Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Сергей Килессо
Киево-Печерская лавра. Памятники архитектуры и искусства

Примечания

93. "400 лет русского книгопечатания", М., 1964, стр. 15. Вернуться в текст
94. Ф. Титов, Типография Киево-Печерской лавры, т. I, К., 1918, стр.71. Вернуться в текст
95. "Історія україньского мистецтва", т. II, К., 1967, стр. 350. Вернуться в текст
96. Там же, стр. 352-353. Вернуться в текст
97. Там же, стр. 357. Вернуться в текст


Гравюра

Велики музейные собрания и коллекции Киево-Печерской лавры, и первое место здесь занимает собрание старопечатных изданий и гравюр. Развитие искусства гравюры связано с книгопечатанием. Первые пять книг на старославянском языке с рядом очевидных украинизмов были напечатаны в 1491 году не на территории Украины, а, как это ни парадоксально, на территории католической Польши краковским мещанином Ш. Фиолем, и предназначались они для распространения среди православного населения Украины93. В 1574 году русский первопечатник и просветитель Иван Федоров издает во Львове "Апостол" и "Букварь". Новую типографию И. Федоров организовал в Остроге, где в 1581 году издал лучшее свое творение - Острожскую библию, а несколько позже в западных областях Украины - Стрятине, Крылосе, Дермани и Уневе - создаются свои типографии.

В 1615 году видный просветитель архимандрит Елисей Плетенецкий организует в Киево-Печерском монастыре типографию, для которой было закуплено в Стрятине оборудование типографии Федора Балабана94. Сразу же в Киево-Печерский монастырь приглашаются Памва Берында и Тарасий Земка, совмещавшие обязанности литераторов, издателей, художников. Вокруг типографии объединились видные антиуниаты, издававшие полемические сочинения, направленные против унии и католицизма. Только за вторую половину XVII столетия в типографии было напечатано сто двадцать названий различных книг. Кроме сугубо богословских изданий в типографии печатались на разных языках буквари, календари, работы по истории и т. д. Одной из особенностей книг лаврской типографии являются посвящения того или иного издания отдельным выдающимся личностям, и в таких посвящениях содержатся иногда любопытные исторические сведения.

Популярности изданий лаврской типографии способствовало в первую очередь то, что большинство книг печаталось на близком к разговорному украинском языке, а также высокое полиграфическое качество и высокохудожественное оформление изданий.

В первой половине XVII столетия художественное оформление изданий выполнялось на основе композиционных приемов ренессанса с утонченной прорисовкой растительного орнамента, куда искусно вплетались античные маскароны, головы животных и птиц, а в тематических гравюрах использовались фрагменты античной архитектуры. Постепенно приемы барокко становятся более популярными, и с середины XVII столетия это стилистическое направление начинает характеризовать творчество целой плеяды украинских граверов. Орнаментальные композиции становятся все более насыщенными, и кажется, что нет предела фантазии мастера, который, любуясь сам, заставляет любоваться и нас затейливыми переплетениями сказочно красивых ветвей и совершенно реальным пейзажем, где размещаются то известные сооружения монастыря, то местные персонажи. В XVII столетии единственной техникой, пригодной для создания печатных форм, была гравюра на дереве, и именно в этой технике выполнялись тогда все украшения для книг. Все издания типографии насыщены гравюрами, заставками с сочным растительным орнаментом и красивыми заглавными буквами. Граверам в большинстве случаев приходилось создавать иллюстрации на библейские сюжеты, где мифические герои выступают в таком же отвлеченном окружении. Однако лаврскую гравюру отличает прежде всего то, что художники всегда рисовали с натуры и вкомпоновывали в свои композиции изображения архитектурного ансамбля монастыря и реальный пейзаж, причем по гравюрам мы можем с достаточной точностью проследить наиболее значительные этапы развития архитектурного ансамбля, а также перестройку и достройку отдельных сооружений.

Первые издания лаврской типографии украшаются гравюрами, которые ранее использовалась в издании Ф. Балабана в Стрятине, однако уже в этих изданиях появляются новые гравюры, выполненные в Киево-Печерской лавре,- "Св. Елисей", "Успение" и др. Кроме П. Берынды над иллюстрацией первых изданий Киево-Печерского монастыря работают художники с индивидуальной творческой манерой, а их имена скрыты за инициалами: Т. П., Т. Т., М. Т., Л. М., Л. Т., В. Р., В., К., Г.

