Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Селим Хан-Магомедов
Архитектура советского авангарда

Книга вторая
Социальные проблемы

 

Глава 8. Образование и наука

2. Высшие учебные заведения, рабфаки, профтехшколы

Советская власть с первых же лет столкнулась с острой нехваткой квалифицированных кадров. Это было связано как с массовым отказом чиновников и специалистов сотрудничать с новой властью, так и с отъездом из страны значительной части интеллигенции, не принявшей революции. Влиял и ставший определяющим сразу же после революции классовый подход к подбору кадров. Новая власть не доверяла старым специалистам. Была поставлена социально-политическая задача в короткие сроки создать новую (трудовую, как тогда говорили) интеллигенцию, ориентируясь на выходцев из рабочих и крестьян. Был на какое-то время ограничен прием в высшие учебные заведения детей представителей других социальных групп, особенно так называемых нетрудовых элементов. Проводилась линия на максимальную пролетаризацию состава студентов высших учебных заведений. Однако среди выходцев из рабочих и крестьян было очень мало имевших среднее образование. Это заставило кардинально перестроить всю систему образования. Сначала было решено принимать в вузы всех желающих, не требуя документа об образовании, что привело к большим сложностям для методики преподавания и грозило снижением общего уровня обучения, так как приходилось ориентироваться на наименее подготовленную часть студентов. Чтобы помочь представителям рабочих и крестьян в короткие сроки подготовиться к поступлению в высшие учебные заведения, в стране была создана широкая сеть рабочих факультетов (рабфаков), на которых в течение двух-четырех лет проходили ускоренную подготовку для поступления в высшие учебные заведения рабочие и крестьяне, не получившие в прошлом среднего образования (например, отделение ИЗО Рабфака искусств готовило учащихся для поступления во ВХУТЕМАС). Многие тысячи молодых рабочих и крестьян прошли через рабфаки, что уже во агорой половине 20-х годов привело к изменению социального состава студентов высших учебных заведений.

Такое расширение социальной базы подготовки специалистов с высшим образованием позволило расширить выпуск специалистов, что было особенно важно в годы ускоренной Индустриализации страны, когда дефицит квалифицированных кадров ощущался особенно остро (приходилось привлекать иностранных специалистов).

М. Гинзбург. Университет в Минске. Конкурсный проект. 1926. Перспектива В. Владимиров и В. Красильников. Университет в Минске. Конкурсный проект. 1926. Перспектива

И. Леонидов. Университет в Минске. Конкурсный проект. 1926. Фасад, планы, разрез, перспектива А. Мухин и Л. Пономарева. Университет в Минске. Конкурсный проект. 1926. Перспектива

А. Мухин и Л. Пономарева. Университет в Минске. Конкурсный проект. 1926. План Г. Вегман. Университет в Минске. Конкурсный проект. 1926. Перспектива

Г. Вегман. Университет в Минске. Конкурсный проект. 1926. План

Однако проведение линии на пролетаризацию высших учебных заведений приводило и к целому ряду негативных явлений. Особенно сложной оказалась задача пролетаризации состава студентов в художественных вузах (в том числе и на архитектурных факультетах), где студент должен был обладать определенными художественными способностями, которые далеко не всегда совпадали с соответствующим социальным происхождением. В результате, например, во ВХУТЕМАСе в среде студентов сложно переплетались как бы две иерархии - по степени художественной одаренности и по социальному происхождению и политической активности.

Такая ситуация нередко приводила к неправомерной оценке творческих расхождений как политических разногласий. Особенно обострились эти вопросы в условиях нэпа, когда появилась новая социальная прослойка - нэпманы. Студенты - выходцы из рабочих и крестьян - очень бурно реагировали на любой факт, когда выяснялось, что кто-то из студентов скрыл при поступлении во ВХУТЕМАС, что он происходит из среды нэпманов или других непролетарских слоев населения. Общественные студенческие организации требовали исключить таких студентов из ВХУТЕМАСа вне зависимости от степени их художественной одаренности. Попадало и преподавателям, пытавшимся защитить таких студентов. Максимализм наиболее политизированной части студенческой молодежи, выступавшей за "чистоту" социального происхождения студентов, приводил в ряде случаев к неоправданному отчислению из . ВХУТЕМАСа действительно одаренных студентов (лишь с трудом через несколько лет некоторым из них удалось восстановиться в вузе и с большим опозданием получить высшее образование).

