Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации

Русское градостроительное искусство. Градостроительство России середины XIX - начала XX века

8 глава. Общие принципы и особенности развития городов России второй половины XIX - начала XX века (М.В. Нащокина)


8.5. ГОРОД И ПРИГОРОДНАЯ ЗОНА

Появление в России крупных городов - мегаполисов, население которых перешагнуло 1 млн. человек (к таковым относились Москва и Петербург), и расширение общего процесса урбанизации породило во второй половине XIX века проблему взаимоотношения города и пригородной зоны. Следует заметить, что в первой половине XIX века ее еще не существовало. Важнейшим фактором ее появления стало строительство железных дорог, к гонцу века набравшее беспрецедентные темпы Именно новые транспортные пути ускорившие деловые и экономические контакты с другими регионами страны, обусловили разрастание в ближайших городских окрестностях обширных складских и промышленных зон, требовавших значительного притока рабочей силы. Это, в свою очередь, окружило их рабочими казармами и слободами. У городов появились рабочие окраины.

В то же время железные дороги позволяли проще, чем раньше, добираться до многих пригородных местностей. Это делало их привлекательными как для отдыха в летнее время, так и для мелких застройщиков, состояние которых не позволяло им купить или арендовать городское жилье. Резкое сокращение в гонце XIX века в русских городах патриархальной усадебной застройки, преобладание многоэтажного доходного строительства во многом повлияли на широкое распространение в пригородах крупных городов (и в первую очередь Москвы и Петербурга) строительства дачных поселков - самой демократичной формы загородного землевладения, охватывавшей почти все слои городского населения, в том числе и малоимущие.

В 1850-1880-х годах сложились специфические архитектурные и планировочные черты дачных поселков, но их массовое строительство началось лишь в 1890-1900 годах [1].

Дача в Святых Горах Харьковской губернии.
Открытка начала XX века

В этот период возникает большинство подмосковных поселков и многие в окрестностях Петербурга, причем радиус их распространения от города достигает примерно 30-40 километров.

Дороговизна столичной жизни (в Москве начала века она была одной из самых высоких), отсутствие необходимого количества дешевых квартир, удобство сообщения с городом по железным дорогам - все это нередко делало дачу не только местом летнего отдыха, но и постоянным жилищем для мелких городских служащих. Дачные дома в поселках, особенно расположенных в ближайших окрестностях Петербурга и Москвы, становятся их постоянным жильем. К концу XIX века в пригородную зону из города постепенно вытесняется большая часть горожан. Если в первом десятилетии XX века прирост городского населения в Москве составил 17,26%, то в пригородах население возросло на 43% [2]. Другими словами, пригороды разрастались очень быстро.

Дачные поселки приобретали, таким образом, черты поселения городского типа. Это оказывало немедленное влияние на их благоустройство, инженерную оснащенность, систему снабжения, транспортную связь с городом и обусловило развитие своеобразных общественных форм управления и застройки. В начале 90-х годов появилась идея организовывать общества благоустройства дачных местностей, получившая большое распространение. К 1910 году под Москвой уже действовало около 60 таких обществ. В их задачи входило решение всего комплекса вопросов, связанных с нормальной жизнью поселка, - благоустройство, мощение дорог, вывоз мусора, электрическое освещение улиц, проведение водопровода, строительство учебных заведений, библиотек, читален, церквей, театров, спортивных сооружений и т. п. [3]

Анализ пригородной планировки и застройки второй половины XIX века показывает фактически те же тенденции в проектировании, что и городское строительство. При проектировании пригородных поселков учитывалось все больше исходных данных, в начале века в состав проекта уже нередко входила прокладка инженерных сетей. Это свидетельствовало о постепенном вовлечении пригородов в круг тех же архитектурно-градостроительных проблем, что возникали и в самих мегаполисах. Естественно, острота их была заведомо меньшей, но это создавало объективные предпосылки для присоединения их к городской территории в будущем, то есть для превращения крупных городов в агломерации.

Усиливавшееся противостояние большого индустриального города природной среде, с одной стороны, неизбежно влекло городских жителей к поиску утраченного контакта с природой; с другой стороны, бурная застройка пригородных дачных местностей неизбежно сокращала участки нетронутой природной среды не только в городе, но и его ближайших окрестностях. Как и в городе, в функционировавших поселках наметился отход от тесной связи с природной средой, от взаимообусловленности архитектуры и природы. Правда, законодательно и по возможности на дачных участках сохранялось большинство существовавших зеленых насаждений, кроме того, в поселках чаще всего устраивали общественные парки для гуляний. И все же природный ландшафт в них уберечь было невозможно, его постепенно сменяло искусственное озеленение.

