Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Селим Хан-Магомедов
Архитектура советского авангарда

Книга вторая
Социальные проблемы

1. Свадковский И. Дальтон-план в применении к советской школе. - Л., 1925. - С. 5-7. Вернуться в текст


Глава 8. Образование и наука

1. Формирование нового типа школы

Сразу же после Октябрьской революции начинается перестройка всей системы образования, включая среднюю школу, специальные и высшие учебные заведения.

В Наркомпросе РСФСР в первые годы советской власти в мастерской возглавлявшегося И. Жолтовским Архитектурно-художественного отдела разрабатывались программы образцовых школ, организовывались конкурсы на проекты: школы-памятника Л.Н.Толстому в Ясной Поляне - 1919 г. (проект И. Голосова), трудовой школы - 1920 г. (проекты И. Голосова и В. Кринского).

Выдвигались различные идеи реформирования школы. Была популярна концепция так называемой трудовой школы с индивидуализированным или, наоборот, бригадным методом обучения. Внедрялись методы лабораторного обучения и политехнизации. На протяжении рассматриваемого периода программа и тип школы не раз видоизменялись, менялась и методика школьной работы (от классной системы к кабинетному методу проработки учебных дисциплин, к совмещению учебы с трудом и т. д.), что не могло не отражаться на разработке типа учебного здания.

В первой половине 20-х годов школы проектировались на базе принятой тогда "классной" системы обучения (учебный процесс протекал в классе, который закреплялся за определенной группой учащихся). Классы были основными структурными элементами школьного здания, а актовые залы, библиотеки-читальни предназначались не только для детей, но и для взрослого населения- по вечерам (не хватало клубов). Главное внимание в школьной методике уделялось задачам просветительства.

В 1923-1925 гг. на страницах специальной педагогической печати широко обсуждалась идея так называемого Дальтон-плана в области обучения (заимствован из США, где эта методика была предложена учительницей Е. Паркхерст).

В Дальтон-плане увидели рационализацию методик обучения, рассматривали его как своеобразный НОТ (научная организация труда) в школе.

Сущность Дальтон-плана состояла в следующем: "Весь школьный курс, намеченный к прохождению в течение года, разбивается по месяцам. Каждый ученик под свою личную ответственность берет у соответствующего преподавателя (инструктора) месячную программу в форме задания или "подряда". Получив, таким образом, задания.., взяв подряды на месяц по всем обязательным предметам, ученик самостоятельно их выполняет, уделяя максимальное внимание и время тому предмету, который ему наиболее трудно дается или который его больше всего интересует. Ему предоставляется свободно планировать учебное время, порядок и темп выполнения отдельных заданий...

Центральным местом педагогической работы вместо классной комнаты становится лаборатория, кабинет, мастерская, где ученик работает над полученными заданиями. Каждый школьный предмет организует свою лабораторию или кабинет, где сосредоточиваются справочники. литература, альбомы, картины и приборы, необходимые для работы учеников. Получив задание, ученик идет в необходимую для его работы лабораторию, работает там столько времени, сколько ему необходимо для выполнения задания или части, или, наконец, пока не устанет. В зависимости от его темперамента, задания, над которым он работает, от его способностей и наклонностей он может в течение дня проработать в одной, двух, в трех лабораториях. В любой момент он имеет право оставить лабораторию и перейти в другую... В лаборатории могут работать ученики разных групп, ибо работа каждого ученика не обусловлена обязательным совпадением с работающими с ним товарищами...

Экспериментальные конкурсные проекты трудовой школы. 1920. Эскизы. В. Кринский (перспектива) Экспериментальные конкурсные проекты трудовой школы. 1920. Эскизы. В. Кринский (план)

Экспериментальные конкурсные проекты трудовой школы. 1920. Эскизы. И. Голосов (аксонометрия) Б. Сидоров. Школа-семилетка на Можайском шоссе в Москве. 1927-1928. Общий вид

Б. Сидоров. Школа-семилетка на Можайском шоссе в Москве. 1927-1928. Интерьер (класс) Б. Сидоров. Школа-семилетка на Можайском шоссе в Москве. 1927-1928. Интерьер (рекреация)

Б. Сидоров. Школа-семилетка на Можайском шоссе в Москве. 1927-1928. Интерьер (слесарная мастерская) Б. Сидоров. Школа-семилетка на Можайском шоссе в Москве. 1927-1928. Интерьер (столовая)

Б. Сидоров. Школа-семилетка на Можайском шоссе в Москве. 1927-1928. Планы Б. Сидоров. Школа-семилетка на Можайском шоссе в Москве. 1927-1928. Открытая площадка над лестницей для занятий метеорологией и астрономией

Лабораторная работа ученика, таким образом. протекает индивидуально и по индивидуальным заданиям или подрядам... Школьное расписание отменяется. Только по одному 45-минутному уроку в неделю, посвященному коллективному обсуждению вопросов, связанных с работой над "подрядами", имеет каждый предмет школьной программы, таким образом, при 6-ти обязательных предметам ученик ежедневно тратит 45 минут на конференцию по строгому расписанию, а все остальное время работает в лабораториях по свободному выбору"1.

