Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Селим Хан-Магомедов
Архитектура советского авангарда

Книга вторая
Социальные проблемы

1. Коммунистический труд от 10 окт. 1920 г. Вернуться в текст
2. Строительная промышленность. - 1924. - № 12.- С. 812. Вернуться в текст
3. Ладовский Н.А. Международный Красный стадион в Москве // Строительная промышленность. - 1927. - № 4.- С. 279-281. Вернуться в текст
4. Строительство Москвы. - 1932.- № 4. - С. 12. Вернуться в текст


Глава 9. Спорт, отдых, зравоохранение

1. Спортивные сооружения

Приобщение широких масс к спорту рассматривалось как одна из важнейших задач культурно-оздоровительных мероприятий уже в первые годы советской власти.

В годы гражданской войны работа по внедрению спорта в повседневную жизнь трудящихся оказалась сосредоточенной прежде всего в созданном в апреле 1918 г. по декрету ВЦИКа Всевобуче - всеобщее военное обучение граждан Советской России. Задачей Всевобуча было объединение физической и допризывной военной подготовки с коммунистическим воспитанием.

На I Всероссийском съезде Всевобуча в 1918 г. было рекомендовано создать Высший совет физической культуры, который был образован лишь в августе 1920 г., как совещательный орган Всевобуча. В задачи совета входила (кроме прочего) разработка типовых планов образцовых гимнастических залов, спортивных площадок и городков, Домов физической культуры и других сооружений.

В систему Всевобуча входили военно-спортивные клубы, которые и начали строительство новых спортивных площадок, спортивных сооружений, летних бассейнов, лыжных станций. Было решено построить в Москве грандиозный спортивный комплекс для проведения всесоюзных соревнований и всемирных рабочих "Октябриад", противопоставленных "буржуазным" Олимпиадам. Место было выбрано на Воробьевых горах на берегу Москвы-реки, где в октябре 1920 г. состоялась закладка стадиона по инициативе руководителя Всевобуча Н. Подвойского. "Всевобуч, - писала в те дни газета, - задался целью создать в центре красной России образцовый храм спорта и физической культуры... Новый первый в России стадион будет отличаться от существующего обычного типа. Он по архитектуре будет всецело отражать Октябрь"1.

Летом и осенью 1921 г. на склоне Воробьевых гор развернулись работы по устройству спортивной площадки для больших соревнований и временной трибуны.

В 1922 г. было создано Общество строителей Международного Красного стадиона, которое в марте 1924 г. организовало конкурс на архитектурный проект стадиона. Проекты выполнялись студентами архитектурных факультетов МИГИ и ВХУТЕМАСа. Программа конкурса предусматривала создание развитого комплекса, включающего наряду с чисто спортивными объектами большой открытый театр массового действа, кафе, киоски, входные ворота и т. д. Премиями были отмечены проекты четырех бригад - двух из МИГИ и двух из ВХУТЕМАСа, причем отмеченные проекты ВХУТЕМАСа выполнялись студентами, прошедшими через Обмас (М. Туркус, М. Коржев, И. Ламцов, С. Гельфельд, В. Попов, Г. Крутиков, В. Симбирцев, С. Лопатин, А. Аркин, Н. Шохин, Б. Ершов).

Разработка окончательного проекта была передана студентам Второго отделения архитектурного факультета ВХУТЕМАСа, которое возглавлялось Ладовским и его соратниками. Это означало, что проектирование и строительство одного из самых значительных и престижных в те годы архитектурных комплексов было поручено АСНОВА.

Печать широко освещала мероприятия по созданию Международного Красного стадиона. Был отведен участок для строительства, велись геологические изыскания и топографическая съемка, проводилась планировка аллей, создавались спортивные площадки, студия Вс. Мейерхольда готовила массовые постановки на Воробьевых горах.

При строительной конторе Международного Красного стадиона была создана проектная контора, где под руководством Ладовского работали студенты ВХУТЕМАСа, проекты которых были отмечены на конкурсе. Был уточнен состав объектов комплекса. Международный Красный стадион, как отмечалось тогда в одном из журналов, "задуман как "станция здоровья трудящихся", как место больших всесоюзных, а в будущем и всемирных, спортивных празднеств, и представляет собой целую систему сооружений спортивного, агитационного, зрелищного и увеселительного характера (стадион, спортклуб, театр массовых действий, открытый агит-театр, пристань, купальня и т.д.)"2.

