Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Селим Хан-Магомедов
Архитектура советского авангарда

Книга вторая
Социальные проблемы

1. Мельников К. С. Город рационализированного отдыха // Строительство Москвы. - 1930. - № 3. - С. 20-25. Вернуться в текст
2. Фридман Д. Ф. Социалистический лесной курорт // Там же. - С. 25. Вернуться в текст
3. Ладовский Н. Город отдыха и социалистического быта // Строительство Москвы. - 1930. - № 3. - С. 9-10. Вернуться в текст


Глава 9. Спорт, отдых, зравоохранение

4. Конкурс на проект Зеленого города

В 1929-1930 гг. был проведен конкурс на город отдыха в зеленой зоне Москвы. Идея создания такого места отдыха, которое получило название Зеленого города, широко обсуждалась в печати и вызвала большой общественный резонанс. Зеленый город рассматривался не просто как место отдыха, а как некая модель жилищного комплекса будущего, где жители Москвы в процессе отдыха приобщаются к новому типу обобществленного быта.

Был выбран один из лучших по своим природным достоинствам участок недалеко от Москвы (вблизи электрифицировавшейся железной дороги) в 15 тысяч гектаров, из которых 11 тысяч - охранная лесная зона. По предварительным расчетам Зеленый город должен был обслуживать 100 тысяч человек. По программе конкурса Зеленый город состоял из нескольких районов, каждый из которых имел специальное назначение: центральная часть с учреждениями общественного обслуживания, культурно-просветительная, физкультурная, жилищная, лечебно-профилактическая, детская, а также кооперативно-строительная группа для постоянного населения (работающих в Зеленом городе). Кроме того, планировалось организовать образцовый колхоз (пять тысяч человек населения) для снабжения Зеленого города продуктами.

Конкурс был заказной - было представлено четыре проекта: Н. Ладовского, К. Мельникова, М. Гинзбурга и М. Барща, Д. Фридмана. Проекты были совершенно разными - каждый автор демонстрировал свою концепцию, яркому проявлению которой способствовала сама необычность заказа.

Мельников назвал свой проект "Городом сонной архитектуры", положив в его основу идею рационализировать отдых за счет сна. В своих воспоминаниях он писал: "И теперь, если я слышу что для нашего здоровья нужно питание, я говорю - нет - нужен СОН. Все говорят, отдыху нужен воздух, опять не это - я считаю, что без сна воздух бессилен восстановить наши силы... Торжествующему СНУ я проектирую Дворцы-палаты из пяти видов воздействия через: ФИЗИКУ - давления и влажности воздуха, водяных потоков с массажем до чесания пяток; ТЕРМИческих палат - от жары русских каменок до ледяных морозов; ХИМИЮ - ароматы лесных массивов, лугов, душистого сена, весны, осени; МЕХАНИКУ - с ложами в движениях кручения, дергания, качания, опрокидывания; ПСИХИКУ - шум листьев, морского прибоя, грозы, соловьи, чтение, музыку... Проект позабавил врачей, и в настоящее время медицина приближает свои методы к сну, как к целебному источнику... и я верю, что я не так далек со своим проектом и скоро к науке с техникой придут на помощь поэт и музыкант, и с ними человек, и завершат мою мечту построить СОНную СОНату".

Ориентация на сон как основу отдыха сказалась и на том, что Мельников большое внимание в своем проекте уделил спальным корпусам. В пояснительной записке к проекту он писал: "В ближайшее время необходимо устройство 12 таких корпусов, с вместимостью каждого до 4000 единовременно спящих. Наипростейшей с архитектурной стороны... является, конечно, общая палата-спальня...

Главными недостатками этого архитектурного типа явились: шум наполнения палаты, проход к соседней кровати, шум соседа, разговоры ближние и дальние, наконец, храп спящих и пр., и т.п. Все эти отрицательные явления чисто звукового, шумового происхождения. Уничтожение их возможно, во-первых, наиболее трудным путем, путем изоляции; во-вторых, путем заглушения неорганизованных шумов шумами организованными, влияющими на человека не с отрицательной стороны, а с положительной. Этими организованными шумами владеет то искусство, которое мы называем музыкой.

Исходя из этих предпосылок мы и предлагаем строить тип здания казармы, палаты-спальни, но строить коллективом, общими усилиями и знаниями различных специалистов: музыкантов, врачей, архитекторов и проч. Рассчитывая именно на эти коллективные усилия и знания различных технических единиц, мы и запроектировали ту часть работы, которая касается архитектора и которая выразилась в проекте сонно-концертного корпуса "СОНная СОНата".

