Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Селим Хан-Магомедов
Архитектура советского авангарда

Книга вторая
Социальные проблемы

 

Глава 6. Зрелищные сооружения нового типа - проблемы агитационного искусства, массового действа и научного зрелища

1. Новые формы массовых зрелищ

Формирование новых типов зрелищных сооружений в рассматриваемый период происходило в противоречивых условиях, в процессе непрерывно видоизменявшегося социального заказа (отражавшего изменение политического и экономического положения) и сложной творческой борьбы в области театрального искусства.

В первые годы советской власти в условиях революционного подъема и небывало возросшей активности трудящихся масс нередко отвергались многие старые формы зрелищ и провозглашались новые принципы массового действа, происходили сложные процессы рождения новых форм массовых зрелищ, театра, эстрады. Весь период развития революции от Февраля до Октября 1917 г. был насыщен массовыми митингами, собраниями, манифестациями, демонстрациями. Широкие слои трудового населения, не избалованные демократическими свободами в условиях царской России, с энтузиазмом отдавались стихии массовых действ, являвшихся одним из средств острой политической борьбы. После победы Октябрьской революции в массовых действах наряду с политическими формами агитационной работы среди трудящихся значительную роль играли формы театрализованного массового зрелища, сопровождавшие праздники и народные торжества. Массовые действа, все больше приобретавшие формы празднеств (торжественные митинги, праздничные демонстрации, манифестации, народные гулянья и т.д.), воспринимались как характерная черта нового общества и во многом определили направление творческих поисков как в области театрального искусства, так и при разработке новых типов зрелищных сооружений. Требование пришедших в движение широких слоев трудящихся, привыкших за годы революции и гражданской войны к массовым мероприятиям с непосредственным зрительным и звуковым общением, повлияли на поиски новых форм пространственной организации массовых действ. Отсутствие (или неразвитость) радиовещания, телевидения и звукового кино во многом определяло тягу к непосредственному общению с оратором, повлиявшую и на формирование нового театра массового действа - открытого вовне, включающего зрителя в театральное действие.

Разнообразие стихийно возникших и непрерывно развивавшихся форм массовых действ трудящихся требовало их пространственного оформления - сооружаются трибуны для ораторов на площадях и улицах городов, создаются ансамбли для траурных митингов, проектируются огромные залы для собраний и митингов, разрабатываются театральные помещения, открытые на площадь и рассчитанные на пропуск через них колонн демонстрантов, и т. д.

Одной из первых попыток архитектурно-пространственного оформления новых массовых действ была разработка в Живскульптархе в 1919 г. Храма общения народа, который проектировался и в виде грандиозного здания с эстрадой для "действ", и в виде открытого ансамбля со сценой-эстрадой, и в виде сочетания открытого "зала" (предназначенного для многолюдных митингов) с относительно небольшим крытым помещением.

Н. Исцеленов. Открытая площадка для зрителей с эстрадой для "действ"; 1919. План; перспектива эстрады С. Домбровский. Сочетание открытой площадки и зала с эстрадой для "действ". 1919

Агитпоезд "Октябрьская революция". 1919-1920. Роспись вагонов Агитпоезд "Октябрьская революция". 1919-1920. Роспись вагонов

Агитпоезд "Октябрьская революция". 1919-1920. Роспись вагонов Агитпоезд "Октябрьская революция". 1919-1920. Роспись вагонов

Агитпоезд "Октябрьская революция". 1919-1920. Роспись вагонов Агитпоезд "Октябрьская революция". 1919-1920. Интерьер киновагона

Агитпоезд "Красный Казак". 1920. Роспись вагона Агитпароход "Красная Заезда". 1920

Д. Осипов. Проект агитбаржи. 1921. Фасад Д. Осипов. Проект агитбаржи. 1921. План

Театральные режиссеры с увлечением работали над постановками массовых театрализованных зрелищ, устраивавшихся в дни празднования 1 Мая или годовщины Октября. В таких театрализованных представлениях наряду с профессиональными актерами принимали участие сотни трудящихся; разделение на актеров и зрителей практически исчезало - все ощущали себя участниками общего праздника (например, разыгрывавшееся на Дворцовой площади в Петрограде театрализованное представление "Взятие Зимнего", в котором принимали участие многие участники штурма Зимнего Дворца, и т. д.).

Организация театрализованного массового зрелища требовала большой подготовительной работы режиссеров, художников и архитекторов, в процессе которой формировалось новое отношение к искусству театра, к его пространственно-художественному оформлению.

