Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Селим Хан-Магомедов
Архитектура советского авангарда

Книга вторая
Социальные проблемы

1. Таганай Б. В Парке культуры и отдыха в день открытия // Рабочий клуб. - 1928. - № 9-10. - С. 67-69. Вернуться в текст
2. П. Н. Памятник эпохи // Даешь. - 1929. - № 4. - С. 6-10. Вернуться в текст
3. Н. Г. По примеру Москвы (о парках культуры и отдыха) // Рабочий клуб. - 1928. - № 8-10. - С. 53-56. Вернуться в текст


Глава 9. Спорт, отдых, зравоохранение

2. Парки культуры и отдыха

Уже в первые годы советской власти были открыты для всех граждан парки, сады и скверы, ранее находившиеся в частном владении. В процессе благоустройства общественных парков, в ходе разработки клубных и спортивных комплексов постепенно формировался новый тип городского паркового комплекса - парк культуры и отдыха.

Своеобразной экспериментальной лабораторией, на базе которой отрабатывались программа нового типа парка и приемы функционально-планировочной организации его территории, стал Центральный парк культуры и отдыха в Москве. Под парк отводилась обширная территория по обоим берегам Москвы-реки, включающая территорию выставки 1923 г., Нескучный сад, Ленинские горы и Лужники. Предполагалось, что парк должен включать в себя спортивную базу, военный городок, клубные объекты, художественно-зрелищный сектор, детский городок, учреждения общественного питания, зоны спокойного отдыха и т. д. Работа по созданию парка по полной программе планировалась на ряд лет. Однако рабочая общественность города, как сообщалось в печати, потребовала, не ожидая окончания всех работ, открыть парк уже в 1928 г. Вот каким был тогда этот парк:

"Даже поверхностное ознакомление с Парком в день его открытия... говорит за то, что взято верное направление и нужный размах. Осуществлено уже многое, что и сейчас делает Парк заманчивым местом для массы во всех ее возрастах, начиная с грудного ребенка и кончая седовласым дедом. Главный вход в Парк... через обширный павильон. Здесь много киосков с литературой, справочные бюро, телефоны-автоматы, парикмахерская и читальня с удобными плетеными диванами и креслами...

К. Мельников. Проект фонтана в Центральном парке культуры и отдыха в Москве. 1929. Перспектива, план, фасад К. Алабян. Парк культуры и отдыха в Москве. ВХУТЕИН (мастерская Н. Ладовского). 1929. Детский городок. Дошкольный сектор аксонометрия

К. Алабян. Парк культуры и отдыха в Москве. ВХУТЕИН (мастерская Н. Ладовского). 1929. Детский городок. Ясли (перспектива, план) М. Мазманян. Парк культуры и отдыха в Москве. ВХУТЕИН (мастерская Н. Ладовского). 1929. Входной пандус (перспектива)

М. Мазманян. Парк культуры и отдыха в Москве. ВХУТЕИН (мастерская Н. Ладовского). 1929. Павильон (перспектива) М. Мазманян. Парк культуры и отдыха в Москве. ВХУТЕИН (мастерская Н. Ладовского). 1929. Генплан

Л. Залесская. Парк культуры и отдыха в Москве. ВХУТЕИН (мастерская Н. Ладовского). 1929. Генплан (макет) Л. Залесская. Парк культуры и отдыха в Москве. ВХУТЕИН (мастерская Н. Ладовского). 1929. Перспектива (вид с Ленинских гор)

Огромная площадь быв. Сельскохозяйственной выставки разгрузилась от лишних павильонов. Оставшиеся и выстроенные вновь как-то теряются на большом зеленом поле, прорезанном широкими, усыпанными желтым песком дорожками. Десятки тысяч посетителей распылились по полю и только лишь частично заполнили его.

В ближайших павильонах - выставки и зрелища. Вот налево павильон выставки Моссовета и закрытый театр. Направо театр Красного Петрушки, большие павильоны для двух кино и летний открытый театр на несколько тысяч мест. Дальше чистое пространство - зеленеют газоны, желтеют дорожки. За ними павильоны клубной базы, закусочной МСПО и спортплощадка, в дальнем левом углу детский уголок.