Этот корпус запроектирован с учетом всех акустических особенностей. Он состоит из двух частей, каждая из которых имеет два зала. Эти части соединены в центре здания обслуживающими помещениями (кабинок для переодевания, душей, уборной и умывальных). На концах корпуса устроены специальные звуковые раковины, предназначающиеся для транслирования в залы-спальни симфоний и звуковых имитаций, которыми могут явиться: шелест листьев, шум ветра, журчанье ручья и т.п. звуки природы"1.

К. Мельников. Зеленый город. Конкурсный проект. 1929-1930. Вокзал-курзал (фасад) К. Мельников. Зеленый город. Конкурсный проект. 1929-1930. Вокзал-курзал (разрез)

К. Мельников. Зеленый город. Конкурсный проект. 1929-1930. Корпус спальных зал (макет) К. Мельников. Зеленый город. Конкурсный проект. 1929-1930. Корпус спальных зал (фасад)

К. Мельников. Зеленый город. Конкурсный проект. 1929-1930. Корпус спальных зал (план первого и второго этажей, разрез) К. Мельников. Зеленый город. Конкурсный проект. 1929-1930. Генеральный план всего комплекса

К. Мельников. Зеленый город. Конкурсный проект. 1929-1930. Корпус служащих (фасад, план первого и второго этажей, разрез) К. Мельников. Зеленый город. Конкурсный проект. 1929-1930. Корпус служащих (перспектива коридора-галереи и первого этажа)

К. Мельников. Зеленый город. Конкурсный проект. 1929-1930. Гостиница на 88 номеров (фасад, план, разрез) К. Мельников. Зеленый город. Конкурсный проект. 1929-1930. Гостиница на 88 номеров (макет жилой ячейки в натуральную величину)

К. Мельников. Зеленый город. Конкурсный проект. 1929-1930. Гостиница на 88 номеров (разрез, планы и перспектива интерьера номера) К. Мельников. Зеленый город. Конкурсный проект. 1929-1930. Гостиница на 88 номеров

К. Мельников. Зеленый город. Конкурсный проект. 1929-1930. Туристский павильон (перспектива, фасады, планы) К. Мельников. Зеленый город. Конкурсный проект. 1929-1930. Туристский павильон (план, фасад)

Территория Зеленого города в проекте Мельникова заключена в кольцо транспортных магистралей и делится на секторы: лес, угодья, сады и огороды, зоопарк, детский городок, общественный сектор. В центре Институт человека. Спальные корпуса расположены по кольцу, в основном на территории лесного массива. Гуляющих в зеленом массиве отдыхающих обслуживают передвижные рестораны, библиотеки, платформы со спортинвентарем и т. д.

Кроме спальных корпусов на территории Зеленого города предусмотрены различные сооружения: вокзал-курзал, гостиницы, туристские павильоны, жилые корпуса для служащих и др. Каждый из этих типов сооружений в проекте Мельникова представляет собой оригинальное архитектурное произведение. Он создает по существу проекты новых типов зданий: вокзал-курзал (совмещение функций транспортного и культурно-зрелищного сооружения); жилой корпус для служащих (ряды 150 жилых ячеек примыкают с боков и сверху к двухсотметровой по длине галерее быта, куда выходят двери жилых ячеек, лестницы с верхнего этажа и общественные помещения: библиотека, детская, буфет и т.д.); здание районной гостиницы (предложен новый прием пространственной организации номеров-ячеек: пол каждой из них расположен на трех плоскостях-уступах, также уступами поднимается и потолок); два типа павильонов для туристов (в виде шатра и в виде перевернутой трапеции).

В проекте Д. Фридмана Зеленый город трактуется как лесной курорт. Автор комбинирует большую часть сооружений из стандартных элементов (жилые ячейки, целые звенья ячеек в виде повторяющегося элемента). В отличие от Мельникова Фридман запроектировал для каждого отдыхающего или для семьи изолированную индивидуальную спальную ячейку или квартиру, считая, что необходимо сочетать "возможность полного уединения и общения между отдыхающими"2.

М. Гинзбург и М. Барщ, как уже отмечалось выше (в разделе о дезурбанизме), в своем проекте отошли от программы и рассматривали Зеленый город как часть линейного расселения, хотя в их проекте было много интересных предложений и по организации отдыха (стадионы, летние и зимние туристские павильоны и т.д.).

