Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Селим Хан-Магомедов
Архитектура советского авангарда

Книга вторая
Социальные проблемы

1. СА. - 1927. - №3. - С. 79. Вернуться в текст
2. Тан А. Новому театру - новое здание // СА. - 1927. - № 3. - С. 81. Вернуться в текст
3. СА. - 1927. - № 3. - С. 80. Вернуться в текст


Глава 6. Зрелищные сооружения нового типа - проблемы агитационного искусства, массового действа и научного зрелища

5. Планетарий - научное зрелище

Традиционному театральному зрелищу в рассматриваемый период противопоставлялись не только новые виды массового действа, носящие политико-агитационный характер, но и зрелища, преследующие научно-просветительные цели. В качестве такого нового "научного зрелища" рассматривался планетарий.

В 1927 г. журнал "СА" под заголовком "Научный театр для широких масс" дал информацию о запланированном в Москве создании планетария: "Московский Совет нового состава ознаменовал начало своей работы решением, делающим эпоху в области популяризации научных знаний среди широких масс... президиум Моссовета постановил создать в Москве научно-просветительное учреждение нового типа - планетарий"1.

В том же номере журнала в статье "Новому театру - новое здание" А. Ган писал: "Театр до сих пор есть не что иное, как здание, в котором происходят служения культу...

Театр с людьми, да еще всерьез играющий в людей - будет существовать до тех пор, пока общество не вырастет до степени научного миропонимания и его зрелищные инстинкты не наткнутся на остроту реальных явлений мира и техники.

Театр наш должен быть иным. Он должен прививать зрителю любовь к науке.

Планетарий - оптический научный театр и является одним из видов нашего театра. В нем люди не играют, а управляют сложнейшим в мире по технике аппаратом...

Так театр от служения культу переходит к служению науке. В этом театре человек, вооруженный аппаратами, удлиняющими его чувства восприятия, видит сложнейшую механику движения небесных светил. Это поможет ему выковать в себе научное миропонимание и отделаться от фетишизма дикаря, поповских предрассудков и псевдонаучного миросозерцания цивилизованного европейца.

Такому театру мы обязаны построить новое здание"2.

В том же номере журнала был опубликован и первоначальный вариант проекта планетария, разработанного М. Барщем и М. Синявским.

Причем в пояснительной записке к проекту авторы писали, что "зрительный зал может быть использован не только для сеансов планетария, но и для других целей - концертов, собраний, митингов и т. д. В этом случае прибор по рельсам увозится в особое помещение"3.

А. Бунин. Планетарий. ВХУТЕМАС (мастерская Н. Ладовского) 1927. Перспектива А. Бунин. Планетарий. ВХУТЕМАС (мастерская Н. Ладовского) 1927. Разрез

А. Бунин. Планетарий. ВХУТЕМАС (мастерская Н. Ладовского) 1927. План М. Барщ и М. Синявский. Планетарий в Москве. 1927-1929. Общий вид

М. Барщ и М. Синявский. Планетарий в Москве. 1927-1929. Фрагмент М. Барщ и М. Синявский. Планетарий в Москве. 1927-1929. Фрагмент

М. Барщ и М. Синявский. Планетарий в Москве. 1927-1929. Интерьер М. Барщ и М. Синявский. Планетарий в Москве. 1927-1929. Фрагмент

М. Барщ и М. Синявский. Планетарий в Москве. 1927-1929. Разрез М. Барщ и М. Синявский. Планетарий в Москве. 1927-1929. План

М. Барщ и М. Синявский. Планетарий в Москве. 1927-1929. Конструкции М. Барщ, М. Синявский и Н. Соколов на куполе планетария

Первый планетарий в нашей стране и был построен в Москве (1927-1929) по доработанному проекту М. Барща и М. Синявского. Перекрытый железобетонным параболическим куполом с подвешенным к нему экраном-полусферой, круглый в плане зрительный зал на 1440 мест является основой объемно-пространственной композиции здания. Большая часть подсобных помещений (фойе, гардероб, вестибюль и др.) размещена в первом этаже - под зрительным залом. Лишь для некоторых небольших помещений были созданы отдельные объемы вне пределов габарита цилиндрической подкупольной части планетария. Эти небольшие пристройки с оригинальными деталями (винтовая лестница в остекленном цилиндре, криволинейный железобетонный козырек входа, вытянутые по пропорциям круглые железобетонные столбы и т.д.) еще больше подчеркивают крупный масштаб основной формы здания - параболического купола.

Курсовые проекты планетария. ВХУТЕИН. 1928-1929; А. Зайцев (фасад) Курсовые проекты планетария. ВХУТЕИН. 1928-1929; А. Зайцев (план)

Курсовые проекты планетария. ВХУТЕИН. 1928-1929; А. Зайцев (разрез) Курсовые проекты планетария. ВХУТЕИН. 1928-1929; автор неизвестен (перспектива)

Курсовые проекты планетария. ВХУТЕИН. 1928-1929; автор неизвестен (план) Курсовые проекты планетария. ВХУТЕИН. 1928-1929; Н. Николенков (перспектива)

Курсовые проекты планетария. ВХУТЕИН. 1928-1929; Н. Николенков (план) Курсовые проекты планетария. ВХУТЕИН. 1928-1929; автор неизвестен (аксонометрический разрез, планы)

Курсовые проекты планетария. ВХУТЕИН. 1928-1929; автор неизвестен (планы) Курсовой проект планетария. ВХУТЕИН. 1928-1929. Автор неизвестен (перспектива)

И. Шапиро. Проект планетария. Фасад И. Шапиро. Проект планетария. Планы, разрез

Поиски "нового типа научного театра" - планетария - не ограничивались разработкой нового архитектурного решения здания, функционально уже сформировавшегося за рубежом (в Германии), откуда и ввозилась аппаратура для планетария. Экран в виде полусферы позволял показывать все небо, но в то же время создавал неудобства для зрителя, обращенного лицом в одну сторону. Это противоречие пытались разрешить, экспериментируя с формой зрительного зала и купола. Один из таких экспериментальных проектов планетария был создан в мастерской Н. Ладовского во ВХУТЕМАСе (А. Бунин, 1927). Почти квадратный в плане зал с параллельными рядами мест для зрителей перекрыт наклонным полуцилиндрическим сводом, переходящим в передней части зала в четверть сферы, на которую и проецируется изображение звездного неба.

В 1928-1929 гг. во ВХУТЕИНе (в том числе и в мастерской И. Леонидова) был разработан ряд курсовых проектов планетария, в которых предлагались и оригинальные объемно-пространственные решения основного зрительного зала.

Так, Н. Соколов в проекте планетария сделав зрительный зал в виде шара, разделенного плоскостью на два полушария (южное и северное). Платформа - плоскость, вместе с рядами стульев и пристегнутыми к ним зрителями, могла поворачиваться вокруг горизонтальной оси, и зрители, находясь вниз головой, могли видеть южное небо.

К началу страницы
Содержание    6.4. Цирк-театр  6.6. Поиски нового типа кинотеатра