Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Сергей Килессо
Киево-Печерская лавра. Памятники архитектуры и искусства

Примечания

83. "Сборник материалов для исторической топографии Киева и его окрестностей", стр. 137. Вернуться в текст
84. Сведения о пристройке в 1767 г. боковых часовен к основному ядру не подтверждены исследованиями при составлении проекта реставрации в 1958 г. Вернуться в текст
85. В процессе реставрационных работ тамбуры были разобраны. Вернуться в текст
86. "Сборник материалов для исторической топографии Киева и его окрестностей", стр. 137. Вернуться в текст
87. В. Аскоченский, Киев с древнейшим его училищем Академией, ч. II, К., 1856, стр.181. Вернуться в текст
88. ЦГИА УССР, ф. 122, оп. 1, д. 16 л. 3. Вернуться в текст
89. Эти сведения содержатся в ряде путеводителей по Киеву, изданных в 30-х гг. Вернуться в текст
90. Г. Н. Логвин, Киево-Печерская лавра, М.. 1958, стр. 18. Вернуться в текст
91. ЦГИА УССР, ф. 128, оп. 1, д. 327, л. 3. Вернуться в текст
92. Архив заповедника-музея "Киево-Печерская лавра", оп. I, ед. хр. 121, л. 90-91. Вернуться в текст


Ансамбль Ближних пещер

Через одну из башен по деревянной галерее можно пройти к сооружениям на Дальних пещерах, где вокруг входа в наиболее древние в Печерском монастыре Дальние пещеры группируется ряд интересных сооружений. Некоторые из этих пещер задолго до основания монастыря использовались под жилье и убежище. Одно из ответвлений Дальних пещер носит название "Варяжских" и имеет удобные выходы к Днепру. Общая длина подземных ходов Дальних пещер около трехсот метров. В них размещаются три подземные церкви - Рождества Богородицы, Феодосиевская и Благовещенская.

Две из них - Рождества Богородицы и Феодосиевская - сооружены в XI столетии. Пространство, церкви Рождества разделено на две части толстой стеной с арочным проходом. На эту стену опирается сводчатое перекрытие церкви. В алтарной части храма размещен медный позолоченный иконостас, выполненный по всем правилам ордерной системы. Тут с завидной скрупулезностью выполнены все профильки пилястр почти с игрушечными капительками и пышные чеканные орнаменты, куда вплетены композиции с использованием затейливых форм стилизованных раковин. Царские врата изготовлены в технике прорезной ажурной чеканки, где в кружево орнамента вкомпонованы четыре медальона с живописью. Иконостас имеет три ряда икон работы художников лаврской иконописной мастерской середины XVIII столетия.

Иконостас Феодосиевской церкви самый большой из всех иконостасов подземных церквей, и размещен он в самой большой церкви, высота сводов которой достигает трех метров. Четырехъярусный иконостас украшает ажурные колонки и чеканный орнамент. Стилистические особенности чеканки указывают на то, что иконостас выполнили местные мастера в первой половине XVIII столетия. Многие ученые самой древней церковью Дальних пещер считают Благовещенскую, однако иконостас тут деревянный, весьма примитивный и выполнен он в начале XX столетия.

Пол всех пещерных ходов и церквей (исключение составляет только Варяжская пещера) вымощен в 1826 году чугунными плитами.

В Дальних пещерах находятся 45 захоронений. Среди других привлекает внимание погребение участника Грюнвальдской битвы князя Федора Острожского. Дальние пещеры в отличие от Ближних всегда были подвержены оползням. В середине XVIII столетия укреплением пещер занимались Д. Дебоскет, известный военный инженер С. Челакаев (Челукидзе), а также архитектор А. Квасов. Сохранившуюся и поныне систему подпорных стенок с дренажами для отвода атмосферных осадков и грунтовых вод возвел в начале XIX столетия известный русский инженер-фортификатор И. Глухов.

Ансамбль Дальних пещер состоит из двух небольших, размещенных в разных уровнях церквей, одной колокольни и ряда одноэтажных и двухэтажных келий. Наиболее древние постройки находились на самой высокой части холма и занимали небольшое плато с террасой. Лаврские гравюры часто изображают вход в Дальние пещеры, который находится чуть ниже, ближе к Днепру, у самого откоса горы. Это были небольшие с двускатной кровлей часовенки, защищавшие вход в пещеры от атмосферных осадков.

Ансамбль Дальних пещер

Волею судеб вышло так, что первое каменное сооружение построено здесь не в наиболее выгодном с градостроительной точки зрения самом высоком месте, а ниже, у входа в пещеры. Это произошло, очевидно, потому, что верхняя площадка была занята еще не пришедшим в ветхость деревянным храмом. Так в 1679 году рядом с входом в пещеры была возведена Аннозачатьевская церковь. Ее двускатная с заломом кровля и единственный грушевидный куполок делали это сооружение очень похожим на жилой дом - "каменицу". В 1810-1819 годах Аннозачатьевская церковь была почти полностью перестроена.