Дискуссия о методике обучения по Дальтон-плану выявила различные точки зрения. Одни считали, что эту методику можно целиком использовать в советской школе, другие видели в нем "буржуазную" методику обучения, ориентированную на воспитание индивидуалиста, а не коллективиста.

В середине 20-х годов Дальтон-план использовался в учебных заведениях различного типа, в том числе в школе. Из его методики были выделены те элементы, которые оказались близкими концепции трудовой школы, прежде всего это замена классов лабораториями. Индивидуализация же обучения была признана несоответствующей коллективизму, свойственному социализму.

Во второй половине 20-х годов, в связи с проводимой в стране ускоренной индустриализацией, перед школой была поставлена задача внедрить в процесс обучения основы технических дисциплин и производственного труда. В структуру школьного здания включались слесарные и столярные мастерские и т. д.

Б. Сидоров. Проект школы-семилетки в Минске. 1928. Перспектива Б. Сидоров. Проект школы-семилетки в поселке Сухона Вологодской области. Фасад

Б. Сидоров. Проект школы-семилетки в поселке Сухона Вологодской области. План первого этажа И. Рыбченков и А. Жаров. Типовая школа-семилетка для Москвы. 1928-1929. Общий вид

И. Рыбченков и А.Жаров. Типовая школа-семилетка для Москвы. 1928-1929. Планы первого и второго этажей А. Никольский. Школа на улице Стачек в Ленинграде. 1926-1927. Общий вид

А. Никольский. Школа на улице Стачек в Ленинграде. 1926-1927. План первого этажа И. Рыбченков. Проект типовой школы-десятилетки для Москвы. 1929. Аксонометрия

На протяжении 1927-1930 гг. шел процесс уточнения программы школьных зданий. Прежде всего менялось соотношение между помещениями для классов, мастерских и лабораторий.

Для 1927 г. характерен проект школы-семилетки архит. Б. Сидорова для Москвы. Это трехэтажное здание с полуподвалом на 560 учащихся в смену. В двух верхних этажах 14 классов, два рекреационных зала, три лаборатории (физическая, химическая и биологическая) с кабинетами при каждой лаборатории. На втором этаже, кроме того, помещаются зал заседаний школьного совета и преподавательская. На первом этаже - физкультурный зал (с душевыми и раздевальнями), столовая, библиотека и др. В цокольном этаже две мастерские (деревообделочная и металлообрабатывающая) и вспомогательные помещения. На одной из лестничных клеток устроена открытая площадка для занятий метеорологией и астрономией.

По этому проекту были построены школы на Можайском шоссе и в Ленинской слободе.

Хотя в школе и были внедрены лаборатории и мастерские, планировочной основой школьных зданий оставались классы. Характерен в этом отношении типовой проект школы-семилетки для Москвы (архитекторы И. Рыбченков и А. Жаров, 1928). Состав помещений в этом проекте почти полностью повторяет программу школы, запроектированную Б. Сидоровым. В трехэтажном здании, рассчитанном на 650 учащихся, 14 классов, два зала рекреации (один с эстрадой), библиотека, три лаборатории, две мастерские, столовая, физкультурный зал. По этому проекту было построено несколько школ в Москве. В 1929 г. архит. И. Рыбченков разработал для Москвы типовой проект четырехэтажной школы-десятилетки на 890 учащихся, работающей по лабораторно-кабинетной системе с индустриальным уклоном.

А. Никольский и В. Гальперин. Школа на Лесном проспекте в Ленинграде. 1930-1932. Общий вид Г. Симонов, Школа на улице Ткачей в Ленинграда. 1928-1929. Общий вид

Г. Симонов, Школа на улице Ткачей в Ленинграда. 1928-1929. План И. И. Фомин. Школа на улице Стачек в Ленинграде. 1930. Корпус столовои (интерьер)

И. И. Фомин. Школа на улице Стачек в Ленинграде. 1930. Корпус столовои (общий вид) И. Гильтер. Проект школьного комбината в Ленинграде. Фасад

И. Гильтер. Проект школьного комбината в Ленинграде. План первого этажа Н. Цыганков. Проект школьного комбината при заводе "Шарикоподшипник" в Москве. АСИ. 1930/31 уч. год. Аксонометрия

В конце 20-х годов на проектирование школьных зданий влияла новая лабораторно-бригадная система преподавания, установленная Наркомпросом РСФСР в 1928 г. и рекомендованная Первым Всероссийским совещанием по школьному строительству. Суть этой системы в следующем: учебный процесс перемещался из классов в кабинеты, лаборатории и производственные мастерские. Учащиеся классов разделялись на несколько бригад, в которых учебные задания выполнялись всем коллективом (при опросе докладывал один - представитель коллектива бригады).

