Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Сергей Килессо
Киево-Печерская лавра. Памятники архитектуры и искусства

Примечания

1. "Летопись Печерского монастыря по Лаврентиевскому списку", Спб., 1872, стр. 152. Вернуться в текст
2. "Патерик Киевского Печерского монастыря", Спб., 1911, стр. 12. Вернуться в текст
3. Там же, стр. 14. Вернуться в текст
4. Там же, стр. 13. Вернуться в текст
5. "Повесть временных лет", ч. I, М. - Л., Изд-во АН СССР, 1950, стр. 150. Вернуться в текст
6. М. К. Каргер, Древний Киев, т. II. Памятники киевского зодчества X-XIII вв., М- Л., 1961, стр.374-377. Вернуться в текст
7. И. Гизель, Синопсис, К., 1674, стр. 42. Вернуться в текст
8. "Журнал или подлинные записи Петра Великого с 1698 г. даже до заключения Нейштадтского мира", Спб., 1770, стр. 126. Вернуться в текст
9. В. Иконников, Пребывание Петра Великого в Киеве. - "Военно-исторический вестник", К., 1910, № 5-6, стр.9. Вернуться в текст
10. Н. Закревский, Описание Киева, т. II, М., 1868, стр.616. Вернуться в текст


В памяти столетии

Трудно представить Киев без легкого, почти невесомого силуэта Андреевской церкви, могучей Софии и неповторимого по красоте и величию архитектурного комплекса Киево-Печерской лавры. Ансамбль Печерского монастыря складывался на протяжении почти девяти столетий, и каждая эпоха оставила здесь свой след. Архитектура лавры, ее уникальные художественные памятники отражают сложный путь развития культуры украинского народа.

Нет в Киеве и на его околицах более прекрасного уголка. На высоких днепровских кручах и в глубоких ярах растут могучие липы, плакучие вербы с ажурными кронами, тянутся к небу тополи, красуются знаменитые киевские каштаны а среди зелени в обширном амфитеатре между двумя возвышенностями живописно раскинулись древние сооружения.

Весь архитектурный ансамбль Киево-Печерской лавры состоит из трех различных по величине групп: на относительно ровном плато находится Верхняя лавра, в ложбине на откосе горы прилепились сооружения на Ближних пещерах, а дальше на возвышенности разместилась группа построек на Дальних пещерах.

Киево-Печерская лавра - первый в Древней Руси монастырь, самый крупный центр православной религии. Свое наименование - Печерский - он получил от пещер, где жили первые его обитатели. Лаврами называли наиболее богатые и влиятельные монастыри, которые пользовались большими привилегиями и, в известных пределах, автономией.

По летописным данным Печерский монастырь был основан в 1051 году1 вблизи загородного княжеского дворца в селе Берестово, в четырех верстах от центра древнего Киева, и сразу стал пользоваться исключительным вниманием и поддержкой со стороны князей и бояр, о чем свидетельствуют записи в "Киево-Печерском патерике" - историческом и литературном произведении, созданном в монастыре в XIII веке. Основателями монастыря летописи называют монахов Антония, родом из Любеча, и Феодосия, причем Антоний первым поселился в пещере, которую якобы "ископали варязи"2. Феодосии более известен как организатор и блюститель монастырского быта.

Печерский монастырь был не только крупным религиозным и культурным центром, но и центром политической жизни Древней Руси. Он объединял вокруг себя силы, противостоящие экспансионистской политике Византии. В монастыре создавались жития национальных святых, канонизация которых была одним из основных средств в борьбе против грекофильских тенденций. Однако при всем этом нельзя не отметить огромного влияния Византии на жизнь монастыря. Ведь не случайно Феодосии взял за основу монастырского распорядка устав константинопольского Студийского монастыря3. Князья дарили монастырю земли, драгоценности, в результате чего он стал не только влиятельным религиозным центром, но и крупным феодалом. Чувствуя свою силу, лавра борется за независимость от киевских митрополитов, активно вмешивается в дела князей, стремится влиять на великокняжеский двор.

