Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Персоналии
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Журналы, газеты, блоги
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Сергей Килессо
Проектирование центра Киева в предвоенный период

Тридцатые годы - это изменение стилистической, направленности с ориентацией на использование форм и приемов классики, элементов народного искусства и украинского барокко. Требования к архитектуре неизмеримо возросли в связи о тем, что Киев с 1934 г. стал столицей республики.

Огромное значение для развития советской архитектуры имело Постановление ЦК ВКП(б) "О перестройке литературно-художественных организаций" от 23 апреля 1932 г. Важным шагом, направленным на активизацию общественной деятельности архитекторов, стало образование в июне 1933 г. Союза архитекторов СССР и Союза архитекторов Украинской ССР.

В октябре 1934 г. Киевский горсовет по примеру Московского организовал архитектурно-художественные проектные мастерские, на базе которых в 1937 г. создан Киевгорпроект. К работе над социалистической реконструкцией Киева привлечены лучшие архитектурные, силы старшего поколения (П. Ф. Алешин, П. П. Хаустов, В. Н. Рыков, В. А. Осьмак, А. М. Вербицкий) и талантливая молодежь (М И. Гречина,_А. Н. Смык, И. Ю. Каракис, Н. В. Холостенко и др.).

В 1934-1938-гг.. группой специалистов под руководством проф. П. П. Хаустова разработан генеральный план Киева, в основу которого положен принцип районирования. Планировочными районами определялись: Центральный, Петровка (Подол), Куроневкя, Лукьяновка, Октябрьский (Шулявка), Новый (Святошино), Караваевы дачи, Январка, Сталинка (Демиевка), Печерско-Зверинецкий и Левобережный. Основным градообразующим фактором стало целенаправленное развитие промышленности с созданием крупнейших предприятий в промышленных зонах Дарницы, Телички, Куреновки, Святошино, причем уже в довоенный период начали интенсивно развиваться специализированные предприятия точного машиностроения и приборостроения.

Генпланом предусматривалась ликвидация характерного для дореволюционного Киева резкого размежевания между центром и рабочими окраинами, намечалась реконструкция в первую очередь основных радиальных магистралей, которые позволили бы в относительно короткие сроки сформировать новый архитектурный облик столицы Советской Украины, предусматривались большие работы по благоустройству и озеленению.

Большое внимание уделялось решению транспортных проблем, и с этой целью намечалось строительство набережной и прокладка вдоль нее шоссе. Планировалась и прокладка шоссе между Демневкой и современным мостом Патона. Мост на Труханов остров и в Левобережную часть города намечалось построить в районе Почтовой площади, а на Трухановом острове уже
1. Положения генплана опубликованы в ряде статей: П. П. Хаустов. План соціалістичної перебудови. - "Соціалістичний Київ", 1936, № 5-6, с. 14-20, П. П. Хаустов. Розміщення нового житлового будівництва в Киеві. - "Соціалістичний Київ", 1936, № 6, с. 18-20; П. П. Хаустов. Архітектурне майбутнє Києва. - "Глобус", 1934, № 8-9, с. 16-18.Вернуться  в текст
тогда проектировалось создание гидропарка с системой водных стадионов и пляжей [1].

Главной проблемой 1930-х гг. было создание центра столицы Советской Украины. В задании по выбору места для проектирования площади сформулированы следующие требования:

  1. площадь предполагалось разместить у главных городских магистралей и в то же время она не должна быть транзитной:
  2. площадь должна была иметь хорошую связь с железнодорожным и речным вокзалами;
  3. площадь должна доминировать над городом с раскрытием ансамбля к Днепру, с выявлением его уникальной топографии;
  4. размещение площади не должно вызвать больших сносов сооружений (особенно жилья);
  5. центральная площадь должна размещаться в наиболее благоустроенной части города;
  6. место выбора площади должно обеспечить самые лучшие композиционные возможности в создании интересного архитектурного ансамбля [2].
2. Юрченко П. Г. Урядова площа в столичному Києві. - "Саціалістичний Київ", 1936, № 5-6, с. 15.Вернуться  в текст

Было разработано шесть проектных предложений по созданию центральной правительственной площади в разных районах у бровки склонов, причем пять из них раскрывали ансамбль центра к Днепру в различных местах нагорной части - от Зверинца до Михайловской горы.

Что же предлагали архитекторы?

По Зверинецкому варианту (архит. В. Н. Нестеренко и А. Я. Зинченко) предлагалось разместить центр столицы Советской Украины на территории бывшей Зверинецкой крепости (теперь территория Ботанического сада АН УССР) в наиболее высокой точке на бровке у Днепра. Но всех настораживало то, что правительственный центр окажется вне пределов городской застройки (теперь это не представляется столь фантастичным).

Печерским вариантом (архит. М. И. Гречина, Н. В. Холостенко, В. М. Онащенко) предусматривалось размещение центра на территории ипподрома. Этот проект был отвергнут потому, что для его осуществления необходимо было ликвидировать железнодорожную ветку к заводу "Арсенал".

Липкинский вариант (архит. П. Ф. Алешин с коллективом) предусматривал создание правительственной площади у бровки склонов между современными улицами Розы Люксембург и Карла Либкнехта. Этот вариант привлекал внимание общественности.

