Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Журналы, газеты, блоги
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации. Александр Лейбфрейд... Харьков: Архитектура, памятника, новостройка.
Александр Лейбфрейд, Владимир Реусов, Алексей Тиц
Харьков: Архитектура, памятника, новостройка. Путеводитель

Зона Пушкинской улицы

Памятники:
  • а - А. С. Пушкину
  • б - М. М. Коцюбинскому
  • в - Н. А. Скрыпнику
  • г - Владимиру Ульянову (Ленину)
  • д - В. В. Докучаеву
  • е - М. Л. Кропивницкому
  • ж - Г. С. Зашихину
  • з - Партизанам-подпольщикам
Станции метрополитена:
  • а - "Пушкинская"
  • б - "Совнаркомовская" (строится)
Парки
  • А - Молодежный парк
  • Б - Сад политехнического института

Pайон занимает восточную половину нагорной части города и Журавлевские склоны. С западной стороны зону ограничивают начальные участки улиц Чернышевского и Артема. В поперечном направлении с запада к Пушкинской улице примыкают улицы Скрыпника, Гиршмапа, Семко и Петровского. С восточной стороны проходит ряд поперечных улиц, в том числе Театральный переулок, улицы Маршала Баженова, Дарвина, Краснознаменная и другие. Между ними па склонах живописно пролегли улицы Революции, Чубаря, Демченко.

Застройка зоны Пушкинской улицы сформировалась в основном во второй половине XIX - начале XX века. Она отличается капитальностью и высоким уровнем благоустройства. Сегодня жилые дома перемежаются со зданиями учебных заведений, научно-исследовательских и проектных институтов и лечебных учреждений. Мест массового отдыха в этой зоне в прошлом не было. Сейчас создан Молодежный парк.

Пушкинская улица.

Начинается от улицы Короленко, примыкающей к площади Советской Украины, и заканчивается улицей Веснина. Участок до нынешней Краснознаменной улицы первоначально застраивался частными усадьбами. Открытие технологического института в 1885 году (ныне - политехнический), а в конце XIX века - коммерческого училища (в этом здании ныне находится юридический институт) способствовало интенсивной застройке окружающей территории общественными и жилыми зданиями. В 1910 году по улице проложили трамвайную линию. На углу улицы Петровского расположена станция второй линии метрополитена - "Пушкинская", а на углу Совнаркомовской улицы строится станция третьей линии метро - "Совнаркомовская".

Архитектурный облик Пушкинской улицы неоднороден. Здания высотой от одного до шести этажей расположены преимущественно вдоль красных линий без отступов. Разнообразие стилевых черт застройки, небольшая ширина улицы придают ей живописность и своеобразие. Подобные черты характерны и для других улиц этой зоны.

Пушкинская улица, 3.
Жилой дом

(бывш. доходный дом; арх. А. И. Ржепишвеский, 1914)

В композиции симметричного фасада шестиэтажного дома сочетаются элементы классицизма и модерна. Фасад фланкируют ризалиты со смещенными к центру гранеными эркерами. Между ризалитами протянута на втором этаже лоджия, огражденная парными колонками. Третий, четвертый и пятый этажи объединены по высоте плоскими пилястрами. Здание имеет мансардный этаж.

Пушкинская улица, 5.
Государственный институт проектирования шахт и обогатительных фабрик - Южгипрошахт

(бывш. административное здание треста "Донуголъ",1925)

В архитектурных формах строгого пятиэтажного здания сочетаются черты модерна и конструктивизма. Фасад украшают установленные на консолях на уровне второго этажа парные фигуры шахтеров работы скульптора И. П. Кавалеридзе.

Пушкинская улица, 7.
Больница № 27, поликлиническое отделение

(бывш. частная лечебница и доходный дом; арх. Б. Н. Корнеенко, нач. XX в.)

Симметричное пятиэтажное здание в стиле модерн отличается сдержанностью декора. Два эркера полуовального сечения обрамляют плоскость фасада. Фасад венчает лучковый карниз большого выноса, поддерживаемый кронштейнами. Между ними размещены парные окна, освещающие чердак. Центральный вход обрамлен скромным плоским порталом.

