Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Персоналии
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Журналы, газеты, блоги
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикації
Григорий Логвин
Киев. По художественным памятникам Киева. Очерк.
 

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

На юг от храма Спаса на Берестове лежат два больших холма с широкой, в виде амфитеатра, впадиной между ними. На этих холмах расположен знаменитый Печерский монастырь (ул. Январского восстания, 21; ил. 126), основанный в середине XI века. Его ансамбль состоит ныне из Верхней лавры, Ближних и Дальних пещер. Как рассказывает древний летописец, первые монахи обосновались на дальнем холме, позже получившем название Дальних пещер. Первый храм монастыря, церковь Богородицы, так же как и монашеские кельи, была устроена под землей.

126. Общий вид Киево-Печерской лавры со стороны Днепра

Со временем, когда число братии возросло, кельи появились и на территории так называемых Ближних пещер, находящихся под холмом, расположенным на юг от села Берестова и получившим позже название Верхней лавры. Существовавшая под землей маленькая церковь на Дальних пещерах не могла удовлетворить монахов, и тогда вместо подземной была построена, видимо, деревянная церковь Успения Богородицы. С каждым годом популярность монастыря все возрастала. Печерский монастырь начинает играть огромную культурно-историческую роль. Здесь Нестор написал летопись "Повесть временных лет". Он был культурнейшим и образованнейшим человеком своего времени. В своей повести он сумел подняться до понимания взаимосвязи мировых событий и первый нарисовал яркую картину Древней Руси, определил ее связи с мировой историей. Любовь к своей отчизне и своему народу, призыв к патриотизму и единству - вот главные мотивы, проходящие красной нитью через все повествование. Главный вопрос, волновавший Нестора, был "откуда пошла есть земля Русская". Он первый попытался на него ответить. "Повесть временных лет" - великое произведение человеческого гения, гордость нашего народа; это неисчерпаемый источник знаний исторического прошлого.

Для своего времени Нестор как культурный человек не являлся исключением. Достаточно вспомнить митрополита Иллариона, друга и советника князя Ярослава Мудрого, и его "Слово о законе и благодати", где каждое слово проникнуто патриотической гордостью за свою родину.

128. Л. Тарасевич. Вид лавры. Гравюра из "Патерика". 1702

Киевские князья всячески поддерживали Печерский монастырь: во второй половине XI века сын Ярослава Мудрого Святослав пожертвовал монастырю сто гривен, то есть 5,5 кг золота, а другой сын, Изяслав, - большой участок земли на юг от села Берестова, и эта территория получила впоследствии наименование Верхней лавры.

Закладка главной святыни монастыря, Успенского собора, произошла в 1073 году, но строительство его развернулось только в 1075 году: "...и кончана бысть на третье лето, месяца иуля 11 день" (1978 г. - Г. Л.). Украшение собора росписями и мозаиками продолжалось до 1089 года, после чего он был освящен. Тогда же "и монастырь огородища стол-пием, и кельи поставища многи, и оттоле произвався Печерский монастырь, беша бо прежди жили чернеци в печере".

Главный собор теперь уже известного по всей русской земле монастыря был поставлен на плато высокого приднепровского холма, господствующего над всей окрестностью. Градостроительное значение этого здания было велико, так как оно было главным композиционным акцентом этой части города и связывало в одну архитектурную и пространственную композицию отдельные части монастыря - Верхнюю лавру, Ближние и Дальние пещеры (ил. 156).

156. Верхняя лавра и Ближние пещеры

[Успенский собор]

Успенский собор Киево-Печерской лавры являлся наиболее законченным образцом древнерусского шестистолпного, крестово-купольного, одноглавого храма. Вытянутый в плане прямоугольный собор заканчивался на востоке тремя гранеными снаружи апсидами. Три пары столбов делили его в продольном и поперечном направлениях на три нефа и несли систему перекрытий в виде единственного купола и полуциркульных сводов над боковыми нефами. Своды центрального нефа, трансепта были приподняты по отношению к сводам боковых нефов. В западной части храма находился притвор, или нартекс, над которым располагались хоры. Вход на хоры помещался с южной стороны. После татаро-монгольского нашествия, возможно, в связи с тем, что лестничная башня была разрушена, вход на хоры был сделан снаружи между стеной собора и крещальней Иоанна Предтечи, построенной, вероятно, одновременно с собором.

