Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации

Русское градостроительное искусство. Градостроительство России середины XIX - начала XX века

3 глава. Воззрения на градостроительство в России второй трети XIX века (Е.И. Кириченко)


3.1. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ МЫСЛЬ 1830 - 1850-Х ГОДОВ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Градостроительная теория в современном понимании - сочинения архитекторов, планировщиков или людей других специальностей о том, каким должен быть город, - явление относительно позднее. Она возникла в конце XIX - начале XX века. До этого специальных сочинений по градостроительной теории не существовало. Это не значит, что отсутствовали представления о том, каков должен быть город, как он должен быть построен, как ему следует развиваться и каковы факторы, определяющие максимально благоприятное развитие городов. Это же справедливо и для представлений о том, на каких принципах должны основываться способы размещения городов, какой город является красивым, какими средствами и способами следует добиваться его красоты и благоустройства.

Вплоть до 1870-х годов XIX века общие правила развития и застройки городов России определялись в централизованном порядке. Их вырабатывали и осуществление их строго контролировали государственные учреждения. Соответственно изучение застройки городов и рациональных принципов размещения поселений осуществлялось в министерствах и ведомствах, так или иначе связанных со строительством, - в Министерстве внутренних дел, в Министерстве государственных имуществ, в Главном управлении путей сообщения и публичных зданий.

Служившие в этих ведомствах специалисты разрабатывали правила, писали и публиковали научные труды, издавали журналы, составляли перспективные планы, собирали сведения для разработки определенных проектов, вырабатывали критерии отбора первичных данных, т. е. вели научно-исследовательскую и проектную работу. В ходе ее складывались определенные воззрения, на базе которых велась вся эта большая и сложная работа, организационно и фактически не носившая характера специально разрабатываемой теории. Такова особенность градостроительной мысли, точнее, способов выражения градостроительной мысли вплоть до начала XX века, когда Россию, как и другие страны, буквально захлестнул поток сочинений о планировке и застройке городов, об их рациональном планомерном развитии, о мерах, обеспечивающих красоту и художественную выразительность архитектурного ансамбля города.

Второе замечание касается периодизации градостроительной мысли. Она в общем соответствует этапам развития архитектурного стиля и градостроительной деятельности и совпадает с общеисторическим делением на три периода: вторая треть, вторая половина XIX и конец XIX - начало XX века. Однако временем зарождения новых градостроительных идей являются 1820 - 1840-е годы и последнее десятилетие XIX - первые десятилетия XX века. В отличие от первого и третьего периода, градостроительная мысль второй половины XIX века не предложила принципиально новых идей. Она лишь создала новые подходы, выявила новые аспекты в идеях и закономерностях, определившихся ранее, в 1820 - 1840-е годы, или смогла их реализовать.

Вместе с тем отрезок времени, начатый 1830-ми и закончившийся 1910-ми годами с точки зрения подхода к проблемам градостроительства образует определенное единство. В этом смысле его можно уподобить другим важным эпохам в развитии градостроительства: градостроительству Древней Руси и регулярному градостроительству XVIII - первой четверти XIX века; все они, несмотря на определенные внутренние различия, представляют собой бесспорную целостность.

Градостроительная мысль второй трети - второй половины XIX века исходит из преимущественного понимания города как экономического, точнее - экономико-социального организма; градостроительная мысль конца XIX - начала XX века всецело основывается на понимании города как социально-экономического организма.

Критерии, которыми руководствовались создатели городов всех времен и народов, определялись четырьмя основными факторами: стратегическим, административно-государственным, социальным и экономическим. Кроме того, структура и облик города любого времени зависели и выражали конкретно-исторические представления о прекрасном и общие мировоззренческие категории и представления о мироздании. Мировоззренческо-эстетический фактор принадлежит к числу вечных. Он неизменно проявляет себя одинаково властно и последовательно. Что же касается первых четырех, то их соотношение и относительная значимость чувствительно менялись от века к веку, от периода к периоду. Отношение к городу как по преимуществу к экономическому и социальному организму оформилось и стало фактом градостроительной мысли и практики именно в 1820 - 1840-е годы. А складываться такое представление начало на два-три десятилетия раньше. О новом градообразующем факторе писали в 1830 - 1840-е годы многие. В их числе - поэт П.А. Вяземский и литературный критик, этнограф, историк, автор первых трудов по истории русского города и создатель первой генетической теории русского города Н.И. Надеждин и другие. Подробнее об их взглядах будет сказано дальше. Здесь же необходимо отметить то, что представляется особенно важным, имеющим принципиальное значение. Отношение к городу как к экономическому и социальному организму (в противоположность господствовавшему в XVIII - первой четверти XIX века представлению о городе как по преимуществу административном центре и средоточии государственной власти) сложилось на протяжении 1820 - 1840-х годов. С этого времени на основе и исходя из социально-экономических критериев создавалась, разрабатывалась и исследовалась система размещения городов (система расселения), то, что в экономической географии называется системой районирования или системой экономического районирования, а в среде архитекторов и градостроителей носит название районной планировки.