Пушкинская улица, 8.
Жилой дом

(бывш. городской усадебный дом; автор неизвестен, конец XVIII - нач. XIX в.)

Редкий для Харькова пример решения городского дома в архитектурных формах русского классицизма конца XVIII века. Главный фасад украшен каннелюрованными пилястрами с лепными гирляндами. Изящная лепка украшает также сандрик входной двери и замковые камни перемычек над окнами. Завершен фасад треугольным фронтоном с круглым медальоном в центре в виде львиной маски.

Пушкинская улица, 12.
Добровольное спортивное общество "Спартак"

(арх. Я. Г. Гевирц, 1914)

Бывшее культовое сооружение построено с использованием восточных архитектурных мотивов по конкурсному проекту известного петербургского зодчего. Строительство велось при участии архитекторов В. А. Фельдмана и М. Ф. Пискунова. Здание состоит из двух разновысоких массивных объемов ступенчатой формы. Главный объем заканчивается яйцевидным куполом. Сооружение расположено на кромке склона и занимает заметное место в открывающейся панораме центра города.

Пушкинская улица, 14.
Научно-исследовательский институт микробиологии, вакцин и сывороток им. И. Н. Мечникова

(бывш. Харьковское медицинское общество; акад. арх. А. Н. Бекетов, 1913)

В архитектуре монументального здания (высота три с половиной этажа) оригинально сочетаются черты классицизма с элементами модерна. Вертикальной доминантой, отвечающей повороту улицы, служит скругленная в плане центральная часть. Ее обрамляют массивные ризалиты со щелевидными тройными оконными проемами и венчает пологий купол. Фасады украшены скульптурными деталями - декоративными вазами, которые поддерживают фигуры грифонов, барельефами и геометрическим орнаментом. Парадностью отмечены интерьеры здания, в том числе актовый зал с росписями работы художника М. Р. Пестрикова. Постройка замыкает перспективу переулка Мечникова, открывающуюся от площади Советской Украины, и доминирует в окружающем ансамбле.

Пушкинская улица, 19.
Жилой дом

(арх. А. М. Гинзбург, 1907)

Четырехэтажное здание - характерный образец декоративного варианта стиля модерн. Четкая структура дома, отраженная в ритме вертикальных членений, сочетается с обилием разнообразных пластических украшений гротескного характера. Особо выделяется оформление мансардного этажа, окна-люкарны которого обработаны лепными растительными орнаментами и изображениями женских голов.

Площадь Поэзии.

Застройка западной стороны Пушкинской улицы прерывается небольшой трапециевидной площадью Поэзии, примыкающей к Театральной площади. Напротив памятника А. С. Пушкину, на восточной стороне Пушкинской улицы, расположено двухэтажное здание № 24 - институт усовершенствования учителей. Постройка относится к середине XIX века. Здание надстроено в начале XX века архитектором 3. Ю. Харманским в безордерных формах классицизма. С востока площадь обрамляет жилой дом (Пушкинская улица, 26; арх. Г. В. Сихарулидзе, 1956), с запада - так называемый Провиантский склад и жилой дом (улица Чернышевского, 1; арх. В. Г. Клейн, 1953). Замыкает перспективу площади здание проектного института - Укргипромаш (улица Чернышевского, 2; арх. В. И. Пушкарев, Е. Н. Пащенко, 1958). Построенное в стиле русского классицизма, оно украшено высоким шестиколонным портиком коринфского ордера, увенчанным треугольным фронтоном. Впечатление снижает отсутствие его восточного крыла, постройка которого задерживается из-за наличия на участке бывшего особняка, в котором теперь находится небольшое кафе (Пушкинская улица, 21).

Площадь Поэзии.
Памятник М. М. Коцюбинскому

(ск. П. Л. Рябинин, арх. А. А. Алло, 1957)

В сквере перед зданием Укргипромаша на постаменте из потрепанного черного гранита установлен бронзовый бюст выдающегося украинского писателя М. М. Коцюбинского.