Первоначальный Успенский собор был сложен из больше-мерного плоского кирпича и камней способом смешанной кладки, когда полосы кирпича чередуются с камнями. Широкие полосы розово-красного известкового раствора между смежными рядами кирпича были тщательно затерты и подрезаны, а затем оштукатурены. Фасады были расчленены плоскими лопатками, отвечающими внутренним опорным столбам, и завершались арками. На больших плоскостях оштукатуренных стен выделялись пятна оконных проемов и плоских двухуступчатых ниш.

Граненые апсиды были украшены тоненькими, изящными полуколонками из лекального кирпича, а верх центральной апсиды - еще и меандровым фризом, выложенным из кирпича, и пояском поребрика. Небольшие полуциркульные ниши и арочное завершение украшали барабан купола, подобно куполам Софийского собора и собора Михайловского Златоверхого монастыря. Но от храмовых построек Ярослава Успенский храм отличается не только размером (он уступает Софийскому собору), но также и архитектурой. Приподнятый постамент барабана и высокий купол придали Успенскому собору более лаконичный силуэт, где центральная глава является главной вертикальной композиционной осью.

Как можно судить по археологическим данным и свидетельствам летописей, интерьер собора был украшен мозаиками и фресками. Во время археологических исследований в 1951 году на территории монастыря были открыты мастерские по изготовлению мозаичной смальты, а также найдены готовые кубики и полуфабрикаты смальты. Существование здесь мастерских свидетельствует о том, что в украшении собора наряду с греческими принимали участие и древнерусские мастера. Источники сохранили имя одного из них - Алимпия, искусство которого было незаурядным и вызывало похвалу современников. Его прах покоится на Ближних пещерах.

В 1230 году Успенский собор пострадал во время сильного землетрясения, когда "великая церковь расступися на полы и падеся верх". Были разрушены купол, южная стена и апсида. Но вскоре церковь была восстановлена. В позднейшие эпохи храм неоднократно перестраивался (ил. 129), менялось и его внутреннее убранство. В 1579 году на пожертвования князя Константина Острожского был сделан новый иконостас. Копия-модель его была исполнена в конце XVII века и является свидетельством высоких достижений украинского монументально-декоративного искусства в XVI веке. Судя по этой модели, украинский иконостас в пятиярусном варианте к этому времени уже окончательно сложился. Также отчетливо обозначилось и реалистическое направление в иконописи и в орнаментальной резьбе. Этот иконостас погиб во время пожара 1718 года, а новый, в стиле барокко, был исполнен во время восстановления храма в 1723-1729 годах на средства гетмана И. Скоропадского (ил. 130). Огромный многоярусный иконостас производил неизгладимое впечатление на современников. Он стал, по-видимому, прототипом для таких прославленных творений, как иконостасы церквей в селах Великие Сорочинцы, Гамалеевка, Густыня, Запселье и городах Нежин и Ромны. Царские позолоченные врата иконостаса Успенского собора, видимо, были исполнены видным киевским ювелиром Иваном Равичем.

129. Успенский собор Киево-Печерской лавры. XI в.; XVIII в. Не сохранился

130. Фрагмент иконостаса Успенского собора. XVIII в. Не сохранился

Из произведений прикладного искусства XVIII века, являющихся вкладом в собор, сохранилось сравнительно много образцов. Среди них заслуживает внимания серебряное блюдо с изображением охоты (ил. 134). Подобные охотничьи эпизоды часто встречаются в гравюрах, на гобеленах и в стенных росписях (например, в замке в Олесько). Как известно, ученик на экзамене на звание цехового мастера должен был исполнить по выбору либо какую-то массовую сцену, либо сцену охоты.