Москва. Храм Христа Спасителя.
Арх. К.А. Тон. Проект 1832 года.
Строительство 1839-1883 годы. Фотография начала XX века

В результате градостроительная мысль России XIX века, как и Европы в целом, оказалась связанной в первую очередь не с архитекторами, а с государственными деятелями, мыслителями-философами, учеными-географами, статистиками, историками и этнографами, а также инженерами путей сообщения. Только на рубеже XIX-XX столетий роль архитекторов и историков архитектуры в разработке градостроительных проблем приобретает значение, соизмеримое со значением ученых и инженеров в XIX веке.

Градостроительная мысль 1830-1850-х годов охватывает две как будто непосредственно не связанные друг с другом области.

Первая - это система расселения, которая в этот период не только подвергается активной трансформации (это наблюдается во все эпохи русского градостроительства), но и становится предметом исследования. Изучение системы расселения в 1830 - 1850-е годы приобретает особенности, сопоставимые с тем, что теперь носит название предпроектных исследований. Полученные в ходе их результаты использовались в качестве основы при составлении разнообразных, иногда широкомасштабных планов, таких, как развитие общегосударственной системы путей сообщения, районирование и т. д.

Вторая область работ градостроительного характера - собственно город. В 1820 - 1840-е годы его планировка и развитие, застройка, поиски выражения новой содержательности и представлений о красоте также впервые превращаются в предмет изучения и обсуждения.

Город совмещает в себе разные стороны человеческой деятельности - экономическую, социальную, функциональную, техническую, художественную. При рассмотрении этих аспектов градостроительной деятельности проглядывает общность мировоззренческой основы, которая всегда соотносилась с философскими, историософскими или эстетическими взглядами. Удивительно узнавать эти взгляды в аргументации предпочтительности определенной системы расселения или целесообразности выбора того или иного направления линий железных дорог, классификации городов или объяснения их роли в истории мировой цивилизации.

Конкретно-исторические особенности миропонимания XIX века с типичными для него социально-этическими ценностями, сосредоточенными в понятиях народность и национальность, пронизанность историзмом в равной степени оказывают влияние и получают выражение в теории и практике градостроительной деятельности. Убеждение, что настоящее не может быть познано без исследования его истоков и корней, заставляет видеть в городе и в городообразовании процесс непрерывного порождения, видоизменения, умирания и нового рождения. Это представление распространяется и на функцию городов, и на особенности их расположения, на историю городской цивилизации, облик и типологию городов, на представление о прекрасном в городе и о прекрасном городе.

Петербург. Вид Нового Эрмитажа и Миллионной улицы.
Арх. Л. Кленце. Акварель B.C. Садовникова, 1851