Работа по проектированию и строительству ряда объектов развернулась уже летом 1924 г. Ладовский взял на себя разработку основного объекта комплекса - стадиона, остальные объекты под его руководством выполняли студенты ВХУТЕМАСа (многие из них тогда были уже одновременно и преподавателями Основного отделения).

В декабре 1924 г. первый вариант проекта всего грандиозного комплекса был закончен. Был выполнен макет размером 2x1x0,5 м, который демонстрировался на Международной выставке декоративного искусства в Париже в 1925 г. и получил гран-при.

Работа над проектом основного спортивного ядра стадиона продолжалась. Проект разрабатывал Н. Ладовский при участии В. Кринского. В 1927 г. доработанный проект стадиона публикуется в двух номерах журнала "Строительная промышленность". В сопровождавшей эту публикацию статье Н. Ладовский писал:

"Территория Ленинских гор (бывш. Воробьевых), отводящаяся под застройку стадиона, в рельефе представляет три террасы...

При составлении проекта имелось в виду:

а) максимальное использование естественного рельефа места как для устройства спортарены, так и для трибун...

...основные принципы, на которых строится пролетарский спорт, ...диктуют содержание, а следовательно, и форму пролетарского стадиона.

А) Массовость происходящих на его спортарене упражнений переносит центр тяжести с беговой дорожки на самое поле спортарены, следствием чего должно быть увеличение этого поля и техническая приспособленность его к производству маневрирования больших масс.

Б) Отсутствие строгого разделения на зрителей и участников (зритель становится участником, а отдыхающий участник - зрителем) влияет на вторую часть стадиона, на его амфитеатр, уменьшая и приближая его к спортарене.

В) Международно-политический характер МКС также оказывает влияние на его форму - требуя от стадиона условий для агитвоздействия на большие массы, что технически должно выражаться в устройстве трибун для ораторов, громкоговорителей, вышек для проекционных фонарей и т. д.

Г) Международный характер предстоящих Октябриад требует, чтобы все виды спорта, культивируемые за границей рабочими организациями, могли бы быть выявлены на стадионе...

Проект намечает расположение стадиона на двух террасах, средней и нижней, обращенных к реке.

Верхняя спортарена (длина 367 м, ширина 112 м) с беговой дорожкой длиной 750 м, шириной 7,5 м, с велодорожкой длиной 800 м, шириной 10 м, с бассейном для плавания длиной 60 м, шириной 30 м, с двумя горками для катания, образующими как бы третью дорожку - увеселительную, концентричную двум первым дорожкам. Трибуны рассчитаны на 60 000 зрителей.

Нижняя спортарена (длина 200 м, ширина 80 м) предназначена для пионеров, к ней примыкают особые трибуны на 8000 человек...

В тех местах, где поверхность откоса образует угол меньше 30°, пространство между грунтом и трибунами используется для помещений: зал для душей, обтираний и массажа, а также и уборных с гардеробами для переодевания и т.д. ...

Конструкция трибун железобетонная на железобетонных стойках...

Архитектурные перспективы при сооружении стадиона на данной территории заманчивы в смысле больших возможностей, но ставят архитектора в определенные и жесткие рамки зависимости от ряда топографических и иных условий. Здесь задача архитектуры почти граничит со скульптурой - необходимо "лепить" сооружение по месту, доводя осязание рельефа до степени физической чувствительности. Особенности строения места требуют такого решения, которое синтезировало бы требование симметрии, вытекающее из технической идеи сооружения, с требованием асимметрии, как следствие многообразных функций территории, связанной в различных пунктах по-разному со стадионом. Связь всего сооружения с рекой, рельефом и территорией вообще осуществлена ориентировкой главных частей трибун на реку и подчинением этому положению остальных элементов; нарастанием рельефа сооружения, соответственно характеру и силе нарастания рельефа места; соподчинением всех элементов сооружения на основе динамического принципа зданию Института физкультуры как определяющему центру. Решение этой последней задачи представляло особую трудность, так как обе оси здания не согласуются (по топографическим условиям) с осями стадиона или его "центром тяжести". На практике это положение соподчинения и связи разрешается тем, что зданию придана форма, подобная спортарене, а расчленение террас связывает его с трибунами. Этой же цели служит расположение бассейна для плавания, разрыв между трибунами и особая форма трибун между зданием и бассейном...