Наиболее интересное сооружение на Дальних пещерах - церковь Рождества с колокольней и подпорной стенкой с галереей - расположено на верхней террасе большого двора у Дальних пещер.

Церковь Рождества с аркадой

Существующая в настоящее время каменная церковь Рождества Богородицы построена в 1696 году на средства белоцерковского полковника Н. Мокиевского83 на месте, где еще с XI по XVII столетие стояли сменявшие друг друга из-за ветхости и по причине частых пожаров и войн деревянные храмы.

Объемно-пространственное решение сооружения - уникальное явление в истории украинской архитектуры. Церковь представляет собой трехкамерный храм с тремя высокими световыми куполами, расположенными по оси восток - запад, а к основному объему примыкают четыре пониженные небольшие часовни с апсидками и декоративными куполами. Фантазия неизвестного народного зодчего XVII столетия на основе традиционного трехкупольного храма создала необычайной красоты семиглавый храм. Это сооружение впечатляет смелостью замысла, красотой силуэта, где доминирующий, центральный купол как бы поддерживается ниспадающими объемами грушевидных, менее значительных объемов куполов с востока и запада и сходными декоративными куполами над часовнями84.

Церковь Рождества. Фрагмент фасада.
1696

Интересен западный портал церкви, где по обе стороны от арочного проема поставлены две стройные небольшие каннелированные колонки с капителями, отдаленно напоминающими коринфские. Композицию портала развивает вверх почти на всю высоту сооружения выполненное из тесаного кирпича несложное обрамление, в котором помещается живопись. Портал с развитием в высоту был задуман и выполнен в процессе строительства, однако коринфские колонки относятся, очевидно, к середине XVIII века, когда возрос интерес к ордерной системе и когда рядом с церковью Рождества строилась колокольня.

Церковь Рождества. План

К сожалению, кроме портала, первоначальный декор этого первоклассного сооружения полностью утрачен во время ремонтных работ 1883 года в связи с пристройкой трех тамбуров и перекладкой карнизов85.

В 1780 году в церкви был установлен новый иконостас, и только в 1817 году стены внутри сооружений получили масляную роспись ампирного характера, выполненную киевским художником И. Квятковским.

Церковь Рождества.
1696. Портал

На террасу, где расположена церковь Рождества, можно пройти через специально выстроенный в 1744 году корпус с аркадами. Аркады возводились в то время, когда И.-Г. Шедель, связанный с лаврой договором, был обязан давать все указания и шаблоны по всему новому строительству и, конечно, не мог не принять участия в возведении этого сооружения.

Постройка представляет собой открытую аркаду, в средней части которой расположено квадратное помещение с лестницей. По лестнице можно пройти прямо к северному входу в церковь Рождества. Над поднятой частью этого среднего помещения, возвышающегося над аркадами, устроено покрытие шатровой формы со шпилем. Аркады опираются на спаренные дорические колонны плотных приземистых пропорций и покрыты односкатной кровлей. Задняя стенка аркады служит подпорной стеной террасы Рождественской церкви.

Церковь Рождества.
1696. Фрагмент западного фасада

Самым поздним сооружением этого небольшого по величине ансамбля является колокольня с богатым силуэтом, который хорошо просматривается с противоположного берега Днепра. Датировано сооружение довольно точно. В описаниях Киево-Печерской лавры упоминается, что "сажней на пять от церкви (Рождества. - С. К.) немного к северо-западу стоит колокольня каменная о двоих этажах; строение оной новейшего вкусу; построена 1761 года при архимандрите Луке, высота оной есть саженей девять"86. Начали строить колокольню в 1754 году, однако быстрому завершению работ помешала война России с Пруссией и Англией. Для строительства была срыта часть оборонительного вала, и в середине XIX века колокольня вошла в систему новых оборонительных стен Печерской крепости, опоясавших территорию Нижней лавры.

Строил колокольню "каменных дел мастер" С. Ковнир. Часть исследователей считают, что не только строителем, но и автором проекта этого сооружения был Степан Демьянович Ковнир, и киевляне вот уже много лет любовно называют колокольню Ковнировской. На авторство С. Ковнира впервые указывает В. Аскоченский без ссылок на источник использованных им данных87. Вслед за ним многие исследователи приписывают С. Ковниру авторство в создании этого сооружения. Да и сам Ковнир в своем "Доношений лаврского подданого местечка Печерского жителя Степана Ковнира" пишет: "...приобучивши себе при строениях лаврских каменщицкому мастерству... был в строениях... на Дальней и Ближней пещерах колокольни"88.

Подлинника проекта не сохранилось, что дает основания ряду исследователей приписывать авторство этого сооружения И.-Г. Шеделю89. Высказывались также почти не аргументированные предположения, что колокольня строилась по проекту работавшего в те времена в Киево-Печерской лавре по договору "шкицевого дела... подмастерья" П. Неелова, который был прислан в Киев для разработки чертежей Андреевской церкви, или по проекту итальянского художника В. Фридериче, который начал работать в Киево-Печерской лавре с 1757 года, причем именно этому автору приписывалась также и декоративная обработка сооружения.

