Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации

Градостроительство России середины XIX - начала XX века. Книга I.
Общая характеристика и теоретические проблемы


ИСТОРИОГРАФИЯ

История исследования градостроительства России середины XIX - начала XX века с некоторым запозданием повторила историю изучения и эволюцию подходов к архитектуре того же времени как самостоятельному стилевому историко-художественному явлению. Это тем более очевидно, что обращение к изучению градостроительства России осуществлялось, за единичными исключениями, теми же специалистами, которых можно назвать пионерами исследования архитектуры постклассицизма. Поэтому разница в степени изученности архитектуры и градостроительства середины XIX - начала XX века подразумевает не столько временное запаздывание, сколько сущностную характеристику. Имеется в виду запаздывание в степени подробности и глубине исследования вопроса. Временное различие оборачивается качественным различием, а главное, свойственным не только для исследований архитектурного творчества середины XIX - начала XX столетия; очевидно, такова общая логика развития изучения истории архитектуры любого периода. Исследование отдельных памятников и их композиционно-стилевых особенностей своею фундаментальностью и разработанностью предшествует исследованиям градостроительства и градостроительных проблем тех же периодов. Таким же путем шло исследование древнерусского зодчества и зодчества XVIII - первой трети XIX века. Сходная закономерность повторилась и при изучении архитектуры середины XIX - начала XX столетия, позднее первых двух периодов ставшей предметом специальных исследований.

Попутно хотелось бы отметить условность разделения архитектурного творчества на архитектуру и градостроительство, во-первых, а во-вторых - очертить круг явлений, обозначаемых обоими понятиями. Наука не выработала термина, который бы обнимал обе стороны проектной архитектурной практики - пространственно-планировочную и объемную, связанную с созданием проектов отдельных сооружений, - поэтому придется довольствоваться привычными, но с оговоркой, что слова архитектура и архитектурное творчество будут употребляться в двух смыслах. Этими словами, особенно словосочетанием архитектурное творчество, будет обозначаться весь объем проектно-строительной практики, охватываемый спецификой архитектурной профессии, - градостроительство как искусство создания функционально и художественно организованной среды обитания человека и как искусство, творцы которого заняты проектированием и строительством сооружений определенного назначения в конкретный период времени в свойственном этому времени стиле.

Первый чрезвычайно краткий и пронизанный неприятием очерк развития архитектуры второй половины XIX - начала XX века появился в изданной в 1951 году коллективом сотрудников современного Научно-исследовательского института теории архитектуры и градостроительства "Истории русской архитектуры" и не содержал ни слова о градостроительстве [1]. Пять лет спустя в том же Институте и тот же коллектив авторов выпустил под тем же названием вторую, существенно расширенную и дополненную книгу. Концепция и оценка периода не изменились.

Значительно расширился круг упоминаемых в ней памятников, а главное - появился, хоть и очень краткий, текст о градостроительстве.

Практически одновременно с этим изданием, в 1955 году, Н.Ф. Хомутецкий защитил докторскую диссертацию под названием "Архитектура России со средины XIX века по 1917 год (по материалам Москвы и Петербурга)". Структура ее, включавшая разделы о градостроительстве, основных типах зданий и главных художественных направлениях, равно как общая негативная оценка архитектурного творчества этого времени, определявшаяся обычно словами "упадок, бесстилье, подражательность и бессодержательность", сохранялась долгое время в общих работах по истории русского искусства и русской архитектуры. В качестве отрадного явления в безбрежном море безобразия и безыдейности авторами выделялись лишь реминисценции классицизма в середине XIX столетия и творчество так называемых "прогрессивных архитекторов" конца XIX - начала XX века, вошедших позднее в число родоначальников и ведущих мастеров советской архитектуры - И.В. Жолтовского, И.А. Фомина, А.В. Щусева, А.И. Таманяна, В.А. Щуко, - а также прогресс в развитии новых материалов и конструкций и появление новых типов зданий.

Москва. Вид Кремля со стороны Большого Каменного моста.
Литография кони/1 XIX века

Разделы о градостроительстве содержались в главах об архитектуре капитального труда "История русского искусства". Их авторы Н.Ф. Хомутецкий и Н.А. Евсина во второй книге VIII тома (архитектура середины XIX века), М.А. Ильин и Е.А. Борисова во второй книге IX тома (архитектура второй половины XIX века) и Е.А. Борисова во второй книге X тома (архитектура начала XX века) давали краткий очерк развития градостроительства. В двух последних книгах материал располагался по сходной схеме. Каждая из глав начиналась с общей характеристики градостроительной ситуации в стране [2].

Вскоре к исследованию русской архитектуры (и градостроительства как ее интегральной части) подключилась Т.П. Каждан. Ей принадлежит авторство глав "Архитектура и архитектурная жизнь России конца XIX - начала XX в." в изданном, как и История русского искусства, в том же Институте истории искусств Министерства культуры СССР (современное название - Научно-исследовательский институт искусствознания) четырехтомнике под общим названием "Русская художественная культура конца XIX - начала XX века".

