Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации

Русское градостроительное искусство. Градостроительство России середины XIX - начала XX века

4. Градостроительная мысль вторая половина XIX - начала XX века (Е.И. Кириченко)


4.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

В градостроительной практике второй половины XIX века резко возросла роль социально-экономических, технических, санитарно-гигиенических аспектов. Появилась специальная литература, посвященная вопросам жилищной нужды, ее социальной природе, санитарному состоянию городов, домов и квартир разных категорий, транспорту, водопроводу, канализации и т. д.

Для второй половины XIX века характерно несоответствие между размахом практического градостроения, осуществляемого в соответствии с нормами регулярного градостроительства, и невыраженностью, неоформленностью, незафиксиро-ванностью влияния новых факторов на реальное положение дел в словесных формулировках.

Из художественных проблем градостроения во второй половине XIX века главной по-прежнему остается проблема городского центра и тесно связанная с ней проблема столичного города. Уникальность России в том, что в ее градостроительной практике нашли выражение обе градостроительные версии европейского столичного города. Наряду с национальной или национально-государственной, воплощенной в облике центра древней Москвы, в России была реализована и вторая государственно-национальная или государственная версия столичного города. Примером ее служит не только центр Петербурга, но и центр Риги, типологически родственный концепции столичного города венского типа.

Национально-государственная московская версия городского центра получила блестящую реализацию. Петербургская, государственно-национальная, была осуществлена лишь отчасти и осталась в основном в серии широкомасштабных неосуществленных проектов [1]. Хотя точнее будет сказать; серия широкомасштабных проектов, представлявшая государственный аспект государственно-национальной концепции петербургского центра, осталась отчасти невоплощенной, отчасти - воплощенной не в полной мере.

Петербург. Доходный дом А.Ф. Палуччи на Адмиралтейской набережной.
1880. арх. А.В. Иванов Фотография копир XIX века

Поистине блестящее по своим художественным достоинствам и грандиозное по размаху, пронизанное государственным пафосом сооружение системы параллельных Неве площадей, начатое в царствование Александра I, продолжили его преемники - Николай I и Александр II. Во время пребывания их на троне получил окончательное завершение ансамбль Дворцовой площади, возникли новые: Исакиевская со зданиями двух министерств, Мариинским дворцом и памятником Николаю I и Благовещенская - перед первым постоянным мостом через Неву; цепь великокняжеских дворцов, роскошных особняков и доходных домов украсила Дворцовую и Адмиралтейскую набережные.

Николай I был последним из российских императоров, сохранявшим пронизывающую весь XVIII и первую четверть XIX века приверженность петровской государственной традиции с присущим ей приматом государственной идеи. Однако он же первым положил начало новой, вдохновлявшейся национальной идеей, градостроительной традиции. Его преемники, даже Александр II, самый последовательный европеист на троне во второй половине XIX - начале XX века, не выражали и почти не стремились к выражению своих государственно-политических идеалов средствами архитектуры. Можно сказать и иначе. Их государственно-политические идеалы воплощались в основном с помощью действий, демонстрировавших приверженность национальной идее. С момента воцарения Николая I и вплоть до революции в Петербурге под покровительством всех императоров, невзирая на различие их государственно-политических концепций, в архитектурно-градостроительной области проводится единая политика, направленная на придание северной столице облика типичного русского города. Ей последовательно придаются черты русскости в понимании середины XIX - начала века - с помощью интенсивно развивающегося церковно го и отчасти монастырского строительства в русском стиле.

Государственное начало в государственно-национальной градостроительной программе Петербурга, в соответствии с типологическими чертами градостроительной версии столичного города (да и любого города XIX начала XX века) выражает себя иначе. Его характеризует генетическое и содержательное родство с идеями регулярного градостроительства второй половины XVIII - начала XIX века - сосредоточенность на создании художественно выразительного общественного парадного пространства, главным образом системы парадных магистралей. Предпочтение, отдаваемое улице перед площадью, протяженность и динамизм городского центра - отличительные особенности этой концепции, равно как и пафос больших открытых пространств - гигантских магистралей.

Петербург. Проект проспекта Александра II.
1869, арх. Мюссар

Первый из подобных проектов, предполагавший создание в Петербурге проспекта Императора Александра II как нового центра столицы (1869 год), был предложен французским инженером Мюссаром [2]. Он предлагал засыпать часть Екатерининского канала между Театральным и Новоникольским мостами, длиною в три версты, и устроить на образовавшемся там проспекте две линии конно-железных путей в центре, два бульвара по их сторонам, два проезжих пути для обычной езды и тротуары около домов.

