Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Сергей Килессо
Киево-Печерская лавра. Памятники архитектуры и искусства

Примечания

60. Г. Н. Логвин, Чернигов, Новгород-Северский, Глухов, Путивль, М., 1965, стр. 145. Вернуться в текст


Ансамбль Верхней лавры

[Церковь Всех Святых над Экономическими воротами]

Церковь Всех Святых - шедевр отечественного зодчества. Ее объемное построение напоминает крестообразные пятибанные украинские деревянные церкви. Фасады сооружения украшены пилястрами и множеством поясов с капителями, близкими по форме к резным из дерева украшениям, а наличники окон обрамлены разорванными фронтончиками треугольной формы. Кроме того, фасады украшают пояски, ниши и картуши разнообразной формы и сильно развитый в высоту многопрофильный карниз, что создает богатую игру светотени, придает церкви удивительную живописность и в то же время подчеркиваем четкость и стройность компактных объемов сооружения.

Церковь Всех Святых над Экономическими воротами. План

В настоящее время еще неизвестен зодчий, а точнее, неизвестно имя зодчего, строившего Всехсвятскую церковь, однако можно назвать ряд выдающихся сооружений на Украине, несомненно принадлежащих его руке. Это кроме Всехсвятской Успенский собор в Новгороде-Северском (1671), Георгиевская церковь Выдубицкого монастыря (1669- 1701), Екатерининская церковь в Чернигове (1710), которые имеют много общего и в объемно-пространственном решении и в декоре фасадов. В частности, у них идентичные формы капителей и пилястр, не встречающиеся ни в каких других сооружениях этого периода. Зодчий этот жил, очевидно, в Киеве и специально приглашался для строительства в Чернигов и в Новгород-Северский. Так, имеется упоминание о том, что в Новгороде-Северском строил Успенскую церковь "затягненый нарочно з Киева" зодчий, однако имя его не названо60.

Церковь Всех Святых над Экономическими воротами.
1698-1701 гг.
Церковь Всех Святых над Экономическими воротами. Фрагмент южного фасада с аркадой.
1698-1701 гг.

Вход в церковь находится с южной стороны монастырского двора под небольшой, простых пропорций аркадой, которую очень украшает маленький красивой формы фронтончик с выразительной лепкой, где в плавный растительный орнамент вкомпонованы букетики стилизованных роз. Из аркады по дубовым массивным ступеням, которые заключены в низкое помещение, освещаемое небольшими оконцами, поднимаемся вверх и попадаем в высокое, наполненное светом пространство церкви.

На этом контрасте и построено чрезвычайно эффектное раскрытие художественных достоинств внутреннего пространства сооружения. Войдя сюда, нельзя не посмотреть вверх, где вокруг главного тесно поставлены четыре меньших купола, через их барабаны струится свет; и кажется, что купола утратили вес и повисли где-то высоко-высоко, наполнив помещение какой-то особенной торжественностью.

О ранней живописи Всехсвятской церкви никаких сведений нет, однако за алтарем и в нишах в настоящее время сохранились остатки орнаментальной росписи, близкой к народной, выполненной в два цвета на светлом зеленоватом фоне. В 1905 году церковь была расписана учениками лаврской иконописной школы под руководством художника И. С. Ижакевича. Живопись выдержана в красновато-синеватой гамме, и манера ее выполнения свидетельствует о влиянии на творчество киевских мастеров живописи М. Врубеля, а в орнаментальных и пейзажных мотивах - И. Билибина.

Для настенной живописи церкви Всех Святых характерна прежде всего стилизация. Художники для выполнения всех без исключения композиций избрали сдержанную, чуть приглушенную гамму, и тут для выявления формы почти не использована светотень. Эта функция полностью переложена на цвет, который нанесен на поверхность стены пастозно, крупными мазками, и только иногда форму выявляет контурная обводка.

Существующий липовый резной многоярусный иконостас выполнен, очевидно, сразу после завершения строительства церкви, и резьба тут довольно скромная, что позволяет датировать его началом XVIII века. О живописи иконостаса следует сказать особо, ибо в перечне работ выдающегося украинского художника Алимпия Галика имеется и Всехсвятская церковь, и это, очевидно, живопись иконостаса. Других живописных изображений того времени в интерьере не имелось. Не все иконы иконостаса можно отнести к середине XVIII века - весь верхний ярус и ряд других икон более поздние. Кисти А. Галика тут, без сомнения, принадлежат "Лики мучеников" и иконы на вратах - Владимир и Константин, которые имеют много общего со стенописью притвора Троицкой надвратной церкви. У крепостных стен, построенных на рубеже XVII и XVIII веков, недалеко от башни Кущника находится Феодосиевская церковь. Она служила приходской церковью Печерского местечка, и ее возведение связано с легендой о перенесении останков Феодосия из пещер в Успенский собор. Существующая в настоящее время каменная Феодосиевская церковь построена на месте деревянной в 1696-1698 годах. Удивительно живописный силуэт роднит это сооружение с украинскими трехкупольными деревянными церквами, однако в форме плана традиционная трехчастность не выявлена и план церкви представляет собой прямоугольник с алтарным выступом.

 

К началу страницы
Содержание
[Никольская больничная церковь] и [Онуфриевская башня-церковь]  [Кельи, лавки]