же время Л. Салливеном толкование функционального. Но анализ профессиональных проблем, который он дает, и в первую очередь анализ значения достижений строительной техники для архитектуры, проницателен и точен, он основывается на богатстве наблюдений, накопленном за десятилетия творческой практики. Без того, что сделал Вагнер для утверждения необходимости обновления архитектуры, вряд ли могли бы получить столь принципиальную форму эксперименты Беренса в "АЭГ" и "дома прерий" Райта.

Предисловие, составление и примечания А. В. Иконникова, переводы В. Г. Калиша и Е. Р. Классон.

 

К началу страницы
Содержание
Луис Генри Салливен. Орнамент в архитектуре  Отто Вагнер. Современная архитектура