Вариант Пролетарского (Пионерского) сада (архит. В. И. Заболотный с коллективом) предполагал раскрытие Крещатика к Днепру и создание правительственной площади на месте современной площади Ленинского комсомола, причем раскрытие ее намечалось в сторону Днепра, где река поворачивает к нагорной части. Этот проект предлагал частичное уменьшение горы парка. К сожалению, проектное предложение не было по достоинству оценено - настораживала некоторая затесненность будущей площади, а идея раскрытия Крещатика к Днепру не была понята современниками.

Вариант, предложенный группой архитекторов под руководством В. Г. Кричевского, предусматривал рассредоточение крупных административных и общественных зданий в нагорной части Киева, причем большинство из них размещалось в районе современной улицы Героев революции, а часть - в парках Печерска; в верхнюю точку Пролетарского (Пионерского) сада перебрасывался виадук, который доклеен был объединить всю парковую зону.

Архитекторы П. Г. Юрченко и И. Ю. Каракис предусматривали размещение центра на месте б. Михайловского монастыри (первая очередь) и Присутственных мест (вторая очередь). Архитектор П. Г. Юрченко теоретически обосновал предложения по размещению правительственной площади именно в этом месте, исходя из того, что оно находится в центре города у склонов Днепра, изолировано от транспортных потоков и вместе с тем хорошо связано с основными магистралями и вокзалами. Настораживали только сложные геологические условия местности.

К сожалению, центр Киева решено создать на месте ансамбля бывшего Михайловского монастыря. В конкурсе I935 г. на проект правительственного центра на этом месте приняли участия крупнейшие зодчие Советского Союза: братья В. А. и А. А. Веснины, И. А. Фомин, К. С. Алабян, Г. П. Гольц; украинские архитекторы В. И. Заболотный, А. А. Таций, П. Ф. Алешин, Я. А. Штейнберг в другие.

Почти во всех предложениях площадь проектировались перпендикулярно к Днепру с раскрытием ансамбля на реку, устройством системы лестниц и пандусов по склону. Исключения составляли проекты братьев Весниных, которые в одном вариант предусматривали устройство на бровке колоннады с обелиском, а в другом - завершали выход к Днепру огромным арочным проемом. Большинство же архитекторов трактовало площадь как своеобразные пропиллеи, которые завершались у бровки башнеобразными объемами. Из ряда предложений следует особенно выделить проект, созданный под руководством И. А. Фомина. Здесь удачны силуэтные очертания домов-башен, между которыми предполагалось установить памятник В. И. Ленину. Во многом схожи по композиции объемов и проекты групп архитекторов под руководством Я. А. Штейнберга и под руководством П. Ф. Алешина. В проекте В. И. Заболотного не предусматривалось создания высотных акцентов, и памятник В. И. Ленину проектировался на низком пьедестале. Предложение по сносу Присутственных мест по сути ликвидировало сложившийся архитектурный ансамбль и площади Богдана Хмельницкого. Поэтому в большинстве проектных предложений предусматривался снос одного из лучших в нашей стране конных монументов в честь национального героя Украины. Только И. А. Фомин и еще ряд авторов предлагали передвинуть его к колокольне Софийского собора, которая в ряде проектных предложений включалась в композицию архитектурного ансамбля правительственного центра. Однако в некоторых проектных предложениях
3. Материалы конкурса сохраняются в докладах архитектурно-исторического заповедника "Софийский музей".Вернуться  в текст
предусматривался снос и этого уникального архитектурного ансамбля XI-ХXVIII вв. [3].

Принят к осуществлению проект архитектора И. Г. Лангбарда, который не участвовал в конкурсе и проект которого оказался самым неудачным. Единственное осуществленное из задуманного И. Г. Лангбардом ансамбля здание ЦК КП(б)У (ныне здание областных организаций) сразу же выявило градостроительный просчет архитектора, после чего дальнейшая реализация проекта была прекращена.

В результате непродуманного градостроительного решения утрачен комплекс основных сооружений б. Михайловского монастыря, а правительственный центр Киева был осуществлен лишь частично. Вместо центральной площади с цельным архитектурным ансамблем административных зданий возведены отдельные общественные сооружения и комплексы жилых домов в районе Печерска, а решение проблемы создания центра отнесено на более отдаленную перспективу. В 1950-е гг. разработан ряд проектов по завершению правительственного центра на месте б. Михайловского монастыря.

Здесь проектировалось здание театра, гостиницы и других сооружений.

В настоящее время проблема формирования общественного центра остается актуальной и планировочно он должен охватывать большие территории правого и левого берегов. Если в правобережной части планируется бережная реконструкция сложившейся планировочной структуры, то в районе метро "Лівобережна", на свободных территориях, начато создание нового центра с двумя высотными гостиницами, многоэтажными зданиями министерств и ведомств,
4. Иллюстрированная программа по созданию Левоберожного центра создана в 1980 г.Вернуться  в текст
театром, библиотекой, спортивными сооружениями и т.д. [4]. Такой подход к формированию центра представляется принципиально верным. Он позволит сохранить ценное архитектурное наследие прошлых веков в старой части города, а на свободных территориях Левобережного центра зодчие смогут применить самые современные планировочные и объемно-пространствошше композиции.

Опыт проектирования и строительства правительственного центра в Киеве в 1930-е гг. весьма поучителен для современных архитекторов-градостроителей. Необходимо бережно относиться к архитектурному наследию и в то же время активно включать его в современные ансамбли; это не умалит новаторских идей архитектуры, обусловленных социалистической сущностью нашего общества.

К началу страницы
Читайте также -
Публикации