Из ряда киевских изданий следует выделить гравюры из книг "Беседы Иоанна Златоуста на 14 посланий апостола Павла" (1623) и "Беседы Иоанна Златоуста на деяния апостолов" (1624), в которых выделяются композиционным и художественным совершенством гравюры "Чудесное преображение Савла по дороге в Дамаск", "Потопление корабля" и многие другие, подписанные инициалами "Т. П.". Одной из лучших гравюр художника является титульный лист "Беседы..." (1623), в нижней части которого помещено изображение Успенского собора Киево-Печерской лавры. Кроме исключительной художественной ценности эта гравюра является важнейшим документом в изучении иконографии и архитектуры памятника. Большинство гравюр мастера выгодно отличается повествовательностью композиций, пластичностью линий с ограниченной штриховкой. Эти гравюры часто повторяются в изданиях лаврской типографии, а в издании "Беседы Иоанна Златоуста на 14 посланий апостола Павла" говорится, что книгу напечатали Степан Бе-рында (очевидно, брат П. Берынды) и Тимофей Петрович. Можно предположить, что инициалы "Т. П." и принадлежат Тимофею Петровичу95. Среди многих гравюр, выполненных для "Бесед Иоанна Златоуста на деяния апостолов", обращают на себя внимание гравюры мастера, подписывавшего свои произведения инициалами "Т.П.". Несмотря на более примитивный, чем у Тимофея Петровича, рисунок, его произведения подкупают наблюдательностью, правдивым отражением бытовых подробностей, сопровождающих основные сцены из текста богословских книг. Так, например, в притче о блудном сыне из "Триоди постной" (1627) автор со всеми подробностями изобразил сцену кормления свиньи и пахоту земли на волах. Лаврские мастера не ограничивались религиозными сюжетами и даже иллюстрации к Библии насыщали сугубо светскими сценами, раскрывающими социальное неравенство и пороки правящей верхушки. Из таких сцен обращают на себя внимание прекрасно выполненные гравюры неизвестного мастера из "Евангелия учительного" (1637) на темы притч о богаче и смерти, о богаче и бедном Лазаре, о плате работникам и т. д.96. Особый интерес представляют гравюры на исторические и бытовые темы из поэтических сборников, букварей и книг по отечественной истории.

Притча о богаче и смерти из "Евангелия учительного"
1637. Неизвестный гравер

Для работы в лаврской типографии в 1636 году был приглашен из Львова один из популярнейших и наиболее плодовитых граверов, известный под именем Ильи97. В Киеве Илья выполнил ряд гравюр к Библии. Это преимущественно эпично-бытовые и исторические сюжеты, которые мастер брал из гравюр голландского гравера Пискатора к Библии, которая вышла в 1650 году и была исключительно популярна в Европе. Однако Илья не просто копировал, он вносил изменения в композиции, одевал действующих лиц в украинские национальные костюмы, вводил местный пейзаж и мотивы архитектуры. В 1655-1658 годах Илья создает серию из сорока гравюр для "Киево-Печерского патерика", где в простых и вместе с тем изысканных композициях отразил историю и хорошо знакомый ему быт Печерского монастыря с деяниями святых, архитектурой, пейзажами и знаменитыми пещерами. Гравюры эти по композиционному построению близки к украинской иконе - в верхней части располагался святой на фоне лаврского архитектурного пейзажа, а в нижней части в более мелком масштабе изображались его деяния. Резцу выдающегося мастера гравюры принадлежит первое изображение древнерусского художника Алимпия, а всего известно более пятисот гравюр Ильи, удивлявшего современников не только мастерством, но и редкой работоспособностью. На творчестве этого художника мы можем проследить также смену стилистической характеристики лаврской гравюры и постепенный переход в 50-х годах XVII столетия от ренессанса к формам барокко.

Патерик Печерский с изображением Успенского собора.
1661. Гравер Илья
Изображение Успенского собора.
1661. Гравер Илья

Мотивы барокко становятся господствующими в произведениях выдающегося гравера Прокопия, расцвет творчества которого приходится на 1646-1662 годы, а в 80-х годах XVII столетия мастерство лаврских граверов поднимается на новую, более высокую ступень и параллельно с гравюрой на дереве - ксилогравюрой - художники начинают резать гравюры на металле, а также работать в технике офорта.

Среди лучших мастеров-граверов этого периода следует назвать Александра (в монашестве Антония) Тарасевича - известного портретиста, выполнившего торжественные и в то же время психологические портреты писателя Лазаря Барановича и наместника монастыря Мелетия Вуяхевича. Этот мастер, хорошо знакомый с западноевропейской гравюрой, оставил заметный след в развитии украинской гравюры, а его наследие свидетельствует о широте творческого диапазона и о том, как настойчиво и последовательно совершенствовал он свое мастерство. Среди альбомных рисунков художника мы видим и эскизы грамот, нарядных, с барочным оформлением, и этюды с изображением человека и животных, и архитектурные зарисовки.

