Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Селим Хан-Магомедов
Архитектура советского авангарда

Книга вторая
Социальные проблемы

1. Карамышев П. Благоустройство рынков Москвы // Строительство Москвы. - 1925.- № 12. - С. 22. Вернуться в текст


Глава 7. Формирование системы коммунально-бытового обслуживания

5. Рынки

В годы военного коммунизма любая частная торговля была запрещена. Осенью 1921 г. после введения в стране новой экономической политики частную торговлю вновь разрешили. Стихийно стали создаваться рынки. В Москве помимо Сухаревки, которая существовала и до этого, сразу же возник ряд рынков. Причем рынки обосновались главным образом на городских площадях и стали стремительно и стихийно развиваться. Это мешало уличному движению и угрожало городу антисанитарией. Было решено перевести рынки с городских площадей на незастроенные участки внутри кварталов. Первыми были выстроены Арбатский и Тишинский рынки. Затем в 1924 г. были выстроены рынки Ананьевский, Алексеево-Ростокинский, Бутырский и Марьинский.

Но наиболее масштабным мероприятием в этом процессе упорядочения рыночной торговли в Москве был перевод Сухаревского рынка с Садового кольца (с Сухаревской площади) на территорию, расположенную в глубине квартала между Садовой и Б. Сухаревским переулком.

Как сообщалось в журнале "Строительство Москвы", созданию Ново-Сухаревского рынка придавалось первостепенное значение, когда в 1924 г. в связи с быстрым нарастанием рыночной торговли в Москве было решено за короткие сроки создать сразу несколько рынков: "В первую очередь начаты громадные работы по планировке, асфальтированию и устройству палаток во владении бывш. Гефсиманского скита, для перевода туда Сухаревского рынка. Эта работа закончена в конце 1924 г., и в феврале 1925 г. новый Сухаревский рынок был открыт. Здесь был применен предложенный профессором Мельниковым новый способ расстановки торговых палаток - не параллельными рядами, а по радиусу, что помимо удобства для отыскания отдельных видов торговли придает рынку красивый вид"1.

В 1925 г. в Москве были переведены на новые места Спасский, Преображенский, Рогожский, Зацепский и Даниловский рынки. Всего в Москве к концу 1925 г., когда нэп уже набрал силу и рыночная торговля помогла изменить к лучшему условия жизни горожан, насчитывалось 19 рынков, которые располагали 7222 палатками. Самым крупным из московских рынков был тогда Ново-Сухаревский, который имел 2000 палаток, т.е. более четверти всех имеющихся в Москве рыночных палаток.

По выработанным в 1922 г. правилам каждый рынок имел рыночный комитет, арендовавший рынок у города и полностью отвечавший за его содержание. В рыночном комитете Ново-Сухаревского рынка наиболее влиятельными были новые купцы-нэпманы, которые и заказали проект Мельникову.

"В том же 1924 г. - пишет в своих воспоминаниях Мельников (один из фрагментов воспоминаний, посвященный Ново-Сухаревскому рынку, озаглавлен так: "Новые меценаты новой архитектуры"), - купцы нэпа поручили мне построить открытый рынок "Сухаревка" на 2000 торговых мест с монументальным зданием в центре взамен навязанному им проекту, утвержденному МКХ (отдел Московского коммунального хозяйства. - С. Х.). Несмотря на то, что постройка была начата, но угловой показ товаров по моему проекту заставил подчиниться архитектурному решению... У Сухаревой башни новое купечество храбро доверилось своему короткому счастью - строить на отведенной огромной территории внутри соседнего квартала грандиозный рынок Новая Сухаревка".

Ново-Сухаревский рынок, построенный по проекту Мельникова, хорошо отражает условия рыночной торговли в годы нэпа. Нэп вызвал к жизни развитие мелкой частной торговли, которая сосредоточилась на рынке. Мельников и предложил в своем проекте пространственно-планировочными средствами архитектуры не только упорядочить эту рыночную стихию, но и создать для продавца и покупателя наиболее благоприятные условия. Необходимо было сохранить свободу передвижения покупателя, пространственно изолировать каждого мелкого торговца, причем такого торговца, который не просто приходил на рынок с товаром на один день, а мог бы арендовать на какое-то время отдельное небольшое торговое помещение. Речь шла не о проекте единого крытого рыночного помещения с открытыми прилавками (так, например, был запроектирован и выстроен Кузнечный рынок в Ленинграде, 1922-1925), а о множестве мелких торговых палаток - лавочек. Задача была новой - требовалось создать на специально отведенной территории некий новый тип городского торгового центра, нечто среднее между торговым пассажем и той частью традиционного рынка, где располагались лавочки постоянных торговцев.