Варгазин, В. Калиш и С. Маслих. Университет в Минске. Конкурсный проект. 1926. Фасад Варгазин, В. Калиш и С. Маслих. Университет в Минске. Конкурсный проект. 1926. План

Г. Глущенко. Высшая художественная школа ВХУТЕМАС (мастерская Н. Ладовского). 1926. Макет всего комплекса Г. Глущенко. Высшая художественная школа ВХУТЕМАС (мастерская Н. Ладовского). 1926. Аксонометрия

Г. Глущенко. Высшая художественная школа ВХУТЕМАС (мастерская Н. Ладовского). 1926. Планы и разрезы главного здания В. Лавров. Высшая художественная школа. ВХУТЕМАС (мастерская Н. Ладовского). 1926. Аксонометрия

В. Лавров. Высшая художественная школа. ВХУТЕМАС (мастерская Н. Ладовского). 1926. План Т. Варенцов. Высшая художественная школа. ВХУТЕМАС (мастерская Н. Докучаева). 1926. Макет всего комплекса

Т. Варенцов. Высшая художественная школа. ВХУТЕМАС (мастерская Н. Докучаева). 1926. Фрагмент (перспектива)

Уже в середине 20-х годов разворачивается проектирование высших учебных заведений (как правило, включавших в свой комплекс и рабфаки). Одним из первых был конкурс на проект университета в Минске (1926). Согласно программе в университетский комплекс должны были входить: аудиторный корпус, корпуса отдельных факультетов, клубный корпус, общежитие для студентов университета и рабфака и т.д. Наиболее интересные конкурсные проекты разработали конструктивисты М. Гинзбург, И. Леонидов, В. Владимиров и B. Красильников, Б. Варгазин, В. Калиш и C. Маслих, Г. Вегман.

Значительный интерес представляют выполненные в 1926-1927 гг. во ВХУТЕМАСе, а в 1928-1929 гг. в МВТУ, проекты фактически тех вузов, где делались эти проекты. Студенты МВТУ проектировали здание инженерно-строительного факультета МВТУ. Во ВХУТЕМАСе студенты разрабатывали проекты комплекса высшей художественной школы, включавшего учебные корпуса, клубные помещения, общежития для студентов, жилища для преподавателей и т. д. Проекты во ВХУТЕМАСе выполнялись под руководством лидеров рационализма Н. Ладовского (проекты Г. Глущенко, Г. Крутикова, В. Лаврова) и Н. Докучаева (проекты Т. Варенцова, Г. Гельфельда).

С. Гельфельд. Высшая художественная школа. ВХУТЕМАС (мастерская Н. Докучаева). 1926. Перспектива С. Гельфельд. Высшая художественная школа. ВХУТЕМАС (мастерская Н. Докучаева). 1926. Разрез

МВТУ. Два проекта Инженерно-строительного факультета МВТУ. 1928/29 уч. год. Перспектива (авторы неизвестны) МВТУ. Два проекта Инженерно-строительного факультета МВТУ. 1928/29 уч. год. План этажей (авторы неизвестны)

МВТУ. Два проекта Инженерно-строительного факультета МВТУ. 1928/29 уч. год. Перспектива (авторы неизвестны) МВТУ. Два проекта Инженерно-строительного факультета МВТУ. 1928/29 уч. год. План этажей (авторы неизвестны)

Г. Бархин, при участии М. Бархина, З. Розенфельда и Л. Шермана. Политехнический институт в Иваново-Вознесенске. Конкурсный проект. 1927. Перспектива Г. Бархин, при участии М. Бархина, З. Розенфельда и Л. Шермана. Политехнический институт в Иваново-Вознесенске. Конкурсный проект. 1927. План главного корпуса

М. Гинзбург, при участии И. Милиниса. Политехнический институт в Иваново-Вознесенске. Конкурсный проект. 1927. Перспектива М. Гинзбург, при участии И. Милиниса. Политехнический институт в Иваново-Вознесенске. Конкурсный проект. 1927. Генплан всего комплекса; перспектива; план главного корпуса

М. Гинзбург, при участии И. Милиниса. Политехнический институт в Иваново-Вознесенске. Конкурсный проект. 1927. Перспектива М. Гинзбург, при участии И. Милиниса. Политехнический институт в Иваново-Вознесенске. Конкурсный проект. 1927. План главного корпуса

При сравнении выполненных почти одновременно проектов конструктивистов (университет в Минске) и рационалистов (высшая художественная школа) виден различный подход к созданию композиции: четкость и подчеркнутая функциональная целесообразность планового и объемного решения - у первых, поиски выразительного пространственного решения - у вторых.