В начале 60-х годов XI века великий князь Изяслав Ярославич подарил монастырю гору над пещерами, а "игумен же и братиа заложиша церковь велику и монастырь, оградища столпием и келиа поставиша многы, и церковь поставиша и украсиша иконами. И оттоле нача зватися Печерьский монастырь..."1.

Панорама Киево-Печерской лавры. Гравюра из "Акафистов". 1677

Первые наземные постройки монастыря появились в районе наиболее древних Дальних пещер. Здесь и в настоящее время сохранилась пещера, где поселились первые обитатели монастыря. Название пещеры - Варяжская - хранит память о варяжских дружинах, совершавших в VIII-IX веках разбойничьи набеги на Русь и, возможно, использовавших эту пещеру для своих временных стоянок. Однако здесь на небольшом пятачке нельзя было развернуть строительство крупных монументальных сооружений, и для этой цели было найдено значительных размеров плато, где с 1073 года начинается возведение главного монастырского собора и ряда других сооружений.

В середине XI столетия наступает новый период в развитии культуры Древней Руси, что было обусловлено социально-экономическими и историческими условиями, причем слова постановления Любечского съезда князей 1097 года "каждо да держит вотчину свою"5 как нельзя лучше характеризуют феодальную раздробленность и постепенное ослабление Киевской Руси. В связи с ослаблением власти князей растет влияние церкви на общественную жизнь и основное строительство производится уже не в городах, а в "вотчих" монастырях, да и физические объемы сооружений становятся меньше, их декор более скромным и сдержанным.

С 70-х годов XI века в Киево-Печерском монастыре ведется интенсивное строительство каменных сооружений. С 1073 по 1089 год был построен и расписан Успенский собор, в начале XII века - Троицкая церковь и трапезная, а в конце ХII века монастырская территория была обнесена каменными крепостными стенами. Уже в эпоху Киевской Руси можно было говорить о слаженности архитектурного ансамбля Печерского монастыря, где размещение каждого сооружения композиционно оправдано.

Монастырь начал интенсивно строиться в те времена, когда феодальные междоусобицы подрывали мощь древнерусской державы, однако феодальная раздробленность и постепенное ослабление Киевской Руси не привели к упадку искусства. В этот период постепенно формируются основные черты местных художественных школ, развивающих и обогащающих традиции эпохи расцвета Киевской Руси. Именно в Киево-Печерском монастыре в атмосфере патриотического, подъема, связанного с борьбой против братоубийственных войн и чужеземных поработителей, складываются все условия для образования киевской художественной школы. Появляются новые, отличные от византийских, типы культовых сооружений, интенсивно разрабатывается иконография отечественных героев и святых. Естественно, что местные требования нашли отражение не только в содержании, но и заставили мастеров совершенствовать художественную выразительность своих творений. И не, случайно это весьма яркое и самобытное направление в искусстве называют "второй киевской школой".

Возведение и украшение лаврских сооружений имело огромное значение для развития древнерусской строительной культуры, здесь вырабатывались новые типы храмов, совершенствовалось мастерство зодчих, быстро развивалось искусство живописи, резьбы по дереву и камню, художественной обработки металла. Творческая деятельность зодчих и художников, учившихся и работавших здесь, оставила яркий след в отечественной культуре и заслуженно получила освещение в древнерусских летописях.

В Киево-Печерской лавре жили и работали известные писатели, ученые, зодчие, живописцы: Нестор, Никон, Иоанн, Феодосии, Агапит, Алимпий, Григорий и другие. Здесь около 1113 года Нестором, был составлен выдающийся памятник летописания - "Повесть временных лет" - основной источник наших знаний по истории Киевской Руси. Автор "Повести временных лет" осуждал княжеские междоусобицы, приносившие бедствия и разорение населению, выступал с патриотическим призывом к единству древнерусских земель в борьбе с иноземными захватчиками. Перу летописца Нестора принадлежат также "Житие Феодосия" и "Чтение о князьях Борисе и Глебе".

