Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации

Градостроительство России середины XIX - начала XX века. Книга I.
Общая характеристика и теоретические проблемы

1 глава. Утилитарные (функциональные, экономические и социалько-технические) факторы развития градостроитвльства в середине XIX - начале XX века
(Е.И. Кириченко)


1.1. ФЕНОМЕН ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА. ВОЗНИКНОВЕНИЕ "БОЛЬШОГО ГОРОДА"

Исследователи называют городом "крупный населенный пункт, выполняющий промышленные, организационно-хозяйственные, управленческие, транспортные и другие, но несельскохозяйственные функции; соответственно большая часть его населения занята вне сельского хозяйства" [1]. К перечисленным функциям городов следует добавить также и религиозную. Большие и малые города наряду с монастырями принадлежали к числу религиозных центров страны. Научные работники разных специальностей различают в городах - многофункциональных объектах, являющихся делом многосторонней человеческой деятельности, - различные, соответствующие предмету их научных занятий образования. Города рассматриваются как "гигантское явление природы" [2]. Существует взгляд на город как на совокупность вещей - "материально-пространственную среду жизнедеятельности людей. Город - это улицы, дороги, пути, общественные здания и сооружения, предприятия, размещенные упорядоченно, в определенной структурной организованности" [3]. Распространено отношение к городу как деятельностному образованию (результату человеческой деятельности) и как к жизнедеятельностному образованию (подход медиков, биологов, социологов), к городу как машине коммуникации и как к историческому образованию [4].

Преимущественная функция городов, их структура и облик меняются от века к веку, от периода к периоду. По определению П.П. Семенова-Тян-Шанского, города России XIX века, если подходить к ним с социально-экономическими мерками, относятся к типу торгово-промышленных городов. Ему принадлежит историческая классификация российских городов. Русское слово "город", отмечает ученый, происходит от слова городить (город - огражденное укреплениями место, где спасаются от нападения врагов сельские жители). Такой была основная функция средневекового города, исчерпавшая себя в XVII столетии.

Москва. План 1914 года.
Изб. Картаграфического заведения А. Ильена

Московское государство, продолжает ученый, миновало характерную для Западной Европы фазу юридического города, перейдя в XVIII веке из военной сразу в административную фазу. Как следует из термина, главная функция подобного города - административная. Он характеризуется "пребыванием в нем правительственных, гражданских по преимуществу, учреждений, без обращения достаточного внимания на его торгово-промышленное значение" [5]. Справедливость подобного мнения подтверждается тем, что основная масса городов России в XVIII веке, а большинство из них принадлежало к рангу уездных, возникло не естественно-исторически, а было создано по приказанию свыше в царствование Екатерины II в ходе осуществления административной реформы. Именно тогда появились нигде более не употреблявшиеся, чисто русские термины "упразднение городов" и "возведение сел на степень городского поселения" [6] - ярчайшее свидетельство чисто административного превращения населенного пункта в город или, наоборот, утраты им статуса города. Административный критерий употреблялся для классификации поселений до 1917 года.

К городам причислялись населенные пункты, имевшие полицейское управление.

Административный принцип был также положен в основу деления России на губернии и уезды. Создатели его исходили из стремления разделить территорию страны на относительно однородные элементы, основываясь на оптимальных, с их точки зрения, представлениях о численности населения губерний и уездов: для губернии она определялась 300-400 тысячами жителей, для уезда - 20-30 тысячами [7].

Однако жизнь богаче искусственных рамок В России уже в XVIII веке существовали населенные пункты, формально называвшиеся селами, но обладавшие всеми признаками городской жизни, если судить по занятиям их жителей, и походившие своим обликом на города. Это так называемые торговые и торгово-промышленные села. Более всего таких сел было в Центре Европейской России с его малоплодородными землями.

Число поселений городского типа, не принадлежащих формально к категории городских, резко возросло после отмены крепостного права. Столь же активно менялись тогда и архитектурные характеристики этих, городских по своей основной градообразующей функции, сел, неуклонно приобретавших городской облик. Тогда же, во второй половине XIX века, наметились необратимые изменения в структуре и облике поселений, не только имевших официально статус города, но и фактически бывших городами по критериям Нового времени. Из преимущественно административных центров они превращаются в административно- и торгово-промышленные, причем во многих из них торгово-промышленное значение - бесспорно доминирующее; резко увеличивается также значение их культурно-просветительной функции. Так, по словам П.П. Семенова-Тян-Шанского, "вырос в России несколькими столетиями позже Западной Европы торгово-промышленный город, отчасти приближающийся к западноевропейским образцам, хотя нередко отличающийся от них многочисленными чисто русскими чертами длительного переходного состояния от деревни к городу" [8].