134. Блюдо с изображением охоты из Успенского собора. Серебро. XVIII в. Музей-заповедник Киево-Печерская лавра

Одновременно с иконостасом XVI века в соборе было установлено скульптурное надгробие с фигурой усопшего князя Константина Острожского. Моделировка формы изобличает приверженность исполнителя к древним традициям. Он стремится передать, как и в живописи того времени, не натуралистические подробности, но обобщенный образ идеального рыцаря, храброго воина (ил. 133).

133. Надгробие К. Острожскому в Успенском соборе. Мрамор. Фрагмент. 1578. Не сохранилось

Крупному объему Успенского собора прекрасно контрастировала небольшая столпообразная крещальня Иоанна Предтечи, стоящая с его северной стороны против притвора. Этобыл оригинальный небольшой четырехстолпный, однокупольный храм. Здесь отсутствовали выступающие апсиды; они в виде ниш были устроены в толще стены, и, таким образом, церковь имела подчеркнутый башнеобразный характер. Стройность и столпообразность массива усиливались также узкими лопатками, расположенными на трех фасадах, и тонкими полуколонками, украшавшими восточный фасад. Подобно Успенскому собору, на стенах крещальни четко выделялись двухуступчатые ниши и проемы окон, а барабан купола также имел изящное арочное завершение. Первоначальные арочные венчания куполов сохранялись еще в XVII веке, как об этом можно судить по изображениям Успенского собора и крещальни на гравюрах 1623 и 1661 годов.

[Киево-Печерская лавра]

Устройство монастырской ограды и ворот, как об этом говорит летопись, определило в общих чертах планировку всей территории Верхней лавры (ил. 127). Главный въезд был сделан с запада, против Успенского собора. Хозяйственные ворота, вероятно, находились там, где позже известны Экономические. Для связи с Ближними и Дальними пещерами существовал проход.

127. Схема генерального плана Киево-Печерской лавры
А - Верхняя Лавра;
Б - Ближние пещеры;
В - Дальние пещеры;
Г - Гостиный двор.
1 - Троицкая надвратная церковь;
2 - церковь Николая (больничная);
3 - корпус соборных старцев (корпус келий № 3);
4 - корпус соборных старцев (корпус келий №4);
5 - корпус ключников;
6 - монастырские кельи;
7 - корпус клирошан;
8 - Великая лаврская колокольня;
9 - дом наместника;
10 - митрополичьи покои;
11 - трапезная;
12 - руины Успенского собора;
13 - типография;
14 - ковнировский корпус;
15 - переплетная;
16 - экономический корпус;
17 - церковь Всех Святых на Экономических воротах;
18 - Малярная башня;
19 - церковь-башня Онуфрия;
20 - башня Часовая;
21 - башня Ивана Кушника;
22 - ворота;
23 - крытая деревянная галерея;
24 - колокольня на Ближних пещерах;
25 - трапезная;
26 - церковь Воздвижения;
27 - ротонда на подпорной стене;
28 - церковь Зачатия Анны;
29 - галерея;
30 - церковь Рождества Богородицы;
31 - колокольня на Дальних пещерах;
32 - гостиница;
33 - крепостные стены;
34 - церковь Воскресения;
35 - Московские ворота;
36 - церковь Феодосия;
37 - Киевские ворота;
38 - церковь Спаса на Берестове

[Троицкая надвратная церковь]

Направление дороги от главных ворот к Успенскому собору определило не только застройку, но также и конфигурацию площади перед храмом в виде треугольника со срезанной вершиной, основанием повернутого к собору, а вершиной - к воротам. Законченное оформление площадь получила тогда, когда вместо деревянных ворот в 1108 году было закончено строительство каменных и над ними - Троицкой надвратной церкви, а также трапезной, расположенной к югу.

Трапезная была сооружена в 1108 году на средства князя Глеба Всеславича. "Патерик" (XIII-XV вв.) сообщает, что во время землетрясения в 1230 году "и трапезницю потрясе каменную... камение дробное сверху падеся, и столы, и скамьи. Но обаче вся трапезница не падеся, ни верх ея". Из этого известия можно заключить, что она кроме зала и подсобных помещений имела и храм, увенчанный верхом (куполом). Реставрация трапезной в XVI веке не нарушила ее облик, так как коснулась только венчания.