Как видим, была не только отвергнута идея индивидуализации обучения, предлагавшаяся Дальтон-планом, но и возобладала радикальная концепция коллективизма в методике обучения.

В основном в проектах школьных зданий рубежа 20-х-30-х годов планировочная структура была та же, что и в проектах 1927-1928 гг.: классы, три лаборатории, две мастерские, физкультурный и актовый залы (рекреации). Лишь в крупных школах добавлялись лаборатории машиноведения и металловедения, небольшой политехнический музей.

Школа на Крымской площади в Москве. 1930. Общий вид Школа на Крымской площади в Москве. 1930. Фрагмент

Школа на Крымской площади в Москве. 1930. План первого этажа Школа на Крымской площади в Москве. 1930. Аксонометрия

А. Антонов. Школа в Филях в Москве. 1930-1933. Общий вид А. Антонов. Школа в Филях в Москве. 1930-1933. Интерьер (слесарные мастерская)

А. Антонов. Школа в Филях в Москве. 1930-1933. Интерьер (столярная мастерская) А. Антонов. Школа в Филях в Москве. 1930-1933. Интерьер (столовая)

А. Антонов. Школа в Филях в Москве. 1930-1933. Интерьер (физкультурный зал) Л. Федоров. Школа на Русаковской улице в Москве. 1928-1929. Общий вид

Л. Федоров. Школа на Русаковской улице в Москве. 1928-1929. План первого этажа

Многие выстроенные во второй половине 20-х годов школы по объемно-пространственному построению представляли собой здания павильонного типа с асимметричным планом, причем в ряде школ отдельные корпуса на уровне второго этажа соединялись крытыми переходами, а вся сложная композиция завершалась небольшим куполом школьной обсерватории, как бы олицетворявшим стремление к политехнизации школы. При школах предусматривались спортивные площадки, сад, огород.

Среди построенных школьных зданий можно отметить: в Ленинграде - две школы на улице Стачек (архит. А. Никольский, 1926-1927; архит. И. Фомин, 1930); на Лесном проспекте (архитекторы А. Никольский и В. Гальперин, 1930-1932) и на улице Ткачей (архит. Г. Симонов, 1928-1929); в Москве - школы на Русаковской улице (архит. Л. Федоров, 1928-1929), на Крымской площади (1930) и в Филях (архит. А. Антонов, 1930-1933); в Баку - школа-дворец (архит. А. Терсаков, 1926-1928).

Одновременно с проектированием и строительством массовых типов школ велась разработка различного рода экспериментальных проектов, связанных с предполагаемой коренной реконструкций быта семьи или с принципиально новыми предложениями пространственного решения школьного здания.

А. Терсаков. Школа-дворец в Баку. 1926-1928. Фрагмент А. Никольский. Одноэтажная школа. Экспериментальный проект. 1926-1928. План

А. Никольский. Одноэтажная школа. Экспериментальный проект. 1926-1928. Фасады А. Никольский. Одноэтажная школа. Экспериментальный проект. 1926-1928. Макет

А. Никольский. Одноэтажная школа. Экспериментальный проект. 1926-1928. Перспектива класса

К первой группе относятся проекты детских домов-коммун, включающих в себя учебную, общую и жилые части (например, проект архит. П. Помазанова, 1930), детских просветительных комбинатов, охватывающих воспитательную работу с детьми всех возрастов.

Ко второй группе относится экспериментальный проект, разработанный в мастерской А, Никольского (1926-1928). В проекте предлагается новое пространственное решение школы. Вместо многоэтажного здания боковым освещением классов Никольский проектирует одноэтажное сооружение, в котором объединенные в группы классы и широкие коридоры-рекреации освещаются верхним светом. Композиционным центром симметричного в плане здания является перекрытый сводом актовый зал; функционально изолирована (в виде выступов) группа помещений столовой и кухни, а также специализированные мастерские и лаборатории.

К началу страницы
Содержание    7.6. Районные термы, бани-бассейны  8.2. Высшие учебные заведения...