Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Сергей Килессо
Киево-Печерская лавра. Памятники архитектуры и искусства

Примечания

34. П. А. Лашкарев, Церковно-археологические очерки, М., 1897, стр. 214. Вернуться в текст
35. "Памятники древнего русского зодчества", вып. III, Спб., 1897, табл. 1. Вернуться в текст
36. Исследования автора. Вернуться в текст
37. "Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века", вып. II, Пер. с араб. Г. Муркоса, М., 1897, стр. 43. Вернуться в текст
38. Приведено в работе: Ю. С. Асеев, В. А. Богусевич, Оборонні стіни Печерського монастиря в Києві. - "Вісник Академії будівництва і архітектури УРСР", К., 1951. Вернуться в текст
39. И. Гизель, Синопсис, стр. 42. Вернуться в текст
40. Во время ремонтных работ в 90-х гг. XIX в. с орнаментальных композиций были сделаны копии, украшающие фасад церкви в настоящее время. Вернуться в текст
41. Рисунки - "кушбушки" - сохраняюгтся в Государственной публичной библиотеке АН УССР в Киеве, от Кunstbuch (нем.). Вернуться в текст
42. ЦГИА УССР, ф. 128, оп. 1, д. 135, л. 1-3 (тут указаны только имена руководителей мастерской, фамилии взяты из описей личного состава монастыря тех лет). Вернуться в текст
43. Там же, ф. 128, оп. 1, д. 1603, л. 2. Вернуться в текст
44. Там же, ф. 128, оп. 1, д. 1603, л. 10. Вернуться в текст
45. "Там же, ф. 128, оп. 1, д. 135, л. 1-3. Вернуться в текст
46. "Там же, ф. 128, оп. 1, д. 186, л. 6. Вернуться в текст
47. Ряд исследователей считают, что здесь изображены гетман И. Скоропадский во главе козацких старшин и президент Малороссийской коллегии С. Вельяминов, что дало основание датировать живопись храма 1722 г. (последний год правления И. Скоропадского и первый год основания Малороссийской коллегии)- см. "Нариси з історії українського мистецтва", К., 1966, стр. 89. Вернуться в текст
48. П. Мусиенко, Забытый украинский художник XVIII века.- Журн. "Искусство", М., 1958, № 4. Вернуться в текст
49. Публичная библиотека АН УССР, коллекция кушбушков (рисунков лаврской иконописной мастерской). Вернуться в текст


Ансамбль Верхней лавры

[Троицкая церковь]

Троицкая церковь, очевидно, повторяет тип более раннего памятника крепостного зодчества - Киево-Благовещенской церкви на киевских Золотых воротах. В плане сооружение представляет собой квадрат размером 11,5 х 11,0 м, объем здания по горизонтали делится на два яруса: в нижнем, в центральной части, расположен главный вход в монастырь, а во втором ярусе находится высокий одноглавый с апсидами, скрытыми в толще восточной стены, храм. Внутри своды и барабан купола опираются на четыре опорных столба. Каждый фасад храма членится пилястрами по вертикали на три части с несколько большей средней. Пилястры связывались поверху тремя арочными закомарами.

Троицкая надвратная церковь. План
1 - кладка XII в.
2 - кладка XVIII в.

В настоящее время наиболее полное представление о древнем облике Троицкой церкви дает южный фасад, где сохранилось членение стен и древних двухступенчатых окон и ниш, несмотря на то, что окна среднего ряда несколько растесаны и утратили свою первоначальную форму, а верхнего - заложены.

Хор в церкви не было. Очевидно, вход в храм был устроен в северной стене по деревянной лестнице.

Троицкая надвратная церковь. Восточный фасад.
XII-XVIII вв.
Троицкая надвратная церковь. Южный фасад.
XII-XVIII вв.

Церковь сложена из плоского кирпича - плинфы - размером чаще всего 34 х 26 х 4,5-5 см, чередующегося с грубо стесанными валунами в нижней части, а в верхней части преобладает порядовая кладка плинфы. Кладка велась на цемянке - известковом растворе, смешанном с крупным речным песком и толченым кирпичом. Раствор включает также некоторое количество древесного угля, гигроскопические свойства которого обеспечивали еще более благоприятные условия для схватывания и последующего твердения раствора во влажной среде. Механическая прочность этой плинфы довольно велика и колеблется от 101 до 204 кг/см2. Исследования показали, что температура обжига плинфы доходила до 1200° С. Кровля была сделана из свинцовых листов, укладывавшихся непосредственно по сводам, а своды над храмом сложены из продолговатых овальных керамических горшков, так называемых голосников желтоватого цвета, высотой до 30 см, с толщиной стенок до 5-6 мм.

