Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Журналы, газеты, блоги
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации. Александр Лейбфрейд... Харьков: Архитектура, памятника, новостройка.
Александр Лейбфрейд, Владимир Реусов, Алексей Тиц
Харьков: Архитектура, памятника, новостройка. Путеводитель

Зона Московского проспекта и Плехановской улицы

Памятники:
  • а - Н. А. Рудневу
  • б - С. М. Кирову
  • в - Стела в честь Харьковских дивизий
  • г - В. Я. Юрьеву
  • д - Г. К. Орджоникидзе
  • е - П. П. Постышеву
  • ж - С. В. Косиору
  • з - М. И. Кошкину
Парки
  • А - ПКиО им. Артема
  • Б - ПКиО им. В. В. Маяковского
  • В - ПКиО им. 40-летия ВЛКСМ
  • Г - ПКиО им. 50-летия СССР
Станции метрополитена:
  • а - "Спортивная"
  • б - "Завод имени Малышева"
  • в - "Московский проспект"
  • г - "Комсомольская"
  • д - "Имени Советской Армии"
  • е - "Индустриальная"
  • ж - "Тракторный завод"
  • з - "Пролетарская" строятся:
  • и - "Площадь Восстания"
  • к - "Плехановская"
Микрорайоны:
  • 731

Условные границы этой территории - река Харьков - на западе, окружная автомобильная дорога - на востоке, долина реки Немышли - на севере. На юге район смыкается с зоной проспекта Гагарина.

Композиционной осью этой части города служит восемнадцатикилометровый Московский проспект, начинающийся у площади Советской Украины и переходящий в Чугуевское шоссе - путь на Ростов. Проспект образовался на месте, где в XVII-XVIII веках начиналась дорога на Москву. Участок от Харьковского моста до площади Восстания раньше назывался Старо-Московской улицей, а от площади Восстания до проспекта 50-летия СССР - Корсиковской улицей. Застройка, окружающая эти улицы, формировалась до Великой Октябрьской социалистической революции в значительной мере стихийно и носит нерегулярный характер. Многие улицы и поныне извилисты, кварталы разной формы и величины. На этом участке к Московскому проспекту примыкают площади Руднева, Фейербаха и Восстания. В поперечном направлении проходят улицы Богдана Хмельницкого, Юрьевская и Академика Павлова. Параллельно проспекту с южной стороны идет Плехановская улица. Освоение территории, расположенной между рекой Харьковом и площадями Руднева и Фейербаха, началось в XVIII веке. Здесь сохранилось несколько капитальных общественных зданий, построенных в первой половине XIX века. Между площадями Руднева и Восстания застройка развернулась в XIX веке.

Во второй половине XIX - первой половине XX века на восточной окраине города возникли крупные промышленные предприятия, преимущественно машиностроительного профиля - паровозостроительный завод (ныне завод имени В. А. Малышева), завод сельскохозяйственных машин (ныне моторостроительный завод "Серп и молот"), завод "Всеобщей электрической компании" - ВЭК (ныне электромеханический), велосипедных и турбинный заводы. Была проложена Балашовская железная дорога. Теперь громады производственных и вспомогательных заводских корпусов образовали мощный промышленный комплекс, расположенный между железной дорогой и проспектом 50-летия СССР, который связывает северо-восточные и южные районы города. Он пересекает Московский проспект по эстакаде со спиральными съездами.

На смену стихийно выраставшим вблизи мест приложения труда одноэтажным поселкам после Октябрьской революции пришло новое строительство. Коренное улучшение жилищно-бытовых условий трудящихся стало предметом особой заботы Коммунистической партии и Советского государства. На Московском проспекте и на Плехановской улице в 1923-1924 годах были построены первые рабочие поселки из двухэтажных сблокированных коттеджей с благоустроенными квартирами и небольшими земельными участками. Затем появились четырех- и пятиэтажные многоквартирные дома в поселках имени Артема и "Красный Луч". Строительство жилых и общественных зданий в этой части города продолжается. В центре этого района создан благоустроенный парк имени Артема площадью 100 гектаров (арх. В. И. Дюжих, Ю. В. Игнатовский; дендрологи А. И. Колесников, К. Д. Кобезский, 1934-1937).

Застройка зоны Московского проспекта в восточном направнении, за пересечением с проспектом 50-летия СССР, началась в 1930 году, когда сооружался тракторный завод. В планировке этой части проспекта получили выражение прогрессивные черты социалистического градостроительства, базирующегося на преимуществах плановой системы народного хозяйства. Размещение промышленных предприятий и жилых домов осуществлено по линейному принципу: вдоль Московского проспекта с северной стороны размещается ряд заводов, с южной - жилые массивы, между ними создана зеленая зона шириной 0,5 километра.