Для осуществления был отобран проект Н. Ладовского, которому и поручили разрабатывать проект застройки Зеленого города. Кроме того, всем четырем конкурентам была дана возможность проверить предложенные в их проектах жилые ячейки в выполненных в натуральную величину макетах. Проектирование и строительство Зеленого города развернулось в 1930-1931 гг. В биографии Ладовского это было второе большое реальное дело, которое он начал практически осуществлять с группой выпускников своей мастерской по ВХУТЕИНу - учеников третьего поколения. Но так же, как и с первым практическим начинанием, - Международным Красным стадионом (который Ладовский проектировал со своими учениками первого поколения) - с Зеленым городом произошла аналогичная история: Ладовский выиграл в 1930 г. закрытый конкурс на проект Зеленого города, ему было поручено разрабатывать окончательный проект, была выделена территория для строительства, создана проектная организация во главе с Ладовским, привлеченные им его ученики по ВХУТЕИНу проектировали отдельные объекты, разрабатывались рабочие чертежи основных сооружений и завозились материалы для них, частично была построена центральная лыжная станция, были построены в натуральную величину макеты ряда типовых жилых ячеек, прокладывались дороги, было создано акционерное общество "Зеленый город", выходила даже газета "Зеленый город", о проектировании и строительстве Зеленого города публиковались многочисленные статьи в газетах и в различных журналах ("Строительство Москвы", "Искусство в массы", "Революция и культура", "Смена", "Строительная промышленность" и др.), о Зеленом городе писали Н. Крупская и М. Кольцов, московский Зеленый город вызвал в стране целое движение за создание Зеленых городов (как мест отдыха трудящихся). И все это в начале 1931 г. было на полном ходу приостановлено (после подведения итогов градостроительной дискуссии).

В проект Зеленого города Ладовский вложил много творческих сил. Этот проект как бы сконцентрировал в себе результаты его поисков и в области объемно-пространственной композиции, и в области градостроительства. Вот как Ладовский изложил свою концепцию, положенную в основу планировочной структуры его конкурсного проекта:

"Зеленый город по мысли рабочих организаций, являющихся учредителями его, должен явиться городом отдыха и проводником социалистических форм организации быта и воспитания для трудящихся. Вместе с тем:

а) Зеленый город является местом не постоянного жительства, а лишь более или менее временного пребывания и является таким образом как бы обширным курортом;

б) Зеленый город не примыкает к какому-либо специальному производственному комбинату и обслуживает рабочих различных производств;

в) территория З. Г. пересекается с территорией, занятой под агрокультуру.

Д. Фридман. Зеленый город. Конкурсный проект. 1929-1930. Генплан всего комплекса Д. Фридман. Зеленый город. Конкурсный проект. 1929-1930. Районная гостиница (план, разрез, макет)

Д. Фридман. Зеленый город. Конкурсный проект. 1929-1930. Ячейка районной гостиницы {макет в натуральную величину) Д. Фридман. Зеленый город. Конкурсный проект. 1929-1930. Районная гостиница из стандартных ячеек (план)

М. Барщ и М. Гинзбург. Зеленый город. Конкурсный проект. 1929-1930. Летний и зимний туристские павильоны (аксонометрия, план, разрез, фасад) Н. Ладовский. Зеленый город. Конкурсный проект. 1929-1930. Туристский павильон на двоих - "вигвам" (макет)

Н. Ладовский. Зеленый город. Конкурсный проект. 1929-1930. Туристский павильон на двоих - "вигвам" (макет в натуральную величину) Н. Ладовский. Зеленый город. Конкурсный проект. 1929-1930. Туристский павильон на двоих - "вигвам" (разрез)

Н. Ладовский. Зеленый город. Конкурсный проект. 1929-1930. Генплан всего комплекса Н. Ладовский. Зеленый город. Конкурсный проект. 1929-1930. Вокзал-курзал (аксонометрия)

Н. Ладовский. Зеленый город. Конкурсный проект. 1929-1930. Вокзал-курзал (план первого этажа) Н. Ладовский. Зеленый город. Конкурсный проект. 1929-1930. Центральная гостиница (перспектива)

Н. Ладовский. Зеленый город. Конкурсный проект. 1929-1930. Центральная гостиница (план первого этажа) Н. Ладовский. Зеленый город. Конкурсный проект. 1929-1930. Районная гостиница (макет всего здания)

Н. Ладовский. Зеленый город. Конкурсный проект. 1929-1930. Районная гостиница (макет в натуральную величину жилой ячейки) В. Калмыков. Зеленый город. Дипломный проект. ВХУТЕИН (мастерская Н. Ладовского). 1929-1930. Генплан

В. Калмыков. Проект туристского павильона в Зеленом городе (руководитель мастерской Н. Ладовский). 1930-1931. Макет А. Каплун. Проект оранжереи в Зеленом городе (руководитель мастерской Н. Ладовский 1930-1931. Макет

Эти особенности требуют от планировщика такого подхода к решению задачи создания конструктивной планировочной схемы, который не имеет образцов в прошлом и настоящем и вместе с тем должен дать наиболее жизненный, эластичный и экономический прием решения.

