Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Сергей Килессо
Киево-Печерская лавра. Памятники архитектуры и искусства

Примечания

61. В корпусе № 3 все секции состоят из пяти комнат (включая сени, где обычно жил послушник), а в корпусе № 4 большинство секций имеют две-три комнаты. Вернуться в текст
62. "Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века", стр. 44. Вернуться в текст
63. Б. А. Крицкий, Народные мастера архитектуры XVIII века на Украине (диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры), К., 1953, стр. 47-69. Вернуться в текст
64. ЦГАДА, ф. Малороссийские дела, 1700, д. 83, л. 1. Вернуться в текст


Ансамбль Верхней лавры [Кельи, лавки]

Недалеко от Феодосиевской расположена и Воскресенская церковь, сооруженная в конце XVII века. Это крестообразное в плане, пятикупольное сооружение находилось в центре Печерского местечка в окружении многочисленных лавок и различных складов. После пожара 1886 года в процессе перестройки сооружение полностью изменило свой облик. Теперь это церковь с одной главой и высокой колокольней.

Почти вплотную к Троицкой церкви с восточного фасада примыкают и кельи соборных старцев - два длинных одноэтажных каменных строения. Слева корпус № 4 - здание начала XVIII века длиной 140 м (отдельные участки стен относятся к XVI столетию); справа корпус №3 - постройка 1720-1721 годов протяженностью 64 м.

Кельи соборных старцев (корпус № 3).
1720-1721 гг.

В этих зданиях проживали наиболее знатные монахи. Как и Никольская церковь, эти сооружения перекрыты характерной двускатной с заломом крышей. На фасадах корпусов соборных старцев четко выступают пилястры, которые в верхней части переходят в многопрофильный сложный карниз, а над каждым окном размещаются сандрики, причем в корпусе № 3 они треугольные, несколько втопленные в плоскость фасада, а в корпусе № 4 они имеют полукруглое завершение и вкомпонованную раковину. Торцы корпусов заканчиваются фигурными фронтонами с лепным орнаментом.

Кельи соборных старцев (корпус № 4).
XVI-XVIII вв.
Кельи соборных старцев (корпус № 3). Фронтон
1720-1721 гг.

Архитектурное членение фасадов корпусов соборных старцев отображает разбивку каждого корпуса в плане на отдельные секции, которые на фасадах обозначены дверными проемами с небольшими оконцами. Каждая секция состоит из двух-пяти "комнат61. Павел Алеппский, описывая путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию, рассказывал об убранстве монастырских келий: "...кельи разрисованы и расписаны красками и украшены всякими картинами и превосходными изображениями, снабжены столами и длинными скамьями, канапами, печами, то есть очагами с красиво расписанными изразцами. При них находятся прекрасные комнаты с уважаемыми драгоценными книгами"62.

Ворота у келий соборных старцев.
1720-1721 гг.

Описание Павла Алеппского относится, правда, к тому времени, когда только часть корпуса № 4 была построена из кирпича, а корпус № 3 был еще целиком деревянным, однако и в существующих теперь зданиях интерьеры были оформлены подобным образом.

Одним из лучших сооружений Верхней лавры является здание пекарни и книжной лавки, которое замыкает соборную площадь с востока. Постройку этого корпуса связывают обычно с именем крепостного строителя Киево-Печерской лавры Степана (Стефана) Демьяновича Ковнира (1695-1785), участвовавшего в 40-х годах XVIII столетия в строительстве этого здания63. Более пятидесяти лет трудился С. Ковнир в лавре. Начав свою трудовую деятельность рядовым каменщиком, он вырос в крупного строителя, "каменных дел мастера", и в постройках, выполненных с его участием, ощущается знание художественных приемов народного зодчества в сочетании с хорошей инженерной подготовкой, воспринятой от талантливых архитекторов И. Шеделя, В. Неелова, И. Г. Григоровича-Барского, И. Ф. Мичурина и инженеров Д. Дебоскета и С. Челакаева. С этими мастерами С. Ковниру пришлось работать не только в лавре, но и в других местах.

Корпус пекарни и книжной лавки (Ковнировский). Общий вид
XVII-XVIII вв.

Здание, представляющее в настоящее время один объем, строилось в разное время: пекарня с пристройкой - еще в XVII веке, а книжная лавка как трехкамерное одноэтажное сооружение с двумя тамбурами и высоким чердаком построены С. Ковниром в 1721-1727 годах. После пожара в 1744-1746 годах Степан Ковнир восстанавливает весь корпус, который приобрел близкий к современному облик. Здание монастырской пекарни представляет собой большое, квадратное в плане здание с массивными стенами толщиной 1,50 м, где кирпичная кладка чередуется с массивными валунами. На рубеже XVIII века рядом с залом пекарни делается пристройка с небольшим, но красивым порталом, зубчатым карнизом-поребриком и полуколонками по углам. Все детали, выполненные с большим вкусом, сделаны из фигурного кирпича, причем их архитектурная форма роднит это сооружение с рядом датированных построек, возведенных русскими зодчими на Украине. Можно предположить, что именно здесь приложил руку архитектор Д. Аксамитов, работавший в Киево-Печерском монастыре в конце XVII века64.

Корпус пекарни и книжной лавки. Фрагмент фасада
XVII-XVIII вв.
Корпус пекарни и книжной лавки. Фронтон

Все сооружение венчают шесть фронтонов, различных по форме и орнаментальному убранству. Над хлебопекарней фронтоны и лепка более вычурны, выполнены они, очевидно, в 20-х годах XVIII века. Над книжной лавкой фронтоны более просты, сооружены в 1744-1746 годах, причем любопытно, что в резьбе по штукатурке тут выполнен орнамент, широко распространенный в украинском народном деревянном зодчестве. Именно эти фронтоны, как полагают, и создал Степан Ковнир. Необходимо заметить, что стилистическая характеристика орнамента на фронтонах книжной лавки резко отличается от орнаментальных композиций барочного характера, выполнявшихся на фасадах сооружений, возводимых прославленным мастером в Киеве и за его пределами. Можно с полным основанием предполагать, что вместе со Степаном Ковниром над украшением фронтонов работал неизвестный нам самобытный народный мастер орнамента, хорошо знавший приемы резьбы по дереву.

Если присмотреться повнимательней к зданию, то можно увидеть, что фасад его не лежит на одной прямой, и все три этапа строительства соответствуют трем изломам фасада с юга на север. Хоть отдельные части здания и фронтоны строились в разное время, оно воспринимается как единое целое. Целостному впечатлению способствует главным образом то, что общие очертания разных по величине фронтонов намечались одним мастером, а различия в трактовке орнаментальных мотивов вместе с изломами фасада придают зданию удивительную живописность и скульптурность.

В 1772 году в филенчатых нишах высокого чердака, где раньше было складское помещение, пробили окна, и, таким образом, корпус стал двухэтажным. В послевоенный период в процессе реставрации орнаментальные композиции на фронтонах расчистили, и только на верхней части одного из фронтонов книжной лавки, восстановленного взамен упавшего во время урагана в 1958 году, орнаментальные композиции выполнены по обмерам.

 

К началу страницы
Содержание
[Церковь Всех Святых над Экономическими воротами]  [Экономический корпус] и [Корпус типографии]