Москва. Лубянская площадь.

Открытка начала XX века

Москва. Ресторан "Славянский базар" на Никольской улице.
Открытка конца XIX века

Рассматривая факторы, на основании которых следует причислять населенные пункты к разряду городов, Семенов-Тян-Шанский отмечает, что людность (число жителей) не может рассматриваться в качестве отличительного признака города: в стране много крупных населенных пунктов, обитатели которых заняты сельским хозяйством. Не может служить отличительным признаком города ни распространенность кирпичных построек, ни высокая этажность зданий: во многих являющихся по своим экономическим характеристикам городами поселениях преобладают невысокие деревянные строения, а в Черноземной России кирпичные здания нередко покрываются соломою. Не могут быть отнесены к признакам города и большие размеры занимаемой территории. В той же Черноземной России многие села, благодаря обилию садов, тянутся на десятки верст, существенно превосходя по размерами города Центральной России. К городам в Европе Нового времени, а в России XIX - начала XX века, по мнению русского ученого, могут быть причислены лишь поселения, отвечающие совершенно определенным экономическим характеристикам, а именно те, где преобладающей функцией является торгово-промышленная.

Поэтому истинные города в современной Европейской России, утверждает Семенов-Тян-Шанский, сконцентрированы в местах, где развита торгово-промышленная жизнь; эта полоса проходит через древнюю Туровскую часть Киевско-Чернигово-Северской, Myромо-Рязанской и Суздальско-Московской земель. Ее продолжают территории, захватывающие Москву, Ярославль-Шую, пространство между Муромом и Нижним. К югу от этой полосы располагаются прекрасные плодородные земли, на них преобладают сельские поселения. Число поселений городского типа заметно увеличивается с приближением к морям - Черному, Каспийскому, Балтийскому. В итоге, заключает ученый, число фактических городов в 1910 году в России, если брать за основу экономический критерий, достигает 1237, тогда как количество официально признанных таковыми составляет всего 761, т. е. в полтора раза меньше. Вместе с тем около 30% населенных пунктов (227), официально признанных городами, по экономическим признакам таковыми не являтся [9].

Таким образом, для середины XIX - начала XX века типична диспропорция между числом реальных городов и официально признанных таковыми населенных пунктов. Диспропорция эта в разных регионах различна. Наибольшее число поселений, не причисленных по своему статусу к городам, но фактически бывших ими, находилось в центре и на юге Европейской России, в Среднем и Нижнем Поволжье и на Урале. Центральный, Южный горнопромышленный и Уральский горно-заводской районы образовали сеть "экономических" городов и городков, не входивших в официальную иерархию, однако тесно связанных друг с другом в пределах локальной агломерации процент несоответствия между поселениями, официально признанными городами, и таковыми не являвшимися, но по уже другой причине - неразвитости их торгово-промышленной деятельности - на севере, северо-западе и северо-востоке России, а также в Сибири, где основная масса городов, как и в предшествующий период, выполняла по преимуществу административную функцию, оставаясь в экономическом отношении обычным сельским поселением.

Петербург. Невский проспект.
Фотография начала XX века

Из типичного для рассматриваемого периода явления, характеризующегося деградацией значительного числа юридических городов и быстрым ростом фактических, т. е. экономических торгово-промышленных городов, вытекает другое, столь же типичное. Несмотря на интенсификацию процесса урбанизации, по количеству вновь основанных городов XVIII век существенно превосходил XIX - начало XX столетия [10].

Сложившаяся в XVIII веке иерархия поселений по административному признаку (столицы, губернские, уездные, безуездные города, села, деревни) постепенно начинает дополняться в XIX столетии иерархией поселений по экономическому признаку. Это заставило на рубеже XIX-XX веков ввести в обиход новое понятие для обозначения специфики возникших во второй половине XIX столетия типов поселений, рожденных новыми потребностями и соединявших в своей основной функции и облике черты города и деревни. Такие поселения получили в конце XIX века название поселков, причем в зависимости от основной функции они получали названия поселков городского типа, железно-дорожных поселков, дачных поселков. К разновидностям таких же гибридных типов поселений, соединяющих в себе черты города и "негорода", принадлежали также возникшие в связи с промышленно-экономическими потребностями и особенностями быта того времени фабричные села, города-сады, города-курорты. С середины XIX столетия, в результате начавшегося в стране в 1820-1830-е годы промышленного переворота, происходит постепенное преобразование классического регулярного города, выполнявшего в основном административные функции, в преимущественно экономический, торгово-промышленный.