Площадь Поэзии.
"Провиантский склад"

(арх. П. А. Ярославский, 1785-1787)

Сооружен по серийному проекту, разработанному архитектором для складских помещений. Здание предназначалось для хранения городских запасов зерна и служит складским помещением до настоящего времени. Строение отличается строгими формами в духе русского классицизма и, несмотря па его утилитарное назначение, представляет в архитектурно-художественном отношении значительный интерес. Современный внешний вид его близок к первоначальному, отсутствуют лишь лестницы перед входами на главном фасаде, с северной стороны пробиты ворота.

Пушкинская улица.
Памятник Н. А. Скрыпнику

(ск. М. Ф. Овсянкин, арх. В. Г. Гнездилов, 1968)

Памятник видному государственному и партийному деятелю Советской Украины П. А. Скрыпнику установлен в сквере на восточной стороне улицы. Бронзовый бюст возвышается на постаменте из полированного красного гранита.

Пушкинская улица, 40.
Жилой дом

(арх. Н. Д. Плехов, А. А. Таций, А. Г. Постников, инж. А. С. Ваценко, 1931)

Шестиэтажный трехсекционный жилой дом сооружен впервые в стране из крупных шлакобетонных блоков. На фасаде откровенно выявлена разрезка стен на блоки. Постройка явилась важным этапом на пути развития в нашей стране массового индустриального жилищного строительства из сборных элементов.

Пушкинская улица, 49-А.
Спортивный факультет Харьковского филиала Киевского института физической культуры и жилой дом

(бывш. здание Института марксизма-ленинизма; арх. П. М. Подгорный, 1935)

Здание состоит из двух частей - пятиэтажной со стороны Пушкинской улицы и шестиэтажной, протянувшейся вдоль улицы Гиршмана. Строительство было начато по проекту, выполненному в стиле конструктивизма, а затем переработанному автором с использованием классических архитектурных форм. Сооружение служит характерным примером творческих поисков советских архитекторов в середине 30-х годов.

На фасаде здания установлена мемориальная доска в память о том, что здесь жил народный артист СССР И. Л. Марьяненко.

Пушкинская улица, 53.
Фармацевтический институт

(бывш. доходный дом; арх. Ю. С. Цауне, 1911)

Четырехэтажное здание в стило модерн отличается стройностью устремленных вверх членений. Немногочисленные пластические детали сочетаются с полями, облицованными глазурованной керамической плиткой. Средняя часть фасада заканчивается плитой лучкового карниза, по бокам которого возвышаются щипцы.

Пушкинская улица, 54.
Жилой дом с магазином

(арх. Г. А. Яновицкий при участии Е. А. Лимаря, 1932)

Крупный семиэтажный дом-комплекс занимает доминирующее положение среди окружающей застройки. На мощном стилобате покоятся пластично решенные объемы жилой части. Гладь стен украшают полукруглые балконы. Со стороны улицы Красина над проездом во двор нависает прямоугольный объем с большим горизонтальным окном. Здание принадлежит к числу лучших памятников архитектуры конструктивизма.

Пушкинская улица, 57.
Детская клиническая больница № 23

(бывш. частный особняк; предположительно арх. Ю. С. Цауне, нач. XX в.)

Двухэтажный угловой дом построен в стиле модерн с использованием мотивов архитектуры средневековых построек. Степы рустованы по всей высоте здания. Центральный ризалит увенчан щипцом. Утрачен балкон второго этажа, акцентировавший ось этого ризалита.

Напротив этого здания, по Пушкинской улице, 62, находится другой бывший частный особняк, в котором теперь размещается областной Дом народного творчества (автор неизвестен). Фасад здания симметричный, по бокам его фланкируют два башнеобразных объема, увенчанных небольшими куполами. Здание поставлено с небольшим отступом от красной линии и отделено от улицы кованой металлической оградой. На фасаде укреплена мемориальная доска в память о пребывании здесь с 1923 по 1926 год известного советского кинорежиссера и писателя А. П. Довженко.