Ряд новых предприятий, расположенных за эстакадой вдоль Московского проспекта с северной стороны, открывает полиграфический комбинат "Соціалістична Харківщина" (Московский проспект, 247; арх. Р. Сунчелей, инж. И. Юсим, 1968- 1975). В четырнадцатиэтажном блоке находятся редакции областных газет и правление Харьковской областной организации Союза журналистов. В двух других блоках размещаются типографии, оснащенные современным высокопроизводительным оборудованием. Фасады отделаны алюминиевыми профилями, крупноразмерным стеклом и стеклоблоками, цветной керамической плиткой.

Однообразный ряд одноэтажных заводских корпусов оживляет двенадцатиэтажное здание Всесоюзного научно-исследовательского и проектно-конструкторского института по оборудованию для кондиционирования воздуха и вентиляции - ВНИИКондиционер (Московский проспект, 257). Важное место на Аллее гигантов, как называют харьковчане Московский проспект, занимает первенец первой пятилетки - Харьковский тракторный завод имени Серго Орджоникидзе - ХТЗ (Московский проспект, 275). На проспект выходят фасады здания заводоуправления (арх. И. С. Хазановский), перед которым установлен памятник Серго Орджоникидзе (ск. С. Тоидзе, 1956), и огромный трехэтажный корпус инструментального цеха (арх. И. Д. Чалюк); строится высотный инженерный корпус.

Застройку этой стороны проспекта продолжают станкостроительный завод, завод "Электротяжмаш" имени В. И. Ленина и другие предприятия, фасадную линию которых обрамляют крупные объемы промышленных, инженерных и административных корпусов.

Во втором ряду, за площадкой завода "Электротяжмаш", расположена группа предприятий строительной индустрии - старейший в Харькове завод железобетонных конструкций № 1, на котором впервые в стране, еще в довоенные годы был освоен выпуск сборных элементов для строек из предварительно напряженного железобетона, а ныне изготавливаются конструкции промышленных зданий и объемные блоки-комнаты для жилых домов. С ним соседствует домостроительный комбинат № 1, который обеспечивает конструкциями большую часть жилищного строительства в городе. Южная сторона Московского проспекта начала формироваться после 1930 года. Одновременно со строительством ХТЗ возводился и поселок Тракторостроителей. Ныне кварталы жилых домов для рабочих слились с новыми микрорайонами и единый крупный жилой массив, в который вошли район Селекционной Станции, так называемый Новый Харьков и Восточный поселок.

Московский проспект в районе заводов представляет собой широкий бульвар, засаженный высокими деревьями. По середине бульвара проходит трамвайная линия, по сторонам - шоссейные дороги.

Древесные посадки, отделяющие промышленную зону от жилой, пересекаются напротив проходных заводов и зданий заводоуправлений поперечными проездами. В местах наиболее интенсивного движения под Московским проспектом сооружены переходы, совмещенные с входами на станции метрополитена. В конце Московского проспекта, у выезда на автомагистраль ростовского направления, сооружена транспортная развязка с окружной автодорогой.

На территории зоны расположено много интересных в архитектурном отношении объектов.

Харьковский мост
(арх. А. В. Межеровский, ск. М. Ф. Овсянкин, 1954)

Мост через реку Харьков связывает по Московскому проспекту центр с восточной частью города. Первый каменный мост на этом месте был построен в 1785 году. Современный железобетонный поставлен на месте разрушенного в годы Великой Отечественной войны. Движение по мосту открыто в дни празднования 300-летия воссоединения Украины с Россией. На пьедесталах при въезде на мост установлены монументальные скульптуры, символизирующие нерушимое единство русского и украинского народов. Мост огражден литыми чугунными перилами и фонарями.

Московский проспект, 24.
1-й индустриально-педагогический техникум профтехобразования

(бывш. мужская гимназия, арх. Н. Ашитков, 1841-1845)

Обращенный в сторону проспекта главный вход выделен мощным шестиколонным портиком, над которым возвышается массивный ступенчатый парапет. Здание замыкает перспективу примыкающей к проспекту улицы Чигирина. Фасады крыльев здания расчленены пилястрами строгих пропорций, между которыми размещены обрамленные наличниками оконные проемы. Постройка принадлежит к числу особо ценных памятников архитектуры русского классицизма середины XIX века.

Площадь Руднева

Возникла в конце XVIII века на месте бывшего крепостного вала. Называлась она сначала Михайловской, затем Сенной (здесь собирались конные ярмарки), позже на площади устраивались "плацпарады" и народные гуляния. В 1882 году площадь стала называться Скобелевской. Свое нынешнее название она получила в 1919 году, когда на площади был похоронен герой гражданской войны Н. А. Руднев. Островное положение на площади занимает крупное административное здание, которое с двух сторон окружено сквером. Нынешний вид сквер приобрел после очередной реконструкции (арх. Г. Н. Леонтович, 1973): по центру его пересекает аллея, проложенная от могилы к памятнику Н. А. Рудневу. Сквер украшает оригинальный бассейн с фонтаном.