Проспект был задуман как грандиозный градостроительный монумент России времени великих реформ. Располагавшиеся между мостами отрезки проспекта предполагалось посвятить великим событиям царствования Александра II. Первый, воплощавший генеральную идею проекта, должен был занять наиболее парадную часть магистрали между Театральным и Казанским мостами. Этот головной отрезок проспекта, выходивший у Казанского собора к Невскому проспекту, получал название Императорский. Следующие два отрезка - между Казанским и пешеходным Банковским, между Банковским и Каменным мостами - в честь успешных кампаний и достижений российской внешней политики предполагалось назвать Кавказским и Туркестанским проспектами. Четвертая, пятая, шестая и седьмая части проектировавшейся магистрали, располагавшиеся соответственно между Каменным и Кокушкиным, Кокушкиным и Вознесенским, Вознесенским и Харламовым, Харламовым и Никольским мостами, своими названиями должны были увековечить великие реформы царствования Александра II и получить названия: Крестьянская, Земская, Судебная и Гласная.

Части проспекта предполагалось отделить одна от другой соответствующими их посвящениям символическими изображениями, а сам проспект украсить бюстами членов царствующего дома Романовых, фонтанами, чугунными скамейками, киосками и засадить деревьями [3].

Родственному идейному замыслу обязано было появление в 1870-е годы проекта устройства Адмиралтейской набережной Невы, который предполагал соединение Петровской и Дворцовой площадей, засыпку Адмиралтейского канала [4] и создание двух непосредственно переходящих один в другой городских садов на Адмиралтейской и Петровской площадях [5]. Проект был осуществлен. Адмиралтейский канал был засыпан, набережная, бульвар и сады - созданы. Что же касается засыпки Екатерининского канала, то, несмотря на высочайшее одобрение, Петербургская Городская Дума отвергла проект, отдав предпочтение очистке канала перед его ликвидацией [6].

Петербург. Доходные дома на Невском проспекте.
Фотография конца XIX века

Однако идея создания новых грандиозных парадных магистралей в исторически сложившейся части Петербурга с сохранением ее структуры оказалась живучей. Сохранение исторически сложившейся структуры города характерная черта русской градостроительной теории и практики середины XIX - начала XX века. Теоретически она осознается как необходимость продолжать, развивать и улучшать уже имеющееся, созданное ранее [7].

В 1870-е годы возник еще один крупный, в общем родственный Мюссаровскому проект обновления Петербурга (автор его - Мюллер). Главная идея сводилась к превращению окраинной, едва застроенной, окруженной огородами улицы, каким был в то время Каменноостровский проспект, в великолепную парадную широкую магистраль, которая, начинаясь от проектировавшегося в те годы постоянного Троицкого моста через Неву, соединила бы центр города (Mapсово поле, Миллионную ул., Дворцовую наб.) с островами. В разработке проекта принимал участие Н.Л. Бенуа [8].

Обе идеи создания новых парадных магистралей оживают в проекте преобразования Петербурга 1910 года Е.Ф. Енакиева, Л.Н. Бенуа и М.М. Перетятковича. Этот проект, подобно двум предшествующим, обнаруживает свое европейское происхождение. Очевидно его родство с самыми прославленными проектами преобразования столиц ведущих государств Европы, с парижскими идеями Османа и венского Ринга. Предложения петербургских зодчих имели целью создание нового общественного транспортно-делового центра столицы на правом берегу Невы на Троицкой площади. После сооружения постоянного Троицкого моста бурно застраивающаяся Петроградская сторона превратилась в средоточие градостроительной деятельности начала XX столетия.

На Петроградскую сторону к Троицкому собору (не сохранился) в первоначальный центр петровского Петербурга предполагалось перенести от Обводного канал вокзалы Северо-Западных дорог, существенно расширить и придать парадность застройке площади, дав выход (путем устройства эстакады метро) Крюкову каналу к историческому центру с его системой парадных площадей.

Согласно проекту Енакиева, Бенуа и Перетятковича после засыпки Крюков канал превращался в великолепный проспект, подходивший к Неве - к Благовещенской площади (ныне площадь Труда) и Николаевскому мосту (ныне мост лейтенанта Шмидта). От Троицкого моста параллельно Каменноостровскому проспекту, уже плотно застроенному в начале XX века, с целью его разгрузки (через Аптекарский остров) предполагалась прокладка новой важной городской артерии, которая, ведя на Выборгскую сторону и открывая путь к Лесному проспекту, позволила бы соединить с помощью метрополитена исторический центр с новым, проектировавшимся здесь огромным районом с населением в полмиллиона человек (1912-1913 годы, Е.Ф. Енакиев, М.М. Перетяткович, Н.Е. Лансере) [9].