Промышленный переворот, благоприятствовавший росту торговли и промышленности, вызвал во всем мире бурный рост городов. Девятнадцатый век, особенно его вторая половина, и начало XX столетия - время интенсивной урбанизации и увеличения числа экономических городов, распространения городского образа жизни, что влечет за собой изменение облика селений и появление зримых примет городской застройки. Идет бурный рост не просто городов, а прежде всего - крупных городов. Тогда же появляются термины большой и малый город, характеризующие не столько размеры, сколько тип города.

Особенно быстро росли столичные города, превратившиеся в подлинные города-гиганты. Резкий отрыв столиц по размерам и численности населения от основной массы городов приходится на начальную стадию промышленного переворота. В Англии в 1800 году существовал лишь один город, значительно превосходивший по размерам остальные, - Лондон. Однако в середине XIX века, при сохранении его бесспорного лидерства, в стране сложилась система крупнейших центров, причем на первый план благодаря совокупности благоприятных экономических условий выдвинулись города или поселения, до сих пор совершенно незначительные. Манчестер, Бирмингем, Ливерпуль оттеснили на второй план бывшие недавно крупнейшими города Йорк, Бристоль, Норвик, Ковентри [11].

Петербург. Проект дома А.М. Туликова на Литейном проспекте.
1876, арх. Ю.О. Дютель
Москва. Проект доходного дома Ф.И. Афремова на Садово-Спасской улице.
1904, арх. 0.0. Шишковский

То же, но с отставанием на полвека, произошло и в России. Однако в России XVIII - начала XX века было две столицы - Москва и Петербург. Именно они резко выделялись своими размерами среди остальных городов. Вместе с тем на протяжении столетия (с середины XVIII века до середины XIX века) Москва и Петербург по показателям численности населения поменялись местами. В середине XVIII столетия Петербург заметно отставал от Москвы, но уже в первой половине XIX века официальная столица растет быстрее первопрестольной. Происходит резкое увеличение населения Петербурга, оставляющего далеко позади себя Москву В Москве в 1785 году насчитывалось 180 тысяч человек, а к 1860 году стало 360 тысяч. В 1750 году в Петербурге жило лишь 95 тысяч человек. Век спустя он обогнал Москву; в середине XIX века население северной столицы приблизилось к полумиллиону.

Москва и Петербург были до революции не только самыми большими городами России (население Петрограда достигло 2,2 миллиона человек, Москвы - 1,7 миллиона); они входили в число самых быстрорастущих городов мира [12].

В конце XIX - начале XX века наряду со столицами идет рост больших городов, образовавших, как и в других странах, самостоятельную систему. В России, как и всюду, изменился каркас расселения. Утратили ведущую роль регионы и города, имевшие в прежний период первостепенное значение, а ранее второстепенные выдвинулись на первый план.

В XVIII - начале XIX века быстротой развития и значимостью выделялись города центра Европейской России, прежде всего находившиеся между двумя столицами - Москвой и Петербургом - или располагавшиеся неподалеку от них. Теперь же в основном быстро растут и наиболее динамично развиваются города, расположенные на окраинах Европейской России. К ним принадлежат центры развитой промышленности, морские порты, станции железных дорог.

Во второй половине XIX века обозначились географические особенности процесса урбанизации, сохранившиеся и в начале XX века: интенсивнее всего развивались города южных, северо-западных и западных окраин Европейской России, а также Среднего и Нижнего Поволжья. К миллиону приближалось в начале XX века население Варшавы; за нею следовали Лодзь и Одесса, население которых составляло около полумиллиона человек. В начале XX века к числу больших городов, т. е. городов с населением более 100 тысяч человек, принадлежали также Киев, Харьков, Баку, Тбилиси, Саратов, Екатеринослав, Казань, Самара, Астрахань, Ростов-на-Дону, Минск, Ташкент, Оренбург, Царицын, Воронеж, Нижний Новгород, Ярославль, Николаев, Екатеринодар, Тула, Вильнюс, Таллин, Кишинев. Несоответствие между официальным статусом и экономическим значением города будет еще очевиднее, если принять во внимание, что в числе 27 больших городов, не имевших статуса губернских, находились Одесса, Ростов-на-Дону и Царицын [13]. О численности населения наиболее крупных городов Европейской России дает представление "Справка о численности населения нижеследующих городов России... с 1904 по 1912 год".