Площадь Руднева.
Памятник Н. А. Рудневу

(ск. В. П. Воловик, арх. В. Д. Якименко, 1959)

Бронзовая статуя талантливого организатора и военачальника, героя гражданской войны Н. А. Руднева установлена на высоком постаменте из полированного черного гранита. На постаменте - надпись "Герою гражданской войны Николаю Рудневу - трудящиеся Харьковщины".

Площадь Руднева, 36.
Административное здание

(бывш. дом судебных установлений; акад. арх. А. Н. Бекетов при участии арх. Ю. С. Цауне и В. В. Хрусталева, 1889-1902)

Трехэтажное здание, сооруженное в традициях классицизма, отличается парадностью композиции. В центре симметричного фасада - мощный ризалит, увенчанный массивным парапетом. Ризалитами закреплены также углы корпуса. По высоте строение разделено на рустованный цокольный этаж и на верхние два этажа, объединенные пилястрами. В ризалитах пилястры заменены каннелюрованными трехчетвертными колоннами. Пластику фасадов обогащают многочисленные рельефные лепные детали.

В разное время в здании располагались штабы военных округов. Здесь работали видные военачальники и политические руководители Красной Армии, советские, партийные и государственные деятели: К. Е. Ворошилов, А. Я. Пархоменко, А. И. Егоров, И. В. Сталин, Г. И. Котовский, В. К. Блюхер, И. Э. Якир, Ф. Э. Дзержинский, Г. К. Орджоникидзе и другие.

Московский проспект, 45.
Учебный корпус института механизации и электрификации сельского хозяйства - ХИМЭСХ

(бывш. реальное училище; арх. К. А. Толкунов, 1877)

Трехэтажное здание сооружено по традиционной симметричной объемно-планировочной схеме классицизма с использованием форм, заимствованных из арсенала средневекового зодчества. Фасады обильно украшены аркатурными поясами и тонкими колонками с кубическими капителями, обрамляющими оконные проемы. Центральную часть акцентируют круглое окно, напоминающее готическую "розу", и карниз ломаного очертания. Над ним возвышается парапет с устремленными ввысь столбами.

Напротив площади Руднева, за зданием ХИМЭСХа, расположена площадь Фейербаха.

Площадь Фейербаха, 4.
1-я железнодорожная клиническая больница

(арх. А. И. Ржепишвеский, 1914)

Трехэтажное здание в стиле неоклассицизма занимает участок на углу примыкающей к площади улицы Фейербаха. На закругленном углу размещен портал, украшенный скульптурой, а верх подчеркнут цилиндрическим объемом надстройки с арочными оконными проемами, увенчанным полусферическим куполом. Фасады расчленены трехчетвертными колоннами и пилястрами ионического ордера, покоящимися на рустованном цоколе.

Площадь Фейербаха, 7 и 8.
Институт инженеров железнодорожного транспорта им. С. М. Кирова - ХИИТ

С западной стороны площадь Фейербаха ограничивают два четырехэтажных корпуса (расположены на углах улицы Чигирина). Здание № 7 (арх. С. П. Тимошенко и П. И. Ширшов при консультации акад. арх. Л. Н. Бекетова, 1910) построено для Управления Северо-Донецкоп железной дороги в сдержанном по характеру стиле модерн. Цоколь облицован гранитными плитами. Центральный и угловые ризалиты обрамлены гладкими пилонами из красного кирпича. Верхние три этажа на ризалитах объединены по высоте гранеными столбами со стилизованными капителями. Над карнизом центрального ризалита возвышается пологий треугольный щипец, а над угловым - массивный парапет. В простенках между вертикальными членениями и на венчающих частях рельефные лепные детали - барельефы, медальоны, венки. Здание № 8 (арх. Н. М. Подгорный и Э. Я. Гальперин, 1950 - 1955) сооружено на фундаментах разрушенного в годы Великой Отечественной войны бывшего здания женской гимназии (арх. Б. Г. Михаловский, 1885). Мощный восьмиколонный портик коринфского ордера покоится на рустованном цокольном этаже. Треугольный фронтон над портиком подчеркивает общественное назначение здания. Двухсветный вестибюль ведет к парадной лестнице. Торжественно оформлен декоративной лепкой большой актовый зал.

Между зданиями № 7 и № 8 над улицей Чигирина переброшен закрытый мостовой переход (арх. Е. А. Лимарь). В сквере перед зданием института установлен памятник С. М. Кирову (ск. В. Н. Савченко, арх. А. П. Павленко, 1957).

Площадь Фейербаха, 15.
Отделение связи

(бывш. почтово-телеграфная контора; арх. Шевцов, первая половина XIX в.)

