Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Сергей Килессо
Киево-Печерская лавра. Памятники архитектуры и искусства

Примечания

98. Б. А. Рыбаков, Ремесло Древней Руси, М., 1948, стр. 278-341. Вернуться в текст
99. "Українська Радянська Енциклопедія", т. 12, К., 1963, стр. 57. Вернуться в текст


Художественная обработка металла

В Печерском монастыре сохранились различные изделия из цветного и черного металла, а также произведения искусства, выполненные из драгоценных металлов. Эти изделия экспонируются на выставках и в специально созданном Музее исторических драгоценностей Украинской ССР, который размещается в Ковнировском корпусе. Здесь наряду с памятниками материальной культуры, обнаруженными в различных районах республики и характеризующими развитие ювелирного искусства с VI века до н. э. по XIX век, представлены работы мастеров, имеющих непосредственное отношение к Киеву и Печерскому монастырю. Поражают воображение коллекции, которые экспонируются на выставках и хранятся в фондах заповедника. Только в Музее исторических драгоценностей около пятнадцати тысяч экспонатов. Коллекции эти достойны специальных монографий, и мы сможем только в общих чертах рассмотреть произведения древнерусских и украинских мастеров, связанных с Киевом и Печерским монастырем.

Художественное совершенство изделий, выполненных древнерусскими мастерами, общеизвестно. В произведениях ювелирного искусства Киевской Руси можно проследить отдельные черты, которые свидетельствуют о связях с искусством Византии, стран романского Запада, Кавказа и Закавказья. Однако древнерусские произведения выделяются своими, только им свойственными чертами, развившимися на славянской самобытной основе. В течение X-XIII столетий рядом с новыми, подчас непонятными местному населению христианскими сюжетами сосуществуют и даже совершенствуются традиционные образы зверей, птиц и растений, а также символические изображения солнца, луны и звезд, которые в "поганские" времена имели определенный магический смысл.

Древнерусским ремесленникам уже в XI веке были известны все основные технические приемы, применявшиеся мастерами Востока и Запада. Металлические штампованные изделия из меди, бронзы и серебра покрывали гравированным рисунком. При помощи литья изготавливались преимущественно предметы культа, а чеканка в сочетании с литым орнаментом украшала оружие и боевое снаряжение. Кроме того, применялась инкрустация, позолота и накладка черни98.

Наилучшими образцами художественного творчества являются женские и мужские украшения: шейные гривны, диадемы, сережки, браслеты, ожерелья, колты и подвески, а также различной формы нашивки. Изделия из золота и серебра изготовляли в технике филиграни, украшали эмалью и чернью.

Развитие искусства перегородчатых эмалей характерно для XI столетия. Исключительным мастерством и совершенным художественным вкусом отличаются золотые колты, найденные в киевских кладах в разное время. Чаще всего они имеют эмалевые изображения женских головок, вкомпонованные в круглые медальоны, или диво-птиц-сиринов, которые размещаются попарно вокруг "древа жизни". Именно с "древом жизни" и сказочными птицами-сиринами связывали древние славяне магические представления о тепле и свете, о счастье и благополучии, о плодородии земли. В Музее исторических драгоценностей экспонируются золотые колты такого типа, украшенные эмалью и чернью из киевских кладов, обнаруженных по ул. Владимирской и Б. Житомирской. Тут же серьги киевского типа с перегородчатой эмалью, начельники, фибулы и другие предметы.

Колты из киевских кладов.
XI-XII вв.

В XII столетии широкое распространение получает украшение серебряных изделий чернью, которая известна на Руси с X века, однако, в отличие от более древних изделий, где чернь была лишь фоном, на котором проступал серебряный рисунок, с конца XII столетия начинает преобладать техника контурной черни, где на серебряном фоне четко читается контур рисунка. В такой технике выполнены браслеты, колты, перстни, кресты, нашивные пластины на одежду и оружие. Изделия украшались растительным орнаментом, изображениями диковинных животных - львов, барсов, кентавров, а также сценами с участием людей. К изделиям конца XII века принадлежит гравировка на рукоятке меча, обнаруженного в захоронении воина у Золотых ворот в Киеве.

Преемниками древнерусских мастеров стали украинские золотари, которые не только сберегли все древнерусские приемы обработки драгоценных металлов, но и обогатили их новыми художественными и техническими достижениями, и наилучшим примером тому является финифть - живописная эмаль.

В украинском золотарстве различают три основных этапа развития. Ранний относится к XVI и первой половине XVII века и является периодом становления. Наивысшего расцвета украинское ювелирное искусство достигло после воссоединения Украины с Россией во второй половине XVII - середине XVIII столетия. Третий период - вторая половина XVIII столетия - характеризуется новыми художественными явлениями, связанными с изменением стилистической направленности в искусстве и появлением очевидных признаков упадка украинского золотарства, не получившего развития в эпоху классицизма.