Пушкинская улица, 77.
Юридический институт им. Ф. Э. Дзержинского

(бывш. коммерческое училище; анид. арх. А. Н. Бекетов, 1893)

Монументальное двухэтажное здание в стило неоренессанса - первое из построенных академиком архитектуры Л. Н. Бекетовым в Харькове. Оно отличается парадностью, пропорциональностью и сочностью архитектурных деталей. выступающую центральную часть акцентирует парадный вход. В простенках между большими арочными оконными проемами второго этажа помещены колонны, поддерживающие раскрепованный антаблемент с карнизом на зубцах. Венчает здание массивный парапет. Развитой пластике центральной части противопоставлена сдержанная отработка поверхностей боковых крыльев.

Пушкинская улица, 79.
Общежитие студентов политехнического института - "Гигант"

(арх. А. Г. Молокин, Г. Д. Иконников, 1928-1929)

Общежитие "Гигант" положило начало образованию одного из первых в Советском Союзе студенческих городков. Здание скомпоновано из десяти связанных коммуникационными узлами пяти- и шестиэтажных секций с коридорной планировкой. Секции смещены в плане по отношению друг к другу, благодаря чему все коридоры освещены с торцов. Сдержанно обработанные лопатками фасады обогащают выступающие в виде пилонов лестничные клетки. Архитектурный облик здания несколько видоизменен при его восстановлении после войны (арх. Н. М. Подгорный, 1950; арх. А. М. Покорный, 1957).

На территории студенческого городка, занимающего большую часть квартала, размещается еще ряд построенных в разные годы корпусов общежитий, а также Дворец студентов и столовая. Дворец расположен в реконструированном при восстановлении здании бывшего административного корпуса епархиального училища (арх. В. К. Комирный). Главный фасад его, решенный в формах классицизма, украшают колонны ионического ордера.

Пушкинская улица, 82.
Институт медицинской радиологии

(бывш. рентгенакадемия; арх. В. А. Эстрович, инж. Б. Ф. Троупянский, 1930)

Это одно из интереснейших сооружений Харькова, построенное в духе так называемого функционализма. Его отличают сложная композиция и разнообразие объемов, отражающих особенности разных групп помещений и их взаимосвязи. Фасады оформлены в стиле конструктивного модерна с тщательной прорисовкой немногочисленных лаконичных деталей - лопаток, междуэтажных тяг и плоских карнизов. При строительстве были применены прогрессивные для своего времени конструктивные решения - крупнопролетные кессонные перекрытия из монолитного железобетона и сборные железобетонные конструкции амфитеатра конференц-зала.

Пушкинская улица, 84. Специальное конструкторское бюро Харьковского сельскохозяйственного института
(акад. арх. А. Н. Бекетов, 1914-1915)

Двухэтажное здание строилось в качестве приюта для дворянских детей-сирот. Оно сооружено в строгих монументальных формах русского классицизма начала XX века, отличается совершенством пропорций и прорисовки деталей. Горизонтальная рустовка стен первого этажа придает зданию основательность. Над входом, размещенным в ризалите, возвышается портик с треугольным фронтоном. Угол закреплен башнеобразным цилиндрическим объемом с пологим куполом.

В таком же стиле решено находящееся рядом, по улице Чайковского, 4, двухэтажное здание научно-исследовательского института почвоведения и агрохимии имени А. Н. Соколовского (бывш. приют престарелых дворян; акад. арх. А. Н. Бекетов, 1914-1915). Симметричный прямоугольный объем этого здания обогащен мощным портиком с фронтоном, который обрамляет вход.

Молодежный парк

Парк создан в конце 70-х годов у северной границы студенческого городка "Гигант", между улицами Пушкинской и Артема. Его площадь - 18 гектаров. Построены крытая эстрада, павильон, кафе, оборудована детская площадка. На территории парка бережно сохраняются памятники на месте захоронений генерал-полковника Г. С. Зашихина, выдающегося деятеля украинского театра XIX века М. Л. Кропивницкого, а также обелиски на могилах академика живописи С. И. Васильковского и известного украинского писателя П. П. Гулака-Артемовского.

Улица Гиршмана

Одна из поперечных улиц, связывающих Пушкинскую улицу с Сумской, возникла в 30-х годах, после пробивки отрезка между улицами Артема и Пушкинской, в результате чего образовался сквозной проезд. В застройке улицы отразились творческие искания зодчих в различные периоды развития советской архитектуры.