Двухэтажное здание в формах русского классицизма замыкает перспективу переулка Фейербаха. Симметричный фасад обрамлен двумя ризалитами, украшенными на уровне второго этажа декоративными портиками со спаренными пилястрами ионического ордера и треугольным фронтоном. Средняя часть фасада расчленена на всю высоту каннелюрованными пилястрами того же ордера. На входе находится одноэтажный тамбур с округленными углами, линию которых повторяет наружная лестница. Над тамбуром и на ризалитах устроены балконы.

Московский проспект, 40/42.
Жилой дом

(арх. Л. И. Соколовская, 1953)

Острый угол, образовавшийся на развилке Московского проспекта и улицы Богдана Хмельницкого, закреплен большим жилым пятиэтажным домом со встроенными магазинами. Фасады дома украшены декоративными лепными элементами, и формах которых отражены мотивы народного украинского орнамента. Силуэт здания обогащен высоким каменным решетчатым парапетом барочного характера.

Улица Богдана Хмельницкого, 4.
Административное здание

(арх. А. И. Алексеев, Н. В. Васильев, 1912)

Представительное четырехэтажное здание в стиле неоклассицизма построено по конкурсному проекту известных петроградских зодчих под наблюдением харьковского архитектора И. Н. Виноградского. Строгий облик здания украшают немногочисленные красиво прорисованные детали - коринфские канители, медальоны и гирлянды.

Московский проспект, 44.
Жилой дом

(бывш. частный особняк; арх. А. А. Тон, 30-е годы XIX в.)

Двухэтажный дом в формах безордерного классицизма отличают оригинальные декоративные лепные украшения. Над окнами второго этажа и на простенках между ними размещены красивые овальные медальоны, в которые вкомпонованы детские фигурки в разнообразных позах.

Московский проспект, 75.
Дом политического просвещения

(арх. В. Г. Клейн, А. В. Ткаченко, В. Г. Симонок, 1979)

Оригинальный комплекс, размещенный с отступом от красной линии, состоит из трех блоков, включающих учебные помещения, конференц-зал, сводные аудитории и библиотеку. Между двухэтажными крыльями возвышается шестиэтажная центральная часть, фасад которой расчленен на всю высоту лопатками. Крупные гладкие плоскости стен открылков подчеркивают значимость расположенного с западной стороны главного зала. Фасады облицованы светлыми плитами инкерманского камня. Интерьеры выполнены в единой стилевой характеристике с учетом функционального назначения помещений.

Площадь Восстания

В южном направлении от Московского проспекта располагается обширная площадь, на которой находятся Колхозный рынок (арх. И. Н. Лаврентьев, 1967), автостанция, откуда идут автобусы в населенные пункты восточных районов Харьковской области. Рядом с автостанцией начинается улица Кирова - первый отрезок транспортного полукольца, связывающего восточную часть города с западной. Улица Кирова соединяет Московский проспект и Плехановскую улицу. С западной стороны к площади подходят, сливаясь, улицы Богдана Хмельницкого и Руставели, продолжением которых в восточном направлении является Тарасовская улица. Площадь образовалась в начале XIX века, когда сюда была переведена конная ярмарка с Михайловской площади (ныне площадь Руднева). Тогда площадь и стала называться Конной. В 1903 году на восточной границе площади на средства, собранные общественностью города, был сооружен Народный дом, принадлежавший обществу распространения грамотности (арх. А. А. Венсан).

В период первой русской революции большевики Харькова использовали Народный дом для политической агитации. 12 декабря 1905 года Конная площадь стала центром революционного выступления харьковских рабочих. В память об этом площадь получила нынешнее название. В связи с 50-летием первой русской революции в 1955 году здесь установлен обелиск. В 1933-1938 годах на месте Народного дома построили театр (ныне Дворец культуры ХЭМЗа). Площадь реконструируется. В перспективе она должна приобрести значение одного из центров формирующейся полицентрической планировочной структуры Харькова. Здесь разместятся Дом одежды, Дом обуви, ресторан, гостиница, другие объекты. Будет сооружена станция третьей линии метрополитена.

Московский проспект, 94.
Дворец культуры ХЭМЗа

(арх. В. И. Пушкарев, В. К. Троценко; инж. М. И. Рязанцев, 1933-1938)

Строительство было начато по конкурсному проекту, выполненному в стиле конструктивизма для районного Краснозаводского театра. В ходе строительства проект подвергся значительным изменениям. Закругленную в плане центральную часть фасада обрамляют мощные пилоны лестничных клеток. Над входами в просторный вестибюль устроен балкон-терраса, за которым расположены высокие окна фойе. Венчает центральную часть фасада пологий фронтон с гербом. Разрушенное в годы Великой Отечественной войны здание театра восстановлено как Дворец культуры электромеханического завода. Зрительный зал секторной формы вмещает 1800 зрителей. Места расположены амфитеатром. Во Дворце есть кинозал па 500 мест, помещения для клубной работы. Напротив Дворца культуры сооружено по переработанному проекту повторного применения здание универмага "Харьков" (Московский проспект, 137; арх. Н. Д. Евсиков, А. П. Бондаренко, А. Г. Зайковская, 1969).