К периоду становления относится большая коллекция кадильниц, крестов, кубков и потиров. Поверхность их в большинстве случаев гладкая, и на ней в технике тончайшей гравировки выполнены тематические и орнаментальные композиции. Манера выполнения этих композиций отражает скорее приемы графики, чем специфику художественной обработки металла. В тонкий растительный орнамент здесь вплетаются и рог изобилия, и ренессансные маскароны, и роскошные вазы. Если на рисунке форма ваз, кубков и других изделий совершенна, то сами изделия еще далеко не всегда имеют изысканные пропорции и законченную форму. Чувствуется, что мастера еще ищут, но далеко не всегда находят пластическую характеристику изделия. Чеканка часто применяется в сочетании с гравировкой и порой не увязана с формой предмета. Кроме ренессансных мотивов в арсенале мастеров имелись и формы готики.

Потир.
XVII в. Дар Киево-Печерской лавре гетмана И. Самойловича

Во второй половине XVII - середине XVIII столетия, в период наивысшего расцвета золотарства, значительно расширяется и ассортимент изделий, возрождаются давно забытые и появляются все новые и новые художественные и технические приемы украшения изделий. Все больше растет спрос не только на самую разнообразную церковную утварь; но и на бытовые предметы, которые становятся обычными в обиходе гетманов и разбогатевшей козацкой старшины. Это самой разнообразной формы (круглые, овальные, реже - прямоугольные) блюда, небольшие чарочки и крупные кубки, а также кувшины, чайники, соусницы, ковши, ложки и другие изделия. И на огромных блюдах и на небольших серебряных ложках и чарочках всегда помещались гербы владельцев, и, если предмет был невелик, герб служил основным, а иногда и единственным украшением данного предмета.

Самым распространенным, изделием был подсвечник, который с одинаковым успехом украшал интерьер покоев знати и храм. Именно поэтому так разнообразны формы подсвечников, их размеры и декор.

Особенно большое внимание уделялось украшению интерьеров храмов. Тут и пышные царские врата, и серебряные оклады икон, и дарохранительницы, и паникадила, и дорогие оклады старопечатных книг. Из сохранившейся описи ризницы Успенского собора Киево-Печерской лавры известно, что здесь в 1751 году сохранялось более 500 крупных золотых и серебряных изделий.

Все лучшее, что создано украинскими ювелирами, связано с расцветом украинского барокко.

Наиболее известным центром украинского золотарства был Киев, а создавались изделия из драгоценных металлов на основе виртуозной техники ковки, чеканки, гравировки и чернения.

На протяжении длительного времени собирались уникальные монастырские коллекции. Лучшие мастера выполняли заказы лавры, а многие изделия приносились монастырю в дар. Тут дары российских царей и украинских гетманов, князей и козацкой старшины всех рангов.

Подлинным шедевром прикладного искусства является дар Киево-Печерской лавре гетмана И. Самойловича - оклад Евангелия, украшенный растительным орнаментом в зеленовато-сиреневатых тонах (скань, перегородчатая эмаль).

Оклад Евангелия.
XVII в. Дар Киево-Печерской лавре гетмана И. Самойловича. Золото, скань, перегородчатая эмаль

Различно назначение предметов, изготавливавшихся киевскими мастерами художественной обработки металла. Тут и царские врата, и оклады икон, и изящные дарохранительницы, и великолепные чаши, и келыхи, и массивные блюда, и громадные паникадила, и кованые позолоченные кресты на грушевидных куполах, и нехитрые поковки на массивных дверях.

В орнаментации изделий мы можем достаточно четко проследить и развитие мастерства и смену стилей. В первой половине XVII века еще бытует скромный ренессансный орнамент, однако уже во второй половине XVII века сплошной барочный растительный орнамент с картушами или вставками финифти сплошь покрывает сосуды, оклады изданий и предметы культа, а с середины XVIII века в пышные орнаментальные композиции входят уже не только изысканной формы картуши, но и раковины. Особенным декоративным богатством отличаются оправы евангелий, ризы на иконах, царские врата и престолы.

Наиболее значительными памятниками являются оправа большого Евангелия Киево-Печерской лавры и ризы для икон работы киевского мастера Ивана Андреевича Равича (1677-1762), который признан лучшим в плеяде киевских золотарей99 . Из мастерской И. Равича, существовавшей более шестидесяти лет, вышло много произведений (известно более 60 работ) с четко выраженными чертами его индивидуальной манеры. Равич работал в технике невысокой чеканки с широким применением растительной, чаще всего акантовой орнаментики, равномерно заполняющей поверхность. Ему же принадлежат изделия, украшенные глубокой гравировкой. В экспозиции представлено много работ И. Равича. Дарохранительница (1743) в виде двухъярусного культового сооружения на четырех ножках-шарах, заключенных в звериные лапы. Дарохранительницу покрывают сочный невысокий барочный орнамент и скульптурные изображения святых. На изящных ножках в виде звериных лап покоится серебряная купель красивой формы, украшенная гравировкой.

Дарохранительница.
XVIII в. Мастер И. Равич

В большой коллекции посуды выделяется золотое кованое блюдо, выполненное И. Равичем в 1723 году. Орнаментальная обработка блюда характерна для многих работ мастера, а в центре размещена небольшая тематическая композиция - "Чудо святого Михаила". Оригинальна форма небольшого серебряного чайничка с позолотой, где составной частью орнаментальной обработки является герб переяславского полковника С. Томары. Интересна форма большой чаши для водосвятия, серебряных подсвечников и многих других предметов, созданных этим талантливейшим мастером.