На углу улиц Гиршмана и Артема стоит трехэтажное здание с типичными чертами стиля модерн (улица Гиршмана, 15; арх. Н. Н. Штандель, 1925). В нем располагается зональная агрохимическая лаборатория. Закругленную в плане повышенную угловую часть дома подчеркивают устремленные кверху лопатки. Стены фасадов украшают на втором этаже пилястры со стилизованными капителями. Жилой односекциопный пятиэтажный дом по улице Гиршмана, 17-Б (арх. Д. А. Морозов, 50-е годы) ярко отражает распространенные в послевоенный период тенденции использования наследия эпохи ренессанса. Рядом расположен большой, подковообразный в плане жилой дом, сооруженный в стиле конструктивизма (улица Гиршмана, 17; арх. А. В. Линецкий и В. И. Богомолов, 1932). Между семиэтажными башнеобразными открылками находится открытый к улице полукруглый парадный двор, в который выведены входы подъездов пятиэтажной части здания. Сооружение отличается пластичностью композиции и привлекательностью сдержанного, лишенного декоративных украшений архитектурного облика.

Ряд этих домов завершает здание, в котором расположен спортивный факультет института физической культуры (см. Пушкинская улица, 49-А).

Общая согласованность в высоте и протяженности различных зданий придает цельность фронту застройки северной стороны улицы.

Улица Артема

У перекрестка улиц Чернышевского и Гиршмана образовалась небольшая безымянная площадь, от которой берет начало улица Артема. Она протянулась в северном направлении до улицы Веснина, где сливается вновь с улицей Чернышевского. Застройка ее началась во второй половине XIX века. Жилые и отдельные общественные здания расположены в ряд вдоль красной линии.

Улица Артема, 6.
Жилой дом

(бывш. дом сотрудников Госбанка "Красный банковец"; арх. В. А. Эстрович, 1928)

Пятиэтажный секционный дом размещен на затесненном участке. Протяженность фронта застройки увеличена путем устройства глубокого курдонера. Представительный фасад в стиле модерн с использованием элементов украинского барокко отличается пластичностью сгруппированных эркеров и балконов, живописным очертанием крыш с фронтонами и башенками. Покрытый черепицей пояс между четвертым и пятым этажами напоминает традиционное "опасання".

Улица Артема, 29.
Педагогический институт им. Г. С. Сковороды

(бывш. Крестьянский поземельный банк; арх. А. Г. Молокин, 1914)

Четырехэтажное здание, сооруженное в стиле модерн с использованием элементов готики (стрельчатые окна), вписано в рядовую застройку улицы. Хорошо найденные пропорции и сдержанная пластика немногочисленных деталей придают ему представительность. К первоначально асимметричному фасаду пристроено с южной стороны по проекту того же автора крыло, выдержанное в общем стиле дома.

Улица Артема, 31.
Книжная палата УССР им. Ивана Федорова

(бывш. частный особняк; арх. П. В. Величко, Ф. А. Кондратьев, 1912)

Сегодняшний облик здание приобрело после реконструкции флигеля старой усадьбы. При этом удачно воспроизведен облик постройки начала XIX века. Дом украшают лепные детали в стиле московского "ампира" и металлические кронштейны, поддерживающие козырек над входной дверью. Утрачены гармонирующие со зданием фигуры львов, лежавших на пилонах ворот. Внутри здания частично сохранились первоначальные интерьеры - парадная лестница, фойе.

Улица Артема, 44.
Учебный корпус института механизации и электрификации сельского хозяйства - ХИМЭСХ

(бывш. здание коммерческого института; акад. арх. А. Н. Бекетов, 1914-1916)

Представительное трехэтажное здание, расположенное с отступом от красной линии улицы, сооружено с использованием композиционных приемов классицизма. В центре симметричного фасада выступает повышенный объем, увенчанный ступенчатым парапетом. Открылки завершены треугольными фронтонами. Немногочисленные лаконичные детали - пилястры, обрамления окон на ризалитах, рустованный цокольный этаж - придают зданию пластичность. Сохранились элементы первоначального оформления просторных парадных помещений. Холл третьего этажа украшен росписями на античные темы (худ. И. Загоскин).