Московский проспект, 96-А, 96, 102/112.
Ансамбль многоэтажных жилых домов

(1936-1958)

Ансамбль отражает стремление придать центральной магистрали представительность. Строительство дома № 96 началось до войны (арх. Л. Г. Любарский, 1936), закончено в 50-х годах по частично переработанному проекту (арх. В. П. Костенко и Ю. Н. Чеботарева). Фасады семиэтажного здания с декоративной башнеобразной надстройкой на углу ритмично расчленены по длине арочными нишами в местах лестничных клеток. Убывающие кверху горизонтальные членения, развитой карниз, высокий нарядный парапет придают дому монументальность, а сгруппированные балконы и немногочисленные лепные архитектурные детали подчеркивают соразмерную человеку масштабность и ощущение уюта. Девятиодиннадцатиэтажный дом № 96-А (арх. В. С. Донской, В. С. Выродов и А. П. Бондаренко) развивает застройку в крупномасштабном плане. Крупное обрамление арочного проезда во двор, мощные двухъярусные пилястры с лепными гербами и капителями придают ему торжественность. Восьмиэтажный жилой дом № 102/112 (арх. Г. Г. Вегмаи, 50-е годы) решен весьма сдержанно, без декоративных украшений. Благодаря удачно найденным пропорциям горизонтальных членений здание прочно вписалось в окружение. В промежутках между жилыми домами, расположенными по фронту Московского проспекта, хорошо просматриваются светлые силуэты высотных крупнопанельных жилых домов нового микрорайона, который вырос на соседней Тарасовской улице.

Московский проспект, 141 -143.
Жилые дома-коттеджи

(арх. В. К. Троценко при участии арх. В. И. Богомолова и П. 3. Крупно, 1923-1924)

Это - один из первых городских поселков, построенных для рабочих после Октябрьской революции.

Квартал, расположенный между проспектом и улицами Спортивной и Металлиста, застроен двухэтажными сблокированными кирпичными домами, в которых размещены трехкомнатные квартиры с удобствами. В архитектурном облике просматриваются мотивы украинского народного зодчества - живописные очертания крутых крыш, веранд и крылец. Прилегающие к домам земельные участки утопают в зелени. Подобные поселки сохранились также на южной стороне Московского проспекта, в районе улиц Кошкина и Плехановской. Всего в те годы было построено 36 коттеджей нескольких модификаций. В дальнейшем строители перешли к возведению более экономичных секционных жилых домов городского типа. Коттеджи сохраняются сегодня как градостроительные памятники своего времени.

Московский проспект, 191.
Жилой дом

(арх. Е. А. Лимарь, 1927)

Внешний вид четырехэтажного дома характерен для конструктивизма - подчеркнуто аскетичные, лишенные декоративных деталей стены, прямоугольные коробки балконов с глухими бетонными ограждениями, тонкая плоская плита карниза. Впечатление остроты композиции усиливают закругленные в плане угловые лоджии, разделенные по оси тонкой бетонной стенкой. Входы в квартиры организованы с лестничных площадок, расположенных на разных уровнях.

Московский проспект, 195-197.
Городская больница № 2

(арх. В. А. Эстрович, А. В. Липецкий, 1925-1927)

На прежней окраине города в 1900 году была открыта Николаевская больница. В 20-х годах на этой территории поднялось красивое здание образцовой поликлиники, совместившей функции больницы, поликлиники и дома санитарной культуры. Фасады и интерьеры постройки, решенные в традициях русского классицизма, выполнены с большим мастерством. Просторный курдонер полуовальной формы замкнут мощным ризалитом с пятью арочными проемами в первом этаже и трехчетвертными колоннами, объединяющими верхние два этажа. На треугольном фронтоне размещены рельефные скульптуры рабочего и работницы. Над ризалитом высится купол. Повороты и открылки закреплены закругленными башнеобразными объемами. Здание является подлинным дворцом медицины.

Плехановская улица

На противоположной стороне Московского проспекта раскинулся парк культуры и отдыха имени Артема, к которому подходит Плехановская улица, протянувшаяся от проспекта Гагарина до улицы Морозова, связывающей ее с Московским проспектом. Застройка улицы началась в XIX веке и продолжается сегодня. Здесь расположены жилые дома, общественные здания, стадион "Металлист", Коминтерновское трамвайное депо. В восточной части улицы находится путепровод над железной дорогой, за ним - обширная площадь. Невдалеке от нее расположен вокзал Харьков-Балашовский. В архитектурном облике Плехановской улицы доминируют здания, построенные в послевоенные годы. Две станции метрополитена - "Спортивная" и "Завод имени Малышева" - обеспечивают удобную связь с другими частями города.

