Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Сергей Килессо
Киево-Печерская лавра. Памятники архитектуры и искусства

Примечания

100. "Історія українського мистецтва", т. II, стр. 400-403. Вернуться в текст
101. Там же, стр. 413. Вернуться в текст


Вышивка и ткани

На территории заповедника-музея размещается Государственный музей украинского народного декоративного искусства и специальные выставки, где экспонируется этот вид творчества.

В Музее народного декоративного искусства представлены ковроделие, ткачество, вышивка, резьба по дереву и кости, керамика, народная живопись, а на специальных выставках из фондов заповедника-музея показаны культовые одеяния из парчовых и шелковых тканей, шитье бисером, стеклярусом и жемчугом.

По характеру применения ткани подразделяются на две группы - для пошива одежды и для домашнего употребления. Для ткачества использовали льняную, пеньковую и шерстяную пряжу натурального цвета или окрашенную местными красителями.

Из шерстяной пряжи ткалось обычное, без каких-либо украшений, сукно для пошива мужской и женской верхней одежды. В соответствии с назначением и техникой изготовления ткани украшались разнообразным орнаментом.

В центральных областях была широко распространена женская поясная одежда - плахта. Плахту ткали из шерстяной пряжи техникой "перебора" и получали редкой красоты геометрический орнамент, уложенный в клетки. На Подолии и в западных областях Украины получили распространение одноцветные или полосатые запаски. На Волыни и в Полесье носили летники - широкие сборчатые юбки с узкими продольными полосами. Это обычно красные, зеленые и еще более узкие желтые полосы. На талии плахта и запаска укреплялись при помощи тканых шерстяных поясов - краек, которые выполнялись в самых разнообразных цветовых гаммах.

Весьма обширную группу изделий представляют тканые рушники, которые использовались не только для бытовых целей, но и в обрядах. Рушником украшали иконы и повязывали сватов, на рушник в знак верности становились молодые, на рушнике подносили хлеб-соль и опускали в могилу гроб. При помощи техники перебора на рушниках созданы самые разнообразные геометрические орнаменты: звездочки, стилизованные птицы, геометризованные ветви и цветы. Особо популярны на Украине кролевецкие рушники (Черниговщина). Их можно встретить и в других районах Украины, а также в России, Белоруссии и Молдавии.

Вышивка, как и ткачество, была излюбленным способом украшения самых разнообразных предметов быта: рушников, платков, сорочек, кожухов, сардаков, киптарей и других видов верхней одежды. Каждая этнографическая зона Украины славится своими мотивами и техникой вышивки.

Так, на Киевщине преобладает главным образом растительный орнамент с гроздьями винограда и небольшого размера красными и черными цветами, выполненными "занизыванием", "счетной гладью", "крестиком".

Нежные и светлые вышивки Полтавщины - "белым по белому", серым или слегка коричневым по белому, выполненные "гладью" в сочетании с "вырезыванием", "выкалыванием" и "мережкой", контрастируют с насыщенной ярким цветом вышивкой Подолии - "качалочками" и черно-красной "низью". Многокрасочность и применение геометрических орнаментальных мотивов характерны для народного творчества жителей Карпат - гуцулов.

В Музее украинского народного декоративного искусства демонстрируется не только искусство дореволюционного периода, но и современное ткачество и вышивка.

Широко представлен наиболее простой вид художественных тканей XVII-XVIII столетий - набойка, причем показ тканей такого типа сопровождается прекрасно исполненными деревянными набойными досками, которые являются образцами тончайшей резьбы по дереву. Набивные ткани исполнялись в один или два цвета - черный и красный, причем для украшения чаще всего использовался геометрический орнамент и значительно реже орнамент, построенный на растительных композициях. Тут же экспонируются первые набойки, изготовленные фабричным способом. Они отличаются многоцветностью и сложностью узоров.

Кроме вышивок в коллекциях представлены образцы шитья XVII- XVIII веков, исполненного разноцветными шелками, бисером, жемчугом, серебром и золотом. В орнаментальных мотивах тут мы встречаем те же декоративные мотивы, которые использовались в архитектурных орнаментах на стенах сооружений Печерского монастыря и в красочной монументальной стенописи.

