Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Селим Хан-Магомедов
Илья Голосов
63. МАО. Конкурсы 1923-1926. М. - С. 33. Вернуться в текст


7. НОВЫЕ ТИПЫ СООРУЖЕНИЙ

Дома Советов, Дома правительства, Дома промышленности

В первые послереволюционные годы местные Советы размещались, как правило, в приспособленных зданиях. В эти годы шел процесс формирования самой структуры новых органов власти, выявлялась программа нового здания.

Разработка типа Дома Советов практически началась в середине 20-х годов, когда в республиках и областях развернулось строительство зданий для новых органов народной власти. Большую роль сыграли в этот период конкурсы на проекты Домов Советов.

Одним из первых был проведен в 1924 г. конкурс на проект Дома Советов в Брянске.

Дом Советов в Брянске. Конкурсный проект, 1924. Перспектива, планы.

"Дом Советов, - говорилось в программе конкурса, - имеет вместить в себе губернские, советские, партийные и профессиональные учреждения с общим числом сотрудников, пользующихся служебными помещениями для постоянных занятий, до 1000 чел.".63 Наряду со специализированными группами помещений для Президиума Губисполкома, партийных, профсоюзных и комсомольских организаций, различных отделов (финансового, здравоохранения, социального обеспечения, народного образования и т. д.) в состав Дома Советов была включена группа общих помещений, набор которых свидетельствовал о преемственной связи этого типа общественного здания с Дворцами труда. Предусматривалось создание своеобразного культурно-общественного комплекса с малым (на 200 чел.) и большим залом (на 1000-1200 чел.), рассчитанными как на обслуживание мероприятий, связанных с основной функцией Дома Советов (съезды, собрания и т. д.), так и на клубную работу (спектакли, кинофильмы и т. д.), для чего предусматривались помещения для библиотеки, работы секций и т. д.

В большинстве конкурсных проектов именно эта культурно-общественная часть помещений Дома Советов стала основой создания архитектурного образа здания, так как в отличие от деловых помещений она предоставляла более широкие возможности решения объемно-пространственной композиции.

Среди поданных на этот конкурс проектов проект И. Голосова (хотя он и получил только третью премию) был, пожалуй, наиболее интересным. И. Голосов решает Дом Советов в виде прямоугольного пятиэтажного объема с внутренним двором. Фасад корпуса с деловыми помещениями членится ритмическими выступами, глухие боковые стены которых контрастируют с остеклением фасадных частей. Культурно-общественная часть, выходящая на два основных фасада здания, решена в виде ступенчатой композиции - компактный параллелепипед зала поставлен с отступом на распластанный параллелепипед вестибюля.

В подходе к решению внешнего облика Дома Советов в Брянске многое еще идет от последних проектов периода символического романтизма. Однако в отличие от созданных в то же время конкурсных проектов Народного дома имени В. И. Ленина в Иваново-Вознесенске и Института минерального сырья в Москве в этом произведении И. Голосова нет стремления заменить динамику объемов упрощенными формами и композиционными приемами классики. Здесь уже видно, что архитектор четко определил направление своих дальнейших творческих поисков. И. Голосов оперирует в этом проекте простыми строго геометрическими прямоугольными формами, широко используя цвет из арсенала средств художественной выразительности предыдущего периода своего творчества. В этом проекте уже явно просматривается стремление И. Голосова освоить систему средств и приемов конструктивизма. Его первая подлинно конструктивистская вещь - Дом текстилей - явно связана преемственностью с проектом Дома Советов в Брянске, который как бы нацелил творческие поиски И. Голосова в сторону конструктивизма. Симптоматичен и девиз этого конкурсного проекта - "Даешь архитектуру". Во второй половине 20-х годов проводится целый ряд конкурсов на областные и краевые Дома Советов. В двух из этих конкурсов И. Голосов получает первые премии, и его проекты реализуются - в Хабаровске (проект выполнялся совместно с Б. Улиничем) и в Ростове-на-Дону.

Конкурс на проект Дома Советов в Хабаровске проводился в 1928 г. Для строительства был отведен угловой участок, вытянутый вдоль одной из главных улиц города. Как и в программе брянского Дома Советов, в программе Дома Советов для Хабаровска наряду с деловыми рабочими помещениями предусматривалось создание общественно-культурной части с большим залом.

Дом Советов в Хабаровске, 1928-1930. Конкурсный проект (фасад, перспектива), общий вид.