Плехановская улица, 41/43.
Жилой дом и двухзальный кинотеатр "Родина"

(арх. А. Г. Крыкин, 1953)

Угловая часть дома - восьмиэтажная, увенчанная высоким шпилем со звездой, открылки - пятиэтажные. Пластичные лепные детали придают дому несколько "пряничную" нарядность. Здание выступает в контрасте с расположенными поблизости башнеобразным двенадцатиэтажным жилым домом, высотной гостиницей и четырехэтажным салоном "Трикотажник", внося разнообразие в застройку улицы.

Плехановская улица, 65.
Стадион "Металлист"

(арх. 3. В. Пермиловский, 1925-1927; реконструкция арх. Ю. А. Табакова, 1970)

Стадион с трибунами и помещениями для спортсменов построен в формах, напоминающих античные строения. Посла перестройки трибуны вмещают более 40 тысяч человек.

Над трибунами сооружен оригинальный козырек большого выноса. О былом виде сооружения напоминает небольшой круглый павильон, перекрытый куполом, служащий входом на территорию. По бокам входа - кассовые павильоны в форме куба. Входной и кассовые павильоны объединены короткими колоннадами.

Плехановская улица, 77.
Дворец культуры "Металлист"

(бывш. Дом общества рабочих; арх. И. И. Загоскин, 1903-1905; реконструкция акад. арх. А. Н. Бекетова, 1923-1924)

Двухэтажное здание построено на средства, собранные рабочими Харькова. Первоначально оно не было оштукатурено. При капитальной реконструкции значительно улучшился его внутренний и внешний вид. Вход во Дворец размещен в центре массивной угловой части. Парадность ее подчеркнута сложным сочетанием объемов и пластичных архитектурных форм, в которых выдержаны портал, ионические колонны, небольшой полукупол, карнизы, расположенные на разных уровнях, и лепные гирлянды.

Плехановская улица, 119-121.
Общежития

(арх. С. Н. Надточий, Л. Г. Савенко, 1975-1979)

За Балашовским путепроводом раскрывается панорама просторной площади (арх. И. Н. Лаврентьев, 1972), рассчитанной на проведение общественных мероприятий районного значения. Северную часть ее закрепляют доминирующие в застройке четырнадцатиэтажные корпуса общежитий и дома для малосемейных. Здания отличаются динамичностью композиции и пластической выразительностью. Вертикальный строй общежитий подчеркивается по контрасту строгим протяженным двухэтажным зданием торгового центра. В его состав входят универсам, стол заказов, столовая, кафе, зал семейных торжеств (Плехановская улица, 123; арх. Л. Г. Савенко, И. И. Жежера, 1979). Под площадью находится станция метрополитена "Завод имени Малышева".

На углу улиц Плехановской и Кошкина в канун 40-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов установлен памятник конструктору легендарного танка Т-34 М. И. Кошкину (ск. М. В. Переяславец, арх. А. П. Семенов, 1985).

Московский проспект, 142.
Научно-исследовательский ордена Ленина институт растениеводства, селекции и генетики им. В. Я. Юрьева

На территории института сохранились двухэтажные здания (арх. Е. Н. Сердюк, 1910-е годы) в стиле украинского модерна с характерными уступчатыми формами крыш и оконными проемами со скошенными откосами.

Жилой массив Селекционной Станции

На месте опытных полей, находившихся ранее рядом с институтом растениеводства, селекции и генетики и оказавшихся в черте города, в 1957 году развернулось строительство жилого массива. Его площадь - 700 гектаров. Застройка осуществлена по принципу микрорайонирования с широким применением домов индустриального изготовления по типовым проектам. В планировке массива выделяются две группы. Площадка "А" отличается четкой прямоугольной сеткой улиц и застроена преимущественно пятиэтажными крупноблочными и крупнопанельными домами (руководитель - арх. А. Д. Моторин, 1957-1967). Площадка "Б" решена приемами "свободной" планировки с включением в пятиэтажную застройку девятиэтажных домов, построенных по индивидуальным проектам (арх. Г. Б. Кесслер, Ю. А. Плаксиев, Э. Н. Бродская и другие, 1960-1972). Здесь сформировались такие магистрали, как бульвар Юрьева, продолжением которого в восточном направлении служит улица 2-й Пятилетки, улицы Танкопия и Петра Слинько, крупный проспект Героев Сталинграда, улица Ньютона, ограничивающая массив с юга. В поперечном направлении территорию пересекают улицы Стадионная, Харьковских Дивизий и бульвар Богдана Хмельницкого. Восточной границей этой территории является улица Пожарского. С запада массив ограничивает проспект 50-летия СССР. В 1972 году по проекту студентов института инженеров коммунального строительства, выполненному под руководством архитектора А. С. Маяк, здесь заложен районный парк культуры и отдыха имени 50-летия СССР.