Для общего тона всего сооружения необходимо было найти в расстановке проходов, башен и т.п. такой темп членений, который соответствовал бы спокойной уравновешенности всего сооружения. Ускорение и замедление ритма отдельных участков, большая или меньшая сложность динамического построения элементов, пространственные и формовые задачи, поставленные перед собой, зависели от принятых главных точек обозрения, организационных центров и т.п."3.

Н. Колли. Стадион на Воробьевых горах в Москве. Дипломный проект. ВХУТЕМАС. 1922. Фасад Н. Колли. Стадион на Воробьевых горах в Москве. Дипломный проект. ВХУТЕМАС. 1922. Генплан

Л. Лисицкий. Проект яхт-клуба в Москве. 1922. Аксонометрия МИГИ. Курсовые проекты павильона для зимнего спорта. 1924. Акимов

МИГИ. Курсовые проекты павильона для зимнего спорта. 1924. Автор неизвестен Н. Ладовский, при участии В. Кринского и др. Международный Красный стадион. 1924-1925. Перспектива

М. Туркус. Киоски в комплексе Международного Красного стадиона в Москве (руководитель Н. Ладовский). 1924. Общий вид Геологические изыскательские работы на территории Международного Красного стадиона. 1924. У буровой вышки на первом плане слева - направо: сидят на бревне - С. Гельфельд (в белой рубашке), В. Лавров (с бумагой в руках), Н. Подвойский (без рубашки), стоят - С. Глаголев (в рубашке с галстуком), Н. Ладовский (с шапкой в руке), остальные - геологи-испытатели и рабочие

И. Ламцов. Проект открытой эстрады в комплексе Международного Красного стадиона в Москве. 1924. План, фасад, разрезы А. Никольский, Л. Хидекель и др. Стадион имени Красного спортивного интернационала в Ленинграде. 1927-1929. Железобетонные трибуны (фрагмент)

А. Никольский, Л. Хидекель и др. Стадион имени Красного спортивного интернационала в Ленинграде. 1927-1929. Спортклуб (общий вид) А. Никольский, Л. Хидекель и др. Стадион имени Красного спортивного интернационала в Ленинграде. 1927-1929. Спортклуб (планы первого - третьего этажей)

А. Никольский, Л. Хидекель и др. Стадион имени Красного спортивного интернационала в Ленинграде. 1927-1929. Генплан основного спортивного ядра

Параллельно с проектированием основного спортивного ядра Международного Красного стадиона велись проектирование и строительство вспомогательных сооружений. Уже в 1924 г. были сооружены: трибуны театра массовых действ, агиттеатр, оформление входа, киоски. Эти объекты проектировали ученики Ладовского. Разрабатывались проекты и других объектов комплекса: спортклуб, купальня и др.

Изыскания выявили сложность геологических условий, хотя еще в 1925 г. изыскатели подтвердили возможность размещения стадиона в выбранном месте, что и дало основание для разработки второго варианта проекта. Однако дополнительные геологические изыскания заставили пересмотреть первоначальные оптимистические выводы, и осенью 1927 г. было признано, что "ввиду слабости грунта" стадион на Ленинских горах строить нельзя и что необходимо искать новый участок для комплекса.

Международный Красный стадион был первым опытом коллективной работы членов АСНОВА над реальным проектом. Тема МКС и отдельных входящих в него сооружений ряд лет разрабатывалась студентами ВХУТЕМАСа в мастерской Ладовского и на Основном отделении - дипломные проекты всего комплекса МКС, общежития для спортсменов, вход на стадион, спортивные горки для катания и др.

Во второй половине 20-х годов в стране развернулось строительство стадионов, которые, как правило, включали в себя открытый стадион с трибунами и здание спортклуба. Характерны стадионы, построенные в Ленинграде по проектам, разработанным в мастерской А. Никольского, - стадион имени Красного спортивного интернационала (1927-1929) и стадион "Красный путиловец" (1929). Наибольший интерес в работах мастерской Никольского представляют поиски различных форм и конструкций трибун: были разработаны оригинальные типы железобетонных и деревянных трибун, а также трибун на намывном песке (проект стадиона-чаши на Крестовском острове, 1932-1934, в последующие годы проект дорабатывался и был осуществлен).