Когда в 1182 году умер игумен монастыря Поликарп, то монахи решили: "... послемся к Василеви попови на Шьковицю, абы был нам игумен". Во времена игуменства Василия (1182-1197) была построена каменная оборонительная стена. Иннокентий Гизель в своем "Синопсисе" писал: "Самый монастырь окрест каменными стенами обведен бысть на два стрельбища, в толстоту же, или в широту каменная стена бяше на сажень, и врата каменные же иде же ныне церковь Троицы". Археологические исследования последнего времени подтвердили это свидетельство. Обнаруженная стена имела ширину 2,2 м.

Троицкая надвратная церковь прекрасно сохранилась, хотя и в реставрированном виде (ил. 136). В нижнем ее ярусе в среднем арочном пролете располагаются проезжие ворота, а по сторонам - служебные помещения. Вход на второй ярус, в собственно церковь, в XII веке осуществлялся, вероятно, по наружному лестничному входу. Сама церковь является небольшим четырехстолпным, однокупольным храмом с тремя апсидами, устроенными в толще стены. Павел Алеппский сравнивал ее устройство с церковью над Золотыми воротами в Киеве.

136. Троицкая надвратная церковь. 1108. Западный фасад. Реставрация 1722-1729; конец XIX в.; 1958

В 1722-1729 годах фасады храма были оформлены в стиле украинского барокко. Его первоначальный декор хорошо сохранился только на южном фасаде (ил. 135). Плоские лопатки членят его плоскости на три части, которые завершаются арками. Они отвечают сводчатым перекрытиям, а лопатки - внутренним опорным столбам; в арках находятся двухуступчатые ниши и оконные проемы.

135. Троицкая надвратная церковь Киево-Печерской лавры. 1108. Южный фасад

137. Троицкая надвратная церковь. 1108. Северный фасад Реставрация 1722-1729; конец XIX в.; 1958

Об архитектуре остальных сооружений лавры на Ближних и Дальних пещерах XI-XII веков, вероятно деревянных, можно только догадываться.

Во время татаро-монгольского нашествия в 1240 году Киево-Печерская лавра, так же как и город, сильно пострадала. После погрома монастырь постепенно восстанавливается. Известно, что уже в 1470 году при князе Семене Олековиче был реставрирован Успенский собор. В память этого события в стену его центральной апсиды был вмурован терракотовый рельеф-триптих, в крайних частях которого были изображены основатели монастыря Антоний и Феодосии, а в средней - Богоматерь в позе Оранты, видимо, повторяющая мозаичный образ Оранты, украшавший центральную апсиду собора в XI веке и его реплику - шиферный рельеф Оранты (XIV в.). Сейчас этот триптих помещен в стене Великой лаврской колокольни.

В XVII веке в Верхней лавре было построено из дерева много различных зданий, деревянные церкви были и на Ближних и Дальних пещерах. На Печерске, выросшем к тому времени в большой город, существовали свои деревянные укрепления, охватывающие полукольцом громадное поселение, а также всю Киево-Печерскую лавру и село Берестово.

В Печерск вели трое ворот: Васильковские - со стороны Василькова, вторые - со стороны Наводничей улицы, примерно там, где позже были построены Московские ворота, и Киевские, примерно в том месте, где проходит сейчас улица Кирова, ведущая в лавру из Верхнего города. О размерах Печерска в XVII веке свидетельствует уже упомянутый Павел Алеппский, который пишет, что, въехав через Васильковские ворота, он следовал "между бесчисленными садами, протягивающимися значительно вширь. <...> В каждом саду была своя постройка, а число домов простиралось вообще до 4-5 тыс. От ворот к монастырю вела главная большая улица. Отсюда вела (от Троицкой надвратной церкви. - Г. Л.) широкая улица в церковь (Успения. - Г. Л.); по обе стороны монашеские кельи, красивые и чистые, с широкими и красивыми окнами со всех четырех сторон, выходящими на улицу, в плодовитые сады и огороды внутренних дворов. В каждой квартире три калитки и три двери... каждая комната расписана красивых цветных изразцов". Точное и красочное описание Алеппского почти полностью совпадает с тем, что мы видим сейчас, с той только разницей, что на месте келий располагаются корпуса № 3 и № 4, построенные в конце XVII - начале XVIII века.