Вместе с тем проекты устройства новых магистралей и переустройства существующих частей города, будучи в Петербурге выражением государственной концепции центра столичного города, основывались на типичном для российского градостроительства середины XIX века представлении об урегулировании как магистральном пути развития города. Урегулирование понималось не как изменение, а как улучшение, корректировка существующих планов городов и сводилось к выпрямлению и расширению существующих улиц, к прокладке там, где это было необходимо, новых улиц-связок. В быстро растущих городах оно дополнялось созданием планов новых районов, неизменно рассматривавшихся как продолжение и развитие утвержденных ранее генеральных планов при обязательном сохранении в неприкосновенности пространственно-планировочной структуры последних. К наиболее крупным из подобного рода работ принадлежала начавшаяся в 1879 и 1886 годах деятельность по урегулированию планов столичных городов - Петербурга и Москвы [10].

Петербург. Невский проспект.
Фотография начала XX века

Поворотный период в истории мирового градостроительства и в истории градостроительной мысли совпал с рубежом XIX - X X веков. К этому времени градостроительство выделилось в специальный отдел архитектурного творчества. Было выработано представление о градостроительной науке как самостоятельной отрасли научно-практической деятельности. "Градостроительство создает не только общие условия для развития частного строительства - оно есть в то же время и всесторонняя попечительная забота о телесном и духовном благосостоянии граждан. Градостроительство - это практическая область общественной гигиены; это колыбель, одежда и украшение города, это синтез частной и общественной деятельности в высшем единстве. Градостроительство -это важное самостоятельное искусство. Благодаря ему очень большой части населения обеспечивается значительная доля внешней привлекательности жизни; его созданиями пользуются одинаково как богач, так и бедняк. В градостроительстве мы открываем художественное выражение уравновешивающей справедливости, сотрудничество разнообразнейших элементов в устранении социальных зол и плодотворнейшую общественную работу в деле утверждения социального благополучия" [11], - говорилось в книге одного из первых теоретиков отечественного градостроительства начала XX столетия М.Г. Диканского.

Оба явления - градостроительство как наука и как практическая область архитектурно-проектной деятельности - появились как следствие возникновения города нового типа и как результат осознания его культурно-исторической неповторимости. Речь идет об урбанизации, о невиданном до сих пор интенсивном процессе роста городов, и прежде всего -росте больших городов [12]. Зависимость возникновения большого города от двух великих изобретений - парового двигателя и паровой машины - зафиксировали великие современники совершившегося переворота. Философ и экономист Джон Гобсон утверждал: "Современный большой город - порождение машины" [13]. Возвратиться к сказанному в первой главе о большом городе как новом самостоятельном градостроительном явлении второй половины XIX - начала XX века показалось необходимым, чтобы оттенить качественное отличие актуальных для градостроительства середины XIX века проблем, от вопросов, животрепещущих для рубежа XIX-XX столетий.

Писавшим в середине XIX века о городах предстояло осмыслить итоги грандиозной деятельности по созданию новых и по перепланировке исторических городов на началах регулярности в России второй половины XVIII - начала XIX столетия с точки зрения новых духовно-этических и художественных ценностей и скорректировать привычные формы градостроительной деятельности применительно к возникшим в 1820-1840-е годы и сразу же активно заявившим о себе градостроительным факторам - машинному производству и железнодорожному строительству.

Полвека спустя, на рубеже XIX-XX веков, перед глазами авторов, писавших о градостроительстве, была совершенно иная, существенно изменившая свой облик за полвека Россия. Теперь предстояло осознать изменения, происшедшие в городах и во всех других видах поселении в течение этого времени в результате промышленного переворота и железнодорожной лихорадки, найти оптимальные пути и сформулировать новые принципы развития городов и поселений городского типа и организации системы расселения. Градостроительная мысль середины XIX века не посягала на основы регулярного градостроительства. Градостроительная мысль рубежа XIX-XX столетий поглощена поисками альтернативных по отношению к регулярному градостроительству принципов и концепций, приобретших особенную остроту в больших городах.