Троицкая надвратная церковь. Интерьер

В литературных источниках указывается, что в эпоху Древней Руси в первом ярусе Тройской церкви имелись три входа, перекрытых коробовыми сводами34. На этом основании в 1897 году М. Т. Преображенский и выполнил ее реконструкцию35. В процессе реставрационных работ в 1957-1958 годах сведения, имеющиеся в литературных источниках, не подтвердились, и теперь можно с полным основанием считать, что вход в монастырь всегда был только в одном проеме, находящемся в центральной части, а в боковых помещениях размещалась стража36.

Троицкая церковь не была разрушена ни во время татаро-монгольского нашествия в 1240 году, ни во время других нашествий, когда почти все постройки обращались в пепелище и груды развалин. В 1638 году церковь сохраняла свой первоначальный барабан и купол, а также позакомарное перекрытие. Павел Алеппский в сочинении 1653 года "Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию" описывает Троицкую надвратную церковь как высокую, каменную, выбеленную башню, поставленную над воротами и увенчанную высоким граненым куполом37.

Еще в XI столетии монахи "монастырь огородиша столпьем". При игумене Василии (1182-1197) монастырь опоясывается каменными стенами. Епископ Туровский Кирилл, обращаясь к игумену Василию, писал: "Тебе же даровал бог не только церковь устроить, но и создать каменную ограду вокруг лавры, где жилища святых и дворы преподобных"38.

И. Гизель, описывая в XVII веке Печерский монастырь, сообщал, что: "Самый монастырь окрест каменными стенами обведен бысть на два стрельбища: в толстоту же или в ширину каменна стена бяще на сажень"39.

Троицкая надвратная церковь вначале входила в систему деревянных оборонительных стен, а в конце XII века к ней уже примыкали каменные стены. Подход к воротам располагался в уступе стен, что позволяло оборонять ворота от неприятеля, а в настоящее время Троицкая надвратная церковь входит в систему более поздних крепостных стен, построенных в 1698-1701 годах.

Гравюры лаврской типографии рассказывают об изменении архитектурного облика Троицкой надвратной церкви в XVII-XVIII веках. Так, на гравюре 1677 года, изображающей панораму монастыря, Троицкая церковь имеет фасад, расчлененный пилястрами, над закомарами протянут профилированный карниз, а под карнизом стоят три фронтончика с главкой и крестом над каждым. С северной стороны находилась пристройка с довольно высокой ярусной, очевидно деревянной, колокольней. В 1708 году Троицкая надвратная церковь на заглавном листе "Требника" изображена с одним большим фронтоном и двумя декоративными куполками по бокам.

В 1731 году был изменен облик Троицкой надвратной церкви - надложенные фронтоны приобрели волнистую форму, были растесаны окна, а со стороны северного фасада пристроен каменный придел, где и был образован вход в храм.

Восточный и западный фасады тогда же были обработаны с необычайной пышностью филенчатыми пилястрами, венчающимися капителями простой формы с западного и сложными, напоминающими коринфские - с восточного фасадов. Плоскости стен и оконные проемы тогда же украсил лепной, а точнее, резной по свежей известковой штукатурке орнамент, позолоченный и раскрашенный40. Овальные картуши и филенки пилястр должна была заполнить настенная живопись. Работу по украшению фасадов выполнил народный мастер Василий Стефанович. Новый, грушевидный купол был позолочен мастером Ющенко, а пол храма выстлан фигурными чугунными, интересного рисунка плитами, заказанными на уральских заводах Демидова в 1732 году.

Живопись Троицкой надвратной церкви, созданная в середине XVIII столетия учениками лаврской иконописной школы, - выдающееся художественное явление в украинском искусстве.

