Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Селим Хан-Магомедов
М. Я. Гинзбург
1. Опубликован частями в пяти номерах журнала "Среди коллекционеров" за 1921-1924 гг.Вернуться в текст
2. "Архитектура СССР", 1935, № 3.Вернуться в текст


I. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ М. Я. ГИНЗБУРГА

Моисей Яковлевич Гинзбург родился в 1892 г. в Минске в семье архитектора. Восьми лет он поступает в подготовительный класс коммерческого училища. В школьные годы Гинзбург увлекается книгами по истории и искусству, много внимания уделяет рисованию и черчению- предметам, которым придавалось большое значение в училище Уже в годы учебы проявились многие склонности Гинзбурга: он берет уроки живописи у одного из местных художников, зарисовывает памятники архитектуры, участвует в школьном рукописном журнале "Звезда", где помещались рассказы Гинзбурга с его иллюстрациями, пишет декорации для школьных спектаклей. Однако решающее влияние на выбор Гинзбургом его будущей специальности оказала работа его отца, в которой он принимал участие уже в школьные годы.

После завершения среднего образования Гинзбург отправляется за границу, чтобы получить архитектурное образование. Там он некоторое время занимается в Парижской академии изящных искусств, затем в Тулузской архитектурной школе и, наконец, останавливает свои выбор на Миланской академии художеств. Италия покоряет молодого Гинзбурга своими архитектурными ансамблями, он много ездит по стране, зарисовывает и обмеряет памятники архитектуры, пытаясь попять принципы работы великих мастеров прошлого.

Преподавание в Миланской академии в те годы было основано на профессионально-цеховом взаимоотношении между профессорами и студентами. Общеобязательного же для всех студентов учебного режима в академии не было. Каждый преподаватель имел группу из 12- 15 студентов, которые под его руководством выполняли проекты и обмеры памятников архитектуры. Гинзбург попал в группу одного из наиболее талантливых профессоров Миланской академии Моретти, известного своими работами и за пределами Италии (первые премии в конкурсах на проекты здания парламента в Монтевидео и памятника Свободы в Буэнос-Айресе).

Академический подход к проектированию, основанный прежде всего на изучении классической архитектуры, не удовлетворял Гинзбурга. В своем итальянском дневнике он писал: "Подлинное творчество художника - это раскрытие того, что носишь в своей душе. Художник не помещается в рамках застывших канонов и традиций, он непрерывно ищет и открывает новые пути для творчества".

И молодой студент все больше задумывается над путями развития временной архитектуры. Внимательно следит за тем, что происходит и европейской архитектуре и искренне увлекается модерном. В этом течении Гинзбурга привлекают поиски нового стиля и стремление художественно осмыслить новые материалы и конструкции. Хотя в Миланской академии модерн находился под строгим запретом, М. Я. Гинзбург делает один из своих студенческих проектов - виллу для художника, подражая этому стилю, что вызвало недовольство профессора Моретти. Большое впечатление произвели на Гинзбурга работы Райта, о которых он узнал незадолго до отъезда из Милана. Но вот кончились годы учебы, и в 1914 г. Гинзбург возвращается на родину с дипломом художника-архитектора.

В Миланской академии Гинзбург получил основательную художественную подготовку, но необходимых для современного архитектора технических знаний у него не было, ибо в академии не изучались технико-математические дисциплины. Пытаясь восполнить пробелы в своем образовании, еще в Милане Гинзбург занимался в местном политехникуме, а вернувшись в Россию, он вновь садится на студенческую скамью. Гинзбург поступает на архитектурное отделение Рижского политехникума, находившегося в годы войны в Москве, и через три года получает второй диплом, на этот раз инженера-архитектора. За годы учебы в политехникуме он много читает, думает, но отсутствие необходимого опыта сказывалось на его взглядах и симпатиях. А симпатии эти по-прежнему адресованы модерну. Это хорошо видно на первом самостоятельном произведении Гинзбурга - особняке в Евпатории, в котором классические традиции причудливо сочетаются со стилистическими чертами модерна и формами райтовских "домов прерий". По предложению заказчика молодой архитектор едет в Крым, чтобы на месте руководить осуществлением своего первого проекта. В Крыму Гинзбург прожил четыре года, занимаясь архитектурно-строительной практикой. Он много и мучительно размышляет в эти годы над судьбами современной архитектуры.

Особняк в Евпатории. Фасад.
На формирование творческих взглядов молодого архитектора большое влияние оказало народное зодчество Крыма, изучению которого он посвящал много времени. Гинзбург возглавляет вновь организованный в Крыму Отдел охраны памятников искусства и архитектуры, делает многочисленные зарисовки и обмеры, восторгаясь мастерством безвестных народных мастеров. Результатом этой работы явился первый научный труд Гинзбурга "Татарское искусство в Крыму"1 1

"Период с 1917 по 1920-1921 гг., - писал впоследствии М. Я. Гинзбург, - является для меня периодом внутренней борьбы с традициями и канонами сугубо классической школы, усвоенной мною в Италии.