Особенным богатством отличается вышивка золотой и серебряной нитками. Композиция орнаментальных мотивов связана с формой вещи. Так, например, концентрическую композицию имели донца кибалок- женских головных уборов. Большие плоскости парчи заполнялись шахматными композициями, и только в редких случаях они составлялись из отдельных асимметричных мотивов. Такой прием использован при изготовлении покрывала XVII века, где на серебряном фоне размещены крупные рельефные цветы.

В течение XVI-XVIII столетий в орнаментации использовались одни и те же мотивы - цветы-розетки с округлыми контурами, гвоздики, маковки, гранаты, зубчатые листки, однако трактовка орнамента все время менялась - рисунок становился все более изысканным, усложнялись его завитки, а во второй половине XVIII века появляются новые, фантастические, несколько перенасыщенные растительные мотивы, где цветы изображались с отогнутыми лепестками в перспективном сокращении с вкомпоновкой характерных для барокко картушей100.

Не меньшее распространение имела и вышивка цветными шелками; это чаще всего скатерти, занавеси, подризники и другие изделия, причем по характеру орнаментации вышивки подразделяются на две группы. Более ранние - одноцветные (черные, зеленые или вишневые с добавлением золотой или серебряной нити). Вторая группа характеризуется каскадом красочных орнаментальных мотивов. Следует заметить, что в XVII-XVIII веках одновременно бытовали два приема вышивки.

Кроме орнаментальных вышивок существовали и тематические композиции религиозного содержания, которые вышивались на ризах, фелонях, а также на плащаницах.

Подлинным шедевром является плащаница 1655 года, подаренная Печерскому монастырю черниговским епископом Зосимой Прокоповичем. На большом прямоугольном покрывале на темно-малиновом фон вышит золотом и серебром орнамент из некрупных цветов разной формы и листьев, и на этом фоне прекрасно выделяется бледно-желтая фигура Христа, вышитая атласным швом с укладкой "за формой". Вышитые коричневым и черным шелком темная борода и волосы подчеркивают бледность тронутого смертью лица. Цветную гамму дополняют только нимб и набедренная повязка, а также обрамление плащаницы по контуру крупным орнаментом из цветов-розеток и плодов граната101.

Плащаница.
1655

Интересным образцом вышивки является плащаница, выполненная Е. Праховой по эскизу В. Васнецова, однако это произведение ближе к живописным произведениям, где в технике вышивки переданы полутона и тонкие цветовые нюансы, характерные больше для станковой живописи, чем для вышивки.

Если создание и украшение архитектурного ансамбля монастыря, гравюра и художественная обработка металла дело рук многих поколений мужчин, то художественные ткани - шедевры прикладного и декоративного искусства - создавались кропотливым трудом женщин-мастериц. Нам только в самых редких случаях известны их имена, значительно чаще из группы произведений по своеобразному почерку выделяются работы наиболее талантливой, но неизвестной рукодельницы.

Коллекции художественных тканей, которые можно увидеть в заповеднике-музее, не имеют себе равных на Украине. Они рассказывают о развитии одного из наиболее распространенных видов прикладного и декоративного искусства, который в народе называют "живопись иглой".

Вышивка.
XVII в.

Ежегодно сотни тысяч людей со всех концов нашей необъятной Родины, приезжая в столицу Советской Украины Киев, знакомятся с его достопримечательностями и обязательно посещают Киево-Печерскую лавру.

Гордо и как-то по-особому торжественно и осанисто раскрывает стольный град Киев неповторимую панораму Печерского монастыря. Такой архитектурный ансамбль мог быть сотворен только здесь, на киевских холмах, таких величественных издали и таких подомашнему уютных и обжитых, когда смотришь на них сверху. Архитектурный ансамбль Печерского монастыря красив всегда - и на заре, с первыми лучами солнца, которые заставляют сверкать золото его куполов, и днем, когда ослепительны солнечные блики на его белоснежных стенах, и вечером, когда кажется, что не солнце опускается за горизонт, а сказочные строения медленно погружаются в тихие днепровские воды; ночью красиво подсвеченный ансамбль будто теряет свою материальность и как хрустальная сказка повисает над днепровскими кручами, над огнями мостов и набережных древнего, но вечно юного красавца - Киева.

 

К началу страницы
Содержание
Художественная обработка металла  Библиография