Лаврская иконописная школа была в те времена очень популярна на Украине. В ней проходили науку не только монахи, но и талантливые молодые люди - "молодыки" - из разных городов и сел Украины, Молдавии, балканских стран и даже Польши, не готовившие себя к поступлению в монахи. Процесс обучения разносторонних художников в лаврской малярской школе раскрывают сохранившиеся рисунки ее учеников, то есть "кушбушки"41. Первой стадией ученичества было копирование из специальных альбомов гравюр с изображениями частей человеческого тела в обычном состоянии, а затем в сложных ракурсах, после чего ученики переходили к копированию с оригинальных гравюр, где человек изображался в драпировках. Большое внимание уделялось копированию портретов. Наряду с этим ученики рисовали пейзажи, изучали принципы построения орнамента, делали наброски с людей и животных, рисовали цветы и деревья. На формирование вкусов учеников лаврской иконописной школы оказывало большое влияние народное искусство. Среди рисунков мы видим известную народную картину "Козак Мамай", а среди набросков - украинские типы.

Не все рисунки выполнены на одинаковом профессиональном уровне - одни начертаны несмелой рукой начинающего ученика, другие - четкой, уверенной линией мастера. Среди рисунков можно встретить эскизы к известным росписям лаврских сооружений, которые выполнялись уже не учениками, а известными мастерами, такими, как руководители мастерской Иоанн Максимович, Феоктист Павловский, Алимпий Галик, Захария Голубовский и другими. Любопытно, что живописная мастерская существовала в Киево-Печерской лавре до начала XX века и последним ее художественным руководителем был Иван Сидорович Ижакевич - известный украинский художник.

Росписи Троицкой церкви выполнялись на протяжении продолжительного времени, причем само помещение было расписано уже к 1734 году, а живопись в пристроенном приделе, очевидно, была закончена в 1744 году. Это подтверждается такими соображениями: во время изучения живописи за деревянным резным иконостасом нами обнаружена написанная черной краской на юго-восточном столбе буквами дата "1734", а рядом, тут же, на оштукатуренном столбе, находятся выполненные той же краской наброски с человеческих фигур. Стало быть, живопись в помещении церкви создана одновременно с иконостасом и была закончена в 1734 году. Живопись в притворе несколько отличается от стенописи церкви более широкой манерой письма, и выполнена она, очевидно, через десять лет, в 40-х годах XVIII века, после посещения Печерской лавры Елизаветой Петровной. Ее портретное изображение со свитой расположено на коробовом своде над входом в церковь.

Троицкая надвратная церковь. Резной позолоченный иконостас.
1734.

Долгое время не были известны имена творцов уникальных росписей церкви и притвора, и только в последнее время в архивах удалось разыскать их имена. Главными исполнителями живописи церкви были Феоктист Павловский и Иоанн Максимович42 - руководители лаврской иконописной мастерской. Вместе с ними росписи на фасадах и в интерьере выполнял Моисей Якубович, взявшийся тогда "показанную Троицкую браму, как малюванием, так и прочим надлежащим украшением исправить совсем хороше... исполните трудами моими коштом монастыря"43. Одновременно с ним работал также Иван Кодельский - "маляр, житель Киевский"44. В создании стенописи принимал участие и Алимпий Галик, начавший работать в лаврской иконописной мастерской с 1724 года.

Главным исполнителем росписей притвора был Алимпий Галик, популярнейший живописец и чеканщик, успешно руководивший лаврской иконописной мастерской с 1744 по 1755 год45. Алимпий Галик был широко известен в Киеве и приглашался расписывать Троицкую церковь Кирилловского монастыря, о чем хранится любопытный контракт с подробнейшим перечнем всех выполненных работ46. А. Галик принимал участие в росписях почти всех церквей Киево-Печерской лавры, а также церквей в вотчинах монастыря - Осокорках, Вишеньках, Пакуле и других местах.

В куполе Троицкой надвратной церкви изображена "Новозаветная троица", в барабане - святители, на парусах - евангелисты. Такой привычный, определенный раз и навсегда порядок отличает и изображения в иконостасе.

Такого порядка, однако, нельзя обнаружить во всех композициях настенных росписей. Полное отсутствие хоть какой-нибудь связи между отдельными композициями наталкивает на мысль о том, что художники не стремились к объединению всего пространства единым сюжетным замыслом. Об этом свидетельствует и то, что рядом с композициями, заимствованными из иллюстрированных западноевропейских изданий, размещали изображения местного характера, да и размеры композиций порой совсем не согласуются между собой. Исключением может служить раскрытие темы "Вселенский собор" в центральной части западной стены.