Петербург. Невский проспект с домом компании "Зингер".
1902-1904. арх. П.Ю. Сюзор. Открытка начала XX века

Факт рождения большого города, сопровождавшийся резким увеличением всех количественных характеристик: населения, территории, темпов и объемов строительства, плотности застройки, размеров и этажности домов - зафиксировали и русские авторы. Один из самых крупных отечественных зодчих конца XIX - начала XX века Л.Н. Бенуа, выражая общее мнение, писал: "Самым типичным творением XIX века является организация большого города..." [14], "...минувший век не изобрел нового типа церкви, замка, дворца, особняка или театра, но он создал новый тип города" [15].

Градостроительные проблемы, наиболее активно обсуждаемые в это время, - это проблемы большого города. К их разрешению был привлечен комплекс идей, возникший в ходе осмысления последствий промышленного переворота, развития промышленности, строительства железных дорог и интенсификации городской жизни, но применительно к новым типам поселений, соединявшим в себе черты города и деревни. К ним относились фабричные села, заводские, железнодорожные и дачные поселки. В итоге анализа их социальных и структурно-планировочных особенностей возник как альтернатива большому городу город-сад [16]. Подобно большому городу, город-сад тоже символ новейшей цивилизации, он символизирует гуманность социальных устремлений градостроительной политики новейшего времени. Выделение градостроительства в самостоятельную область деятельности, которая до сих пор была, с одной стороны, связана с деятельностью землемера, а с другой - не вычленялась из общеархитектурной, объяснялось нетрадиционностью проблем, не поддававшихся решению привычными способами. Параллельно шло осознание смысла термина градостроительства, того, что являлось предметом новой научной дисциплины и самостоятельного важного искусства, как определял градостроение М.Г. Диканский [17].

По мнению Диканского, градостроение охватывает сложный комплекс экономико- юридических, санитарно-гигиенических и художественных вопросов [18]. В другом месте он, кроме того, включил в число подлежащих рассмотрению в градостроительной науке вопросы передвижения [19], т. е. транспортные. Диканский не одинок в осознании значительности социально-экономических, транспортных, гигиенических и других проблем современного города. Их важность вызвала к жизни категоричное в своей определенности высказывание Л.Н. Бенуа: "Только решать вопросы с точки зрения архитектурно-художественной - нельзя. У каждого города имеется свое лицо, характер, а потому решать приходится техническую часть, т.е удовлетворять его современные потребности при сохранении возможно его внешнего вида, в этом и состоит вся трудность" [20]. В другом месте смысл слов "техническая часты" раскрывается подробнее. "Художественная сторона не есть еще главная в этом деле (будущей застройки города. - Е.К.). Для города нужно создать такие условия, при которых в нем можно было бы жить, т. е. удобно ходить, ездить и главное производить всякое грузовое движение, как в самом городе, так и в примыкающих к нему окрестностях -шоссейных, водяных и железнодорожных артерии с правильно расположенными станциями. Иметь хорошую питьевую воду и соответственную канализацию со всеми средствами очистки города" [21]. Таким образом, едва намеченные в программе Волкова социально-технические аспекты градостроительства в начале XX века превращаются в предмет тщательного и подробного рассмотрения.

Симбирск. Епархиальное училище и водонапорная башня.
Открытка начала XX века
Нижний Новгород. Похвалинский элеватор.
Фотография А.О. Карелина, 1870

Взгляд на градостроительство как на синтез технических, социально-экономических (жилищная проблема, борьба с жилищной нуждой), транспортных, художественных аспектов архитектурной деятельности принадлежит к числу общепринятых. Об этом пишут все, кто в России в начале XX века так или иначе занимается его проблемами. В частности, Е.Ф. Ена-киев, соавтор Л.Н. Бенуа и М.М. Перетятковича по плану Петербурга и автор книги о положенных в его основу принципах, отмечал: "Гигиена - как условие жизни, красота - как удовлетворение наших эстетических потребностей. Чем крупнее город, тем лучше должны быть поставлены пути сообщения. Старые города с узкими улицами не отвечают потребностям быстрого по ним передвижения.

Переустройство городов, однако, трудно и сложно, в особенности в центральных частях. Затруднение еще более увеличивается благодаря тому, что необходимо сохранять прежний стиль города и старые памятники культуры и зодчества" [22].