В 1927 г. был проведен конкурс на проект политехнического института (с рабфаком) в Иваново-Вознесенске. Отобранный в результате конкурса проект И. Фомина (в духе характерной для его творчества этих лет "пролетарской классики") был в последующие годы осуществлен.

Большой интерес с точки зрения поисков нового объемно-пространственного решения учебного здания представляет выполненный в мастерской А. Никольского проект Высшего кооперативного институте в Москве (1929). Как и в своем экспериментальном проекте школы, Никольский предлагает учебные помещения (лаборатории, аудитории и т.д.) разместить не в многоэтажном, а в одноэтажном здании, предусмотрев верхнее освещение. Такое решение, по его мнению, дает ряд преимуществ: ни одном уровне легче предусмотреть функциональную взаимосвязь и необходимую группировку отдельных помещений, а верхний свет не отвлекает учащихся и более равномерно освещает помещения.

А. Никольский, А. Данилюк, С. Капочинский и Л. Хидекель. Проект высшего кооперативного института в Москве. 1929. Макет А. Власов. Комвуз на Ленинских горах в Москве. Конкурсный проект. 1931. Перспектива

А. Власов. Комвуз на Ленинских горах в Москве. Конкурсный проект. 1931. План Я. Штейнберг. Донецкий горный институт в Сталине 1929. Перспектива

Я. Штейнберг. Донецкий горный институт в Сталине 1929. Общий вид Р. Вальденберг, С. Леонтович, Д. Меерсон и В. Цабель. Уральский политехнический институт. Конкурсный проект. 1929. Генплан всего комплекса

Р. Вальденберг, С. Леонтович, Д. Меерсон и В. Цабель. Уральский политехнический институт. Конкурсный проект. 1929. План главного корпуса

Здания высших учебных заведений проектировались для многих городов страны, причем часто в комплекс включались рабфаки и общежития для студентов. Значительная часть проектов была осуществлена.

В 1930-1931 гг. состоялись два тура конкурса на проект здания Комвуза на Ленинских горах в Москве. Программа предусматривала развитый комплекс сооружений, включающий помещения для учебы, отдыха, физкультуры, жилья, питания, культурного обслуживания. Сложный рельеф отведенного для строительства участка, с одной стороны, ставил перед проектировщиками дополнительные проблемы, а с другой, позволял создавать выразительные планировочно-пространственные композиции. Это хорошо видно на примере проекта А. Власова, в котором четыре группы корпусов (жилище, учебный корпус клуб-кино, столовые, библиотека и спортзал) расположены по двум пересекающимся координатам и развернуты в сторону реки.

В 1930-1931 гг. М. Гинзбург во главе группы архитекторов создает проект Профтехкомбината, предназначенного для подготовки квалифицированных кадров для Челябинского тракторного завода.

Б. Иофан, при участии Д. Циперовича. Сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева в Москве. 1927-1931. Административный корпус (общий вид) Б. Иофан, при участии Д. Циперовича. Сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева в Москве. 1927-1931. Большая и малая аудитории (планы первого и третьего этажей и разрез большой аудитории)

Б. Иофан, при участии Д. Циперовича. Сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева в Москве. 1927-1931. Большая и малая аудитории (аксонометрия всего комплекса) Б. Иофан, при участии Д. Циперовича. Сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева в Москве. 1927-1931. Большая и малая аудитории (аксонометрия всего комплекса)

Б. Иофан, при участии Д. Циперовича. Сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева в Москве. 1927-1931. Административный корпус (план) Б. Иофан, при участии Д. Циперовича. Сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева в Москве. 1927-1931. Большая и малая аудитории (разрез большой аудитории)

М. Гинзбург и др. Проект Профтехкомбината в Челябинске. 1930-1931. Аксонометрический генплан всего комплекса М. Гинзбург и др. Проект Профтехкомбината в Челябинске. 1930-1931. Корпус с лекционными аудиториями (фасад)

М. Гинзбург и др. Проект Профтехкомбината в Челябинске. 1930-1931. Главный корпус (перспектива) М. Гинзбург и др. Проект Профтехкомбината в Челябинске. 1930-1931. Корпус с лекционными аудиториями (разрез, план)

В соответствии с конструктивистской концепцией функционального метода Гинзбург выделяет для отдельных функций комбината самостоятельные корпуса, связывая все их теплыми переходами с главным четырехэтажным зданием, где расположены общий гардероб, двухсветный холл-вестибюль, служебные помещения, столовая, актовый зал (в виде самостоятельного объема), помещения для отдыха кружков и общественных организаций и т. д.