Сюда, к спортплощадкам, клубной базе и детскому городку стекается вся масса пришедших в Парк. Здесь самое интересное...

На Москве-реке, к которой прилегает Парк, устроены водные станции и открыты купальни с бассейнами. По Парку раскиданы закусочные и столовые и палатки с фруктовыми напитками, эстрады для выступлений эстрадников"1.

В целом пресса восторженно оценивала сам факт создания в Москве первого парка культуры и отдыха. В нем видели принципиальную тенденцию в социалистической реконструкции городов. Вот, например, как оценивался это парк в одной из статей, озаглавленной "Памятник эпохи": "Парк является самым настоящим делом нашей эпохи... Парк должен разрешить ряд важнейших культурных задач эпохи. Он уже теперь... превратился в центр, стягивающий к себе сотни тысяч рабочих Москвы... Когда он будет архитектурно оформлен и культурно организован.., тогда он превратится в подлинный центр культурной работы всего города, организующий в нем всю культурную жизнь. Парк будет раскинут на громадном пространстве... Расширяясь, он будет изменять облик Москвы... Становясь архитектурным центром Москвы, Парк в какой-то громадной степени разрешает проблему города будущего... Развертывание парка займет два-три десятилетия. Все нынешние деревянные постройки будут снесены и заменены капитальными сооружениями. В Парке будут выстроены главнейшие культурные учреждения - самые большие театры, цирки, планетарии, выставочные помещения. Архитектура - на первом плане. Самая планировка Парка - дело архитектора. Архитектуре должны служить все остальные искусства... Парк станет грандиозным памятником эпохи... Работа Парка тесно связана еще с разрешением проблемы быта. В грандиозных масштабах поставлен вопрос об организации досуга сотен тысяч рабочих. Руководить распределением времени, занять сотни тысяч людей, дать им возможность отдохнуть и культурно развлечься, незаметно разрушить их мещанские привычки и традиции, научить их коллективно веселиться и радостно творить, систематически, на каждом шагу, без назойливого педантизма воспитывать в них нового человека (подчеркнуто мной. - С. Х.) - это ведь главнейшая задача организаторов и руководителей Парка. Все искусства должны обслужить эту задачу"2.

К проектированию и благоустройству парка привлекали виднейших представителей художественного авангарда.

В 1929-1932 гг. существовало проектное бюро ЦПКиО, которое возглавляли (в должности главного архитектора парка) сначала Л. Лисицкик а затем К. Мельников. В бюро работали выпускники ВХУТЕИНа Л. Залесская, М. Коржев, И. Кычаков, М. Прохорова и А. Коробов, которые проектировали малые архитектурные формы для парка.

Мельников разработал проект планировки партера парка, который выполнили в натуре, за исключением фонтана (он должен был размещаться в центре партера). Фонтан был задуман как грандиозная водно-пространственная композиция, которой, как писал в своих воспоминаниях Мельников, "никакие скульптурные формы... не нужны. Люди прогуливаются непосредственно под сверкающими струями воды". Архитектурными средствами решен только нижний уровень: обрамление квадратного в плане водоема (40x40 м) и круглых "медальонов" (диаметр 8 м) по его углам. Все остальное в композиции возложено на струи воды: из центра водоема вертикально вверх на 30 м бьет струя, а струи, бьющие несколько наклонно, на высоту 10 м. образуют в центре водоема водяной шатер. В этот шатер из угловых "медальонов" бьют четыре наклонные струи (на расстоянии 35 м), Образующие своеобразные водяные арки.

М. Жиров. Парк культуры и отдыха в Москве. ВХУТЕИН (мастерская А. Веснина). 1929. Перспектива (трибуны, подвесная дорога) М. Жиров. Парк культуры и отдыха в Москве. ВХУТЕИН (мастерская А. Веснина). 1929. Cхема генплана парка-кольца

И. Болбашевский. Парк культуры и отдыха в Москве. ВХУТЕИН (мастерская Н. Ладовского). 1929. Макет (генплан) Г. Крутиков. Киоск Моссельпрома в Центральном парке культуры и отдыха в Москве. 1929. Общий вид