Блюдо с композицией "Чудо св. Михаила".
1723. Золото. Мастер И. Равич
Чайник.
XVIII в. Серебро с позолотой. Мастер И. Равич

Если творческую манеру И. Равича можно проследить на десятках произведений, то мастерство золотаря В. Мощенко раскрывает лишь одно произведение (всего известно четыре работы золотаря). Это оклад иконы, изготовленный в 1738 году. Тут больше места занимает гладкая поверхность фона, а орнаментальная обработка спокойна и неназойлива. Создается впечатление, что мастер пригласил зрителя посмотреть вместе с ним на цветущее поле, где под легким дуновением ветра только слегка изогнулся тонкий стебель льна, наклонился пышный цветок красного мака и повился воспетый во многих украинских народных песнях хмель. Для многих работ не менее известного мастера Михаила Юревича характерен богатый, но удивительно уравновешенный чеканный рельеф. Творческая манера мастера проявилась в изготовленных им серебряных царских вратах для Успенского собора Киево-Печерской лавры.

Золотари кроме художественной обработки металла выполняли и живописные работы. Ювелиры чаще всего работали по эскизам художников, однако и сами хорошо владели кистью. Так, ювелиру М. Юревичу принадлежат красочные медальоны на царских вратах Успенского собора. Несколько эскизов ювелирных изделий сбереглось в "кушбушках" иконописной мастерской Печерского монастыря. Так, ученик лаврской иконописной мастерской В. Мартынович сделал эскиз серебряной оправы Евангелия, которое в 1749 году принес в дар монастырю известный живописец А. Галик. Любопытно, что А. Галик был известен и как чеканщик. Так, в 1763 году Галик самолично изготовил для монастыря серебряную позолоченную чашу. Почти вся наружная поверхность ее, за исключением венчика, украшена чеканной орнаментикой, на фоне которой размещены медальоны.

Широко известна коллекция посохов, митр, крестов и других предметов культа. Ручки посохов чаще всего украшали головы драконов - символ мудрости. Кресты обильно украшались драгоценными камнями, а митры - жемчугом. Особенно хорошо сочетается обработка жемчугом с темными тонами бархата и золотом, на фоне которых особенно ярки небольшие медальоны с тематическими композициями, выполнявшимися обычно в технике финифти. Это евангелисты, а также традиционное изображение основателей Киево-Печерской лавры Антония и Феодосия на фоне Успенского собора.

Митра. XVII в.
Золото, жемчуг, драгоценные камни, финифть

Редким экспонатом является серебряное кадило киевских мастеров (1541) в виде шара с поставленной на нем ажурной кованой башенкой. В экспозиции представлены также работы лаврских мастеров XVIII века М. Нарбутовича, И. Атаназевича, И. Билецкого, Ф. Левицкого, С. Стрельбицкого, С. Тарнавского, Д. Золотаря, К. Чижевского, Ф. Зелинского и многих других, имена которых, быть может, навсегда скрыты за чеканными монограммами, оставленными на прекрасных изделиях, - АК, АС, СС, ГК, МН, БМ.

Если украинские архитекторы в полной мере сумели оценить сдержанность и простоту форм классицизма, то в золотарстве это направление не нашло дальнейшего развития, и ювелиры конца XVIII - начала XIX столетия в лучшем случае стремились лишь повторить образцы прошлого, и перепевы эти были уже на низком художественном уровне.

Печерский монастырь славился и колокольным звоном. На Великой колокольне на дубовых брусьях висели колокола общим весом более пяти тысяч пудов. Наиболее известен колокол весом в тысячу пудов, изготовленный в Киеве в 1733 году известным русским литейщиком Иваном Маториным - автором всемирно известного Царь-колокола.

Большинство, если не все, поковок для дверей, замысловатые замки, часы-куранты и почти всё кресты на лаврских церквах изготовил в середине XVIII века Петро Чернявский. Посмотрим внимательнее на кованые позолоченные кресты на грушевидных куполах и увидим одну руку, что, не повторяясь, плела на наковальне замысловатые сплетения растительного орнамента, который органично вкомпоновывался в конструкцию крестов. Долгое время имя мастера скрывалось за прозвищем Дзигинмайстер. Так мастера называли во всех договорах на выполнение тех или иных работ, и только после смерти при описи имущества приведено полное его имя - Петро Чернявский.

Изделия из черных металлов в форме поковок для дверей, ажурных ворот и решеток дополняли архитектурный ансамбль, а интерьеры церквей нельзя представить без блеска драгоценностей и культовых предметов. Золото и серебро называют благородными металлами, но если б среди совершенных художественных изделий положить слитки этих металлов, каждый мог бы убедиться, что, пока их не коснется рука мастера, они остаются холодными и мертвыми; искру жизни и истинное благородство могут вдохнуть в них только труд, вдохновение и талант.

 

К началу страницы
Содержание
Гравюра  Вышивка и ткани