Перед зданием в 1968 году установлен памятник известному ученому-естествоиспытателю В. В. Докучаеву (ск. Н. Л. Ря-бинин, арх. 3. Д. Юдкевич).

Восточная сторона зоны Пушкинской улицы

Улицы, находящиеся к востоку от Пушкинской, размещаются на склонах, обращенных к пойме реки Харькова. Характер рельефа с крутыми спусками и площадками в виде мысов придает этому месту исключительную живописность. С площадок открывается широкая панорама расположенной за рекой части города - Московского проспекта и Салтовского жилого массива.

Застройка склонов началась в основном во второй половине XIX века и продолжается в наши дни. В пей присутствуют, наряду с жилыми и отдельными общественными зданиями, расположенными вдоль нешироких улиц, крупные комплексы высших учебных заведений, в том числе политехнический институт имени В. И. Ленина.

Театральный переулок, 5.
Жилой дом

(бывш. доходный дом; арх. М. Г. Диканский, 1904)

Пятиэтажное здание построено с соблюдением характерных черт стиля модерн. Центральную часть симметричного фасада подчеркивают два эркера, объединяющих по высоте второй, третий и четвертый этажи. Над эркерами устроены балконы. Венчает центральную часть большой треугольный плоский щипец с трехчастным арочным окопным проемом посередине. Фасад украшают немногочисленные орнаментальные детали растительного характера. Здание занимает ответственное место на вершине склона и просматривается издали.

Жилых домов подобного типа, отличающихся друг от друга главным образом большей или меньшей насыщенностью фасадов декоративными деталями в стиле модерн, в этом районе довольно много. Среди них - дома по улице Маршала Бажанова, 6 и 8 (предположительно арх. М. Е. Ройтенберг, нач. XX в.). На той же улице расположено здание № 14, отличающееся живописностью асимметричных сочетаний объемов с крутыми щипцами крыши (арх. А. И. Ржепишевский, 1913). Пятиэтажные дома рядового типа в стиле модерн имеются также на улицах Чубаря, Дарвина, Фрунзе, Ольминского и в Краснознаменном переулке.

Улица Мельникова, 6.
Дом культуры профтехобразования

(бывш. благотворительное общество; предположительно арх. А. М. Гинзбург, 1912)

Оригинальное по композиции трехэтажное здание с башней на углу, напоминающее средневековый замок, замыкает перспективу Театрального переулка. Своеобразны грубоватые формы архитектурных деталей, решительно порывающие с классическими образцами, - конические колонны, массивные наличники окоп мансардного этажа.

Улица Чубаря, 6. Жилой дом
(предположительно арх. Ю. С. Цауне, нач. XX в.)

В начале короткой улицы Чубаря (проходит параллельно Пушкинской от Театрального переулка до улицы Маршала Бажанова) на восточной стороне находится двухэтажный дом, сооруженный в характере архитектуры североевропейского ренессанса XVI века. Отделка всей поверхности фасада рустами, наличники арочных оконных проемов, лепные украшения, имитирующие резьбу из камня, высокий треугольный щипец придают зданию оригинальный вид.

Улица Чубаря, 7. Детский сад-ясли
(бывш. частный особняк; автор неизвестен, нач. XX в.)

Одноэтажное здание в классических формах выделяется изяществом и нарядностью. Наружная лестница ведет к входу, обрамленному двухколонным портиком тосканского ордера с фронтоном. Над входной частью находится высокий декоративный купол с люкарнами. Со стороны двора устроена открытая терраса в виде полуротонды.

Улица Маршала Баженова, 17.
Институт инженеров коммунального строительства

Институт первоначально помещался в здании по улице Революции, 12, построенном во второй половине XIX века неизвестным архитектором в так называемом русско-византийском стиле. В 1968 году был сооружен второй, примыкающий к первому учебный корпус (арх. Г. В. Сихарулидзе и Б. Г. Клейн), а в 1973 году окончено строительство крупного третьего корпуса (арх. Г. В. Сихарулидзе). Фасад его решен в современных формах, отражающих функциональное назначение здания. Этот корпус доминирует в застройке восточных склонов нагорной части. Главный вход на территорию института организован со стороны улицы Маршала Бажанова (арх. Е. А. Святченко). В 1981 году в комплекс института включен реставрированный внутри бывший жилой дом по улице Революции, 16 (арх. М. И. Дашкевич, 1903).