В конце XIX века на строительство, застройку, озеленение дачных поселков большое влияние начинают оказывать новые градостроительные идеи городов-садов, появившиеся в 1898 году в Англии. Их автором был теоретик градостроительства Э. Говард попытавшийся разрешить противоречие между городом, пригородной зоной и природной средой Основной целью проектирования городов-садов была выработка нового типа города, в котором были бы преодолены противоречия крупного капиталистического мегаполиса и возникали новые социальные условия жизни людей. Вскоре эти идеи нашли свое опосредованное воплощение и в России, причем прежде всего именно в проектах дачных поселков, которые задолго до теоретического оформления идей городов-садов уже обладали многими их чертами - местонахождение в пригородах больших городов, легкая транспортная доступность по железной дороге, фиксированные нормы плотности застройки, строительство по единому генеральному плану, существование системы общественного контроля, обязательное наличие обширных общественных парков и т. д.

На рубеже веков города-сады и поселки-сады стали создаваться и в России. Среди них "Царский лес" под Ригой, "Прозоровка" Московско-Казанской железной дороги, поселок на Ходынском поле в Москве. К числу менее известных относятся поселки "Таврида" и "Фаворито" под Петербургом, поселок Никольское под Москвой, поселок в районе Большого Фонтана под Одессой, поселок близ Самары.

Генплан имения Каунис-Тойвола

Несмотря на то что поселков-садов было немного по сравнению с количеством строившихся и уже существовавших дачных поселков в России, они, по сути, стимулировали переосмысление пригородных и дачных поселений с точки зрения идей города-сада. "Формы города-сада, созданные английскими условиями, оказываются вполне применимы у нас <...>. И по внешнему виду, главным образом по застройке, - английские города-сады так близки к русским поселениям - провинциальным городкам, дачным поселкам и т. п. - что невольно и на скромной улице города-сада, и в маленьком домике жителя-рабочего, из этого "чудного, прекрасного далека", говоря словами Гоголя, вспоминаются далекие русские пейзажи, среди которых <...> "как точки, как значки неприметно торчат среди равнин невысокие города"", - писал П.Г. Коваленский [4], подчеркивая близость новых идей к специфике традиционного русского градостроительства.

Однако визуальная похожесть на западные города-сады не исчерпывала скрытого потенциала развития дачных поселений пригородной зоны. В них действительно начинали укрепляться новые формы общественной организации. Общества благоустройства той или иной местности, создававшиеся во многих поселках в окрестностях Петербурга, Москвы и некоторых других городов, были первыми шагами на пути к тем глубоким социальным преобразованиям, которые подразумевались апологетами городов-садов. Конечно, воплощались эти идеи очень ограниченно, о чем писали и на что сетовали сами теоретики градостроительства того времени [5], но это и не могло быть иначе, ведь сами идеи городов-садов в начале XX века в определенной степени были формой социальной утопии.

Осмысление теории и практики создания за рубежом городов-садов и поселков-садов оказалось важным этапом становления теории и методологии русского градостроительства. Их появление убедительно свидетельствовало, что на рубеже веков, наряду с тенденцией формирования все более урбанизированной городской среды, появились первые признаки противоположного стремления к дезурбанизации. Если в крупных городах его симптомом стало довольно активное возведение особняков со свободным расположением на озелененном участке, резко противопоставленное доходному строительству многоэтажных многоквартирных домов, в пригородах о нем свидетельствовали множившиеся поселки-сады и города-сады Мечты о возможности преобразования городской жизни в соответствии с новыми социальными и архитектурно-градостроительными идеями представляли собой одну из самых характерных черт русского градостроительства того времени.

Перечень источников:

1. Нащокина M.B. Архитектура дачных поселков конца XIX - начала XX века // Ф.О. Шехтель и проблемы истории русской архитектуры конца XIX - начала XX веков. М., 1988, С. 89-95. Вернуться в текст
2. Штромберг М.А. Городские железные дороги в Москве и других больших городов и их социальное значение. М., 1913. С. 65-67. Вернуться в текст
3. Нащекина M.B. Дачные поселки (второй половины XIX - начала XX вв.) // Сельские поселения России. Исторический и социокультурный анализ. М., 1995. С. 137-157. Вернуться в текст
4. Коваленский П.Г. Большой город и города-сады. Киев, 1916. Вернуться в текст
5. См., например: Диканский М. Застройка городов, их план и красота. Пг. 1915. Вернуться в текст

 

К началу страницы
Содержание
8.4. Город и природная среда  8.6. Город и промышленность