Троицкая надвратная церковь. Сцена диспута.
1734. Темпера

Мы можем рассматривать отдельные, разные по величине композиции, рассказывающие мифы об истории христианства. Тут и "Крещение Иисуса Иоанном Предтечей", и "Христос поучает апостолов", и "Видение Иоанна Богослова", и "Изгнание торгующих из храма", и "Крещение Эфиопа". Одни сцены занимают большие плоскости стен, другим, находящимся почти рядом, отведены небольшие участки. Композиции на стенах не имеют четко очерченных границ, и художники, не смущаясь, переносят изображения на выступы пилястр или на смежную поверхность в тех случаях, когда композиция помещена в углу. То же можно сказать и о колорите изображений. Почти рядом помещаются композиции, написанные открытыми, яркими красками, и лиричные пейзажи, выдержанные в мягких зеленовато-сероватых тонах.

Троицкая надвратная церковь. Фрагмент композиции.
40-е гг. XVIII в. Темпера
Троицкая надвратная церковь. Мученики.
40-е гг. XVIII в. Темпера

Изображения же на колоннах, наоборот, заключены в равные по величине обрамления, одинаковы по насыщенности цветом и даже близки по композиционному строю. То же можно сказать и об изображениях на подпружных арках и парусах, которые заключены в одинаковые овальные обрамления. В результате художники зрительно не разрушили архитектонику помещения и в то же время сумели так интересно и образно рассказать не только о библейских легендах, но, и о том, что волновало их и будет всегда волновать нас.

Очень выразительна сцена "Изгнание торгующих из храма", которая изображена над входной дверью. Христос, изгоняющий торгашей из храма, по-человечески зол, а его карающая плеть напоминает, скорее, саблю, которой рубят с плеча. Эта полная жизни сцена написана смело и живо - в панике разбегаются купцы, роняя свои товары, деньги, клетки с птицами, ягнят. Совершенно здесь и изображение архитектуры, на фоне которой разворачивается действие.

Троицкая надвратная церковь. Изгнание торгующих из храма.
1734. Темпера

Только пилястра отделяет эту композицию от сцены "Крещение Эфиопа". Действие происходит на фоне природы, вдали виден замок, каменный мост перекинут через широкую реку, по дороге едет карета, а на переднем плане апостол Филипп крестит Эфиопа. Это одна из тех композиций, которые выполнены на основе известных гравюр из Библии Пискатора. Большинство сцен оригинальны, а персонажи библейских и евангельских легенд и сказаний изображены на фоне живописной природы Украины. Тут и голубые озера, и поросшие могучими дубами и стройными пирамидальными тополями холмы. Все пейзажи написаны как многоплановые кулисы с передачей воздушной перспективы. Наиболее типичными являются пейзаж с "Добрым самаритянином" и подмеченная художником сцена молотьбы в композиции "Жизнь пророка Гедеона".

Троицкая надвратная церковь. Крещение Эфиопа.
1734. Темпера.
Троицкая надвратная церковь. Молотьба. Фрагмент композиции "Житие пророка Гедеона".
1734. Темпера

На западной стене изображен первый Вселенский собор епископов в городе Никее, созванный в 325 году римским императором Константином с целью прекращения борьбы внутри христианской церкви. В центре изображен сам император, а по обе стороны от Константина стоят высшие духовные и светские сановники. Любопытно, что художники, изображая это событие, уж очень вольно трактуют образы персонажей: с одной стороны мы видим козацкую старшину в одеждах того времени, с лихо подкрученными усами, а с другой - русских бояр в собольих мехах. Очевидно, изображая эту сцену, художники думали или о Переяславской Раде, воссоединившей Украину с Россией, или о своих современниках, а не о далеком и непонятном большинству соборе в Никее47.

Троицкая надвратная церковь. Троица.
1734.

Центральная статичная и уравновешенная композиция не раскрыла подробностей борьбы с ересью, и тут же внизу художники изобразили характер ведения борьбы. Действие происходит в том же помещении, где восседает император Константин со своей свитой. Об этом свидетельствует перспективное изображение пола. На переднем плане слева помещена сцена "Диспут Афанасия Великого и Николая Мирликийского с протопопом Арием", а справа - "Заушение Ария", где изображен Николай Мирликийский, схвативший еретика Ария за ухо и готовящийся нанести ему увесистую оплеуху.

