Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Сергей Килессо
Киево-Печерская лавра. Памятники архитектуры и искусства

Примечания

80. ЦГИА УССР, ф. 128, оп. 2, д. 370, л. 39-54. Вернуться в текст
81. Колокольня на Ближних пещерах по стилистическим особенностям относится к кругу работ архитектора И. Григоровича-Барского, однако документальных материалов о его авторстве пока не имеется. Вернуться в текст
82. Чертеж хранится в фондах заповедника-музея "Киево-Печерская лавра". Вернуться в текст


Ансамбль Ближних пещер

Восточнее остатков Успенского собора у торца здания типографии расположен крутой спуск, который ведет к Ближним пещерам, через Южные ворота Верхней лавры. Против монументальных Южных ворот по другую сторону небольшой улочки находится миниатюрный портик е приземистыми колонками, построенный в 1816 году. Пройдя под ним, мы оказываемся в деревянной галерее и спускаемся по ней вниз, во двор Ближних пещер. Еще во второй половине XVIII века были попытки соорудить такие крытые переходы. Первый переход был построен в 1795 году, но в период Отечественной войны 1812 года разобран в связи с расположением на лаврских холмах русской артиллерии.

По преданию, на откосе глубокой балки, ведущей к Днепру, одним из основателей монастыря - Антонием - в XI веке были выкопаны пещеры, названные в XVII-XVIII веках Ближними, в отличие от Дальних, расположенных несколько дальше от Успенского собора - основного сооружения Киево-Печерской лавры и главной святыни монастыря. Пещеры все время расширялись, в них устраивались кроме келий подземные крипты, церкви, ниши для захоронений и т. п. В Ближних пещерах имеются три подземные церкви - Антониевская, Варлаамовская и Введенская. Общая длина пещерных ходов 228 м.

Пещеры выкопаны в толще мощного слоя желтого лёсса, достигающего 6-8 метров толщины. Сухой лёсс достаточно податлив и в то же время достаточно прочен, и поэтому лабиринты подземных ходов хорошо сохранились до наших дней.

Современный план да и облик пещер значительно отличается от древних, где поселились первые обитатели монастыря - Антоний и Феодосии. Впервые план лаврских пещер в виде довольно схематического рисунка опубликован в 1638 году А. Кальнофойским. Как ранние, так и все последующие планы наглядно отражают все те изменения, которые происходили в результате постоянных перестроек, в процессе которых кроме келий, трапезной и церквей рылись все новые и новые ходы, отдельные ответвления, склепы и погребальные ниши (аркосолии). В конце XVIII века в целях увеличения пропускной способности богомольцев были закольцованы главные круговые проходы как Ближних, так и Дальних пещер.

Пещеры уже в XI веке были своеобразным кладбищем. Наиболее древние захоронения заключены в деревянные колоды, однако умерших укладывали в нишу и на обычные доски, а иногда и просто на землю с последующей замуровкой. В Ближних пещерах находится 73 погребения, и среди них захоронения выдающихся исторических личностей - летописца Нестора, лекаря Агапита, древнерусских художников Алимпия и Григория.

Особенности геологического строения сухих лёссовых грунтов, гигроскопирующих влагу, а также постоянная температура воздуха во все времена года способствовали в ряде случаев естественной мумификации умерших.

Узкий пещерный ход приводил богомольцев к небольшим подземным церквям. В Ближних пещерах их три: Антониевская, Варлаамовская и Введенская. Особое внимание следует обратить на белые с серыми прожилками мраморные столбы, подпирающие сводчатый потолок храмов. Это, по всей вероятности, части древней предалтарной преграды из Успенского собора.

Иконостасы Введенской и Варлаамовской церквей Ближних пещер отлиты в 1814-1819 годах из меди и позолочены "серебряных дел мастером" Федором Коробкой. Мастер сумел угадать масштаб иконостасов - ведь высота сводов подземных церквей около двух метров. Во многом схожий иконостас для Антониевской церкви выполнили киевские золотари Захарий и Юрий Брезгуновы.

На гравюре из "Евангелия учительного", изданного лаврской типографией в 1623 году, изображены надземные постройки над Ближними и Дальними пещерами, представляющие собой небольшие деревянные каплички. На рисунке, выполненном художником Абрагамом Ван Вестерфельдом в 1651 году, на ровной площадке у откоса горы изображена деревянная церковь с двумя куполами и небольшой звонницей, окруженная "тыном" - забором из вертикально поставленных бревен.

Верхняя лавра и Ближние пещеры. Рисунок Абрагама Ван Вестерфельда.
1651

В 1700 году на месте деревянной на средства полтавского полковника П. Герцика была поставлена каменная Крестовоздвиженская церковь. Она представляла собой сочетание типа деревянной трехкупольной украинской церкви с типом так называемой триконхоидальной церкви, сложившимся на основе церковных обрядов афонских монастырей. В ней кроме одной апсиды для престола с востока устроены еще две апсиды такого же размера с севера и юга от центральной камеры. Традиционные три купола поставлены по оси восток - запад: один, главный, над центральной камерой церкви, второй над восточной апсидой и третий над "бабинцем" - притвором. Притвор - это, очевидно, та часть сооружения, которая существовала до 1700 года и изображена на гравюре Абрагама Ван Вестерфельда в 1651 году.

Архитектурные ансамбли на Ближних и Дальних пещерах Кресто-воздвиженская церковь.
1700

Сразу же после окончания строительства Крестовоздвиженской церкви начали украшать интерьер. Для размещения живописных композиций в центральном куполе были выполнены различной формы медальоны с лепными украшениями, включающими традиционные гроздья винограда в. сочетании с розами и цветами барвинка. Лепные композиции включают также орнаментальный пояс, состоящий из цветов-трилистников с кисточками - мотив, заимствованный из народного рукоделия. В круглых медальонах на парусах по традиции вкомпоновали изображения евангелистов, остальные композиции выполнялись позже.