Киево-Печерская лавра. Вид с птичьего полета. Рисунок.
1783

В непосредственной близости от Печерского монастыря находилось большое село Берестово - вотчина и загородная резиденция киевских великих князей. Название "Берестово", видимо, происходит от берестового леса, окружавшего тогда село. Спасский монастырь на Берестове возник около 1072 года6. Летописный рассказ об истории Печерского монастыря сообщает о существовании на Берестове еще при Ярославе церкви Апостолов, в которой начал свою церковно-политическую деятельность будущий первый русский митрополит Илларион.

Оба комплекса - Печерский монастырь и Берестово - хоть и находились почти рядом, но градостроительной связи не имели, да и облик сооружений был различным. Если главный собор Печерского монастыря имел суровый, аскетичный вид и находился в окружении одноэтажных келий и прочих хозяйственных построек, то стены церкви Спаса на Берестове украшали декоративные ниши и орнаментальные композиции, а рядом с собором находились рубленный из дерева двухэтажный княжеский дворец и службы. Никаких других сведений о княжеской резиденции, а также о Спасском монастыре не сохранилось, а церковь Спаса на Берестове с расширением границ Печерского монастыря только зрительно вписалась в его ансамбль.

В 1240 году Киев был взят татарскими полчищами Батыя. Киевляне оказали ожесточенное сопротивление врагу, и только значительно превосходящие силы дали захватчикам возможность овладеть городом. Жестоко расправились татаро-монголы с мужественными защитниками города, разрушили и разграбили памятники древнерусской культуры. Разрушению и ограблению подвергся также и Печерский монастырь, а его оборонительные сооружения полностью были уничтожены.

В первом учебнике по отечественной истории - "Синопсисе", написанном и изданном в Киево-Печерской лавре в 1674 году, Иннокентий Гизель, повествуя о разгроме Киева и Печерского монастыря писал: "Нечестивые варвары овнами или таранами стены каменные монастырские столкши и до основания сокрушиша"7.

Сведений о Печерском монастыре XIII-XIV веков сохранилось весьма мало.

Более часты упоминания о Печерском монастыре со второй половины XIV столетия, когда Литовское княжество захватило всю западную и большую часть юго-западной Руси, а северо-восточная Русь еще оставалась под властью Золотой Орды. Именно в этот тяжкий период начался интенсивный процесс формирования культуры трех братских славянских народов - русских, украинцев и белорусов, развивавших и обогащавших богатейшие художественные традиции Киевской Руси.

Постепенно восстанавливался монастырь, однако Литовское княжество не могло защитить украинские земли от постоянных татарских набегов. Особо сильные разрушения Киеву и Печерскому монастырю причинили орды Менгли-Гирея в 1482 году.

После Люблинской унии (1569) значительную часть украинских земель с Киевом захватила шляхетская Польша. Усилилась католическая агрессия на украинские земли. Король, магнаты, папа римский выступили инициаторами унии - союза православной и католической церквей под главенством папы римского. Фактически это укрепляло позиции польской шляхты и католицизма на Украине, усиливало процесс денационализации части украинской шляхты, слияния ее с польскими феодалами. Введение Брестской церковной унии в 1596 году имело целью окончательное социальное и духовное порабощение украинского народа польской шляхтой и Ватиканом. При помощи унии шляхта хотела разорвать вековечные связи украинского и русского народов.

Высшие деятели православной церкви - митрополит Михаил Рагоза, епископы Кирилл Терлецкий, Ипатий Потий и другие - охотно согласились на унию. Однако против унии решительно выступил украинский народ. Конец XVI и первая половина XVII столетия - переломный период в социальном национально-освободительном и культурном движении украинского народа.

Киево-Печерская лавра. Рисунок. Е. Шонгальса. 1867

В условиях обострения классовых противоречий и усиления национально-освободительной антифеодальной борьбы еще более интенсивно развивались культура и искусство. Центрами народного просвещения становятся церковноцеховые братства, при которых возникают школы. В начале XVII века в Киеве организовывается Богоявленское братство, и сразу же при нем была основана братская школа. На борьбу с польскошляхетской агрессией выступает весь народ. Антифеодальные восстания в разное время возглавляли известные в народе предводители Северин Наливайко, Тарас Трясило (Федорович), Иван Сулыма и многие другие. В эту борьбу включаются также и просвещенные слои общества - братства и значительная часть православного духовенства.