После окончания национально-освободительной войны 1648-1654 годов в развитии Киева наступил новый этап. Рост экономических связей Киева с Москвой содействовал подъему благосостояния города, что повлекло за собой усиленное строительство. В лавре, как в самом богатом монастыре, возводится много зданий.

На протяжении всей своей истории Киево-Печерский монастырь играл роль не только религиозного центра, но и крупного центра культуры и искусства. Здесь работали видные ученые-филологи, историки, литераторы и проповедники. Особенно широкий размах приобрела культурно-просветительская деятельность лавры в XVI-XVII веках в связи с подъемом национально-освободительной борьбы украинского народа против феодально-католического гнета Польши. Достаточно вспомнить, что книги печерской типографии распространялись в России, Белоруссии, Польше, Сербии, Болгарии и Молдавии. В лавре воспитывались деятели культуры и искусства - Илья, Федор, А. Галик, ф. Павловский, братья Тарасевичи, И. Галятовский, И. Ширский, Илларион Мигура, Григорий Левицкий и другие.

Книжные гравюры лаврских художников характерны высоким мастерством и глубоким содержанием, наполнены гуманистическими, антифеодальными освободительными идеями (например, "Гравюры на жалосный погреб гетьмана Сагайдачного" или гравюры "Учительского Евангелия"). Особенно большую роль в развитии и укреплении гуманистических традиций в украинском искусстве сыграла деятельность талантливого гравера Ильи. Он сумел выработать свой собственный образный стиль, очень сдержанный и лаконичный, проникнутый духом народного искусства, глубоко человечный по идейному содержанию и антифеодальный по устремлениям. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на его гравюру "Вешают царей".

Гравюры лаврской типографии оказали благотворное влияние на орнамент белокаменной и деревянной резьбы (порталы, иконостасы), на шитье, ювелирное искусство, а также на лепную орнаментику в архитектуре. Высокое искусство талантливых граверов, работавших в XVII-XVIII веках, - Федора, Леонтия Тарасевича, а также Григория Левицкого (1735-1769) - оказало существенное воздействие на дальнейшее развитие реалистических принципов в украинском искусстве. Им оно обязано многими своими достижениями.

В монастыре в XVII веке Иннокентий Гизель составил первую после татаро-монгольского нашествия патриотическую историю украинского народа - знаменитый "Синопсис".

В XIX веке Киево-Печерская лавра из бывшего когда-то прогрессивного культурного центра Украины превращается в верного слугу русского самодержавия, становится оплотом реакции.

В конце XVII века как в самом Киеве, так и в лавре возводится много крупных сооружений. В связи с этим возникла острая нехватка квалифицированных мастеров-строителей, и потому их теперь выписывают из Москвы. В Киеве строят такие мастера, как Осип Старцев, Дмитрий Аксамитов, и другие. Многие украинские мастера, работавшие ранее в Москве, возвращаются на Украину. Поэтому в это время в украинской архитектуре появляется ряд деталей, характерных для московской архитектуры, как, например, колонки с перехватом-дынькой, фигурные фронтончики над окнами, городки и ширинки.

Время между 1690-1708 годами является порой самого интенсивного строительства в лавре, когда были построены крепостные стены с башнями Кушника, Онуфрия, Малярной и Часозвонной, Экономические ворота с церковью Всех Святых, церковь св. Николая (больничная), монашеские кельи, церковь Воздвижения на Ближних пещерах и церковь Рождества Богородицы на Дальних пещерах, а также церкви Воскресенская и Феодосия на Печерске, недалеко от стен лавры. Возведение мощных оборонительных каменных стен явилось как бы завершающим этапом в сложении ансамбля всего монастыря; стены с башнями охватили все его части, где располагались разнообразные по стилю здания.

