Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации

Русское градостроительное искусство. Градостроительство России середины XIX - начала XX века

5 глава. Градостроительство в власть (Е.И. Кириченко)


5.1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОГО ЗОДЧЕСТВА, ОБРАЗЦОВЫЕ, НОРМАЛЬНЫЕ" И ТИПОВЫЕ ПРОЕКТЫ

5.2.4. Православное храмостроение на западных окраинах России

Сибирь и Западные губернии, хотя и по разным причинам, превратились в XIX - начале XX века в место особенно интенсивного строительства православных храмов. Для обоих регионов потребовалась разработка специальных программ. Контроль за храмовым строительством здесь велся более тщательно, чем в других областях, осуществление выработанных государством планов проводилось еще более последовательно, чем в гражданском строительстве. О политике в области культового зодчества в Сибири будет сказано в посвященной ей главе в третьей книге тома, а здесь есть смысл остановиться хотя бы вкратце на государственной политике в области храмового зодчества в западных областях Российской империи (современные Польша, государства Прибалтики, Белоруссия, Правобережная Украина). Эти земли, отчасти присоединенные к России после трех разделов Польши, с многонациональным населением, а главное, с большим числом иноверцев, по преимуществу католиков, с конца XVIII и вплоть до начала XX века привычно оставались местом смут и возмущений. Политическая рознь и гнет верховной власти, с одной стороны, социальные противоречия - с другой, усугублялись национально-конфессиональным противостоянием. Правительство пыталось сохранить равновесие с помощью традиционной со времени Древнего Рима политики кнута и пряника, в которой снятие напряженности в делах веры и неотъемлемой от нее деятельности в области храмоздательства играло существенную роль.

После польского восстания 1830 года на земли западной части России было распространено принятое в 1817 году Комитетом министров положение о православных храмах, действовавшее на остальной территории страны. Согласно этому положению строительство храмов разрешалось в приходах, население которых насчитывало не менее 400 человек мужского пола. Но допускались исключения: в случае, если место предполагаемого строительства находилось далеко от близлежащей церкви или пути сообщения к нему были неудобны, если обеспечивалось содержание дополнительного причта; если в прошлом в селении существовал полноценный приход, но из-за неблагоприятных обстоятельств оно обезлюдело [1].

Осуществлявшаяся правительством как прямой ответ на восстания программа массового строительства православных храмов преследовала двоякую цель. Они должны были стать зримым свидетельством победы верховной власти и господствующей религии. Употребляя власть и применяя к католикам (бунтовщикам) репрессивные меры, государство одновременно восстанавливало справедливость в отношении православного, находившегося в меньшинстве, как конфессия и нация, населения.

Для быстрейшего удовлетворения нужды в православных храмах использовались разные средства: обращение в церкви костелов, восстановление заброшенных или разрушенных православных храмов, строительство новых. Разработанная в этих целях программа осуществлялось поэтапно. Ранее всего правительство обратило внимание "на церкви юго-западных губерний: Киевской, Волынской и Подольской, где православное народонаселение терпело в них большую нужду, чем в других местностях" [2]. Однако после того, как Полоцкий соборный акт 1839 года вернул в лоно православия до 2 миллионов униатов, проблема была решена, и "правительство распространило и на остальные местности Западного края (Литву, Западную Украину и Белоруссию. - Е.К.) заботу об устройстве православных храмов)".

Однако реально программа начала воплощаться в жизнь только со второй половины 1850-х годов. До этого времени состояние православных приходов в западных губерниях оставалось плачевным: "из 4200 церквей едва ли половина может считаться устроенной и то не вполне; одни за ветхостью запечатаны. Другие размещаются в жидовских шинках или корчмах, - так что не только костелы, но и соседственные синагоги отличаются большим перед ними благочестием.

Резкая противуположность, как в наружном виде, так и во внутреннем устройстве храмов православного и латинского вероисповеданий, оскорбляя достоинство господствующей веры, действует тлетворно и на самое верование простого народа" [3]. Так в официальном документе была сформулирована задача государственной политики в деле укрепления господствующей религии и роли, которую призвано было сыграть в этом храмовое зодчество. Знаменательно и упоминание о простом народе. Православие на Западе России - религия крестьян, католичество - помещиков. После долгих поисков решения проблемы выход был найден. Обязанность строить православные храмы в приказном порядке была возложена на помещиков. Почти после двух десятилетий потраченных зря усилий правительство, наконец смогло обязать помещиков строить церкви, но фактически за счет государства. В распоряжение Министерства внутренних дел решено было выделить особый капитал для ссуд, дававшихся помещикам под минимальные проценты. На отпущенные государством деньги и велось строительство. Этим организация строительства православных храмов в западных губерниях принципиально отличалось от великорусских. Там обязанность строить и поддерживать в порядке православные храмы лежала на прихожанах. Специально принуждать помещиков заботиться об их строительстве и благолепии не было нужды; будучи прихожанами тех же храмов, они делали это по доброй воле [4].