Город 1904 г. 1912 г.
Астрахань 147 000 150 000
Варшава 779 500 872 000
Вильно 164 000 190 210
Екатеринослав 129 000 121 800 и 33 320 в пригородах
Казань 133 170 188 100
Кишинев 113 100 123 100
Киев 266 200 412 480 и 93 580 в пригорадах
Лодзь 369 700 408 330
Москва 1 666 260 1 533 440 (в обоих случаях с пригородами)
Нижний Новгород 94 700 108 820
Одесса 461 700 505 600
Рига 306 500 331 310
Ростов-на-Дону 128 100 130 500
Самара 93 600 104 410 + 23 900 в пригородах
Санкт-Петербург 1 555 200 1 669 490 + 274 420 в пригородах
Тула 123 900 136 530
Харьков 196 700 227 490

Наряду с ростом больших городов на протяжении XIX - начала XX века идет неуклонный рост общей численности городского населения. В конце XVIII столетия доля горожан в России составляла всего 4,1% населения страны, в середине следующего - 7,8%, в 1897 году - 12,3%, в 1917 году - 18%.

Столь же неотвратимо шло увеличение числа больших городов. В 1863 году их в России было всего три, в 1885-м насчитывалось уже 10, в 1897 году - 14, в 1904 году - 19, в 1917 году - 27. Это высокий показатель по сравнению с положением, существовавшим полвека назад, но весьма незначительный, если принять во внимание, что в России накануне революции насчитывалось 75 губернских и соответствующих по рангу губернским городов [14].

Статистика начала XX века зафиксировала в качестве нового еще одно чрезвычайно типичное для России этого времени явление. "С американской быстротой растут города Сибири. Не только Томск и Иркутск, выросшие в последние годы на десятки тысяч жителей, но даже такие совершенно незначительные города, как Курган, Тюмень, Барнаул, представляют из себя в настоящее время большие торговые центры, а Новониколаевск (ныне Новосибирск. - Е.К.), бывший недавно селом, соперничает уже с Томском. Все более крупные станции Великого Сибирского пути обращаются постепенно в городские поселки, и некоторые из них уже в ближайшем будущем превратятся в уездные города. В Европейской России, хотя и в меньшей степени, все же замечается превращение значительного числа негородских поселений по количеству жителей в города. В 1904 году более 107 негородских поселений имели по 10 и более тысяч жителей. Некоторые из них далеко оставили за собою свои уездные города" [15]. О соперничестве старинного Томска - сибирских Афин - с бурно растущим Новониколаевском писалось в 1912 году. А полтора десятилетия спустя Новониколаевск перегнал Томск, официально попав в число больших городов: его население превысило 120 тысяч человек, тогда как Томска - все еще не достигло 100 тысяч [16]. Связь между местоположением городов на линии Сибирской железной дороги и их бурным ростом очевидна.

Киев. Городской театр. 1896, арх. В.А. Шретер.
Открытка начала XX века

Столь же очевидна связь между ростом городов и наличием в них портов, не только морских, но и крупных речных. Благосостояние приволжских городов и даже сел зависело от функционирования в них "пшеничных" пристаней. Села и деревни Балаково, Покровская, Баштаки, Баронск, Быково, расположенные неподалеку от городов Саратова, Самары, Царицына, Вольска и ставшие крупными портами фактически, а некоторые, как Балаково, и официально - превращаются в города [17].

Однако, как бы интенсивно ни шел процесс урбанизации, как бы быстро ни развивались русские города, они отставали по размерам от наиболее крупных городов мира, а процент городского населения в стране оставался много ниже, чем в основных европейских странах. В 1912 году в Англии численность городского населения составляла 78%, в Германии - 53%, во Франции - 41,2%, в Италии - 26,4 %, в Австро-Венгрии - 18% [18].

В России даже в начале XX века самым распространенным типом города по-прежнему, как и в предшествующий период, оставался малый город. Согласно статистическим данным, в 80% из общего числа российских городов (865) население составляло всего от 1 до 20 тысяч жителей, в 13% - от 20 до 50 тысяч и только в 6,5% - от 50 до 100 тысяч и более человек.