В 1769 году резчик-сницар Карп Шверин по собственным рисункам изготовил для церкви иконостас. Печерский монастырь уплатил мастеру фантастическую по тем временам сумму - 400 рублей (для сравнения можно напомнить, что пара лучших рабочих волов серой украинской породы стоила в те времена 3 рубля). Иконостас нравился всем потому, что его композиционное построение походило на иконостас Андреевской церкви в Киеве, выполненный по рисункам знаменитого Растрелли.

Присмотримся повнимательней к иконостасу и заметим тот же композиционный прием, однако вместо красного фона у Растрелли здесь вычурные позолоченные деревянные обрамления икон и коринфские пилястры закомпонованы на белом фоне. Ордерная система с прекрасно прорисованными коринфскими каннелированными колоннами и ниспадающими волютами по краям делит иконостас на три яруса, причем в два верхних яруса вкомпонованы два ряда икон, а в нижний - три. В нижнем ряду обращают на себя внимание четыре большие иконы, которых не касалась рука и "подновителей" и реставраторов и которые выполнены одновременно с иконостасом. Это расположенные по обе стороны от царских врат лики святых отцов и лики святых царей, сцена причастия (слева) и "Воздвижение креста" (справа). В ликах святых отцов и царей с особой тщательностью прописан первый план с прекрасно выявленными складками парчовых драпировок. Именно драпировки с поблескиванием парчовых тканей на изломах складок придают персонажам первых рядов индивидуальные черты, а на заднем плане расположены похожие друг на друга лики угодников Печерских. Повествовательность, характерная для древней украинской иконы, прослеживается в композиции "Воздвижение креста", где в центре размещена главная композиция, а в семи небольших изысканных барочных картушах, размещенных по обе стороны от главной композиции, раскрыты подробности библейской легенды и только внизу, в трех картушах, помещены изображения известных печерских святых. Долгое время на самом почетном месте в церкви висел портрет полковника Герцика, причем это изображение стало настолько привычным, что перед ним усиленно крестились богомольцы, и именно это обстоятельство привело к тому, что в 1857 году этот довольно интересный памятник живописи был уничтожен монастырским начальством.

Южный портал "Крестовоздвиженской церкви.
XVIII в.
Колокольня на Ближних пещерах.
1763-1768 гг.

Стены церкви расписывали и в XVIII веке и в 1816 году, а существующая в настоящее время живопись выполнена в 1894 году художником Д. Давыдовым80 и типична для официальной церковной живописи конца XIX - начала XX века, где есть и тщательно продуманная композиция и совершенный рисунок, но стенопись эта не волнует зрителя.

Во второй половине XVIII века с запада к церкви была пристроена трапезная с одним грушевидным куполом. Очевидно, тогда же церковь реконструируется и ее южный портал, ставший главным входом, получает своеобразное оформление гирляндами растительного орнамента, стилизованными облаками и головками ангелов, а купола церкви получают барочного типа главки.

В 1839 году военный инженер П. Дзичканец пристраивает к трапезной Г-образное в плане двухэтажное здание с двумя пристенными портиками дорического ордера. Здесь размещались и кельи, и служебные помещения, и небольшая церковь. Несмотря на различия в стилистической характеристике, здание органически вписалось в небольшой ансамбль.

Корпус на Ближних пещерах.
1839. Инженер П. Дзичканец

К северо-западу от этого комплекса, на откосе горы, в 1763-1768 годах Степаном Ковниром строится колокольня на Ближних пещерах, квадратная в плане, двухъярусная, с красивым трехъярусным куполом81. В первом рустованном этаже имеется арочный проем, через который проходит галерея для богомольцев, тянущаяся через лаврские сады от юго-восточных ворот Верхней лавры до площади перед церковью Ближних пещер, а с нее на Дальние пещеры.

Второй ярус колокольни оформлен пристенными колоннами, расположенными вокруг арочных проемов. Использование в качестве декора ордерной системы и крупный руст нижнего яруса являются признаками возрастающей в то время популярности классических архитектурных форм, и только сложное многоярусное венчание свидетельствует о принадлежности колокольни к завершающему периоду украинского барокко. Сооружение хорошо сохранилось и в настоящее время красиво венчает ансамбль, белизна его стен четко выделяется на фоне тенистых лаврских садов.

В 1740-1745 годах к Крестовоз-движенской церкви с востока была пристроена одноэтажная галерея. Можно предположить, что строилась она по проекту И.-Г. Шеделя, который по контракту с Печерским монастырем должен был не только строить Великую колокольню, но и вести другие строительные работы. Да и почерк тут шеделевский - приземистые дорические колонки, пологие арки, характерные для Шеделя профильные тяги. Из-под этой галереи вел еще один вход в пещеры. В начале XIX века над галереей по проекту архитектора А. Меленского строится второй этаж82.

В конце XVIII века площадка у Крестовоздвиженской церкви расширяется, для чего устраивается подпорная стенка, а в начале XIX века инженером А. Тучковым строятся дополнительные подпорные стены с тремя круглыми в плане башенками-беседками и лестницей, ведущей к Днепру.

В середине XIX столетия на косогоре в непосредственной близости от галереи строится келья блюстителя Ближних пещер. Тонкие деревянные колонки дорического ордера, большие балконы, заросшие диким виноградом, делают это здание особенно уютным.

 

К началу страницы
Содержание
[Трапезная палата и церковь] и [Южные ворота]  Ансамбль Ближних пещер