Улица Демченко, 3 и 5.
Жилые дома

(бывш. доходные дома; арх. М. И. Дашкевич, нач. XX в.)

Два четырехэтажных дома, один из которых расположен по красной линии улицы, другой сдвинут в глубь участка, выделяются по высоте среди окружающей застройки. Благодаря рельефу местности они хорошо просматриваются с восточной стороны. Фасады домов выполнены в кирпиче без штукатурки, отличаются оригинальностью асимметричной композиции, напоминающей средневековые замковые сооружения. Впечатления усиливают отдельные детали, стилизованные под готику,- стрельчатые обрамления окон, крутые треугольные фронтоны, зубцы под арками навеса над террасой.

Улица Дарвина

Продолжает Совнаркомовскую улицу, до войны была тупиковой. В последнем десятилетии XIX и начале XX века вдоль улицы построили ряд особняков, владельцы которых сдавали часть помещений в наем, что отразилось на композиционных решениях двух- и трехэтажных зданий. Общий характер застройки улицы Дарвина близок улице Совнаркомовской, но интимнее и мельче по масштабу.

Наиболее характерна архитектура зданий, расположенных на северной стороне улицы, особенно па ее конечном отрезке, где образовался выразительный в архитектурно-художественном отношении ансамбль. Большой интерес здесь представляют дома № 19 и 21, построенные академиком архитектуры А. Н. Бекетовым в 1901 и 1903 годах в неоренессансных формах. Оригинальный дом № 29 в стиле модерн, напоминающий готические жилые дома средневековой Европы, сооружен для известного театрального деятеля и режиссера Н. Н. Синельникова (арх. А. И. Ржепишевский, 1917). Интересен бывший собственный дом № 31 архитектора В. В. Величко, построенный в 1901 году по его проекту с использованием элементов готической и романской архитектуры. Обращает на себя внимание особняк № 35 в стиле модерн, поставленный в начале XX века неизвестным архитектором. Ряд замыкает бывший собственный дом № 37 академика архитектуры Л. И. Бекетова, выполненный в формах неоклассицизма. В этом доме много лет проживал также художник М. Р. Пестриков, а в конце 30-х годов жил художник Н. С. Самокиш.

Улица Дарвина, 4. Городской комитет ЛКСМУ
(бывш. жилой дом; арх. И. И. Тепне, 1915)

Двухэтажный дом с высоким цокольным этажом уже тогда отличался повышенным уровнем комфортности. Выразительная пластика фасада, в оформлении которого сочетаются элементы стиля модерн и классицизма, обогащена лепными деталями и женскими статуями, установленными на парапете. Сохранились отдельные элементы первоначального интерьера: лестница и лепная отделка потолков некоторых комнат.

Улица Дарвина, 9.
Дом архитектора

(бывш. частный особняк; арх. В. В. Величко, 1912)

Здание, одноэтажное со стороны улицы и двухэтажное со двора, построено в стиле неоренессанса. Фасад украшает колоннада ионического ордера и большие арочные окна. Со вкусом оформлены интерьеры парадных помещений. В расположенном позади дома саду находится беседка-ротонда ионического ордера. Палисадник перед фасадом огражден кованой металлической решеткой.

Улица Дарвина, 11.
Общежитие

(бывш. частный особняк; арх. В. Г. Гауш, 1911)

Здание построено в стиле модерн. Живописные внешние формы и сохранившиеся интерьеры некоторых помещений принципиально отличаются от характера архитектуры соседнего Дома архитектора, но в то же время оба здания роднит структурное единство асимметричной объемно-пространственной композиции, отражающей стремление добиться максимального комфорта.

На улице Ольминского, 22, находится бывший частный особняк (ныне лечебное учреждение), выполненный в том же архитектурном стиле, что и дом по улице Дарвина, 11 (арх. В. Г. Гауш, 1912).