Такая позиция православного духовенства в то время, его стремление поддержать и идейно укрепить борьбу народных масс с унией и католицизмом объяснялись не столько патриотическими мотивами, сколько стремлением сохранить огромные богатства православной церкви. В этот период в 1615 году видный просветитель архимандрит Елисей Плетенецкий организует в Печерском монастыре типографию. Киево-Печерская лавра становится главным на Украине центром книгопечатания, живописи, прикладного искусства, вокруг нее группируются выдающиеся литераторы и ученые.

Еще больше оживилась антиуниатская деятельность Печерского монастыря при архимандрите Петре Могиле (1596-1647). Выходец из влиятельного рода молдавских господарей, П. Могила получил широкое образование, вначале при школе Львовского братства, а затем в университетах Западной Европы. Перед знатным и богатым воеводичем открывалась блестящая военная карьера, но в первой же битве с турками под Хотином, где он участвовал в составе польского войска, начинающему полководцу явно не повезло. Петр Могила легко меняет мечь на монашескую мантию. Случилось так, что знатный воеводич, не будучи даже монахом монастыря, сразу же избирается в 1627 году архимандритом Киево-Печерской лавры. Во многим противоречивы и даже реакционны взгляды и дела Петра Могилы. Он последовательный борец против католицизма и в то же время противник воссоединения Украины с Россией, верный слуга польского короля и гневный обличитель украинской шляхты, принявшей католицизм и служившей королю.

Укрепляется экономическое положение лавры. В этот период Печерскому монастырю были возвращены многие имения, захваченные ранее униатскими митрополитами и епископами. П. Могила основал в Печерском монастыре школу, которая затем слилась с Братской школой на Подоле. Тем самым в Киеве была образована первая высшая школа - Киево-Могилянская коллегия. В целях усиления православия Могила в 1643 году торжественно объявил святыми лаврских монахов, похороненных в пещерах после монгольского нашествия.

По инициативе П. Могилы восстанавливаются и украшаются древние храмы - Спас на Берестове и София Киевская.

Схематический план Киево-Печерской лавры и Печерской крепости
A. Верхняя лавра
Б. Ансамбль у Ближних пещер
B. Ансамбль у Дальних пещер
Г. Гостиный двор Д. Постройки Печерской крепости и Печерского местечка

1. Церковь Спаса на Берестове
2. Пороховой погреб и Павловский бастион
3. Малярная башня
4. Всехсвятская церковь
5. Крепостные стены
6. Онуфриевская башня
7. Переплетная
8. Экономический корпус
9. Монастырские кельи
10. Корпус клирошан
11. Корпус ключников
12. Никольская церковь
13. Троицкая надвратная церковь
14. Корпус соборных старцев
15. Корпус соборных старцев
16. Великая лаврская колокольня
17. Успенский собор (руины)
18. Корпус пекарни и книжной лавки (Ковнировский № 12)
19. Корпус типографии
20. Трапезная
21. Митрополичьи покои
22. Дом наместника
23. Часовая башня
24. Воскресенская церковь
25. Гостиница
26. Гостиница
27. Гостиница
28. Ворота
29. Крытая деревянная галерея
30. Колокольня на Ближних пещерах
31. Трапезная
32. Крестовоздвиженская церковь
33. Ротонда на подпорной стене и подпорная стена
34. Крытая деревянная галерея
35. Крепостная стена
36. Аннозачатьевская церковь
37. Каменные галереи
38. Рождественская церковь и Рождественский бастион
39. Колокольня на Дальних пещерах
40. Семеновский бастион
41. Московские ворота
42. Алексеевский бастион
43. Андреевский бастион
44. Башня Ивана Кушника
45. Феодосиевская церковь
46. Кавалерский бастион
47. Успенский бастион
48. Петровский бастион
49. Киевские ворота
50. Спасский бастион

Экономическое, политическое, национальное и религиозное угнетение, которому польская шляхта подвергала украинский народ, привело к народно-освободительной войне (1648-1654). После победоносного завершения национально-освободительной войны, возглавляемой выдающимся украинским государственным и общественным деятелем и полководцем Богданом Хмельницким, в 1654 году Украина воссоединяется с Россией. Воссоединение открыло перед Украиной широкие перспективы экономического, политического и культурного развития.

