Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Селим Хан-Магомедов
Архитектура советского авангарда

Книга вторая
Социальные проблемы

1. Рабис. - 1929. - №49. - С. 9. Вернуться в текст


Глава 6. Зрелищные сооружения нового типа - проблемы агитационного искусства, массового действа и научного зрелища

4. Цирк-театр

На формирование архитектурного типа театра массового действа в 20-е годы оказала влияние и такая одна из наиболее демократических форм массового зрелища, как цирк с его открытой ареной, окруженной местами для зрителей. Но, с другой стороны, ориентация на массовые театральные зрелища повлияла в рассматриваемый период и на проектирование и строительство цирков.

Цирки проектировались в 20-е годы и в качестве отдельных сооружений (И. Голосов, 1922 - проект типового циркового комплекса, включающего перекрытое куполом здание цирка и различные аттракционы), и как часть клубного комплекса (И. Голосов, 1928 - круглый зал для цирковых представлений в проекте Дворца культуры в Сталинграде), и как универсальные залы для цирковых и театрально-зрелищных представлений.

В 1929 г. Центральное управление госцирками утвердило проект цирка-театра-кино (архитекторы Б. Виленский и К. Яковлев), Проект так описывался в журнале "Рабис": "Современные требования, предъявляемые цирку, диктуют необходимость организации цирка, совмещая его одновременно с возможностью устройства театральных представлений и оборудования звучащего и немого кино. Проект... полностью предусматривает подобное объединение указанных видов зрелищ, одновременно давая возможность использования сооружения под организацию массовых собраний, съездов, выступлений и т. д. Цирк рассчитан на 2000 человек, а при организации театра и кино вместимость доводится до 3500 человек, Переоборудование цирка в театральное помещение не требует никаких затрат, давая возможность произвести полную переорганизацию в 5-6-дневный срок... Цирк оборудован по последнему слову техники, обслуживается специальными установками для организации пантомим (вода, свет, выкидные площадки и т.д.). Загрузка публики обслуживается 32-мя входами, разгрузка производится через специальные выходы, занимающие до 70-ти метров"1.

МИГИ. Проекты цирка. 1924. Фасад МИГИ. Проекты цирка. 1924. Фасады, планы, разрез

И. Голосов. Проект типового цирка. 1922. Фасад, план Крылова-Соколова. Проект цирка на 3000 человек для Свердловска. 1929. Фасад

Крылова-Соколова. Проект цирка на 3000 человек для Свердловска. 1929. План А. Голубев. Реконструкция цирка в Москве 1932. Перспектива; общий вид

А. Голубев. Реконструкция цирка в Москве 1932. Перспектива; общий вид С. Минофьев и Б. Лопатин. Цирк-театр в Иваново-Вознесенске. 1931-1933. Перспектива (проект)

С. Минофьев и Б. Лопатин. Цирк-театр в Иваново-Вознесенске. 1931-1933. Разрез С. Минофьев и Б. Лопатин. Цирк-театр в Иваново-Вознесенске. 1931-1933. План

С. Минофьев и Б. Лопатин. Цирк-театр в Иваново-Вознесенске. 1931-1933. Общий вид

В 1930 г. по проекту Б. Виленского было начато строительство цирка на 3 тысячи мест в Саратове. Цирк должен был стать самым вместительным общественным зданием города. Основа конструкции здания - сплошное железобетонное кольцо, на которое опираются деревянные фермы.

Цирк-театр на 3 тысячи мест был построен в Иваново-Вознесенске (архит. С. Минофьев, инж. Б. Лопатин, 1931 г., строительство 1932-1933 гг.). Он проектировался с расчетом использования его не только для цирковых представлений, но и в качестве кинозала и театра мюзик-холла. Кроме арены была предусмотрена сцена эстрадного типа, причем при цирковых представлениях эта эстрада использовалась для размещения зрителей, а во время эстрадных представлений зрители заполняли арену. Оригинально решено перекрытие зала цирка - это полусферический купол диаметром 50 м, несущая арочно-каркасная конструкция которого состоит из 32 деревянных полуарок (арочные фермы с гнутыми поясами и с решеткой из перекрещивающихся раскосов).

К началу страницы
Содержание    6.3. Конкурсы на театральные здания нового типа...  6.5. Планетарий - научное зрелище