Казань. Вид на Рыбнорядную площадь и улицы Большую и Малую Проломную.
Открытка начала XX века

Второй и четвертый тома (М, 1969 и 1979) содержали материалы об изобразительном искусстве, архитектуре и прикладном искусстве. В архитектурных главах этих томов впервые были описаны этапные проекты планировки новых городов, например Дальнего, и отмечено, что начало XX века характеризуется специальной разработкой основ градостроительной теории. Кроме того, Е.А. Борисова и Т.П. Каждан, много работавшие над изучением русской архитектуры второй половины XIX - начала XX века порознь, объединили свои усилия в создании первой у нас книги о русской архитектуре рубежа веков (Е.А. Борисова, Т.П. Каждан. Русская архитектура конца XIX - начала XX века. М., 1971).

Здесь заметно зарождение нового подхода и дана попытка выработать новые критерии характеристики архитектуры второй половины XIX - начала XX века. В этой книге два периода впервые противопоставлены один другому как время упадка (конец XIX столетия) и время возрождения (начало XX века) художественности в архитектуре.

Для Е. А. Борисовой история русского зодчества XIX - начала XX столетия до сих пор остается главной сферой научных интересов. Кроме многочисленных статей и разделов в общих трудах, в две ее капитальные работы по истории русской архитектуры XIX столетия ("Русская архитектура второй половины XIX века". М., 1979 и "Русская архитектура в эпоху романтизма". М.-СПб, 1997) включены главы о градостроительстве: в первую из книг - "Образ города второй половины XIX века" (с. 127-167), во вторую - "Город и его восприятие в эпоху романтизма" (с. 188-243).

Сотрудникам Научно-исследовательского института теории архитектуры и градостроительства удалось выпустить архитектурный аналог сразу двух многотомников по истории искусств - "Всеобщую историю архитектуры". Об одном из них - "Истории русского искусства" - уже говорилось. Вторым была "Всеобщая история искусств", над созданием которой трудился коллектив Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Академии художеств. В 6-м томе "Всеобщей истории архитектуры" (М., 1968) была помещена глава И.В. Эрн об архитектуре 1840-1850-х годов, где в разделе о градостроительстве было зафиксировано изменение структуры городского центра и отмечен переход главной роли в системе организации городского центра от площади к главной улице или системе главных улиц города. В 10-м томе, где говорилось об архитектуре капиталистических стран Европы второй половины XIX - начала XX века, авторство главы о зодчестве России принадлежало А.И. Власюку. На основе материалов этой главы им была написана и в 1976 году защищена докторская диссертация "Архитектура России второй половины XIX - начала XX века". Концепция ее, не отличаясь в общем от того, что писал почти двадцатью годами ранее Хомутецкий, сильно разнилась по составу материала. В разделе "Градостроительство" был собран самый полный из всех до сих пор публиковавшихся свод данных о градостроительной деятельности и строительном законодательстве в России.

На 1976-1979 годы пришелся пик публикаций об архитектуре эклектики и модерна в России. Кроме защиты в 1976 году диссертации Власюком и выхода в свет в 1979 году книги Бориовой о русской архитектуре второй половины XIX века, в том же году была опубликована книга В.В. Кириллова "Архитектура русского модерна. Опыт формологического анализа", где впервые в специальной главке о градостроительстве с этим стилем оказалась соотнесенной идея города-сада. В 1977 году вышли из печати также две работы Е.И. Кириченко: альбом "Москва.

Памятники архитектуры 1830 - 1910-х годов" и книга "Москва на рубеже столетий" (архитектура Москвы конца XIX - начала XX века). В обеих была сделана попытка обозначить специфику воздействия новых градообразующих факторов на изменение городской структуры и показать своеобразие складывавшихся непроизвольно в ходе естественно развивающегося процесса новых, отличных от распространенных в период классицизма принципов построения ансамбля московских улиц. В обеих работах говорилось также о воздействии особенно активно ведшегося в 1830-1860-е годы обновления системы вертикалей храмов и колоколен на облик московских улиц и раскрывающихся вдоль Москвы-реки панорам.

Своего рода событием в истории российского градоведения стала кандидатская диссертация И.Г. Ивановой "Основные направления развития градостроительной теории в России середины и второй половины XIX века". Здесь впервые была сделана попытка периодизации воззрений на градостроительство в XIX веке. Кроме того, в ней была раскрыта роль статистики как комплексной научной дисциплины, изучавшей закономерности развития городов и территорий и принципы, которые определяют их специализацию.

Завершая обзор крупных работ по истории отечественного градостроительства, следует назвать еще две, родственные по теме. Обе представляются принципиально важными, хотя и ограничивают рассмотрение проблемы первой половиной XIX века. Это защищенная в 1957 году диссертация С.С. Ожегова "Типовое и повторное проектирование в России в XVIII - первой половине XIX века", изданная в виде монографии в 1984 году.