В конце XVII середине XVIII века феодально-крепостническое хозяйство лавры достигло наибольших размеров. В ее владении было семь местечек, три города, 120 сел, хуторов и деревень с 56 тысячами крепостных крестьян. К лавре относилось также несколько приписных монастырей с вотчинами и более чем с 20 тысячами крепостных крестьян - Свенский (Брянский), Змиевский, Омбышский, Дятловицкий и другие монастыри. В вотчинах лавры насчитывались сотни промышленных предприятий и торговых заведений: бумажные фабрики, кирпичные и стекольные заводы, многочисленные винокурни и мельницы.

Киево-Печерская лавра. Общий вид

Покровителями и щедрыми донаторами лавры являлись князья Острожские - Федор Данилович, Константин Иванович и его сын Константин, князья Вишневецкие, Ольшанские, Сангушки, Ельцы, Когецкие и другие. С древних времен Успенский собор Печерского мона:тыря служил усыпальницей киевских князей, литовских и украинских магнатов и высшего духовенства. Здесь погребены сестра Владимира Мономаха Евпраксия (1109), полоцкий князь Глеб Всеславич (1119), его жена Анастасия Ярополковна (1158), а в XIV-XV веках - киевские князья Скригайло и Владимир Олельковичи, Олелько Владимирович, Симеон Олелькович. В XVI-XVII веках в соборе и возле него были похоронены известный полководец К. Острожский, известные церковно-политические деятели Петр Могила, Елисей Плетенецкий, Захария Копыстенский и другие.

Огромные доходы позволяли монастырю вести на своей территории грандиозное по тем временам строительство. Особенно активизировалась строительная деятельность лавры после воссоединения Украины с Россией. Русские зодчие начинают в этот период строить на Украине. В конце XVII века в Киев был приглашен Д. Аксамитов, в середине XVIII века здесь работали архитекторы Ф. Васильев, И. Шедель, инженеры Д. Дебоскет, С. Челакаев, А. Тучков и известный украинский архитектор И. Григорович-Барский. Наряду с зодчими и инженерами в Печерском монастыре трудились известные далеко за пределами Киева народные мастера-строители С. Ковнир, И. Рубашевский, И. Горох, С. Мельник, многочисленное семей ство потомственных строителей Шароваров, мастера лепных и отделочных работ Ю. Белинский, В. Стефанович, резчики Г. Петров и К. Шверин, чеканщики П. Чернявский, И. Равич и многие другие.

Именно в этот период, в конце XVII - первой половине XVIII века, сформировались основные стилистические особенности украинского каменного зодчества, называемого украинским барокко.

Дерево, однако, продолжало оставаться самым распространенным строительным материалом, и архитектурно-конструктивные приемы деревянного зодчества ощутимо влияли на строительство каменных сооружений. Во второй половине XVII века, после окончания национально-освободительной войны, в обстановке патриотического подъема зодчие стремятся создавать возвышенно прекрасные образы архитектуры. Появляются многоярусные сооружения с высотным раскрытием внутреннего пространства. Каждый башнеобразный объем трехчастных или пятичастных сооружений состоит из восьмерика, перекрытого сомкнутым сводом, на который ставится последующий восьмерик, и такое сочетание, "залом", повторяется несколько раз - в деревянном варианте до семи, в каменных - не больше трех.

Кроме дерева, которое оставалось основным строительным материалом, на Приднепровье и Левобережье начинают строить из кирпича. Это чаще всего гетманские дворцы, дома козацкой старшины, коморы для продуктов, здания полковых канцелярий, магистратов, коллегий, архитектурные комплексы монастырей. Для монументальных сооружений, построенных во второй половине XVII - начале XVIII века, характерна строгость и четкость композиции, декор выполняется из кирпича, причем наряду с колонками и фронтончиками применяются втопленные в толщу стен уступчатые ниши, венчают сооружения развитые в высоту карнизы, а живописи и скульптуре отводится еще очень скромное место. Конец XVII века - время интенсивного строительства в монастыре, когда в формах барокко возводится ряд уникальных зданий, начинают складываться новые архитектурные ансамбли в районе Ближних и Дальних пещер.