В. Долганов. Парк культуры и отдыха в Москве. ВХУТЕИН (мастерская Н. Ладовского). 1929. Перспектива В. Долганов. Парк культуры и отдыха в Москве. ВХУТЕИН (мастерская Н. Ладовского). 1929. Схема связи отдельных районов города с парком

В. Долганов. Парк культуры и отдыха в Москве. ВХУТЕИН (мастерская Н. Ладовского). 1929. Перспектива С. Маторин. Парк культуры и отдыха в Москве. ВХУТЕИН (мастерская Н. Ладовского). 1929. Генплан

В 1929 г. во ВХУТЕИНе разрабатывались дипломные проекты на тему "Парк культуры и отдыха в Москве". Особую трудность представляли задачи удобной связи парка с районами Москвы и органичное включение различных сооружений в природное окружение. Необходимо было не только создать систему удобных входов, связывающих парк с различными частями города, но и предусмотреть торжественный вход в парк больших организованных масс посетителей (в дни празднеств, манифестаций и т.д.).

В проекте М. Мазманяна (мастерская Н. Ладовского) парадная магистраль с трибунами подводит организованного посетителя к своеобразной триумфальной арке, запроектированной автором в виде широкого пандуса, образующего в плане сложную фигуру, напоминающую цифру 8. Входя через эту "арку-пандус" в парк, человек постепенно поднимается все выше и, следуя изгибам пандуса, охватывает взглядом всю территорию парка. В проекте Л. Залесской (мастерская Н. Ладовского) композиционный центр парка решен путем контрастного сопоставления двух комплексов сооружений - расположенных в самой низкой (спортивная зона - Лужники) и в самой высокой частях парка (клубная зона - Ленинские горы). По-разному решены в проектах детские городки, в которых предусматривались зоны, рассчитанные на три возрастные группы: дети ясельного возраста, дошкольники и школьники. К. Алабян (мастерская Н. Ладовского) трактует ясли при парке как своеобразный "жилой гардероб" (длинный малоэтажный корпус), куда родители, входя в парк, сдают детей. Детские сады в проекте Алабяна запроектированы с учетом использования каждой небольшой группой детей отдельного участка. Интересны также проекты М. Жирова, В. Долганова, И. Болбашевского, С. Маторина.

В 1931 г. был проведен конкурс на проект Центрального парка, который рассматривался как звено единой разветвленной парковой системы города. Много внимания уделено в проектах поискам наиболее рациональных (в данных конкретных условиях) приемов функционального зонирования территории парка. Наиболее четко эти проблемы были поставлены в проектах К. Мельникова и М. Гинзбурга.

Мельников, учитывая разницу между правым (крутым) и левым (плоским) берегами, предложил различный подход к их реконструкции. Считая главной задачей парка массовую организацию людей, организацию самодеятельности масс, проведение политических кампаний, общественное воспитание и развлечение, он помещает центр парка в Лужниках (на плоском берегу), предназначив береговую полосу Нескучного сада и существующего партера целям подготовки потока посетителей к развороту массовых действ во время празднеств. Нагорная часть Нескучного сада и зеленый массив Ленинских гор отводились под тихий отдых. Территорию Лужников Мельников разбивает на секторы каналами, идущими радиусами от центра Лужников, где организуется стадион. Каждый сектор отведен определенному типу работы в парке. Берег Лужников в каждом секторе срезан полукруглой выемкой, образуя как бы гавани, причем эти секторы продолжены и на противоположном берегу реки, с которым Лужники предполагалось связать пешеходными многоярусными понтонными мостами. В проекте предложено также организовать по правому (нагорному) берегу реки две аллеи (выставок и техники), переплетающиеся между собой и дающие смену и многообразие воздействия.

Иной прием функционального зонирования территории парка использован в проекте Гинзбурга. Он считал, что при большой протяженности парка (его территория, включая Ленинские горы и Лужники, растянулась вдоль Москвы-реки на несколько километров) важно было найти такой принцип зонирования, при котором посетитель, войдя в парк через любой из его многочисленных входов, мог бы кратчайшим путем попасть в интересующую его функциональную зону (тихого отдыха, спортивную, зрелищную и т.д.). Гинзбург разбивает весь парк на ряд линейных зон, идущих параллельно реке и повторяющих ее изгибы. Зоны соединены между собой поперечными аллеями, связанными со входами, что облегчало переход из одной зоны в другую.