Отношение к городу как к сложному многосоставному целому существовало всегда. Но появление новых, неизвестных ранее компонентов городской жизни - механического транспорта, электричества, усложнение и развитие гигиенических устройств, - заставляет заново открывать старую истину. "Город в своей гармонической индивидуальности представляет гармоническое целое... Город не есть конгломерат отдельных улиц, кварталов и домов, он - неразрывное целое" [23]. Осознание этого факта применительно к городу начала XX века с его сложными технико-гигиеническими и транспортными системами вынуждает градостроителей подчеркивать необходимость целостности, органической связи полезного и прекрасного, вновь ощутить важность того и другого, а главное - их взаимосвязи и взаимодействия

Енакиев отмечает, что здоровье - высшее благо человека. Город обязан заботиться о его здоровье - здоровой воде, канализации, об устройстве берегов, о дешевых жилищах для бедных. Перспективный план развития города должен предусматривать и более широкие задачи охраны здоровья, такие, как устройство садов и парков, создание озелененных спортивных и игровых площадок, вынесение промышленности за пределы городской черты, рациональное заселение пригородов. Для охотного переселения горожан в пригороды необходимо устройство продуманно включенных в планировочную ткань города дешевых, удобных и быстрых сообщений. "Красота современных городов, уснащенных приспособлениями технических устройств, проводами трамваев, телеграфных и телефонных столбов, представляется весьма оригинальным и сложным сочетанием художественных произведений зодчества, скверов, садов и парков, насаждения которых горожане требуют, как бы желая приблизиться к первоисточнику красоты, матери природе. Красота города, являясь не только достоянием, но и гордостью всего населения, имеет огромное жизненное для него значение, ибо, свидетельствуя об установившейся социальной гармонии жизни города, красота влияет на смягчение нравов" [24].

Нижний Новгород. Городской театр.
1896, арх. В.А. Шрётер. Фотография копир XIX - начала ХХ века
Нижним Новгород. Нижне-Волжская набережная.
Фотография А.О. Карелина, 1870

В круг градостроительных проблем конца XIX - начала XX века входят, наряду с традиционными художественными, проблемы социальные (дешевое жилье), санитарно-гигиенические (водопровод, канализация, замощение улиц), транспортные. Наконец, в разном контексте (у Енакиева -ширина улиц, возникшая вследствие бесплановой хаотичной застройки центра и ставшая недостаточной для передвижения резко возросшей массы населения) возникают вопросы реконструкции центра исторического города с целью приспособления их к современным потребностям общежития [25]. Сформулированная Енакиевым в докладе IV Съезду зодчих градостроительная программа под названием "Основы современного развития города" получила продолжение в вышедшей год спустя в 1912 году книге "Задачи преобразования Петербурга". Приведенная в главе "Руководящие начала преобразования современных городов" программа в уточненном и дополненном виде состояла из 9 пунктов:

1) забота о создании необходимых гигиенических устройств;
2) удобные и дешевые сообщения между отдельными
3) частями города. Необходимость метрополитена в городах с миллионным населением;
4) проекты дальнейшего развития города должны точно согласовываться с выполнением в натуре, новые кварталы должны быть удобно соединены с существующими;
5) проекты застройки кварталов должны отвечать особенностям местности и требованиям жизни (магазины, школы и т. д);
6) промышленные предприятия должны быть вынесены за пределы городской черты;
7) центральные части старых городов должны быть переустроены с целью создания благоприятных гигиенических условий;
7) проблема создания дешевых домов для рабочих и нетрудоспособных должна в ближайшее время получить радикальное разрешение;
8) в центре и на окраинах должны быть устроены скверы, сады, парки, доступные всем классам населения;
9) необходимо всемерно стремиться к украшению центральных частей города, сосредоточив там памятники, свидетельствующие о великих событиях в жизни народа [26].

Таков основной круг вопросов, который с разными вариациями будет присутствовать в вышедших одновременно с книгой Енакиева отечественных трудах но градостроительству: в книге В.Н. Семенова "Благоустройство городов" (1912 год) и в опубликованных несколько позднее работах М.П Диканского "Планировка городов, их план и красота" (Пг., 1915), в книгах А.К. Енша "Очерки санитарной техники. Городской план и застройка городов" (Пг., 1914), Г.Д. Дубелира, Мижуева и в многочисленных статьях.

Теоретики градостроительства постоянно возвращаются к обсуждению перепланировки и благоустройства существующих частей города [27], рациональной планировке новых районов, удобной связи тех и других, наконец, к вопросу о составлении планов городов с учетом внутренних путей сообщения, направления подходящих к городам железных дорог и приноровленного к этим дорогам размещения промышленных предприятий [28]. Логично поэтому, что Л.Н. Бенуа определяет градостроительство как "науку о планировках и перепланировках городов, как существующих, так и вновь сооружаемых" [29].