А. Никольский. Стадион "Красный путиловец" в Ленинграде. 1929. Спортклуб с деревянными трибунами (перспектива) А. Никольский. Стадион "Красный путиловец" в Ленинграде. 1929. Спортклуб с деревянными трибунами (фрагмент)

А. Никольский. Стадион "Красный путиловец" в Ленинграде. 1929. Спортклуб с деревянными трибунами (перспектива) А. Никольский. Стадион на Крестовском острове в Ленинграде. Проект. 1932-1934. Перспективы всего комплекса

А. Никольский. Стадион на Крестовском острове в Ленинграде. Проект. 1932-1934. Перспективы главного входа (вариант) М. Лурье. Спортивный городок на Крестовском острове в Ленинграде. Академия художеств. 1928. Аксонометрия

А. Никольский. Новый тип трибун. Разрез А. Лангман и Л. Чериковер. Стадион "Динамо" в Москве. 1928. Главный вход

Н. Метлин. Дворец спорта "Авиахим" в Москве. 1932-1935. План первого этажа Н. Метлин. Дворец спорта "Авиахим" в Москве. 1932-1935. Фрагмент

И. Ламцов и В. Петров. Спортклуб "Красные Хамовники" в Москве. 1928. Интерьер зала И. Ламцов и В. Петров. Спортклуб "Красные Хамовники" в Москве. 1928. Перспектива

О. Лялин и Я. Свирский. Стадион "Динамо" в Ленинграде. Фрагмент О. Лялин и Я. Свирский. Стадион "Динамо" в Ленинграде. Фрагмент

С. Ефремов. Американские (слева) и русские (справа) горки в Ленинграде. 1930. Общий вид Н. Кузнецов. Проект физкультурной площадки. МВТУ (руководитель Л. Веснин). 1929. Генплан, аксонометрия

На этом же участке (Крестовский остров) в 1928 г. в качестве дипломных проектов в Академии художеств разрабатывали спортивный городок. Можно отметить оригинальное планировочно-пространственное решение комплекса в проекте М. Лурье, где два многоэтажных корпуса примыкают к внешним сторонам трибун.

Среди стадионов, построенных в конце 20-х годов, выделяются своими размерами два спортивных комплекса общества "Динамо" в Москве (архитекторы А. Лангман и Л. Чериковер) и в Ленинграде (архитекторы О. Лялин и Я. Свирский).

В 20-е годы наряду с развитыми спортивными комплексами разрабатывались и типы отдельных спортивных сооружений, в которых нередко использовались оригинальные конструктивные решения перекрытия, создающие сложные и выразительные объемно-пространственные композиции, - проект спортклуба "Красные Хамовники" в Москве (архитекторы И. Ламцов и В. Петров, 1928), проект плавательного бассейна (архит. М. Минкус, 1929).

Начало и конец рассматриваемого периода в области проектирования спортивных сооружений отмечены двумя событиями, связанными с разработкой крупных спортивных комплексов международного значения. Первый из них - это Международный Красный стадион, а второй - Всесоюзный физкультурный комбинат в Москве.

Строительство этого комбината было непосредственно связано с политикой и деятельностью образованного в 1921 г. под эгидой Коминтерна Красного спортинтерна (КСИ), который оказывал влияние на спорт не только в СССР, но и во всем мире.

Спортивно-общественный комплекс. ВХУТЕИН. Автор неизвестен. Аксонометрия и планы; перспектива интерьера (вид сверху) Спортивно-общественный комплекс. ВХУТЕИН. Автор неизвестен. Аксонометрия и планы; перспектива интерьера (вид сверху)

Спортивно-общественный комплекс. ВХУТЕИН. Автор неизвестен. Аксонометрия и планы; перспектива интерьера (вид сверху) Всесоюзный физкультурный комбинат в Москве в Измайлове. Конкурсные проекты бригад АСИ под руководством И. Голосова. Бригада № 1 (Цыганков, Иванков, Крылов и Шило - макет)

Всесоюзный физкультурный комбинат в Москве в Измайлове. Конкурсные проекты бригад АСИ под руководством И. Голосова. Бригада № 2 (Андриасян, Алексеев, Сусоколов и Сорокин - макет) Всесоюзный физкультурный комбинат в Москве в Измайлове. Конкурсные проекты бригад АСИ под руководством И. Голосова. Бригада № 2 (Андриасян, Алексеев, Сусоколов и Сорокин - план)

Н. Колли и С. Андреевский. Проект Центрального стадиона СССР в Измайлове. 1934. Перспектива Н. Колли и С. Андреевский. Проект Центрального стадиона СССР в Измайлове. 1934. Генплан всего комплекса