Вокруг главного композиционного центра Верхней лавры - Успенского собора - группируются отдельные постройки: две колокольни, несколько корпусов келий, трапезная, типография и ряд других. На собор ориентируются улицы от главных и от Экономических ворот. Комплекс Верхней лавры Ближних и Дальних пещер складывался почти на протяжении 900 лет, поэтому в нем отсутствуют регулярность и нарочитость. Сооружения здесь свободно группируются в зависимости от их роли в ансамбле и их функционального назначения. Во всем видна рациональность и осмысленность. Но при этом сохраняется большая живописность и интимность каждого уголка. При входе через главные ворота перед посетителем открывался Успенский собор, и благодаря тому, что площадь расширялась к церкви, получалась как бы обратная перспектива - здание казалось совсем рядом.

По обе стороны площади, ведущей к собору, находятся кельи: справа - корпус № 3 (1720-1721), а слева - корпус № 4 (конец XVII в., перестройки в 1720-1721 гг., ремонт в 1777 г.; ил. 150). Во время Великой Отечественной войны в 1941 году эти кельи были сожжены и восстановлены в 1945-1947 годах.

150. Кельи соборных старцев (корпус № 4) Киево-Печерской лавры. Конец XVII в.; XVIII в. 1945-1947

Архитектура этих двух построек очень интересна. Одноэтажные, вытянутые в длину корпуса имеют высокую, оригинальной формы кровлю с заломом. Белые стены, декорированные широкими пилястрами, оживляются проемами окон с украшениями в виде несложных наличников и треугольных или лучковых фронтончиков, попеременно чередующихся; Фронтончики иногда оформлены лепной раковиной. Оба корпуса увенчаны карнизом небольшого выноса, но сильно развитым в высоту путем многократного повторения основных элементов: полочки, четверти вала и выкружки. Такая его форма объясняется конструктивной необходимостью, ибо из кирпича невозможно сделать карниз большого выноса. Поэтому мастер, чтобы достичь желаемой архитектурной выразительности, усложнил его путем развития в высоту. Крупный, многократно крепованный карниз очень хорошо гармонирует со всем обликом здания. Торцы высокой кровли закрыты фигурными фронтонами, оформленными нишами и декоративными лепными орнаментами (ил. 151).

151. Кельи соборных старцев (корпус № 4)

Однообразное повторение входов в кельи, проемы которых обрамлены только простыми наличниками, и долгий ритм пилястр на стенах вызваны однообразной планировкой корпуса, в основе которой лежит много раз повторяющаяся секция, состоящая из сеней с двумя комнатами справа и слева. Перед каждой комнатой со стороны площади находится небольшой палисадник с цветником, а иногда и деревцем яблони, вишни или ореха.

Правый корпус (№ 3), предназначенный для привилегированной верхушки монастыря - соборных старцев, по своей планировке отличается от левого (№ 4) тем, что в нем каждая секция, прилегающая к сеням, состоит из пяти комнат; кроме того, к нему с торцовой стороны примыкает тенистый фруктовый сад.

Белизна стен, их выразительная пластика, сень деревьев и яркие цветы палисадников придают корпусам уют и очарование, присущие народной архитектуре.

Сразу же влево от главных ворот лавры находится вход в Больничный монастырь с маленькой братской церковью св. Николая конца XVII века (ил. 148). Она трехчастная и по плану напоминает трапезные. Здание состоит из главного помещения с граненой апсидой, увенчанной куполом, притвора и подсобных помещений, бывших, вероятно, когда-то кельями. Церковь, реставрированная после разрушений во время войны 1941-1945 годов, предстает сейчас во всей своей первоначальной красоте. Невольно взор останавливается на небольшой белоснежной башне-апсиде, завершенной двухъярусным грушевидной формы синим куполом с золотыми звездами и с грациозной маковкой.