К главному корпусу со стороны входа примыкает обширный партерный сад, а с противоположной стороны - спортивный комплекс с беговой и велодорожками, с площадками для баскетбола, тенниса и прыжков, с тиром и открытым бассейном. Между площадками и бассейном расположен спортивный корпус, состоящий из раздевалок, душей и зала, разделенного передвижной перегородкой на два помещения. Кроме того, вертикальные стенки зала запроектированы подъемными, и в хорошую погоду внутренние помещения могут раскрываться непосредственно к спортивным площадкам и бассейну.

Связанный с главным корпусом крытой эстакадой (проходящей через спортзал) учебно-производственный корпус в виде одноэтажного здания состоит из нескольких цехов (литейного, станочного, кузнечного и т.д.), в которых изучаются производственные процессы тракторостроения.

Бригада ОСА (М. Жиров, А. Максимов). Пединститут в республике немцев Поволжья. Конкурсный проект. 1931. Главный корпус (фасад, план) П. Абросимов. Академия железнодорожного транспорта в Ленинграде. 1931-1933. Общий вид

Г. Бархин, при участии М. Бархина. Проект Профтехкомбината в Нижнем Новгороде. 1929-1930. Макет М. Жиров и О. Залесская. Проект Дальневосточного рыбного института во Владивостоке. 1932. Аксонометрия всего комплекса

М. Жиров и О. Залесская. Проект Дальневосточного рыбного института во Владивостоке. 1932. Планы первого и второго этажей главного корпуса Экспериментальные проекты. Сергеев. Университет пролетария (перспектива)

Экспериментальные проекты. Сергеев. Университет пролетария (план второго этажа) Л. Наппельбаум, В. Ох, Л. Циперсон. Проект колхоза-вуза для Средней Азии. Учебный корпус

Л. Наппельбаум, В. Ох, Л. Циперсон. Проект колхоза-вуза для Средней Азии. Учебный корпус (планы); столовая (перспектива) Экспериментальные проекты. Пономаревский. Институт имени Ленине (фасад, планы)

М. Жиров и С. Манусевич. Проект Механико-машиностроительного института в Нижнем Новгороде. 1931. Аксонометрия и план первого этажа главного корпуса М. Жиров и С. Манусевич. Проект Механико-машиностроительного института в Нижнем Новгороде. 1931. План первого этажа главного корпуса

М. Жиров и С. Манусевич. Проект Механико-машиностроительного института в Нижнем Новгороде. 1931. Генплан всего комплекса

Основное функциональное ядро Профтехкомбината - учебный корпус. В пояснительной записке к проекту Гинзбург писал, что он ставил перед собой задачу создать такие условия учебы, которые отразили бы коренное различие старых и новых методов преподавания. Вместо характерных для прежних учебных заведений безликих помещений, не приспособленных к изучению конкретного предмета, он создает три типа учебных помещений. Один из них состоит из индивидуализированных учебных лабораторий и кабинетов для занятий. Эти помещения, расположенные в одноэтажной части учебного корпуса, группируются по отраслям знаний, причем для более равномерного освещения рабочего места учащегося (станки, столы, механизмы, приборы) применяется верхний свет. Второй тип учебных помещений предназначен для групповых занятий, в них совмещаются лабораторные работы с вводными лекциями и демонстрациями опытов. Третий тип помещений - это аудитории для лекционных занятий. Они выделены в самостоятельную группу и расположены в круглом павильоне с кольцевым коридором, секторами-аудиториями и круглой комнатой в центре для преподавателей.

Близок по программе к этому проекту и разработанный Г. и М. Бархиными проект Профтехкомбината для Нижегородского автомобильного завода (1929-1930).

Делались попытки разработать и новый тип учебного заведения. Характерные примеры: экспериментальные проекты Университета пролетария (архит. Сергеева) - судя по набору помещений это нечто среднее между рабфаком и Дворцом культуры (аудитории, планетарии и т.д.); Института имени Ленина (архит. Пономаревский - ?) - совмещение научного и учебного учреждений в здании, объемно-пространственная композиция которого запроектирована в виде "серпа и молота".

К началу страницы
Содержание    8.1. Формирование нового типа школы  8.3. Библиотеки