Иваново-Вознесенск. Георгиевская улица. Открытка начало XX века

Для Л.Н. Бенуа, Е.Ф. Енакиева, ММ. Перетятковича [30] понятие "благоустройство" совпадает с современным. Оно уже понятия "градостроительство" и включает в себя лишь проблемы гигиены и внешнего благоустройства - мощение улиц, создание тротуаров, озеленение. В трудах ряда других авторов, прежде всего В.Н. Семенова, термин "благоустройство" фактически является синонимом термина "градостроительство". В одноименной книге Семенова рассматривается весь круг градостроительных проблем: рациональная планировка города, улиц, кварталов, озелененение. То же у Диканского. Для него градостроение как "правильная планировка городских улиц обнимает все стороны благоустройства - вопросы передвижения, гигиены и эстетики" [31]. В общем, включение в понятие градостроительной деятельности, наряду с архитектурно-художественным творчеством, новых технико-гигиенических средств разрешения вечных проблем утилитарной части градостроительства, таких, как гигиена, благоустройство, удобные пути сообщения, судя по всему, было преобладающим Программа первого Всероссийского съезда по благоустройству городов, созванного Российским Техническим обществом в 1916 году, включала 8 пунктов;

"1. Строительство городов. Планировка городов Строительные правила в связи с этим вопросом; расширение городов; города и пригороды; города-сады. Пути и средства сообщения; устройство улиц и замощение Украшение городов; архитектура зданий; освещение. Благоустройство портовых территорий.
2. Санитарное дело. Водопровод. Удаление, уничтожение, утилизация нечистот. Рынки. Скотобойня. Насаждения. Кладбища и др.
3. Жилища. Постановления по строительной части в связи с жилищным вопросом; городское строительство; поощрение общественного строительства. Кооперативные квартиры. .Дома для рабочих и бедных. Казармы. Пожарное дело и его организация.
4. Народное здравие. Организация врачебной помощи и санитарного надзора; больницы, лечебные пункты, амбулатории, подача скорой помощи; ясли, санатории, бактериологические лаборатории.
5. Народное образование и воспитание. Городские учебные заведения, музеи, аудитории, читальни, курсы. Театры и другие развлечения; физическое развитие учащихся: спорт, площадки для детских игр; детские сады; летние колонии для учащихся и пр.
6. Финансы городов. Городские имущества; городские предприятия, муниципализация. Роль общественных управлений в деле устройства городов.
7. Удешевление городской жизни...
8. Статистика городов..." [32]

По главным докладам: Г.Д. Дубелира "Задачи планировки гopoдoв" и В.Н. Семенова "Планировка городов" Съезд но благоустройству городов принял тезисы:

"I. Главными задачами планировки должны быть улучшение жилищных условий в санитарном и экономическом отношениях, а также достижение удобных, дешевых и быстрых сообщений между различными частями города и его окрестностей.
II. Для развивающихся, благодаря росту городов, окраин должны заблаговременно составляться, при участии санитарно-технического надзора, планы, тщательно разработанные, как в отношении общего расположения сети улиц и площадей, так и в деталях разбивки улиц и характера застройки между ними.
III. В частности, ширина мостовых, как сооружаемых вновь, так и существующих, должна быть установлена размером не свыше действительной интенсивности проезда. Остающееся свободным пространство должно быть разделено между газонами и тротуарами.
IV. Новые улицы должны строго разделяться на жилые и магистральные. Трассировка последних должна обеспечивать удобство проезда и прокладки трамвайных линий.
V. Вопрос о пересмотре Строительного устава и урегулирование его с юридическими статьями необходимо поставить в программу Второго съезда, поручив предварительную разработку этого вопроса постоянному Комитету съезда.
VI. В высших архитектурных училищах должны быть учреждены специальные отделения и кафедры по общему благоустройству городов в связи с их планировкой" [33].

В общем эта градостроительная проблематика не была чем-то принципиально новым. Регулярное градостроительство второй половины XVIII - начала XIX века решало многие из перечисленных вопросов. Уже отмечалось, что проведенная в России во второй половине XVIII - начале XIX века тотальная перепланировка городов на началах регулярности предвосхитила и одновременно предотвратила необходимость осуществления сложных и дорогостоящих перепланировок, аналогичных проводившимся в середине и второй половине XIX века в Европе (в Англии, Франции, Бельгии, Австрии) с целью приспособления сложившейся в эпоху средневековья структуры городов к новым условиям, рожденным промышленным переворотом и урбанизацией.