Московский проспект, 196-А.
Дом мебели

(арх. В. Я. Рабинович, 1985)

Протяженное двухэтажное здание комплексного торгового предприятия сблокировано с рестораном и продовольственным магазином. Рельеф участка позволил приподнять здание над отметками улицы почти на этаж, что придало ему, несмотря на простоту и лаконичность оформления, представительность.

Стадионная улица, 2.
Дворец спорта

(арх. С. Е. Носовицкая, инж. Л. Н. Будеркевич, 1977-1981)

Построен по переработанному типовому проекту. В здании многоцелевого назначения находится трансформируемый универсальный демонстрационный зал, который вмещает до семи тысяч зрителей. На просторной площадке, окружающей Дворец, возводятся другие спортивные здания и сооружения, предусматривается постройка большого стадиона. Здание Дворца замыкает перспективу расположенного перед ним бульвара Юрьева, который является композиционным центром площадки "А" жилого массива Селекционной Станции.

Бульвар Юрьева.
Памятник В. Я. Юрьеву

(ск. В. И. Агибалов, арх. Д. А. Морозов, 1964)

Бронзовый бюст выдающегося ученого-селекционера дважды Героя Социалистического Труда академика В. Я. Юрьева установлен на постаменте из серого гранита. Памятник возвышается на площади перед входом в кинотеатр "Киев".

Проспект Героев Сталинграда, 140, 146-Б, 150-Б.
Жилые дома

(арх. Г. Б. Кесслер, П. Г. Чечельницкий, 1968-1972)

Проспект является композиционным центром площадки "Б" жилого массива Селекционной Станции. На восточной стороне проспекта на фоне рядовой пятиэтажной застройки выделяются три отдельных девятиэтажных двухсекционных дома со встроенными магазинами. Дома возведены по индивидуальному проекту. За удачное архитектурное решение, отличающееся выразительной пластикой членений, проект отмечен медалью ВДНХ СССР.

Московский проспект.
Микрорайон № 731

(арх. Т. А. Морева, В. А. Можейко, 1975-1979)

Микрорайон вырос на границе между Селекционной Станцией и поселком ХТЗ, на месте бывшего села Старого Лосева. Со стороны проспекта высится мощная группа шестнадцатиэтажных крупнопанельных жилых домов, за которыми размещены в несколько рядов протяженные двенадцатиэтажные здания. Они соединены между собой попарно под широким углом с помощью типовой "поворотной вставки". Благоустроенные дворы между домами выходят к парку имени В. В. Маяковского и к формирующейся зоне обслуживания. Светлые громады стройных домов окружены зеленью. Подъезд к микрорайону обеспечивает расположенная рядом станция метрополитена "Индустриальная".

Орджоникидзевский район

Возникновение района связано с сооружением тракторного завода. Крупный жилой массив для тракторостроителей получил название Новый Харьков. Проектирование осуществляла группа воспитанников архитектурных факультетов Киевского и Харьковского художественных институтов под руководством академика архитектуры П. Ф. Алешина. Проектом предусматривалось создать социалистический город-спутник с населением 100-120 тысяч жителей. Он делился на функциональные зоны. 36 комплексов включали жилые корпуса, детские ясли и сады, школы, клубы, столовые, магазины и спортцентры. Жилые дома намечалось снизать с обслуживающими объектами остекленными переходами на уровне второго этажа. Такую застройку удалось реализовать в четырех кварталах, где были размещены четырехэтажные секционные дома для семейных, семиэтажные - дли одиноких и детские дошкольные учреждения. Корпуса со скромными фасадами, оформленными полосами из красного и силикатного кирпича под расшивку швов и увитыми виноградом балконами-лоджиями расположены "в строчку" среди густой зелени.

Сохранились в реконструированном виде некоторые общественные здания, построенные в начале 30-х годов, в том числе два кооперированных клуба-столовых. В дальнейшем характер застройки претерпевал различные изменения, но заложенная в 30-х годах четкая планировочная основа уцелела.

Интенсивно застраивался район в послевоенный период, разрастаясь в восточном и южном направлениях. На западе поселок слился с общей застройкой города, утратив обособленность.