В связи с угрозой шведской интервенции в 1706 году Петр I, специально приезжавший в Киев и обследовавший укрепления в старом городе, "усмотрел, что Киевская фортеция имеет зело худую ситуацию: того ради за благо рассудил фортецию сделать в ином месте, для которой за удобное место избрал монастырь Печерский"8, который к тому времени, в 1698-1700 годах, был обнесен новыми, каменными стенами.

15 августа 1706 года при личном участии Петра I происходила торжественная закладка новой Печерской крепости.

История сохранила любопытную подробность о пребывании Петра I в Киево-Печерской лавре. После очередного осмотра работ по строительству крепости архимандрит устроил торжественный прием. Один из прислуживающих монахов с подносом приблизился к Петру, но тот, темпераментно рассказывая о планах встречи и разгрома шведского войска, не заметил подошедшего монаха и, жестикулируя, опрокинул поднос. Все приняли это за дурное предзнаменование. Произошло замешательство, но монах нашелся и, указывая на разбитое стекло, сказал: "Так, государь, сокрушатся силы супостатов твоих". Прием продолжался и удался на славу, но Петр не забыл тот лучай. После победной Полтавской баталии он снова был в лавре, припомнил вещие слова монаха и велел возвести его в архимандриты одного из монастырей9.

Великая колокольня и церковь Всех Святых над Экономическими воротами

Строилась крепость по проекту самого Петра и инженера Геллерта и представляла собой полукольцо из земляных валов и рвов, с выступами девяти бастионов и равелинов. В ней был специально возведен ряд каменных сооружений. В крепость вели Киевские ворота - по направлению к городу, Васильковские - с запада и Московские (верхние и нижние) - с южной стороны. До наших дней прекрасно сохранились Московские ворота - типичное сооружение петровских времен.

Работами по возведению Печерской крепости в разное время руководили инженеры Лямот де Тампий, Людвиг Шток, Бреклинг, князь И. Ю. Трубецкой, и только в 1723 году строительство было закончено.

Печерская крепость стала самой мощной на Украине, на ее валах разместилось 467 пушек, 27 мортир и 3 гаубицы.

В 1718 году в ночь с 21 на 22 апреля10 от непотушенной свечи в келье лаврского наместника начался страшный, опустошительный пожар, уничтоживший все деревянные постройки монастыря и повредивший каменные. В огне погибли неоценимые сокровища искусства - библиотека редких книг и рукописей, живопись, коллекция тканей и утварь.

С 1720 года начинается восстановление поврежденных пожаром каменных сооружений и возведение ряда новых зданий. Это было время расцвета украинского барокко, время, когда особое внимание уделялось пластической выразительности сооружений, когда сочный орнамент стал почти полностью покрывать изящные фронтоны, обрамлять оконные и дверные проемы. Вторя зодчим, живописцы отдавали предпочтение ярким краскам, а резчики и чеканщики делали все, чтобы интерьеры сооружений были особенно нарядными и торжественными.

Тут с полным правом можно говорить о подлинном синтезе архитектуры, монументальной живописи, скульптуры, прикладного искусства и музыки, ибо только в таких сказочно пышных интерьерах могло родиться изысканное хоровое многоголосье известных и любимых поныне композиторов М. Березовского, Д. Бортнянского и А. Веделя.

Для сооружений, построенных в середине XVIII века, характерно обращение к классическим архитектурным формам и более строгая трактовка ордерной системы, однако классика продолжала сосуществовать с барочными орнаментальными композициями, с многоярусными грушевидными куполами.

В середине XVIII века полностью сформировался архитектурный ансамбль Киево-Печерской лавры. Его отличали стилистическое единство и законченность как всего комплекса, так и его составляющих - Верхней лавры и групп сооружений на Ближних и Дальних пещерах.