Ярославль. Биржа и гостиница "Бристоль".

Открытка начала XX века

Нижний Новгород. Павильон на Черном пруду в городском парке.
Акварель по фотоотпечатку А.О. Карелина, 1870

Характерная для российской градостроительной практики неактуальность или смягченность болезненных для развитых стран Европы проблем, дававших основание их западным коллегам говорить о кризисе больших городов, объясняет специфику отечественной градостроительной мысли конца XIX - начала XX века. В целом она мало оригинальна. Ее характеризует обращение к идеям, высказанным впервые теоретиками европейского градостроительства, прежде всего немецкими: Р. Баумайстером, Камилло Зитте, Ф. Штюбе-ном, и зафиксированным в строительном законодательстве европейских стран: Германии, а особенно Англии и Швеции [34]. Может быть, поэтому отечественные авторы пользуются для подтверждения справедливости высказываемых положений примерами из практики европейского градостроительства. В их работах отсутствуют ссылки на отечественную практику; она им плохо знакома, а то и вовсе неизвестна. Отчасти такое положение дел объясняется географическим фактором. Авторы работ о градостроительстве - жители больших городов: Л.Н. Бенуа, Енакиев, Перетяткович - петербуржцы, Диканский - харьковчанин, Енш - рижанин, Семенов, работавший после окончания в 1898 году Петербургского института гражданских инженеров в Самаре, в начале века переехал в Москву. Для всех этих городов, а к ним следует добавить еще Киев, Одессу, Ростов-на-Дону, новая градостроительная проблематика начинала приобретать актуальность. Самым разумным в подобном случае представлялось осмысление и освоение европейского опыта.

Отечественные труды о градостроительстве конца XIX - начала XX века делятся на несколько групп. Первая, диктуемая интенсивностью процессов урбанизации в России, посвящена разработке строительного законодательства [35]. Вторую группу работ представляют труды упоминавшихся Диканского, Енша, Дубелира, Семенова и др. В них изложению наиболее распространенных приемов, норм и способов рациональной планировки и перепланировки городов предшествует часть, содержащая характеристику современных градостроительных воззрений. Третья группа работ, тоже общего характера, либо ограничивается описанием наиболее животрепещущих проблем большого города, либо связывает эти проблемы с нуждами конкретного города или группы городов. Таковы труды Бенуа, Енакиева, Перетятковича.

Много работ, книг и особенно статей посвящено конкретным проблемам - жилищной нужде, транспорту, санитар-не-гигиеническому состоянию городов и жилищ, с которыми непосредственно связаны планировка, этажность, плотность, характер застройки кварталов, улиц и которые, в свою очередь, оказываются частью проблемы города как художественного организма. "И если искусство значит хорошо сделать то, что надо сделать, - хорошо планированный город будет истинным произведением искусства", - писал В.Н. Семенов [36]. Планировка города и его частей (кварталов, отдельных участков), благоустройство городов (его санитарное состояние, тротуары, озеленение, столбы электрической связи, телеграф, телефон) - рассматриваются в начале XX века как важнейший элемент эстетической выразительности города, обнаруживая прямую аналогию новым представлениям о формообразовании в модерне, основанном на непосредственном преобразовании полезного в прекрасное

Наконец, в работах по градостроительству эмансипируется и получает самостоятельную разработку проблема связи планировки и перепланировки, нового строительства и транспорта с задачей сохранения исторического своеобразия города как уникального художественного организма. Последнему вопросу особое внимание уделяли представители неоклассицизма, и эта область градостроительной мысли отмечена, пожалуй, наибольшей самостоятельностью.

Перечень источников:

1. Подробнее о концепции центра Москвы и Петербурга будет рассказано в специализированных главах в третьей книге о градостроительстве России середины XIX - начала XX века. Вернуться в текст
2. См главу В.Г. Лисовского в третьей книге о градостроительстве России середины XIX - начала XX века с подробным описанием всех проектов. Здесь о них говорится кратко в подтверждение справедливости обшей характеристики градостроительных воззрений второй половины XIX века. Вернуться в текст
3. Проспект императора Александра II // Зодчий. 1872. № 4. С. 63. Вернуться в текст
4. Зодчий. 1872. № 2. С. 18. Вернуться в текст
5. Зодчий. 1873. № 1. С. 15-16. Вернуться в текст
6.Проспект императора Александра II // Зодчий. 1872. № 4. С. 64. Вернуться в текст
7. Бенуа Л.Н. О благоустройстве города. Рукопись эта, как две другие - "Заметки", "Тип современного города". - была передана наследниками архитектора Л.Н. Бенуа в Центральный НИИ теории и истории архитектуры в 1954 году сотруднику этого института А.А. Кипарисовой для предполагавшегося, но не осуществленного издания "Мастера и теоретики архитектуры об архитектуре". Ко мне рукописи поступили от научного сотрудника того же института Н.А. Самойловой в связи с занятиями архитектурными теориями XIX - начала XX века в России.Вернуться в текст
8. Бенуа Л.Н. О благоустройстве города. Проспект императора Александра II... С. 63. Вернуться в текст
9. Бенуа Л.Н. О благоустройстве города. Вернуться в текст
10. РГИА, ф. 1293, оп. 11, 1879-1880 гг., д. 54, л. 1-2. Вернуться в текст
11. Эти слова одного из родоначальников современного градостроительства Штюбена привел М.Г. Диканский, принадлежавший к пионерам отечественной градостроительной науки. См: Диканский М.Г. Постройка городов. Их план и красота. Пг. 1915. С. 10. Вернуться в текст
12. Диканский М.Г. Указ. соч. С. 11-13; Енш A.К. Очерки санитарной техники. Городской план и застройка городов. Пг. 1914, С., 3. Вернуться в текст
13. Балинский П.И. К вопросу о массовых передвижениях в городах в связи с ростом городского населения // Строитель. СПб. 1902. № 12-24. С. 725, 728. Вернуться в текст
14. Бенуа Л.Н. Заметки. Вернуться в текст
15. Бенуа Л.Н. Тип современного города. Вернуться в текст
16. Городам-садам, фабричным селам, дачным поселкам, а также городам-курортам во второй книге о градостроительстве России середины XIX-начала XX века посвящены отдельные главы. Вернуться в текст
17. Диканский М.Г. Постройка городов. Их план и красота. С. 10. Вернуться в текст
18. Там же. Вернуться в текст
19. Там же С. 23. Вернуться в текст
20. Бенуа Л.Н. Заметки. Рукопись. Вернуться в текст
21. Бенуа Л.Н. О благоустройстве города. Рукопись. Вернуться в текст
22. Енакиев Е.Ф. Основы современного развития города / Труды IV съезда русских зодчих. СПб. 1911. Вернуться в текст
23. Диканский M.Г. Указ. соч. С. 1. Вернуться в текст
24. Енакиев Е.Ф. Основы современного развития города. С. 609, 611. Вернуться в текст
25. Там же. С. 609. Вернуться в текст
26. Енакиев Е.Ф. Задачи преобразования Петербурга. СПб. 1912. С. 20-21. Вернуться в текст
27. Бенуа Л.Н. в рукописи "Тип современного города" пишет: "В наше время задачи, предъявляемые нам, сводятся большей частью к перепланировкам и благоустройству существующих городов". Вернуться в текст
28. Бенуа Л.Н. Заметки. Рукопись. Вернуться в текст
29. Бенуа Л.Н. Тип современного города. Рукопись. Вернуться в текст
30. "Признать вопрос городского благоустройства тесно связанным с вопросами экономическими, техническими и художественными" (из выступления М.М. Перетятковнча на IV съезде русских зодчих; цит. по рукописи Л.Н. Бенуа. О благоустройстве города. Вернуться в текст
31. 31 Диканский М.Г. Постройка городов. Их план и красота. С. 23. Вернуться в текст
32. Программа I съезда по благоустройству городов. (От императорского Российского Технического общества) Одесское отделение; предполагается 1-15 сентября 1910 года. Городское дело. 1910. № 9. С. 600-601. Вернуться в текст
33. Протоколы Первого всероссийского съезда деятелей и специалистов по городскому благоустройству в Одессе. 1910 год. Одесса. 1910. С. 62-63. Вернуться в текст
34. Енш А.К. Городской план и застройка городов. Пг.1914. С. 7. См. также Диканский М.Г. Указ. соч. Вернуться в текст
35. См. главу М.В. Нащокиной о строительном законодательстве в Pоссиии середины XIX - начала XX века. Вернуться в текст
36. Семенов В.Н. Благоустройство городов. Пг. 1912; Мастера советской архитектуры об архитектуре. T. I. М., Искусство, 1975. С. 229. Вернуться в текст

 

К началу страницы
Содержание
3.6. Взгляд на город как на художественный организм. Середина XIX века  4.2. Планировка и перепланировка городов как градостроительная проблема конца XIX - начала XX века