Обширный живописный цикл в притворе, в отличие от росписей храма, объединен одной темой "Шествие праведников в рай". В рай на фоне фантастического пейзажа, где на приволье разгуливают павлины, слоны, верблюды и различные сказочные существа, торжественно движутся группы девственников, святых дев, праведников, мучеников, царей. Шествие открывается летящими ангелами, трубящими в судные трубы по знаку бога-отца, изображенного выше, на своде. У самого входа в храм, на коробовом своде, художник написал деву Марию, возглавляющую группу святых дев. В ее аллегорическом образе без труда можно опознать круглолицую царицу Елизавету Петровну в сопровождении свиты жизнерадостных светских женщин. Легкие шелковые и тяжелые парчовые ткани выявляют формы их грациозных фигур, а одна из женщин несет модель храма, напоминая этим об обещании Елизаветы построить в Киеве Андреевскую церковь48.

Парной композицией к этой является сцена шествия в рай. За Иоанном Предтечей идут в рай монахи, женщины, солдаты. В этой композиции особо интересен образ благообразного старца с папкой художника в руке. Это, возможно, сам художник Алимпий Галик. Доказательством этому служит сохранившийся эскиз композиции, подписанный монограммой "А. Г." - Алимпий Галик49.

Троицкая надвратная церковь. Шествие в рай за Иоанном Предтечей.
40-е гг. XVIII в. Темпера.
Троицкая надвратная церковь. Шествие в рай за богоматерью.
40-е гг. XVIII в. Темпера.

Идея прославления юности поэтично воплощена в группе девственников с веночками цветов на головах и белыми лилиями в руках. Алый румянец щек, улыбки, плавный ритм движений, светлые легкие одежды - все напоминает праздничный хоровод в ночь на Ивана Купала. В центральной части размещена группа мучеников, но зритель видит не измученные лица, а полных здоровья, упитанных и жизнерадостных людей, стоящих в свободных и красивых позах. Театрализованное шествие группы усилено красочными, нарядными костюмами, блеском парчи и шелка.

В "ликах царей" во главе с царем Давидом художник изобразил группу надменных феодалов, исполненных собственного достоинства, причем царь Давид изображен в одеянии русского царя, а его свита в одеждах козацких старшин. Замыкает шествие группа преподобных старцев. Здесь образы менее индивидиальны и старцы напоминают серую, безликую массу.

Интересна живописная трактовка групп в притворе. Художники тщательно выявили голубоватыми полутонами объем лиц, рук, складки одежды. Особая декоративность изображений достигнута не только за счет яркости и звучности хорошо сочетающихся между собой пятен красочных одеяний, но и путем нанесения рисунка на парчовые ткани без учета их расположения на изгибах и в складках. Такой прием передачи тканей роднит эти изображения с козацким светским портретом XVII - начала XVIII века. Этот же прием применен в ряде композиций в помещении церкви.

Настенные росписи Троицкой надвратной церкви - уникальный памятник украинского искусства. В них поражают монументальная форма и яркий, жизнерадостный колорит. Аллегорические, исторические и библейские сюжеты трактованы неканонично, причем светское мировоззрение художника, живое ощущение современных ему событий проявляются здесь и в компоновке композиций в целом и в любовно прорисованных деталях. Эта живопись - гимн радости, восхваление реальной жизни.

Троицкая надвратная церковь. Шествие в рай за Иоанном Предтечей. Фрагмент с автопортретом художника А. Галика.
40-е гг. XVIII в. Темпера.

Более шестисот лет разделяют время строительства от времени выполнения росписей в Троицкой церкви, однако этого не ощущаешь, когда входишь в этот небольшой, уютный, какой-то интимно домашний храмик, поражающий слитностью живописных композиций с архитектурой.

Одновременно с выполнением живописи в 1734 году в церкви был установлен резной из липы, вызолоченный иконостас. Нельзя не восхищаться мастерством резьбы по дереву, скульптурной выразительностью удивительно пластичных растительных мотивов. Можно предполагать, что иконостас Троицкой надвратной церкви выполнялся по рисунку Моисея Якубовича.

Интерьер Троицкой надвратной церкви нельзя представить без резных кресел, плотно, сплошным рядом прижатых к западной стене церкви и притвора. Их резные спинки украшают росписи, причем такие же незатейливые изображения мы можем встретить на предметах быта - скрынях (сундуках), прялках, на старинной украинской народной мебели.

Церковь эта не посещалась основным потоком богомольцев. В XVII-XVIII веках Троицкая церковь принадлежала Никольскому больничному монастырю при лавре и на креслах в церкви слушали службу престарелые монахи. Это и способствовало полной сохранности интерьера Троицкой церкви в XIX веке.

 

К началу страницы
Содержание
Ансамбль Верхней лавры [Успенский собор]  [Церковь Спаса на Берестове]