Мельников в своем проекте предложил всю территорию рынка застроить однотипными сблокированными торговыми павильонами-палатками. Каждый типовой блок состоит из двух изолированных квадратных в плане помещений (размером 1,7x1,7x2,5 м), выходящих дверью и торговой витриной на противоположные стороны. Блоки собираются в ряды (от четырех до двенадцати блоков) таким образом, что на обе продольные стороны их лицевые стены выходят под углом, т.е. образуются пилообразные фасады. В результате перед каждой торговой палаткой (секцией) создается небольшое автономно выделенное пространство (имеющее сверху козырек). Это подобие отдельной торговой точки, где пространственно ограничен не только продавец, но и контактирующий с ним покупатель. "Зона покупателя" очерчивалась лицевой стеной торговой секции и глухой боковой стеной соседней секции, которая могла использоваться для витрины, рекламы или даже для зеркала в зависимости от типа продаваемых товаров. Стремясь подчеркнуть автономность "зоны покупателя" перед каждой секцией, Мельников в одном из вариантов перспективного изображения торговых палаток ставит перед каждой из них в углу табуретку для покупателя.

Наппельбаум. Универмаг в г. Горьком. 1934-1935. Общий вид Наппельбаум. Универмаг в г. Горьком. 1934-1935. Фрагмент (терраса на плоской крыше - летнее кафе)

С. Овсянников и А. Пронин. Кузнечный рынок в Ленинграде. 1922-1925. Фрагмент фасада С. Овсянников и А. Пронин. Кузнечный рынок в Ленинграде. 1922-1925. Интерьер (перспектива)

К. Мельников. Ново-Сухаревский рынок в Москве. 1924-1926. Проект палатки К. Мельников. Ново-Сухаревский рынок в Москве. 1924-1926. Общий вид

К. Мельников. Ново-Сухаревский рынок в Москве. 1924-1926. Генплан К. Мельников. Ново-Сухаревский рынок в Москве. 1924-1926. Строительство (размещение цокольных частей палаток на территории рынка - фото А. Родченко)

К. Мельников. Ново-Сухаревский рынок в Москве. 1924-1926. Строительство (установка стеновых щитов - фото А. Родченко); центральное здание рынка К. Мельников. Ново-Сухаревский рынок в Москве. 1924-1926. Проект палатки

К. Мельников. Ново-Сухаревский рынок в Москве. 1924-1926. Центральное здание рынка

Такой прием блокировки секций позволил, во-первых, очень экономно использовать отведенную под рынок территорию; во-вторых, создать комфортные условия, как для торговцев (причем равные для всех), так и для покупателей; в-третьих, в короткий срок возвести торговые помещения, так как они собирались на месте из стандартных, заранее заготовленных деревянных элементов (сначала на заасфальтированной территории рынка раскладывались рядами стандартные цокольные рамы, затем последовательно укладывались половые щиты, устанавливались щитовые перегородки между двумя смежными помещениями и основной каркас из брусьев).

Была тщательно продумана общая планировка рынка с учетом расположения основных входов на его территорию. Мельников сделал ряды палаток разной величины и не только расположил их параллельно, но и создал живописную пространственно-планировочную композицию, которую сам назвал "оркестром из танцующих гармоний". Основные широкие проходы ведут к композиционному центру рынка - каменному зданию, где размещались рыночный комитет, трактир и т. д. Сначала Мельников задумал это здание круглым в плане (так оно и обозначено на генеральном плане), но затем решил подчинить его объемно-пространственную композицию трехлучевой планировочной структуре рынка и сделал треугольным в плане. Расположенное в центре и возвышавшееся над морем одноэтажных палаток это здание было хорошо видно из разных мест рынка. Поэтому Мельников запроектировал его как сложную пластическую структуру, в которой основную роль играют не фасады, а скорее угловые части. Вертикальные ритмы лопаток, круглое окно, открытая лестница в "лоджии" и в ступенчатой галерее, террасы в верхней части - все это создавало контраст главного здания рынка со стандартными торговыми секциями