В 20-е годы во многих областных городах и столицах республик, в которых еще не было общегородских культурно-зрелищных или клубных зданий, при строительстве Домов Советов в них включали развитый культурно-общественный комплекс, принимавший на себя (как правило, временно) функции общегородского культурно-зрелищного и клубного центра. Этими обстоятельствами нередко определялось и объемно-пространственное решение Дома Советов, в частности, необходимо было создать условия для автономного функционирования деловой и общественно-культурной частей.

Дом Советов в Хабаровске, 1928-1930. Фрагмент.
Деловые помещения Дома Советов в Хабаровске И. Голосов размещает в четырехэтажном корпусе, расположенном на пересечении двух улиц. Общественно-культурную часть он делает двухэтажной и отделяет от деловой глубоким курдонером, через который на уровне второго этажа устраивает крытый переход. Общая объемно-пространственная композиция Дома Советов в конкурсном проекте И. Голосова очень сложна - различные по высоте и конфигурации корпуса, отступы второго этажа, полукруглый и прямоугольные выступы, крытые переходы, ажурная радиомачта с винтовой лестницей и т. д.

В процессе доработки принятого к строительству конкурсного проекта (что было, в частности, вызвано необходимостью увеличить общий объем здания) И. Голосов упростил объемно-пространственную композицию Дома Советов - исчезли обращенные на главный фасад выступы, крытые переходы, отступы этажей, мачта и т. д. Здание получило строгий, пожалуй, даже несколько официальный облик (особенно это относится к шестиэтажному деловому корпусу).

Краевой Дом Советов в Ростове-на-Дону (1930) включал по программе большое количество различных помещений. И. Голосов решает здание в виде сложной объемно-пространственной композиции. Деловые помещения он размещает в протяженных шестиэтажных корпусах, сгруппированных вокруг прямоугольного двора. Представительная и культурно-общественная части образуют главный фасад Дома Советов. На некотором отдалении от короткой стороны прямоугольника деловых корпусов на красную линию участка вынесены двухэтажные распластанные объемы малого (параллелепипед) и большого (цилиндр) залов, соединенные на уровне второго этажа поднятым на столбах остекленным переходом. Обе группы помещений (деловая и культурно-общественная части) соединены между собой двенадцатиэтажным корпусом, выходящим на главный фасад торцом (с лоджиями), в нижней части которого расположен главный вход в здание. Все корпуса Дома Советов связаны между собой коридорами и переходами.

Дом Советов в Ростове-на-Дону. Конкурсный проект, 1930. Перспектива, планы этажей.

Близок к этому проекту И. Голосова по общему подходу к созданию объемно-пространственной композиции его конкурсный проект Дома промышленности в Свердловске (1931). Программой предусматривалось создание грандиозного здания (600 тыс. м3) - штаба промышленности Урала, столицей которого считался тогда Свердловск. Дом промышленности должен был включать десятки трестов, управления, проектные организации, госбанк, выставку промышленности. В проекте И. Голосова в соответствии с требованиями функционального метода отдельные учреждения (или группы учреждений) выделены в самостоятельные корпуса, соединенные продольным восьмиэтажным корпусом, переходами и общими вестибюлями.

Дом промышленности в Свердловске. Конкурсный проект, 1931. Аксонометрия. Дом правительства в Алма-Ате. Конкурсный проект, 1928. Фасад.

В 1927 г. И. Голосов участвует в конкурсе на Дом правительства Казахской республики в Алма-Ате, а в 1928-1932 гг. по его проекту (со вместо с архит. Б. Мительманом и инж. С. Прохоровым) строится Дом правительства Калмыкии в Элисте. Это сравнительно небольшое по объему трехэтажное здание с повышенной шестиэтажной угловой частью стало общественно-политическим и композиционным центром вновь создававшейся в 20-е годы столицы Калмыкии. Вместе с другими сооруженными в тот же период общественными зданиями нового города (в том числе и по проектам И. Голосова - техникум, больница) Дом правительства определил облик центра Элисты. Это был один из немногих созданных в годы становления советской архитектуры центральных городских ансамблей, образованных из современных по архитектуре зданий. Среди вновь создавшихся общественных центров в столицах национальных республик в эти годы удалось завершить с сохранением стилистического единства всех построек лишь несколько. При этом наиболее удачными оказались те из них, которые создавались при активном влиянии творческой концепции одного автора. К таким комплексам можно отнести новые общественные центры в Алма-Ате (где роль "дирижера" играл М. Гинзбург), в Харькове ("дирижер" С.Серафимов), Элисте (И. Голосов).

Дом правительства в Элисте, 1928-1932. Перспектива, общий вид.

К началу страницы
Оглавление    Дома-коммуны, жилкомбинаты  Рабочие клубы и дворцы культуры