Изменение представления о главной функции города, которая, как уже отмечалось, видится в его экономическом и социальном предназначении, соответствует характеру переживаемой эпохи - времени первого промышленного переворота и прямым образом связано с основными социально-этическими ценностями времени и новым представлением об историческом процессе. Историософия романтизма, исходящая из представления о народе как субъекте и творце истории, получает отражение в названиях капитальных исторических трудов. Созданной Н.М. Карамзиным "Истории государства Российского", где огромную роль великий историограф отводит описанию личности государей, журналист, писатель и историк Н.А. Полевой противопоставляет полемически заостренное название своего труда "История русского народа". В заголовках этих работ запечатлено различие двух взглядов на суть и характер хода отечественной истории. Экономические процессы тесно связаны с духовными движениями. Становление товарного хозяйства и кризис крепостнического строя, Отечественная война 1812 года и Великая французская революция в разной мере, но однонаправленно заставляли менять представление об историческом процессе и его главных движителях. Воздействие этих явлений и событий на общественное сознание обнаруживается в самых разных областях духовной жизни и гуманитарного знания: в зарождении этнографии как самостоятельной науки о жизни народа, в изменении отношения к античному искусству и философии, в которых вместо общечеловеческого действенного на все времена духовного и художественного наследия начинают видеть конкретно-исторический феномен - плод творчества и выражение национального самосознания определенных народов определенного времени. Осознаваемая как общенародная потребность и веление времени необходимость передачи художественными средствами идей народности и национальности в архитектуре и новое, присущее эстетике романтизма представление о ней как о единственном искусстве, способном во всей полноте выразить своеобразие духа и характер народа, распространяется и на градостроительство. Другая форма выражения той же историософской идеи - представление о любой деятельности, не только о государственной и военной службе (традиционной привилегии дворянского сословия), но и о художественном творчестве, производстве материальных благ, промышленном производстве, земледелии, торговле - как о деятельности исторической. Нельзя не видеть в этом явления, родственного новой интерпретации многофункциональности города как центра социальной и культурной, производительной и торговой, а не только и не столько административно-государственной, как в XVIII - первой четверти XIX века, деятельности.

Новый социально-этический идеал не только накладывает отпечаток на интерпретацию города, заставляя считать первостепенным по значению градообразующим фактором экономический. Этот же идеал заставляет включить в сферу архитектурной деятельности проектирование домов для крестьян и планы крестьянских селений, существенно расширяя традиционную для второй половины XVIII - первой четверти XIX века сферу градостроительной деятельности. В 1830-1840-е годы она теряет исключительность и перестает ограничиваться поселениями, имеющими официальный статус города. Деревни, или по терминологии того времени - селения, входят в сферу государственной регламентации и застраиваются по утвержденным государственными организациями правилам искусства и планировки, до сих пор обязательными только для городов.

Москва. Симонов монастырь после постройки колокольни.
Проект К.А Тона, 1839 г. Литография Бишбуа, 1840-е годы
Москва. Церковь Всех Святых на Единоверческом кладбище.
1843, арх. П.А. Буренин. Литография Бишбуа, 1840-е годы

В факте изменения взгляда на сферу архитектурно-градостроительной деятельности и ее существенного расширения за счет распространения на деревню получила выражение, наряду с народностью и национальностью, еще одна, не менее характерная для романтизма, мировоззренческая категория - универсализм. Наиболее известно и очевидно такое ее проявление, как универсализм художественной ориентации. Романтизм провозгласил себя наследником всей созданной человечеством культуры. Фактически же общечеловеческое наследие мыслится как синтез общечеловеческой (классической, антично-ренессансной) и собственной (народной и национальной) традиции, т. е. классического и неклассического наследия. В период романтизма классическое искусство (античность и античность, возрожденная Ренессансом) и национальное - искусство средних веков, искусство, возрождающее традицию средневековой и народной (крестьянской) культуры, обретают равное значение в общепринятой иерархии художественных ценностей. В этом с особенной очевидностью обнаруживается различие эстетики классицизма и романтизма.

Теоретиками классицизма все мировое художественное наследие делилось на находящееся в иерархическом соотношении высшее и низшее. Высшее - наследие античности и итальянского Ренессанса - рассматривается как имеющее абсолютное значение, действенное для всех времен и народов. Низшее обладает локальной ценностью, ограниченной в пространстве и времени (определенный народ, определенная эпоха).

Универсализм, присущий эстетике романтизма, уравнивает в историческом значении искусство всех времен и народов. Но фактически уравнивается наследие двух великих эпох - античности и средневековья Переоценка ценностей не только превращает национальную средневековую традицию (т.е. местную) в первостепенную по значению, не только видоизменяет стиль городских зданий. Она меняет представление о предмете занятий архитектора и проектировщика, заставляя видеть, например, в проектировании для крестьян по образцам народной крестьянской архитектуры занятие, достойное высокого искусства, и вынуждает распространить на недавно низкий жанр архитектурного творчества правила высокой стилевой архитектуры.

 

К началу страницы
Содержание
2.3. Градостроительная концепция XIX - начала XX века. Россия в общеевропейской контексте  3.2. Природно-экономическая концепция районирования России...