В застройке микрорайонов получили отражение характерные черты различных этапов проектно-строительной деятельности. На улице 2-й Пятилетки и на проспекте Фрунзе можно видеть фасады домов, выполненные из красного и силикатного кирпича без штукатурки, украшенные декоративными деталями классического характера (арх. А. Д. Моторин, В. Е. Монтлевич, 1948-1951). Между проспектом Косиора и улицей Франтишека Крала находится микрорайон, в котором впервые в Харькове (в 1961 году) были построены пятиэтажные крупнопанельные жилые дома серии 1-464. Строительство таких домов продолжалось до 1976 года, и их общее число в разных районах города достигло 864.

Пример современной застройки - крупнопанельные высотные здания по улице 2-й Пятилетки. Силуэт сблокированных в группы шестнадцатиэтажных домов, расположенных на кромке оврага, воспринимается со стороны проспекта Косиора как своеобразные пропилеи, акцентирующие начало жилмассива (арх. Т. А. Морева, И. Н. Лаврентьев, В. А. Можейко, 1974-1976).

Главная улица Орджоникидзевского района - проспект Серго Орджоникидзе, направленный перпендикулярно к Московскому проспекту. Его перспективу замыкает здание заводоуправления тракторного завода. На проспекте расположены здание районного Совета народных депутатов (№ 7), построенное по типовому проекту в 60-х годах, средняя школа (№ 9), сооруженная в 1932 году, Дворец культуры ХТЗ (№ 6), кинотеатр имени Орджоникидзе (№ 8), ресторан "Юбилейный", жилые дома со встроенными магазинами. Проспект Орджоникидзе пересекается проспектом Косиора, который выполняет дублирующую роль по отношению к весьма загруженному транспортом Московскому проспекту. В восточной части района (бывший поселок Восточный) интерес представляет комплекс профессионально-технического образования с учебными корпусами, общежитиями (арх. К. И. Баканов, Л. И. Змиева, 1970-1979) и общественно-бытовыми блоками (арх. А. И. Волков). Новые микрорайоны застроены крупнопанельными девяти-, двенадцати- и шестнадцатиэтажными домами (в конце Шариковой и Мохначанской улиц).

Между Московским проспектом и параллельной ему улицей Мира в разросшихся лесопосадках санитарно-защитной зоны создан районный парк культуры и отдыха имени В. В. Маяковского. Его площадь 80 гектаров. Восточнее улицы 12-го Апреля формируется новый парк имени 40-летия ВЛКСМ.

Проспект Орджоникидзе, 6.
Дворец культуры ХТЗ

(арх. Ф. М. Коваленко, Э. Н. Бельман при участии арх. И. П. Самохвалова, 1966-1968)

Построен по переработанному типовому проекту, который позже получил широкое применение в других городах Украины. Трехэтажное сооружение имеет большое двухъярусное главное фойе, вместительный театральный зал с развитой сценической частью, кинозал и разнообразный набор помещений для клубной работы. Со вкусом оформлены интерьеры Дворца.

Проспект Косиора, 162.
Дворец пионеров Орджоникидзевского района

(арх. В. Л. Цейтлин, Г. И. Ракитская, 1972)

Здание запроектировано из трех блоков: четырехэтажного корпуса с обсерваторией, который уже построен, театрального и спортивного корпусов, которые будут возведены. Уже сейчас здание привлекает ясной композицией и удачной привязкой к месту. Лаконичный прямоугольный объем главного корпуса с большими оконными проемами, разделенный на всю высоту здания узкими полосами, замыкает перспективу проспекта Фрунзе. Вход в здание подчеркивает далеко выступающий вперед наклонный железобетонный козырек. Над Дворцом, оживляя его лаконичный облик, возвышается смещенная от центральной оси башенка обсерватории с куполом эллиптической формы.

Переулок Мира, 3.
Дворец бракосочетаний

(бывш. клуб-столовая; арх. А. Э. Аль и А. И. Тарусов, 30-е годы)

Дворец размещен в реконструированном здании, построенном в стиле конструктивизма. Вынесенная вперед закругленная центральная часть двухэтажного строения несет балкон, который поддерживают тонкие круглые железобетонные колонки. После реконструкции (арх. И. А. Данильченко и худ. Ю. И. Самохвалов, 1971-1975) эдание сохранило внешний облик. Интерьеры приобрели торжественный, праздничный вид (худ. В. А. Купцевич, Е. М. Хобачев, С. Е. Лунев, В. С. Нестеров). Эффектно выглядит главный зал, окна которого украшают витражи (худ. И. П. Мицкевичюте).

Улица Пожарского, 2/10.
Институт проблем машиностроения АН УССР

(арх. С. Г. Бодылевская, 1983)

Комплекс института размещен в шестнадцатиэтажном лабораторно-производственном корпусе, композиционно связанном с двух- и трехэтажным объемом, в котором находится опытно-испытательное производство. В градостроительном отношении комплекс удачно увязан с застройкой смежного жилого микрорайона № 731.

К началу страницы
Содержание   Салтовский жилой массив   Зона проспекта Гагарина...