Для архитектурного ансамбля Киево-Печерской лавры, как и для многих других украинских монастырей, интенсивно строившихся и сложившихся в конце XVII - первой половине XVIII века (Густынский, Мгарский, Выдубицкий и др.), характерно прежде всего отсутствие симметрии. Все строения размещены по принципу контраста высоких и низких объемов со стройными отдельно стоящими колокольнями, большими живописными массивами церквей с пирамидальными завершениями в сочетании с низкими протяженными кельями и характерными объемами трапезных. Все это придавало живописность ансамблю, а редкой красоты рельеф усиливал это впечатление.

Лаврский архитектурный ансамбль становится своеобразным законодателем мод. Многие украинские зодчие с оглядкой на Печерский монастырь строят и украшают здания и монастыри Киева и других городов Украины.

В 1764 году указом царского правительства было окончательно ликвидировано гетманство на Левобережной Украине. Вся Украина была разделена на наместничества, которые в 1796 году были преобразованы в губернии. Застройка и реконструкция городов проводилась только по высочайше утвержденным планам, а основным стилистическим направлением в искусстве конца XVIII - первой половины XIX века стал классицизм. Однако наряду с официальным направлением в искусстве Украины продолжало развиваться самобытное народное творчество - деревянная архитектура и такие виды прикладного искусства, как росписи, резьба по дереву, вышивка, ткачество и керамика, которые имели колоссальное влияние на развитие официального искусства.

В эпоху классицизма архитектурный ансамбль Печерского монастыря не дополнился сколько-нибудь значительными сооружениями, а в конце XIX и в начале XX столетия на территории Киево-Печерской лавры были построены новая трапезная, несколько корпусов гостиниц, монастырская больница, электростанция, водонасосная башня и собственный водопровод. Эти сооружения несколько исказили архитектурный ансамбль монастыря. Для типографии лавра приобрела новейшие печатные машины, позволившие ей значительно увеличить выпуск издательской продукции, однако художественное качество изданий этого времени было на довольно низком уровне.

После победы Великого Октября и установления Советской власти на Украине в сентябре 1926 года правительство республики, учитывая большую историческую и художественную ценность сооружений и других памятников культуры, объявило территорию Печерского монастыря (площадь 22 га) Государственным историко-культурным заповедником-музеем. До Великой Отечественной войны в заповеднике находились многие музеи: исторический, археологический, антирелигиозный и др.

В период временной оккупации Киева фашистские захватчики ограбили и разрушили музеи заповедника, осквернили памятники культуры и взорвали Успенский собор.

После освобождения города уже в мае 1944 года заповедник-музей возобновил работу, началось восстановление памятников архитектуры, организация музеев и выставок. Коллектив научных сотрудников - историков, искусствоведов и архитекторов - изучает историю монастыря, памятники зодчества, уникальные коллекции живописи, тканей, старопечатных изданий, художественной обработки металла.

Сейчас, когда закончено восстановление уникального архитектурного ансамбля, стало видно, как не хватает здесь его главного сооружения - Успенского собора. Однако и теперь архитектурный комплекс лавры впечатляет особой слитностью с природой, градостроительной организацией, красотой и привлекательностью силуэта и богатством декора.

Реставрационные работы проводились по проектам коллектива Научно-реставрационных мастерских Госстроя УССР. Авторами проектов реставрации памятников архитектуры Киево-Печерской лавры являются архитекторы: Р. П. Быкова, М. М. Говденко, Л. И. Граужис, Е. М. Годованюк, Г. Я. Данилова, Б. Б. Петичинский, Е. М. Пламеницкая, А. И. Кулагин, Е. И. Лопушинская, Н. В. Холостенко, художники-реставраторы В. И. Бабюк, А. И. Маромпольский, Г. Ф. Чеснейший.

Производители работ - А. М. Варламенко, П. И. Коленко. Научно-исследовательские и реставрационные работы проводились под наблюдением и при участии автора.

 

К началу страницы
Содержание
Ансамбль Верхней лавры [Успенский собор]