Основная масса малых городов не имела развитой промышленности. Плохо включенные в хозяйственные связи, не будучи экономическим фокусом территории, малые города выполняли в основном торговые и административные функции [19].

Абсолютное преобладание малых городов характерно для центра, севера и северо-востока Европейской России, для обойденных железной дорогой районов Сибири и Дальнего Востока. И как следствие этого для перечисленных районов характерно наибольшее число малых городов и минимальное количество наименьших по численности больших городов.

Только на исходе существования Российской империи в Сибири появился город, по принятым во всем мире нормам могущий быть причисленным к числу больших городов. Это только что упоминавшийся Новониколаевск.

Становление городской сети в Сибири и на Дальнем Востоке обнаруживает определенное типологическое родство с аналогичным процессом в странах, условно говоря, переселенческого типа [20]. Население этих районов во многом складывалось под воздействием иммиграционных потоков из Центральной России. В их развитии особенно велика роль государства.

Винница. Николаевский проспект.
Открытка начала XX века

Государственные контроль и инициатива играли ведущую роль в формировании системы расселения Сибири и Дальнего Востока, включая прокладку дорог, осушение или обводнение земель, выявление пригодных к занятиям сельским хозяйством территорий и земель, отводимых под застройку сел, деревень и городов. Проводимая государством в Азиатской России градостроительная политика подчиняется остававшейся актуальнейшей с середины XIX и до начала XX века проблеме освоения и заселения расположенных за Уралом земель.

Число пустынных неосвоенных пространств здесь в несколько раз превышало земельные ресурсы Европейской части России. Диспропорция между гигантскими неосвоенными территориями и малочисленностью населения за Уралом была особенно велика.

Сильно отставали Сибирь и Дальний Восток от Европейской России и по густоте транспортной сети. Успех освоения свободных земель Азиатской России непосредственно зависел от создания оптимальной сети дорог. Проблема их прокладки не теряла жизненности и остроты на протяжении всего периода вплоть до 1917 года, а разрешение обеих проблем неизменно рассматривалось государством как залог процветания этого богатейшего края.

Петербург. Проект доходного дома Страхового общества "Россия" на Каменноостровском проспекте.
1914, арх. Ф.И. Лидваль

Возникновение понятий большой город и его антипода малого города складывалось по мере накопления в большом городе особенностей, качественно отличавших его от малого не только размерами и численностью населения. Малые города сохраняли патриархальный облик, быт, привычные функции. Точно так же понятием большой город обозначались не просто города с высоким показателем численности населения. За ним скрывались существенные структурно-планировочные и функциональные особенности, присущие именно этому типу города. Один из них отчасти зафиксировала статистика, неизменно указывавшая на численность большого города вместе с пригородами. Большой город сливается с пригородами в единое социально-экономическое целое. В начале XIX века слияние территории большого города с пригородами осмысляется как черта, присущая именно этому типу города: "вокруг всех почти больших центров образовались новые поселки, так называемые пригороды, по характеру населения и по единству экономической жизни с своим центром вполне подходящие под название городской поселок, но в хозяйственном и административном отношении от них отдельные. Эти пригороды обнаруживают тенденцию к сильному росту, многие из них насчитывают населения десятки тысяч, а некоторые пригороды столиц имеют до 100 и более тысяч жителей" [21]. В ставших за редкостно короткий срок большими городах на еще недавно пустынных окружавших их территориях выгонных земель и вырастают новые поселки.

Вторая особенность большого города - уплотнение застройки исторического ядра. Город превращается в большой путем интенсификации строительства в пределах городской черты. Исчезают типичные для русского дореформенного города пустыри и сады. Наконец, город растет за счет повыения плотности и этажности застройки. В большом городе меняется даже характер зонирования. В допромышленном городе отдельные функции - торговая, культурно-просветительная, производственная - чаще всего сосредоточивались на площадях или в отдельных строениях. В большом городе возникают целые районы с определенной, а главное - неизвестной более раннему времени функциональной специализацией. На окраинах больших городов появляются промышленные районы, развивающиеся вокруг сосредоточенных там промышленных предприятий. Вместе с тем для окраин большого города характерна и специализация иного рода - просветительно-больнично-благотворительная. Ее основы закладывались в период классицизма: тогда больницы впервые как специальный градостроительный прием сознательно стали выноситься за пределы городской черты или сооружаться на окраинах.