... борьба эта была очень трудной и в первые годы после революции протекала стихийно. Никаких сколько-нибудь заслуживающих внимание сооружений и проектов этот период не дал"2.

В 1921 г. в Москву приезжает никому неизвестный молодой архитектор, но проходит всего два-три года и имя М. Я. Гинзбурга знает уже каждый советский архитектор.

Это были годы, когда существовали различные творческие направления и школы. Одно из наиболее влиятельных направлений, которое объединяло многих опытных архитекторов, чьи творческие принципы сформировались еще до 1917 г., ориентировалось на использование и возрождение классических и национальных традиций. Здесь были поклонники и итальянского Возрождения, и русского классицизма, и древнерусской архитектуры. Их произведения, как правило, носили на себе следы стилизации и эклектики, редко отличаясь новаторскими поисками.

Другое творческое направление, боровшееся с эклектикой, объединяло главным образом молодых архитекторов.

Первые годы в Москве Гинзбург почти целиком посвящает научно-педагогической деятельности и уже в 1923 г. становится профессором ВХУТЕМАСа по кафедрам истории архитектуры и теории архитектурной композиции. Одновременно он преподает в Московском высшем техническом училище и утверждается действительным членом Российской академии художественных наук. Во главе экспедиции этой академии выезжает в Среднюю Азию для изучения памятников архитектуры Бухары. Проработав там несколько месяцев, он создает местный музей старины и искусства.

В 1925 г. по командировке академии Гинзбург едет в Турцию для изучения памятников византийского и мусульманского зодчества.

В 1923 г. выходит в свет первый теоретический труд Гинзбурга - книга "Ритм в архитектуре". Эта книга послужила началом большой теоретической работы Гинзбурга, целью которой было объединение архитектурных сил, способных повести решительную борьбу с эклектиками. В 1923 г. М. Я. Гинзбург делает попытку объединить сторонников нового направления архитектуры вокруг ежемесячника Московского архитектурного общества (МАО) журнала "Архитектура", в котором он был ответственным редактором. Он пишет для журнала редакционные статьи: "Старое и новое" и "Эстетика современности". Однако журнал (как и МАО) объединял слишком различных по убеждениям архитекторов и вскоре прекратил свое существование.

В 1923-1924 гг. М. Я. Гинзбург выступает в Московском архитектурном обществе и Российской академии художественных наук с докладами о путях развития современной архитектуры. На основе этих докладов он пишет изданную в 1924 г. новую книгу "Стиль и эпоха".

Обложка книги "Стиль и эпоха".
Эти работы М. Я. Гинзбурга сыграли значительную роль в разработке теоретической платформы конструктивизма первой половины 20-х годов и в подготовке организационного объединения архитекторов-новаторов.

Научная и педагогическая работа почти не оставляла времени Гинзбургу для проектирования. Однако уже в эти годы он начинает все активнее участвовать в архитектурной жизни как практик. В своих проектах, как и в теоретических трудах, он искал новые пути развития архитектуры, придавая, в частности, большое значение современной технике и промышленной архитектуре.

Первым осуществленным произведением М. Я. Гинзбурга после переезда его в Москву был павильон Крыма на Сельскохозяйственной выставке 1923 г. Гинзбург придал внешнему облику павильона черты национального своеобразия. Здесь архитектор еще не отказывается от приемов стилизации под архитектуру прошлого. Впрочем среди также построенных в духе стилизации павильонов других национальных республик павильон Крыма выделялся тем, что в основу формирования "национального" своеобразия его внешнего облика были положены не традиции культовой или дворцовой архитектуры прошлого, а композиционные приемы и архитектурные формы народного жилища.

В созданном почти одновременно с павильоном Крыма конкурсном проекте Дворца труда (1923 г.) нашли отражение характерные для архитектуры тех лет романтика и символическая динамика. В дальнейшем поиски новых путей развития архитектуры Гинзбург ведет в другом направлении, акцентируя внимание на решении функционально-конструктииных задач. Это сказалось, например, на выполненном им в 1924 г. конкурсном проекте советского павильона на Международной выставке в Париже (1925 г.).

Дворец труда. 1923 г. (конкурсный проект). Перспектива со стороны главного входа.
В 1925 г. А. А. Веснин и М. Я. Гинзбург организуют Объединение современные архитекторов (ОСА), ядро которого образовали складывавшаяся еще в 1922-1924 гг. архитектурная группа ЛЕФа (А. Веснин, М. Барщ, А. Буров, И. Соболев, Н. Красильников и др.) и группа последователей М. Гинзбурга и студентов МВТУ (В. Владимиров, Г. Вегман, Г. Орлов, А. Пастернак и др.). Начиная с 1926 г. ОСА издает свой журнал "Современная архитектура" (СА), ответственными редакторами которого были руководители ОСА А. А. Веснин и М. Я. Гинзбург.