Образцовый проект православного храма на 180 человек, предложенный для строительства в Прибалтийских губерниях.
1870. РГИЛ. Публикуется впервые

На реализацию программы строительства православных храмов для западной части России требовались, кроме денег, проекты недорогих в строительстве церквей. В том же 1858 году правительство поручило Главному Управлению путей сообщения и публичных зданий разработать и передать в Министерство внутренних дел упрощенные проекты сельских православных церквей для казенных и помещичьих селений. Отчасти созданные заново, отчасти уже существующие проекты включались в специальные альбомы. Для выяснения общей картины и определения количества, размеров и местоположения будущих церквей правительство обязало начальников каждой из 9-ти западных губерний представить точные сведения о состоянии в них православных церквей, числе прихожан и предварительных данных о суммах, необходимых на сооружение и восстановление храмов [5].

Сведения, на основе которых можно было бы приступить к разработке детального плана, составлялись на основе огромной предварительной работы. Она предусматривала: "а) осмотр существующих церквей и местностей, где находились сгоревшие или, за разрушенностью, упразднившиеся приходские храмы; б) снятие их настоящего вида на план; в) собрание сведений: о численности существующего прихода, о географическом его положении, о материальных его средствах для содержания церкви и духовенства, о возможности оставления его самостоятельным приходом или об упразднении и соединении с другими близлежащими; г) начертание общей сети церквей, долженствующих быть в каждой губернии для удовлетворения религиозных нужд местного православного населения; д) определение - что должно предпринять для восстановления ветхого или разрушенного храма в соответственном населению прихода и местным условиям виде, а также указания, какие меры потребны для поддержания как прочных существующих, так и предполагаемых к возобновлению церквей на будущее время, без содействия правительства ..." [6]

Осуществлявшаяся Министерством внутренних дел программа православного строительства в западных регионах России предполагала восстановление полноценной религиозной жизни православного населения, формируемой храмами всех уровней: соборными кафедральными, соборными и приходскими в городах, приходскими в казенных и помещичьих селах. При реализации этой программы Министерство внутренних дел опиралось на уже имевшийся опыт создания всероссийской сети гражданских зданий (присутственных мест, богаделен, больниц, тюрем).

Гродно. Общий вид города с православным собором и католическим костелом.
Открытка конца XIX ~ начала XX века

О масштабах проделанного свидетельствует статистика. За 10 лет в 1858-1868 годы на территории 9 губерний Западного края было выстроено и возобновлено 674 сельских и 9 городских церквей и соборов [7]. Для окончательного завершения программы потребовалось еще 5 лет. В 1868-1872 годах было сооружено 357 сельских церквей, возведены новые соборы в городах Соколке и Вельске Гродненской, Рогачеве и Орше Могилевской, Вилкомире Ковенской губернии, закончен строительством кафедральный собор в Вильно (Вильнюс), перестроены кафедральные соборы в Витебске, Гродно, Ковно (Каунасе), два собора в Минске, а всего в Западных губерниях за пятилетие было возведено и восстановлено 513 сельских храмов. В 1872 году только в северо-западных губерниях велись работы в 141 сельской церкви; в этом же году завершалось строительство монументального собора в Житомире, переделка собора в Каменец-Подольском, продолжалось сооружение новых соборов в городах Ковлс Волынской губернии, Борисове - Минской, Велнже - Витебской, Сквире - Киевской губернии [8]. "В 15 лет будет достигнуто то, что с окончанием в будущем году Житомирского и Каменец- Подольского соборов все губернские города Западного края будут украшены величественными зданиями кафедральных соборов и не будут более совершаться богослужения в ветхих или полуразвалившихся деревянных зданиях или переделанных на скорую руку римско-католических костелах" [9]. Церкви строились из камня, "пяти купольные, византийского стиля и хорошей архитектуры, с железными крышами, оштукатуренные внутри, вместимостью... от 200 до 600 человек"; училищные дома - на 100, 70 и 40 человек с квартирами для учителей и общежитиями, рассчитанными на половину учеников [10].

В 1866 году очередь дошла до строительства церквей в десяти Привисленских губерниях (территория современной Польши). Император назначил восьмилетний срок для осуществления программы, подобной реализованной в западных и северо-западных губерниях. Работы начались строительством церквей в сердце Польши - Варшаве и в ее предместьях - Праге и Лазенках; продолжились в губернских (Седлице, Кельцы, Плоцк и Петроковцы) и уездных городах (Холм, Посады, Ченстохов, Сандомир и Кибарты). Документы не забывают зафиксировать красоту и монументальность новых церквей (церковь в Варшавской Праге "по изящности стиля и отделки легко соперничает с лучшими иноверческими храмами и служит действительным украшением Варшавы") и выразить надежду, что в соответствии с утвержденным государственным планом "и в Привисленском крае религиозные нужды русских людей будут вполне удовлетворены, и край покроется сетью величественных православных храмов" и одновременно сооружаемых каменных зданий для церковных причтов [11].

В последнюю очередь, в 1871 году, началась реализация программы строительства храмов в православных приходах трех Прибалтийских губерний - Лифляндской, Эстляндской и Курляндской.