Петербург. Дом 3-го Бассейного товарищества для устройства постоянных квартир.
1913-1916, арх. Э.Ф. Виррих, И.А. Заозерский

Еще одна общая для больших городов особенность - их окружает пояс дачных поселков. В начале XX века на окраинах и в окрестностях больших городов появляются первые города-сады. Центр большого города из административно-торгового превращается в торгово-деловой и культурно-просветительный. Облик центра большого города определяют не только крупные магазины, банки, конторские дома. Здесь средоточие театров, концертных залов, музеев, а в начале XX века - и кинотеатров. Столь же обязательны для него здания городского самоуправления. Между центром и окраинами появляются компактные районы относительно благоустроенной жилой застройки. Это и определяет особенности функционирования центра большого города. Деловая часть, та, где сконцентрированы торгово-банковские и конторские здания, биржи, магазины, оживленная днем, пустеет ночью. Но другая часть, та, где преобладает культурно-развлекательная функция, где расположены театры, кинотеатры, концертные залы, рестораны, напротив, оживает вечером и бурлит до поздней ночи. В Москве функциональному разделению территории центра соответствовало архитектурное. Деловой центр - Китай-город, получивший знаменательное название Московского Сити, - пустел к вечеру, а бывшая средоточием культурной жизни Москвы северная часть Белого города, напротив, оживала.

Примечания:

1. Озеров Г.Н., Покшишевский В.В. География мирового процесса урбанизации. М., 1981. С. 12.Вернуться в текст
2. Линч К. Совершенная форма и градостроительство. М., 1986. С. 12. Это и другие определения города приведены в статье Н.Я. Труфановой "Проблемы управления развитием города" // Концепция развития города: социальный, экологический, управленческий аспекты Новосибирск, 1991. С. 5. Вернуться в текст
3. Планировка Комплексное развитие крупных городов. Опыт и пути совершенствования. Л., 1982. С. 15. Труфанова Н.Я. Указ. соч. С. 5. Вернуться в текст
4. Труфанова Н.Я. Указ. соч. С. 5-7. Вернуться в текст
5. Семенов-Тян-Шанский П.П. Город и деревня в Европейской России. М., 1910. С. 39, 43. Вернуться в текст
6. Там же. С. 43. Вернуться в текст
7. Там же. С. 44. Вернуться в текст
8. Там же. С. 45. Вернуться в текст
9. Семенов-Тян-Шанский П.П. Указ. соч. С. 57-61, 76. Вернуться в текст
10. Покшишевский В.В. Динамика геоурбанистической ситуации и эволюция градостроительной концепции // Вопросы географии. Вып. 129. М., 1986. С. 95. Вернуться в текст
11. Лаппо Г. Города России: этапы формирования городской сети // География в школе.1994. № 2. С. 24. Вернуться в текст
12. Кирсанов А.Л. О закономерностях изменения иерархии городов в различных общественно-экономических формациях // Вестник Московского университета. Серия 5, географическая. 1987. № 4. С. 78-79. Вернуться в текст
13. Озеров Г.Н., Покшишевский В.В. Указ. соч. С. 37. Вернуться в текст
14. Там же. С. 38. Вернуться в текст
15. Покшишевский В.В. Указ. соч. С. 95. Вернуться в текст
16. РГИА. ф. 23. оп. 27, 1912., д. 697, л. 93. Вернуться в текст
17. См.: Перцик Е.Н. География городов. М., 1991. С. 170. О динамике роста Новониколаевска свидетельствует статистика: в Томске в 1897 году проживало 52 200 человек, в 1926 году - 92 300 человек, в Новониколаевске - 8500 в 1897 году и 120 000 - в 1926 году. Вернуться в текст
18. Там же. С. 170, 169. Вернуться в текст
19. РГИА, ф. 23, оп. 27, 1912 г., д. 697, л. 92. Вернуться в текст
20. Лаппо Г. Указ. соч. С. 25. Вернуться в текст
21. Антонова И.Ф. Типологические черты экономической географии стран переселенческого капитализма // Вестник Московского университета. Серия 5. География. 1987. № 3. С. 49-52. Вернуться в текст
22. РГИА, ф. 23, оп. 27, 1912 г., д. 697, л. 93. Вернуться в текст

 

К началу страницы
Содержание
Сакральный, государственный и утилитарный аспекты градостроительства  1.2. Промышленный переворот и его воздействие...