Творческое направление работы архитекторов, объединенных в ОСА, известно в советской архитектуре под именем конструктивизма. Лидером этого направления по праву считается А. А. Веснин, который еще в 1922 г. в своем "кредо", поданном в ИНХУК (Институт художественной культуры), сформулировал принципы раннего конструктивизма.

В дальнейшем большой вклад в разработку теоретической платформы конструктивизма внес М. Я. Гинзбург.

На страницах журнала "Современная архитектура" Гинзбург публикует ряд теоретических статей, продолжая борьбу за подлинно современную советскую архитектуру. В отличие от теоретических работ первой половины 20-х годов, посвященных в основном проблемам архитектурной композиции и стиля, в этих статьях главное внимание уделяется функциональному методу проектирования и социальным проблемам советской архитектуры.

В эти годы Гинзбург создает большое количество проектов (среди которых много конкурсных): Дом текстилей, крытый рынок, здания Оргаметалла и Русгерторга в Москве, Дом Советов в Махачкале, Дом правительства в Алма-Ате. Эти работы носят на себе следы поисков нового стиля. Они интересны и как примеры поисков новых типов здании, нового подхода к решению функциональных задач, применения современных конструкций и строительных материалов, использования новых средств художественной выразительности. Некоторые из этих проектов (например, Дом правительства в Алма-Ате) были осуществлены в натуре.

В это же время Гинзбург начинает работать и в области жилищного строительства. В 1926 г. по его проекту строится жилой дом на Малой Бронной в Москве, в 1927 г. Гинзбург создает проект дома-коммуны, а в 1928 г. приступает к большой работе над проблемами массового жилищного строительства в государственных проектных органах (Стройкоме РСФСР, Госплане РСФСР и Гипрогоре). Формирование творческих принципов Гинзбурга во многом складывалось в ходе этой деятельности. Опыт пятилетней работы, которая велась под руководством Гинзбурга большой группой архитекторов, инженеров, экономистов и гигиенистов, был частично обобщен в сборнике "Типовые проекты и конструкции жилищного строительства на 1930 год" и подробно изложен М. Я. Гинзбургом в ряде статей и в изданной в 1934 г. книге "Жилище".

Работа над проблемой жилища включала в себя разработку новых типов жилых домов и отдельных ячеек, вопросы типизации и стандартизации жилищного строительства, использования новых материалов и индустриализации строительства, проблемы планировки жилых комплексов и районной планировки. Эта работа заложила основы углубленной разработки проблемы жилищного строительства в советской архитектуре и до сих пор сохраняет свое практическое значение. В процессе разработки проблем нового типа жилья группа архитекторов под руководством Гинзбурга создала экспериментальные проекты жилых домов, в числе которых построенный в 1928-1930 гг. дом на Новинском бульваре (ныне ул. Чайковского) в Москве.

Для характеристики творчества Гинзбурга значительный интерес представляет проект застройки Черниковского промышленного района близ Уфы, где комплексно решались задачи размещения промышленности и жилья.

Много споров вызвал в свое время конкурсный проект "Зеленого города", созданный М. Я. Гинзбургом совместно с арх. М. О. Барщем. В этом проекте ярко проявилось увлечение Гинзбурга дезурбанистическими идеями. По проекту предполагалось создать в окрестностях Москвы обширный жилой район с группами домов, размещенными среди природы, вдоль шоссейных дорог.

В первой половине 30-х годов Гинзбург во главе большого коллектива архитекторов разработал проект районной планировки Южного берега Крыма, а затем проект детальной планировки района Ялта - Мисхор - Алупка. Это первый научно разработанный проект подобного рода, оказавший впоследствии значительное влияние на советское градостроительство.

Прекрасный организатор и обаятельный человек, Гинзбург, как правило, работал в большом коллективе. Он всегда был окружен учениками и соратниками, увлеченными, как и он, общим делом. Постепенно вокруг Гинзбурга сформировался коллектив архитекторов, многие из которых в середине 20-х годов составляли костяк ОСА. Вместе они работали над проблемами жилища и социалистического расселения, проектировали санаторий в Кисловодске, создавали проект районной планировки Южного берега Крыма. Авторский коллектив с годами менялся, одни уходили, другие включались в работу, но все, кто работал вместе с Гинзбургом, в той или иной степени не избежали влияния его постоянно ищущей творческой натуры. М. О. Барщ и В. Н. Владимиров, Л. Л. Пастернак и Г. А. Зундблат, И. И. Леонидов и Г. Г. Вегман, И. Ф. Лисагор и И. Ф. Милинис, К. Н. Афанасьев и С. Е. Вахтангов, Е. М. Попов и В. В. Калинин и многие другие участвовали под руководством Гинзбурга в коллективной авторской работе.