В лавре работал также Леонтий Тарасевич, который, вероятно, был братом Александра Тарасевича. Широко известны гравюры Леонтия Тарасевича к "Печерскому патерику", среди которых особое внимание привлекают портретные изображения летописца Нестора, художника Алимпия и фрагменты величавых днепровских круч. Выдающимся современником Тарасевичей был Иван (в монашестве Иннокентий) Щирский - разносторонний художник, выполнявший аллегорические изображения, и портреты, и сложные архитектурные пейзажи.

В Киево-Печерской лавре работали также граверы Иван Мигура - автор панегирических произведений и Григорий Левицкий - отец знаменитого русского портретиста Дмитрия Левицкого. Григорий Левицкий - Нос (1697-1769) своим творчеством подводит итог развитию украинской гравюры. Его работы отличаются монументальностью, живописностью и безукоризненной техникой гравировки. В творчестве Левицкого аллегории и эмблемы выражают интеллектуальную красоту человека, возвеличивают мудрость, познания и науку, и именно в творчестве этого мастера нашли наиболее полное выражение гуманистические тенденции украинской культуры.

Книги, изданные в лаврской типографии, с красивым, четким шрифтом и замечательными гравюрами пользовались большой популярностью не только на Украине, но и в России, Молдавии, Валахии, Трансильвании, а также в славянских странах на Балканах. Отдельные экземпляры изданий попадали в Западную Европу, и в настоящее время их можно встретить в библиотеках Польши, Чехии, Венгрии, Англии.

Постепенная утрата художественного, литературного и полиграфического своеобразия в изданиях монастыря началась в 1720 году, когда продукция типографии стала проходить цензуру петербургского синода.

С середины XVIII века издательская продукция типографии Киево-Печерской лавры уже ничем не отличалась от изданий других монастырей Российской империи, а в XIX и в начале XX века типография кроме многочисленных молитвенников, "житий святых" и других книг сугубо религиозного плана печатала листовки и брошюры шовинистического и погромного содержания, призывавшие трудящихся прекратить революционную борьбу под угрозой "божьего наказания". Вот заголовки ряда листовок, которые не требуют дополнительных комментариев: "О забастовках", "Священная законность власти", "Бога бойтесь, царя чтите", "Крамола". В конце XIX и в начале XX века типография была только коммерческим предприятием с совершенной полиграфической оснасткой, которое приносило монастырю немалые доходы. О художественной ценности этих изданий говорить уже не приходится.

Изображение Успенского собора.
1708.

В настоящее время заповедник-музей "Киево-Печерская лавра" обладает одной из лучших в нашей стране коллекцией старопечатных изданий и уникальной коллекцией клише и гравюр.

В ознаменование 400-летия книгопечатания на Украине в корпусе типографии открыт Музей книги и книгопечатания Украинской ССР.

В прекрасно организованной экспозиции представлены уникальные рукописные книги, а также книги, отпечатанные в сотнях тысяч экземпляров на самых современных полиграфических комбинатах республики, оснащенных по последнему слову техники.

Среди экспонатов заслуживают внимания Остромирово евангелие, переписанное в 1056-1057 годах, Изборник Святослава (1073), Пересопницкое евангелие (1556-1561).

Особое место в экспозиции отводится первопечатнику Ивану Федорову и первой изданной им на Украине книге - "Апостол" (1574). Материалы выставки подробно освещают роль Ивана Федорова в становлении книгопечатания на Украине, его значение в развитии искусства книжной графики.

В экспозиции прослеживаются художественные особенности изданий типографий Львова, Дермани, Стрятина, Почаева, Унева, Киево-Могилянской коллегии и других. Широко представлены издания Киево-Печерской лавры, показаны приемы их художественного оформления и творчество отдельных граверов. Развитие полиграфии XIX-начала XX века иллюстрируется на издательской продукции типографий Киева, Харькова и многих других городов Украины. Большой научный интерес представляют первые издания произведений классиков марксизма-ленинизма - К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина - в переводе на украинский язык, книги первых лет Советской власти, первых пятилеток, послевоенного периода, а также издания, которые выходят в наши дни.

Музей книги и книгопечатания Украинской ССР все время пополняется. Наряду с самыми последними изданиями музей продолжает собирать редкие старопечатные и рукописные книги.

 

К началу страницы
Содержание
Ансамбль Дальних пещер  Художественная обработка металла