Однако уже с середины 20-х годов возможности частной торговли стали ограничиваться официальными властями. Первым симптомом постепенного отказа от нэпа стало утвержденное постановлением ЦИК и СНК СССР от 8 января 1926 г. "Положение о налоговых комиссиях", согласно которому видоизменялась налоговая политика по отношению к частному сектору. Впоследствии это привело к свертыванию частной торговли, во всяком случае в той ее форме, социальный заказ на которую предопределил архитектурный тип Ново-Сухаревского рынка.

Частная торговля во второй половине 20-х годов постепенно вытеснялась государственной и кооперативной торговлей. Городские рынки все больше превращались в места, где крестьяне (в последние годы рассматриваемого периода уже, в подавляющем большинстве, колхозники) сбывали продукты своего труда без посредничества частных торговцев. Это потребовало новой организации торговли на городских рынках. Требовалось разработать и построить крупные, по-современному оборудованные торговые комплексы, которые должны были обслуживать и покупателя, и продавца (приезжавшего в город крестьянина). В ходе реконструкции старых рынков, разработки проектов и строительства новых постепенно вырабатывался новый тип торгового комплекса - колхозный рынок, отражающий особенности организации торговли в условиях коллективизации сельского хозяйства.

В Обмасе ВХУТЕМАСа студенты уже в начале 20-х годов разрабатывали проект городского рынка. Наибольший интерес по пространственному решению интерьера представляет проект И. Володько (руководитель В. Кринский).

Конкурсные проекты Смоленского рынка в Москве. 1926. И. Голосов (перспектива) Конкурсные проекты Смоленского рынка в Москве. 1926. М. Гинзбург, при участии В. Владимирова (перспектива)

Конкурсные проекты Смоленского рынка в Москве. 1926. Б. Кондратов и Д. Паршин (перспектива, планы подвального и первого этажей) Конкурсные проекты Смоленского рынка в Москве. 1926. В. Красильников и Л. Славина (перспектива)

Ю. Гриневский и В. Оленев. Велозаводский рынок в Москве. Общий вид Колхозный рынок около завода "Динамо" в Москве. Общий вид

Лавринович. Проект крытого рынка. ЛИГИ. 1927. План Лавринович. Проект крытого рынка. ЛИГИ. 1927. Аксонометрия

Арбатский рынок в Москве. 1932. Общий вид Арбатский рынок в Москве. 1932. Интерьер торгового зала

Н. Алтухов. Рынок. Ленинградская Академия художеств. 1928/29 уч. год. Фасад, разрез, план

В 1926 г. состоялся конкурс на проект Смоленского рынка в Москве, программа которого предусматривала создание обширных торговых залов (3 тыс. м2 под рынок пищевых продуктов и 10 тыс. м2 под торговлю предметами широкого потребления), складских помещений (подвалы), ресторана-столовой и банка, а также рациональную организацию графика движения товаров и покупателей. Среди поданных на конкурс интересны проекты И. Голосова, М. Гинзбурга (при участии В. Владимирова), Б. Кондрашова и Д. Паршина, В. Красильникова и Л. Славиной и др.

В том же 1926 г. М. Барщ и М. Синявский разработали два варианта совместного дипломного проекта (ВХУТЕМАС, мастерская А. Веснина) Центрального рынка в Москве. Практически они запроектировали современный городской торговый центр, в котором распластанная композиция (овальная или подковообразная в плане) торговых залов контрастирует с вынесенными на магистраль вертикальными конторскими корпусами. Особенно интересен вариант с ритмически поставленными тремя двадцатиэтажными корпусами.

Проектировали рынки и студенты ЛИГИ. В проекте крытого рынка Лавриновича, как и в Ново-Сухаревском рынке Мельникова, каждому продавцу выделена отдельная секция.

В Ленинградской Академии художеств (1928/ 29 учебный год) задание на проектирование рынка было усложнено как треугольным в плане участком, так и требованием разработки оригинальной конструкции перекрытия. В проекте Н. Алтухова предложена ступенчатая структура перекрытия.

К началу страницы
Содержание    7.4. Универмаги  7.6. Районные термы, бани-бассейны