В 1933 г., когда были организованы планировочные мастерские, одну из них возглавил М. Я. Гинзбург. Затем эта мастерская была передана Наркомтяжпрому. В 1935 г. коллектив этой мастерской во главе с Гинзбургом приступает к созданию одной из лучших среди построенных в нашей стране здравниц - санатория им. Орджоникидзе в Кисловодске, а в 1937 г. создает типовые проекты жилых домов с учетом полной сборности строительства и механизации всех строительных процессов.

Много сил Гинзбург от дает созданию конкурсных проектов, где он чаще всего выступает один (иногда с соавтором). В 30-х годах Гинзбург участвует в конкурсах на Дворец Советов, театр им. В. И. Немировича-Данченко в Москве, Большой синтетический театр в Свердловске, Парк культуры и отдыха в Москве, павильон на Всемирной парижской выставке 1937 г., дом "Известий", здание Наркомтяжпрома и др. В эти же годы он работает над проектами жилого района Красный Камень в Нижнем Тагиле и парка на горе Давида в Тбилиси.

Не оставляет Гинзбург и теоретической работы. Он много выступает в печати с критикой эклектики и некритического отношения к наследию, призывает советских архитекторов использовать в своей работе достижения современной техники и развивать типовое проектирование.

Активное участие принимает Гинзбург и во вновь созданном Союзе советских архитекторов сначала как член оргкомитета, а затем как член правления. На первом съезде Союза архитекторов Гинзбург выступает с докладом "Об индустриализации жилищного строительства". В 1939 г. М. Я. Гинзбург был утвержден в числе первых 20 виднейших советских архитекторов действительным членом Академии архитектуры СССР. Продолжая большую творческую работу, он возглавил в академии авторский коллектив, работающий над созданием многотомного капитального труда "Всеобщая история архитектуры", и являлся одним из основных авторов и главным редактором вышедшего при его жизни первого тома издания ("Архитектура древнего мира").

В годы Великой Отечественной войны М. Я. Гинзбург возглавляет в Академии архитектуры сектор типизации и индустриализации строительства, а в 1943 г. проектирует и строит жилой поселок для горняков.

В этот период, когда перед страной встала неотложная задача - восстановление разрушенных фашистскими оккупантами только что освобожденных городов и сел нашей страны, в Академии архитектуры создаются творческие коллективы по разработке проектов восстановления крупнейших городов страны. Во многих из этих проектов нашли отражение противоречия, свойственные в тот период советской архитектуре, что сказалось, например, в стремлении создавать в первую очередь парадные ансамбли. В какой-то степени это отразилось и на работе М. Я. Гинзбурга, мастерская которого разрабатывала проект восстановления Севастополя и других городов Южного Крыма.

М. Я. Гинзбург искренне увлекся задачей создать новый облик города-героя Севастополя. Он сделал много вариантов планировки центральной части города, сохраняя в то же время его исторически сложившуюся структуру. По проекту предполагалось расширить центральные улицы, создать новые бульвары и приморский парк. Вблизи здания старой севастопольской панорамы была запроектирована "Площадь двух оборон". На этой площади он предлагал создать ансамбль - увенчанный скульптурой обелиск "Победа", здание панорамы "Оборона Севастополя в Великой Отечественной войне" и Музей армии и флота. М. Я. Гинзбург не успел довести до конца работы по созданию проекта восстановления Севастополя. Наиболее близок к завершению был проект новой панорамы и обелиска на "Площади двух оборон".

Не успел закончить М. Я. Гинзбург и работу над двумя новыми санаториями в Кисловодске и Ореанде, строительство которых было завершено уже после его смерти при значительном изменении первоначальных проектов в сторону "обогащения" их внешнего облика.

Умер М. Я. Гинзбург в 1946 г. в расцвете творческих сил. В последние годы жизни он приступил к капитальному теоретическому труду, посвященному основным проблемам архитектурного творчества, который должен был состоять из двух томов каждый объемом 50-70 печатных листов. В первом томе М. Я. Гинзбург предполагал осветить творческий процесс архитектора, природу и средства архитектуры. Второй том посвящался архитектурной композиции и проблемам стиля и архитектуре. М. Я. Гинзбург успел закончить лишь один раздел этого большого труда - "Тектоника", отдельные главы которого были опубликованы еще при жизни автора.

К началу страницы
Оглавление    Введение  II. М. Я. Гинзбург - теоретик