Первый вопрос, который необходимо разрешить, это приблизить З. Г. к рабочему потребителю - к Москве... Помимо электрификации ж.д. необходимо предвидеть и аэросвязь. Но наиболее жизненным в настоящих условиях должен оказаться пассажирский автотранспорт, поэтому на организацию его обращено особое внимание. Основным стержнем планировки является ось "автострады", которая вводится в центр З. Г., пересекая город в середине и обслуживая все районы Зеленого города...

В пределах, доступных планировке в проекте, трасса автострады представляет прямую, идущую по меридиану С-Ю...

Необходимо сочетать город отдыха с агроцентрами на месте теперешних деревень так, чтобы районы отдыха представляли целостную систему и могли свободно развиваться без необходимости вытеснять агроиндустрию, точно так же, как последняя при своем развитии не должна входить в конфликт с городом...

Районы отдыха имеют тупиковые петлевые проезды и связаны друг с другом и с административным и хозяйственным центрами по главной магистрали. Это дает возможность избежать транзитного движения в другие районы и вместе с тем по кратчайшему пути соединять район с вокзалом, аэродромом, автострадой и прочими центрами З. Г. Развитие районов отдыха З. Г. может происходить и на восток и запад точно так же, как и развитие агроцентров без взаимного столкновения. Развитие всего города может происходить по меридиану С-Ю. В общем все развитие осуществляется в проекте по принципу, напоминающему рост дерева, - от магистрали "ствола", разветвляясь к периферии - тупикам"3.

Ладовский много внимания уделял тому, чтобы все элементы планировочной структуры могли развиваться, не мешая друг другу.

К автомагистрали в центре Зеленого города примыкает большая площадь, объединяющая все виды пассажирских станций, включая вокзал. Здесь же размещены различные общественные здания (универмаг, почта и др.). Вблизи этой площади расположены центральная гостиница, зимний лагерь, дома отдыха. В каждом районе Зеленого города запроектированы спортивные площадки с бассейнами для плавания, расположенными среди зелени. Особо выделен детский городок.

С учетом планировавшегося быстрого строительства первой очереди этого города отдыха Ладовский предусмотрел для всех зданий единую конструкцию - деревянный каркас с двухсторонней обшивкой термолитом.

Уже на стадии конкурсного проекта Ладовский запроектировал все основные объекты Зеленого города. Наиболее значительные из них: вокзал-курзал и центральная гостиница. Вокзал-курзал представлял собой сложное комплексное сооружение, объединяющее функции пассажирского железнодорожного вокзала и клуба. Вокзал имел шесть путей, поперек которых, над ними, размещены ресторан и большой зал ожидания. Курзал включает в себя киноконцертный зал на 800 мест, расположенный на втором этаже спортивный зал, к которому ведет специальный пандусовый подъезд для автомобилей в виде "восьмерки" в плане, и корпус с помещениями для работы кружков.

Центральная гостиница запроектирована на 426 номеров на одного и двух человек. В плане это полукольцо, к которому примыкает круглый корпус, где расположены общественные помещения. В основном полукруглом корпусе первый этаж имеет широкий боковой коридор, а второй этаж - центральный. На плоской крыше расположены летние номера.

Районная гостиница рассчитана на 87 номеров. Это двухэтажное прямоугольное здание с круглым в плане общественным корпусом.

Оригинально решен и туристский павильон на двоих в зимнем лагере. Это круглый в плане двухэтажный павильон, крытый вытянутым куполом - своеобразный вигвам.

Когда развернулось реальное проектирование Зеленого города, ряд интересных проектов конкретных объектов создали ученики Ладовского, некоторые из которых под его руководством делали во ВХУТЕИНе дипломные проекты на тему "Зеленый город" (на том же участке).

К началу страницы
Содержание    9.3. Дома отдыха, санатории, курорты, турбазы  9.5. Больницы