Одним из наиболее грандиозных театрализованных массовых действ на тему "Борьба и Победа" должно было стать празднество на Ходынском поле в Москве в честь Третьего конгресса Коминтерна (1921 г.). Художественное оформление этого действа осуществлялось режиссером В. Мейерхольдом, архитектором А. Весниным и художником Л. Поповой. Массовые действа повлияли и на оформление спектаклей в театрах. Стремясь приблизить актера к зрителю, режиссеры и театральные художники как бы отрывали декорации от сценической коробки, превращали их в автономную пространственную установку ("станок для игры актеров"), которая позволяла разместить зрителей со всех сторон сцены и даже вообще вынести представление на открытый воздух, не привязываясь к специальной сценической площадке. Такими были, например, конструктивистские декорации Л. Поповой "Великодушный рогоносец" в театре Мейерхольда, 1922, "Земля дыбом" в театре Революции, 1923), А. Веснина ("Человек, который был Четвергом" в Камерном театре, 1923), В. Шестакова ("Озеро Люль" в театре Мейерхольда, 1923) и др. Подобные декорации можно было свободно монтировать под открытым небом во время гастрольных поездок театров без использования сцены, и актеры играли спектакль, окруженные зрителями, причем создавалась новая обстановка для восприятия спектакля- ажурные пространственные декорации превращались как бы в театральные трибуны.

А. Бабичев. Авто-агит-театр. Проект. 1922. Портал развернутой сцены А. Бабичев. Авто-агит-театр. Проект. 1922. Фрагмент монтажа

И. Лейзеров. Сценическая площадка на грузовике. 1925 Агитповозка ("Красная повозка")

Ряжский. Проект агит-автомобиля-клуба. 1930. Автомобиль в свернутом походном состоянии, два варианта развертывания оборудования - эстрада, выставка Театральное представление на улице ("Уличный театр")

Е. Семенова. Рекламные плакаты "Синей блузы" Е. Семенова. Рекламные плакаты "Синей блузы"

Проект подвижной сценической площадки. 1926 Д. Заонегин. Авто-кинопередвижка с радиоустановкой и библиотекой-выставкой. ВХУТЕИН (руководитель А. Родченко). 1929. Перспектива

В первые годы советской власти особое значение придавалось поискам передвижных форм массовой агитации. Широкое распространение получают агитпоезда и агитпароходы, в которых наряду с формами политической агитации широко использовались театрализованные представления. Оборудовались специальные агитбаржи с обширным театральным залом (проект Д. Осипова, 1921). Сфера действия агитпоездов и агитпароходов, естественно, была ограничена судоходными реками и железнодорожной сетью. Поэтому в стремлении охватить культурно-массовым обслуживанием даже самые отдаленные населенные пункты разрабатывались проекты авто- и агиттеатра, создавались "подвижные" сайонные и сельские театры с использованием конной тяги.

В 1922 г. А. Бабичев разработал типовой проект передвижного агиттеатра, основу которого составляла стандартная сборно-разборная металлическая конструкция заводского изготовления. Вся конструкция (вместе с театральной труппой) на двух грузовиках (с прицепами) могла доставляться в любой населенный пункт, где в течение двух-трех часов на площади (или прямо в поле) осуществлялся монтаж установки, причем грузовики использовались не только как транспортное средство, но и входили составной частью в конструкцию сцены. Основу конструкции этого передвижного театра составляла высоко поднятая над уровнем земли обширная сценическая площадка, под которой были расположены артистические уборные и помещения для реквизита. Ширмы, которые передвигались при помощи особых механических устройств, давали возможность легко и быстро изменять размеры и формы сценической площадки. Конструкция театра была рассчитана не только на театральные постановки и эстрадные программы. Это было зрелищное сооружение универсального типа. Например, сцена могла быть трансформирована в арену для цирковых представлений, причем предусматривалась возможность натягивать тросы от центральной мачты к любому из восьми углов сцены и подвешивать предохранительные сетки, использовать двигающиеся укосины для "полетов" и канатов эквилибристов. Сцена могла использоваться и как площадка для показательных спортивных выступлений, при этом необходимые приспособления подвешивались к ажурным конструкциям. Была предусмотрена конструкция и для киноэкрана, который мог использоваться и для показа фильмов, и для создания средствами кино (хроника, диапозитивы и т. д.) декоративного фона для развертывающихся на сцене действий. Размеры сцены могли быть уменьшены, она могла превращаться в трибуну для доклада или в небольшую площадку (диспуты и т. д.). В случае дождя на стойки и тросы натягивался тент.

В первые годы советской власти в противовес "старым" профессиональным театрам, которые часто рассматривались тогда как специфическая форма культурного обслуживания свергнутых бывших господствующих классов, была создана широкая сеть самодеятельных пролетарских театров (в системе Пролеткульта), в работе которых принимали участие актеры и режиссеры (например, театром Пролеткульта в Москве руководил С. Эйзенштейн). В тот же период (особенно в годы нэпа) традиционной эстраде рабочие противопоставили новую форму - агитбригады "Синей блузы" (работавшие по принципу: "утром в газете - вечером в куплете"). Одновременно с этим происходили сложные процессы новаторских поисков в самом профессиональном театре, которые отражали как общие процессы в развитии новых творческих направлений в искусстве, так и влияние новых социально-политических условий (стремление приблизить театр к новому зрителю).

К началу страницы
Содержание    5.9. Избы-читальни  6.2. Формирование программы театра массового действа...