Открытие Парка культуры и отдыха в Москве получило широкий резонанс в стране. Он рассматривался как принципиально новый тип организации культурно-массовой работы в масштабах города или городского района.

Уже в 1928 г., сразу после открытия московского парка, в журнале "Рабочий клуб" была помещена статья, в которой высоко оценивалось начинание Москвы, содержался призыв распространить этот опыт на другие города и делалась попытка найти место парка культуры в существующей системе клубных, профсоюзных и иных садов и площадок. В статье говорилось:

"Идея и проект этого начинания настолько замечательны, грандиозны и в то же время своевременны и созвучны наступившей эпохе широкого социалистического строительства и культурной революции, что должны приковать к себе внимание всех культурных работников мест и в первую очередь работников крупных пролетарских центров и городов...

К. Мельников. Центральный парк культуры и отдыха в Москве. Конкурсный проект. 1931. Генплан М. Гинзбург. Центральный парк культуры и отдыха в Москве. Конкурсный проект. 1931. Генплан (функциональное зонирование территории)

Бригада АРУ (В. Калмыков и В. Фидман). Центральный парк культуры и отдыха в Москве. Конкурсный проект. 1931. Поле массовых действ (трибуны, подходы-пандусы) Л. Залесская, Л. Савельева и М. Прохорова. Центральный парк культуры и отдыха в Ленинграде. Конкурсный проект. Генплан (макет)

Е. Катонин, В. Данилов, Т. Ичугина, В. Гайкович и Л. Поляков. Центральный парк культуры и отдыха в Ленинграде. Заказной проект. Генплан Е. Катонин. Эстрада симфонического оркестра в Центральном парке культуры и отдыха в Ленинграде (Елагин остров). Фрагмент

Парки культуры и отдыха, организуемые в губернских и областных городах и в рабочих центрах, будут выполнять те же задачи и играть ту же роль, что и московский. Разница тут будет только в масштабах...

Мы предлагаем тт. культработникам, и клубным работникам в особенности, поднять у себя на местах вопрос о создании парков культуры и отдыха, пропагандировать эту идею и агитировать за нее в клубе, на предприятии, через собрания, стенгазеты, местные газеты и т. д. Нужно широко освещать то, что уже достигнуто в московском Парке культуры, его организацию и работу...

В заключение необходимо сказать, что развертывание работы парков культуры и отдыха отнюдь не будет означать свертывания работы клубных садов, площадок и т. д. Союзные (профсоюзные. - С. Х.) сады и площадки по-прежнему останутся и будут развиваться как летние клубы данного союза (профсоюза. - С. Х.). Парк же культуры и отдыха будет расти как центр культурного отдыха и развлечений всей рабочей массы.

Нам кажется, что следующие четыре пункта должны сосредоточить в себе обслуживание рабочего и его семьи летними гуляньями, отдыхом и развлечениями: 1) парк культуры и отдыха, 2) клубные сады, 3) загородные культбазы, 4) площадки и полянки вблизи казарм и в рабочих поселках"3.

Призыв был услышан. В стране развернулось широкое движение по созданию парков культуры и отдыха. Одним из первых примеру Москвы последовал Ленинград. Было решено создать столь же грандиозный, как и в Москве, Центральный парк культуры и отдыха на островах (Крестовском, Елагином и Каменном). Во Всесоюзном конкурсе на проект парка участвовали многие ленинградские архитекторы. Естественное деление территории парка на ряд островов позволило провести четкое функциональное зонирование. Так, в большинстве проектов Елагин остров рассматривался как зона тихого отдыха, а основные культурно-зрелищные и спортивные сооружения сосредоточивались на Крестовском острове.

В 1933/34 учебном году в Ленинградской Академии художеств студенты проектировали районный парк культуры и отдыха на конкретном участке (проекты В. Свенторжецкого, Л. Шретера).

К началу страницы
Содержание    9.1. Спортивные сооружения  9.3. Дома отдыха, санатории, курорты, турбазы