А. Диденко. Проект спортивного комплекса - сад совторгслужащих в Москве. ВХУТЕИН (мастерская Н. Ладовского). 1928. Макет Дворец физкультуры. Проект. Киевский художественный институт. 1927. Фасад

А. Власов. Проект малого стадиона с двухсторонними трибунами (расположенными между двух спортивных полей). 1930. Генплан всего спортивного комплекса А. Власов. Проект малого стадиона с двухсторонними трибунами (расположенными между двух спортивных полей). 1930. Поперечный разрез трибун

КСИ был задуман как школа спортивного интернационализма. Однако на деле он породил изоляцию советского спорта, ограничил контакты с международным спортивным движением. Подведомственным Исполкому КСИ спортивным клубам и обществам предписывалось отказаться от любого сотрудничества с "буржуазными спортивными организациями". Компартии должны были добиваться выхода рабочих из буржуазных спортивных союзов. Спортинтерн вел негативную политику по отношению к Международному олимпийскому комитету, призывал вести борьбу против буржуазных спортивных организаций в целях их ослабления, а если возможно, то и ликвидации.

Отношение к спорту в 20-е годы во многом определялось взглядами Н. Подвойского (основателя и председателя КСИ), считавшего, что "соревнования и рекордсменство недопустимы, они есть конкуренция, а среди рабочего класса конкуренции не может быть". Эти взгляды нашли отражение и в постановлении Оргбюро ЦК ВКП(б) "О физкультурном движении" (1929), в котором одной из причин недостатков в спортивной работе был назван "рекордсменский уклон".

Все это влияло на организацию спортивной работы в стране и на структуру спортивных сооружений.

В 1928 г. в Москве состоялась Первая Всесоюзная спартакиада, во время которой проходил IV конгресс Спортинтерна, где было принято решение о необходимости организовать в ближайшие годы первую мировую спартакиаду. 23 сентября 1931 г. Президиум ЦИК СССР утвердил решение о проведении в Москве в 1933 г. мировой спартакиады как праздника завершения первой пятилетки. В постановлении говорилось: "Для обеспечения соответствующего проведения спартакиады построить в г. Москве центральный стадион Союза ССР. При строительстве стадиона исходить из сооружения зрительных трибун не менее как на 120 000 нумерованных "мест и достаточного количества различного рода физкультурных сооружений вспомогательного значения, учебного и массового пользования. При проектировке предусмотреть постройку во вторую очередь Дворца физической культуры с научными учреждениями, академией, институтом"4.

Место для Всесоюзного физкультурного комбината было выбрано в Измайлове. В 1931- 1932 гг. был проведен предварительный заказной конкурс на проект этого комплекса. Программа предусматривала, что на отведенном участке должны размещаться следующие сооружения: центральное ядро (стадион с трибунами на 120 тысяч мест, спортивные поля по всем видам спорта, спортивные поля учебно-тренировочные, водно-лыжная станция на 5 тысяч участников с трибунами на 10 тысяч мест), учебный корпус Академии физкультуры, жилой комбинат, группа хозпомещений, посадочная площадка для небольших самолетов, авто- и велостоянки. Планировалось, что центральное ядро должно давать возможность развертывать массовые действа. Предусматривалось проведение музыкальных и других олимпиад.

Из четырех конкурсных проектов, пожалуй, более интересны два, выполненные бригадами студентов АСИ под руководством И. Голосова. В этих проектах главные трибуны комплекса использовались одновременно и для основного стадиона, и для поля массовых действ: трибуны вокруг футбольного поля предлагалось разомкнуть (по длинной или короткой стороне) и открыть в сторону поля массовых действ.

Разработка окончательного проекта Всесоюзного физкультурного комбината была поручена Н. Колли. Строительство комплекса было прервано началом Великой Отечественной войны.

В вузах уже с начала 20-х годов студенты проектировали различные типы спортивных сооружений - Дворец водного спорта (МИГИ, 1921), клуб лыжников (МИГИ, 1920), спортклуб (ВХУТЕМАС, 1923), Дворец физкультуры (Киевский художественный институт, 1927). В 1928 г. в мастерской Ладовского во ВХУТЕИНе проектировали спортивный комплекс (стадион, бассейн и т.д.) на конкретном участке сложной конфигурации в Москве для профсоюза служащих торговых предприятий (сад совторгслужащих).

К началу страницы
Содержание    8.4. Научные учреждения  9.2. Парки культуры и отдыха