Улица Дарвина, 13.
Школа № 1 им. В. И. Ленина

(бывш. частный особняк; акад. арх. А. Н. Бекетов, 1896)

Здание построено в так называемом мавританском стиле с использованием деталей, распространенных в архитектуре цветочных пародов, - зубчатых арок с полукруглыми выемнами на архивольтах, массивных капителей, башенок вычурной формы, геометрического орнамента. Объемная композиция дома согласуется с окружающей застройкой. Появившаяся значительно позже пристройка стала главным зданием школьного комплекса. Изменился и адрес - улица Красина, 12.

Краснознаменная улица, 4.
Отделение радиоастрономии Института радиофизики и электроники АН УССР

(бывш. Музей древностей и епархиальная библиотека; арх. В. Н. Покровский, П. В. Величко, 1912)

Оригинальное здание выполнено в стиле модерн с элементами так называемого русско-византийского стиля второй половины XIX века. Фасад трехэтажного здания расчленен па две части. В правой, более скромной, находится вход, левая сторона увенчана большим фронтоном стрельчатой формы, под которым расположены арочные окна конференц-зала. В 20-30-х годах, когда здесь размещался Дом писателей имени В. М. Блакитного, были реконструированы интерьеры с участием видных украинских художников и народных мастеров прикладного искусства. Позже здание принадлежало Институту проблем машиностроения АН УССР. На доме установлена мемориальная доска, посвященная академику Г. Ф. Проскуре.

Краснознаменная улица, 8.
Харьковский художественно-промышленный институт

(бывш. художественное училище; арх. К. Н. Жуков при участии арх. М. Ф. Пискунова, 1913)

Оригинальное здание построено в стиле украинского модерна с применением мотивов народного зодчества - живописных форм черепичных крыш и "опасания", массивного крытого крыльца главного входа. На фасадах размещены красочные майоликовые панно.

Улица Фрунзе, 21.
Комплекс зданий политехнического института им. В. И. Ленина - ХПИ

(бывш. практический технологический институт, 1885)

Строительство института началось в середине 70-х годов XIX века по проекту петербургского зодчего Р. Р. Генрихсена, а в 1885 году учебное заведение приняло первых студентов. На обширной озелененной площадке поднялись первые корпуса, построенные в "кирпичном стиле". Монументальный главный корпус был поставлен на бровке юго-восточного склона. В начале XX века были построены корпус ректората (бывш. чертежный; арх. М. И. Ловцов) и инженерный (арх. В. В. Величко), в архитектуре которых сохранен "кирпичный стиль". В 1928 году был сооружен корпус электротехнического факультета (акад. арх. А. Н. Бекетов), первоначально задуманный в классическом характере, по переработанный автором в ходе строительства в соответствии с веяниями времени - в стиле конструктивизма. При восстановлении этого здания, разрушенного в годы Великой Отечественной войны, к главному входу был пристроен четырехколонный портик с рустованными столбами квадратного сечения и ионическими капителями (арх. С. М. Розенфельд).

В 1976 году на границе крутого Журавлевского склона сооружен четырнадцатиэтажный аудиторный корпус, замкнувший перспективу центральной аллеи. Здание эффектно выступает на фоне неба в силуэте восточных склонов нагорной части города (арх. И. Д. Овсянников, В. И. Лившиц). Строительство новых корпусов вуза продолжается. На территории политехнического института в 1967 году установлен памятник Владимиру Ульянову (ск. В. Н. Савченко, арх. А. П. Павленко).

Улица Ольминского, 11.
Харьковское медицинское общество

(бывш. частный особняк; акад. арх. А. Н. Бекетов, 1899)

Улица связывает территорию политехнического института с Пушкинской улицей. На ней находится двухэтажное здание, напоминающее загородную виллу. В его облике сочетаются черты русского зодчества XVII века и готики. Разновысокие объемы, крутые двускатные кровли, шатровые башни и открытые террасы-балконы, огражденные баллюстрадой сложного рисунка, придают сооружению живописность. Здание украшают лепные картуши, рустованные углы, модульоны и другие детали.

К началу страницы
Содержание   Зона Сумской улицы   Зона площади Дзержинского...