Однако подлинный прорыв в истории изучения градостроительства России середины XIX - начала XX века связан с изданием второго тома - "История градостроительного искусства. Поздний феодализм и капитализм" (М., 1989; авторы - Т.Ф. Саваренская, Д.О. Швидковский и Ф.А. Петров). Главу "Русское градостроительное искусство XVIII - первой половины XIX в." заключает параграф "Градостроительная теория в России дореформенного периода", где рассматриваются, с одной стороны, основанные на статистических выкладках выводы К.И. Арсеньева о развитии русских городов, а с другой - исходящие из разных социально-этических идеалов утопии: славянофильская, зафиксированная в повести В.А. Соллогуба "Тарантас", фурьеристская Н.Г. Чернышевского (роман "Что делать?") и третья, условно говоря, романтическая, представленная фантастическим романом В.Ф. Одоевского "4038 год"; ее пронизывает вера, что прекрасное будущее обеспечит союз науки, техники и искусства. Но особенно важной представляется 4-я глава этой книги "Градостроительство России в эпоху капитализма (вторая половина XIX - начало XX века)". Здесь впервые рассмотрены два чрезвычайно характерных для этого времени типа поселений - фабричные села и крупные исторические города, а также дана характеристика новых городов. Впервые рассказ о градостроительстве второй половины XIX - начала XX века по-настоящему вышел за пределы столиц, и характерные для него явления были описаны не только на материале Москвы и Петербурга, но и южных городов Европейской России - Екатеринослава, Киева, Новороссийска, средневолжского Нижнего Новгорода, среднеазиатского Ташкента, сибирского Томска, дальневосточных городов Хабаровска, Благовещенска, Владивостока и т. д.

В свою очередь, эта работа опиралась и продолжила и названием, и методологией труды одного из основоположников отечественной науки об истории градостроительства - А.В. Бунина.

В 1940 году вышел первый крупный труд Бунина (в соавторстве с М.Г Кругловой) "Архитектурная композиция городов. Ренессанс", в 1952 году - своего рода программная не только по методологии и подходам, но и по отражению их в названии книга: "История градостроительного искусства. Т. 1. Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма". Характеристика русского градостроительства завершалась в ней первой половиной XIX века. Историю градостроительства середины и второй половины XIX века представлял раздел "Градостроительство эпохи становления капиталистического способа производства", состоявший из глав: "Характерные особенности городов доимпериалистического периода" и "Реконструкция трех европейских столиц в XIX веке" (Вена, Париж, Лондон). Второй том, написанный в соавторстве с Т.Ф. Саваренской и опубликованный в 1972 году, был посвящен XX веку. К проблематике нашей книги относится лишь первая глава "Кризис капиталистических городов и градостроительная деятельность в начале века", в которой главное внимание уделено городам-садам. Таким образом, хотя в работах самого Бунина градостроительство России середины XIX - начала XX века не получило отражения, его соавтор Т.Ф. Саваренская (уже со своими соавторами) явилась подлинным первооткрывателем этой темы в отечественной науке. Слова "градостроительное искусство", включенные в названия всех перечисленных книг, имели принципиальный смысл. История градостроительства перестала быть только историей планировки и превратилась в исследование градостроительного искусства, в котором равно важно взаимодействие всех его составляющих: планировки, композиции зданий, функционально-технических особенностей.

Генетическая связь предпринятой в Научно-исследовательском институте теории архитектуры и градостроительства Н.Ф. Гуляницким работы с трудами А.В. Бунина и Т.Ф. Саваренской не подлежит сомнению. Она обнаруживается во всем, начиная от общего заглавия, которое формулируется как "Русское градостроительное искусство", и кончая методологией, направленной на выявление художественного своеобразия исследуемого феномена. Авторы нашей книги, опираясь на сделанное предшественниками и по данной конкретной теме, и по исследованию города, среды в нашей стране и за рубежом, стремились по мере сил достойно продолжить эту работу.

Поистине необозримая литература, посвященная исследованию отдельных городов и регионов, начиная от Петербурга и Москвы и кончая городами Дальнего Востока, в этом беглом очерке не рассматривается, но она учтена в соответствующих главах этой и следующих книг.

Примечания::

1. Максимов П.Н. История русской архитектуры. М., 1851. С. 291-303. Вернуться в текст
2. Хомутецкий Н.Ф., Евсина Н.А. Архитектура // История русского искусства, т. VIII, книга 2-я. М., 1964; Ильин М.А., Борисова Е.А. Архитектура. // История русского искусства, т. IX книга 2-я. М.,1965; Борисова Е.А. Архитектура // История русского искусства, т. X книга 2-я. М., 1969. Вернуться в текст

 

К началу страницы
Содержание
Структура  Сакральный, государственный и утилитарный аспекты градостроительства