148. Церковь Николая (больничная) Киево-Печорской лавры. Конец XVII в. Реставрация 1959

Архитектура ее близка к корпусам келий, с той только разницей, что декор церкви Николая богаче и разнообразнее. Пилястры имеют еще больше горизонтальных членений в виде тяг, поясков и валиков. Окна обрамлены сложными профилированными наличниками и колонками с дыньками, а барабан купола украшен лепным орнаментом, хорошо закомпонованным вокруг характерных окон со срезанными углами. По фризу барабана расположены яркие, красочные розетки из поливной керамики.

[Церковь Всех Святых на Экономических воротах]

На север от руин Успенского собора, варварски уничтоженного взрывом во время недолгой немецко-фашистской оккупации, возвышающихся на центральной площади монастыря, в глубине перспективы улицы, идущей в северном направлении, виднеется стройный силуэт пятикупольной церкви Всех Святых на Экономических воротах, построенной в 1696-1698 годах (ил. 149). Нижний ее ярус занимает проезд, а верхний - храм, куда ведет лестница, перед которой расположена небольшая галерея. Церковь Всех Святых на Экономических воротах является, пожалуй, одним из наиболее ярких образцов архитектуры стиля украинского барокко. Своим крестовым планом с гранеными ветвями она полностью повторяет тип крестовой пятикупольной украинской деревянной церкви. Эту связь можно усмотреть не только в форме плана, но также и в объемно-пространственной структуре храма; здесь восьмигранные барабаны куполов поставлены на срезанные сомкнутые своды, так же как и в деревянной архитектуре.

149. Церковь Всех Святых на Экономических воротах Киево-Печерской лавры. 1696-1698

Переход от наклонных граней, пирамидальных перекрыгий к вертикальным стенам барабанов куполов получил в украинском зодчестве специфическое название - залом. От количества комбинаций этих заломов зависят и силуэт сооружения и его выразительность. В деревянных храмах заломов бывает до шести, в каменном - не превышает трех. В церкви Всех Святых два залома. Они позволили зодчему с большим мастерством раскрыть внутреннее пространство интерьера в высоту.

В церкви Всех Святых прежде всего поражают необычайные ясность и четкость композиции всех ее пяти стройных башнеобразных объемов, завершенных двухъярусными куполами, и гармония чрезвычайно богатого и разнообразного декора, который не только не нарушает тектонику стены, структуру храма, но, наоборот, еще больше усиливает их. Весь декор фасадов выполнен в стиле украинской архитектуры конца XVII века, главным мотивом которого являются широкие угловые пилястры с большим количеством горизонтальных тяг в виде полочек, валиков и выкружек. Оригинальные капители пилястр имеют характерный вырез с перевернутыми волютами. В узких простенках, зажатых между пилястрами, расположены окна в два яруса; ниже окон проходит пояс ниш самой разнообразной формы, который дополняет украшения окон полуколонками и фронтончиками различных очертаний. От первоначальных росписей интерьера церкви Всех Святых сохранились только фрагменты в нише восточной ветви креста, представляющие растительный орнамент в народном духе. Существующие сейчас росписи исполнены в 1905 году учениками монастырской иконописной мастерской под руководством И. Ижакевича в реалистической манере. Интерьер украшает пятиярусный иконостас с золоченой резьбой на красном фоне. Сохранились сведения об участии Алимпия Галика, видного художника XVIII века, в написании икон для этого иконостаса.

Прекрасно гармонирует с церковью Всех Святых небольшая открытая аркада-галерея с приземистыми колонками, ведущая на лестницу в церковь. Торец высокой двускатной кровли галереи закрыт фронтоном, сплошь заполненным орнаментальной лепкой.