Рига. Собор.
1876-1884. арх Р. Пфлуг
Ревель (Таллин). Собор Александра Невского. Общий вид с северо-запада.
1893-1899. арх. М.Т. Преображенский

Создание равномерной, обеспечивающей нужды православного населения сети церквей на всем пространстве западных территорий России закончилось к 1873 году. После этих, в общем чрезвычайных мер по строительству храмов, домов для причта и училищ продолжалась уже обычная, родственная другим регионам России храмоздательская деятельность на основе принципов и проектов, созданных в середине XIX века. В частности, для строительства в 1890-1900 годах православных храмов в селах Подольской, Могилевской, Минской и Кутаисской губерний использовались чертежи из альбомов церквей, составленных в 1853 и 1855 годах в Синоде и Министерстве государственных имуществ и проекты сел для построения в Белорусских губерниях [12].

Пик русификаторской деятельности в Западном крае пришелся, таким образом, на 1850-1870-е годы - последние годы царствования Николая I и на время царствования Александра II. Александр III и Николай II только продолжали начатое их предшественниками. Ведшемуся в их царствования строительству присущ качественно иной характер естественно текущего процесса. Он в корне отличался от массированной кратковременной, рассчитанной на экстренные меры деятельности их предшественников, хотя инспирированные последними двумя императорами начинания были не менее русификаторскими и политически заостренными. За противостоянием православия и католичества стояла не только агрессивная политика российских самодержцев. За ним стоял вековой межконфессиональный конфликт, осложненный политическими, национальными и социальными противоречиями [13]. Отношению господствующей нации к строительству православных храмов как к политической акции отвечало такое же вое приятие этого строительства католиками. Политический смысл придавался не только строительству православных храмов; такой же смысл приобрело позднее и их разрушение. Одним из первых программных градостроительных начинаний обретшей в 1918 году независимость Польши явился снос собора Александра Невского в Варшаве.

Перечень источников:

1. РГИА. ф. 797, оп. 5, 1838, д. 19938, л. З об. Вернуться в текст
2. РГИА. ф. 383. оп. 23, 1833-1865 гг., д. 35035, л. 90. Вернуться в текст
3. Там же, л. 90 и 91. Вернуться в текст
4. РГИА, ф. 383, оп. 23, 1833-1865 гг., д. 35 035, л. 92 об. 100. Вернуться в текст
5. Там же, л.111 и 111 об. Вернуться в текст
6. РГИА. ф. 1341, оп. 121, 8 января 1868 г., д. 527, л. 32. Вернуться в текст
7. РГИА. ф. 284. оп. 241, 1873 г., д. 66, л. 73 об. Вернуться в текст
8. Там же, л. 76-77. Данные, помещенные в этом же деле несколько дальше, лают немного иные цифры, с разницей в несколько единиц, за счет включения в них и городских храмов и соборов. В них приводятся цифры, фиксирующие появление новых православных храмов в каждой из 9-ти западных губерний, а именно: в Виленской - 51, Ковенской - 9, Гродненской - 69. Витебской - 31, Минской - 81, Могилевской - 20, Киевской - 17, Подольской - 49 и Волынской - 36 (всего 363 православных церкви). Вернуться в текст
9. Там же, л. 85, 85 об. Вернуться в текст
10. Там же, л. 573. Вернуться в текст
11. Там же, л. 7-79. Вернуться в текст
12. РГИА. ф. 835, оп. 1, 1899-1905 гг., д. 1156, л. 1-29.Вернуться в текст
13. "Осмотр православных храмов в трех прибалтийских губерниях летом 1870 г. всех приходов (51) выявил грустную картину: только в трех прочные церкви, в 15-ти до того ветхи, что не производятся вовсе и давно богослужения, в них нельзя войти; в 32-х приходах для церквей были приспособлены 18 сельских домов, 12 сараев, 2 амбара, в трех приходах не было вовсе никакого богослужения, чрезвычайно ветхи и убоги помещения приходского духовенства. В нескольких местах нет православных кладбищ, умершие погребаются на лютеранских, а в одном приходе на земле крестьянина с платою за погребение. "Причина этого объясняется не недостатком усердия к храмам со стороны прихожан, а бытовою стороною православного населения Прибалтийского края. Статистические сведения показывают, что общая цифра православного населения в 51 приходе простирается до 68 698 душ, из них один помещик, 4011 душ крестьян-хозяев и 250 мещан. Прочие же 64 437 душ батраков, людей безземельных, живущих в услужении, т. с. лип. которые ничего не могут представить от себя ни в пользу храма, ни в пользу духовенства" (РГИА, ф. 1284. оп. 241, 1870 г., д. 63, л 268 об. - 270 об). Другой документ свидетельствует: осмотр епархий подтвердил, что только в трех приходах Прибалтийских губерний церкви могут быть признаны исправными, в остальных богослужение ведется в случайных помещениях или давно прекращено "ввиду бедности крестьян, какой не было даже в Западном крае" (РГИА, ф. 284, оп. 241, 1873 г., д. 66, л. 80). Вернуться в текст

 

К началу страницы
Содержание
3.6. Взгляд на город как на художественный организм...  5.2.5. Государственная политика в области строительства инославных и иноверческих храмов