Анализ стилистических особенностей сооружения наталкивал исследователей на мысль о том, что колокольню проектировал выдающийся украинский архитектор середины XVIII века И. Григорович-Барский, причем особое родство с другими постройками Григоровича-Барского проявляется тут не только в композиции, но и в декоративной обработке сооружения90. Следует, однако, заметить, что в известной эпитафии на могиле зодчего, где дан достаточно подробный перечень всех его работ, в том числе и третьестепенных, не упоминается колокольня на Дальних пещерах, а таким творением мог бы гордиться всякий. Только теперь удалось разыскать архивные документы, которые свидетельствуют о том, что автором колокольни на Дальних пещерах является И. Григорович-Барский91.

Колокольня на Дальних пещерах. Фрагмент фасада.
1754-1761. Архитектор И. Григорович-Барский

Колокольня представляет собой двухъярусное сооружение, увенчанное трехъярусным барочным куполом, а вокруг купола расположились устремленные вверх острые шпили. Первый ярус покрыт рустом, и на его раскреповках во втором ярусе поставлены коринфские колонки, причем колонки становятся спаренными на углах, на них закомпонованы шпили, которые вместе с куполом создают редкой красоты силуэт.

Колокольня декорирована замечательной лепкой, выполненной в резьбе по сырой штукатурке. Орнаментика лепки включает в себя затейливые гирлянды и вставки из стилизованных роз, барвинка, подсолнухов, ромашек и других растений местной флоры. Растительный орнамент обрамляет оконные проемы и наличники, заполняет филенки, а над профилированным архивольтом первого яруса тонкий орнаментальный мотив, опоясывающий все сооружение, уже напоминает узоры народного рукоделия - зубцы с кисточками.

Особенно трогает изображение в стилизованном орнаменте барвинка.

Это растение с неувядающей темной зеленью и нежными сиреневато-голубыми цветочками особенно любимо на Украине. О нем поют в песнях, его кладут в колыбель младенца, с ним провожают в последний путь, издавна им украшали иконы. Если в знойный летний день, отдыхая в тени под колокольней, мы переведем взор с фасада на зелень у ее основания, то увидим крещатый синеватый цветок барвинка уже не в стилизованном орнаменте, а в натуре.

Все орнаментальные композиции решены по-разному. Уже сама техника выполнения декора по свежей штукатурке не позволяла мастерам точно повторять тот или иной орнаментальный мотив. При внимательном рассмотрении декора колокольни видно, что замысел архитектора воплощали разные мастера. Имя одного из них только недавно стало известно из архивных материалов. Почти всегда с Ковниром сотрудничал его товарищ и соперник Семен, по прозвищу Итальянец, (Тальянецъ), славившийся одновременно и мастерством и буйным нравом. Он выполнял, очевидно, капители и другие орнаментальные мотивы на фасадах ряда сооружений. Семен Итальянец жил в Печерском местечке; возможно, что он учился в Италии или был по происхождению итальянцем. Вместе со Степаном Ковниром этот мастер участвовал в строительстве колокольни на Дальних пещерах92.

За двухсотлетнее существование облик сооружения почти не изменился, хотя оно неоднократно ремонтировалось. Рисунок А. Меленского, сделанный им в 1825-1829 годах при обмере лаврских сооружений, показывает, что нынешний облик колокольни полностью соответствует ее виду в первой четверти XIX века. Штукатурка на фасадах неоднократно подновлялась, однако при каждом ремонте мастерам давалось наставление, в котором подчеркивалось: "...обделать точно в таком же виде как в старину была". Уж очень любили в Киеве это грациозное, полное очарования сооружение, где каждая деталь свидетельствует о подлинной гениальности его создателя.

Видные издалека живописные очертания колокольни и церкви Рождества - один из лучших ныне сохранившихся частей силуэта Киева. Это такой же архитектурный акцент, замыкающий Киевскую возвышенность в нижнем течении Днепра, как Андреевская церковь в верхнем.

К ансамблю на Дальних пещерах примыкает ряд жилых построек. На перспективном плане лавры видно, что в XVIII веке все эти сооружения были перекрыты двускатными с заломами крышами, украшены фронтонами и своим внешним обликом дополняли архитектурный ансамбль на Дальних пещерах.

В середине XIX столетия вокруг территории Нижней лавры по проекту военного инженера Отто фон Фраймана возводятся новые каменные стены с амбразурами и бойницами с учетом новейших по тем временам достижений военно-инженерного дела. Длина стен 1210 м, высота 5 и ширина 1 м. Эта стена, желтой лентой следуя за рельефом местности, стремительно опускается вниз к Днепру, исчезает в зелени и появляется вновь, охватывая полукольцом неправильной формы все сооружения на Ближних и Дальних пещерах, а также Гостиный двор.

Корпус для именитых богомольцев на Гостином дворе.
1851. Архитектор П. Спарро

Во второй половине XIX века Печерская крепость теряет оборонное значение, а в 1897 году в ее постройках размещаются провиантские склады.

Московские ворота Печерской крепости.
1706-1711

 

К началу страницы
Содержание
Ансамбль Ближних пещер  Гравюра