[Церковь-башня Онуфрия]

На восток от типографии в системе ограждающих стен Верхней лавры находится построенная одновременно с церковью Всех Святых на Экономических воротах церковь-башня Онуфрия. Она также повторяет тип крестовой деревянной украинской церкви, но в однокупольном варианте. Она сооружена не на видном месте, поэтому ее декор хотя и сходен во всем с архитектурой храма на Экономических воротах, но сдержаннее и беднее. Отсутствуют многочисленные ниши, наличники и колонки вокруг окон, а карнизы значительно проще. Вследствие того что она однокупольная, ее силуэт несколько тяжелее, а массы более грузны. Но благодаря тому что церковь Онуфрия поставлена на кромке горы, она очень выразительно выделяется на фоне синих заднепровских просторов ярким белым пятном.

[Башня Малярная. Часовая башня]

Башня Малярная, расположенная в северном углу хозяйственного двора лавры, заметно отличается своей архитектурой от церкви-башни Онуфрия. Она лишена каких бы то ни было украшений. Ее оборонное назначение ничем не маскируется. Близка к ней своей аскетической строгостью восточная Часовая башня. Выразительные и разнообразные по силуэту башни, точно молчаливая стража, высятся над стенами монастыря.

Замечательный ансамбль Верхней лавры, состоявший из каменных построек и большого числа деревянных келий, трапезной, колоколен, типографии и других сооружений, не сохранился до наших дней. В 1718 году из-за небрежного обращения с огнем загорелись деревянные кельи, а через полчаса огнем была охвачена вся обитель. Все деревянные здания сгорели дотла, а каменные потеряли деревянные перекрытия и купола. В пламени пожара погибла громадная библиотека с архивом древних документов. В главном соборе и других храмах сгорели иконостасы, произведения искусства, драгоценная утварь и ткани.

131. Богоматерь-Оранта. Рельеф. Терракота. XIV в. Музей-заповедник Киево-Печерская лавра

132. Всадники. Миниатюра Киевской псалтыри. 1397. Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, Ленинград

Это было второе после татаро-монгольского нашествия бедствие, постигшее монастырь. На его восстановление внесли большие суммы русский царь и украинский гетман, полковники и казацкие старшины. Возобновление и строительство новых зданий велось главным образом с 1720 по 1729 год. Тогда были отстроены все сгоревшие храмы, корпуса келий, новая типография, Больничный монастырь, а позже, в 1740-х годах, было закончено сооружение новой главной колокольни.

Эти годы совпадают с утверждением господства старшинской верхушки казачества. Украина вместе с Россией переживала большой экономический и военно-политический подъем. Изменились вкусы и запросы заказчиков. Если в XVI-XVII веках скромные жилища казацкой старшины были очень похожи на жилища зажиточного ремесленника или крестьянина, то теперь казацкая верхушка строит себе богатые каменные дома. Отличительной чертой искусства становится героизация образов, любовь к необыкновенной красочности и богатству. Самыми любимыми сюжетами оказываются герои античной мифологии и истории. В архитектуре новые вкусы и взгляды проявляются в причудливости композиций, в необыкновенной пышности и богатстве декора, в щедром использовании лепных орнаментальных скульптурных украшений, в яркой окраске стен и употреблении поливной цветной керамики. Над фасадами зданий возводятся сложных очертаний фронтоны, оживленные нишами и медальонами самой причудливой формы в обрамлении растительного или геометрического орнамента, трактованного в народном духе, немного наивно, но всегда выразительно и сочно. Яркие живописные композиции на стенах и в медальонах фронтонов дополняют декоративное богатство.

Восстановленный после пожара 1718 года Успенский собор, как богатой ризой, был одет лепным декором, выполненным народными мастерами во главе с мастером Иосифом Билинским из Канева (ил. 129). На его громадных фронтонах не осталось буквально ни одного квадратного сантиметра, не покрытого лепкой или живописью. Растительные и животные мотивы лепных орнаментов поражали богатством фантазии и пластической красотой. Яркие цветные керамические ро-зетки и головки ангелочков на фризе собора соперничали с красочной живописью и белоснежным кружевом лепных украшений. Интенсивные цвета декора, белизна стен, золото куполов, темная зелень - все слилось в цельную живописную картину.

К началу страницы
Содержание
Киево-Печерская лавра  Троицкая надвратная церковь - продолжение