Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Селим Хан-Магомедов
Архитектура советского авангарда

Книга вторая
Социальные проблемы

1. CA. - 1926. - №1. - С. 35. Вернуться в текст


Глава 5. Рабочие клубы и избы-читальни - проблема формирования новой социалистической культуры

9. Избы-читальни

Изба-читальня выполняла на селе роль основного нового агитационно-просветительного центра.

Уже в 1919-1920 гг. в двух архитектурных мастерских, руководимых тогда И. Жолтовским (Моссовета и Наркомпроса), был проведен внутренний конкурс на проект избы-читальни. В сохранившихся эскизах В. Кринского и Н. Ладовского видно, что это культурно-просветительное здание рассматривалось действительно как некая изба, ориентированная на общественное использование. Это небольшое деревянное сооружение с несколькими помещениями. В проекте Кринского изба-читальня и по внешнему облику напоминает обычную деревенскую избу. Ладовский, взяв за основу ту же избу, сделал попытку внести в ее объемно-пространственную композицию черты динамики.

Рабочий клуб в городе (и в рабочем поселке) и изба-читальня на селе в первые годы советской власти рассматривались как основные очаги пропаганды революционных идей и политической консолидации трудящихся рабоче-крестьянского государства. Не случайно, когда встал вопрос, что показать на Парижской выставке 1925 г. как ростки новой культуры в социалистическом государстве, были выбраны два объекта - рабочий клуб и изба-читальня. Причем оба объекта были сдублированы: они были показаны и как оборудованные интерьеры (в натуральную величину), и как специально разработанные во ВХУТЕМАСе проекты.

Проект избы-читальни был выполнен на Деревообделочном факультете ВХУТЕМАСа под руководством А. Лавинского и С. Чернышева. Сама изба-читальня и все ее оборудование были представлены в макетах, причем макет был электрифицирован. Большое значение придавалось выделению внешнего облика избы-читальни в традиционной застройке села. Здание окрашено в белый цвет, его углы выделены красным; на коньке крыши надпись "Изба-читапьня". Над входом трибуна для оратора, а над нею - метеорологическая будка с флюгером, электрические часы, радиомачта с громкоговорителем. Предусмотрено приспособление для установки киноэкрана. Летняя веранда предназначалась для чтения и связи с улицей - считалось, что у читающего должна быть возможность сообщать новости проходящему товарищу. Стена на веранде могла использоваться для размещения агитплакатов. Фронтон здания украшали эмблема "Серп и молот" и изображение книги с надписью "Ленин".

Изба-читальня была рассчитана на 250 человек. В ней были оборудованы отдельные "уголки": ленинский, сельскохозяйственный, женский, молодежный, военный, пионерский, радиолюбительский и др.

Мебель для избы-читальни разрабатывалась с учетом ее возможного использования и во время обычных клубных занятий, и во время митингов и собраний. Элементы оборудования сделаны трансформируемыми. Так, читальные столы могли превращаться в скамейки со спинками, а стойка библиотекаря - в подмостки для сцены (при этом верхняя крышка стойки для сохранности полированной стороной переворачивалась вниз). Кроме того, для избы-читальни были разработаны вешалка для раздевальни, радиовитрина и библиотечный шкаф.

А. Лавинский, под руководством которого разрабатывался во ВХУТЕМАСе этот проект для Парижский выставки, в том же 1925 г. создал по его мотивам свой образцовый проект избы-читальни - здания и его оборудования (как внешнего, так и внутреннего).

Это - деревянное срубное сооружение, включающее открытую террасу с крыльцом, холодные сени с чуланом, помещение для занятий, комнату для работы кружков, комнату "избача".

Открытая терраса предназначена для занятий, чтения и письма, в летнее время являясь тем самым связью между избой-читальней и улицей, возбуждая любознательность проходящих мимо крестьян газетой, объявлениями, диаграммами и т. д. При входе на террасу, на выступающем углу сруба, прикреплены щиты, на которых помещаются портрет Ленина, стенгазета, диаграммы.

Над крыльцом, ведущим на террасу, расположены две площадки. Первая площадка, связанная с террасой двумя диагональными лестницами, служит трибуной для оратора, а во время революционных праздников и приезда подшефных частей Красной армии - для заседаний президиума (она вмещает пять - семь человек). На этой же площадке находятся два громкоговорителя.

Вторая площадка сообщается с трибуной при помощи приставной лестницы. Она предназначена для установки метеорологической будки с приборами, часов, эмблемы серп и молот ("совзнака") и мачты для прикрепления мешка, определяющего направление ветра, указателя стран света, антенны и флага.

Из холодных сеней двери ведут в комнату для кружков и в зал для занятий.

В комнате для кружков размещается также сельскохозяйственный уголок, состоящий из шкафов-витрин с образцами сельскохозяйственных продуктов, диаграмм и т. д. Во время лекций, киносеансов, вечеров комната для кружков может служить раздевальней.

Зал для занятий предназначен для лекций, докладов, спектаклей, киносеансов и т. д. Подробно разработано оборудование этого помещения. Оно включает подмостки с уголком Ленина в виде витрины ("книга" из фанерных листов, на которых размещены тексты и фото, характеризующие жизнь Ленина), книжный шкаф со стойкой и витринами для книжных новинок и газет, шкаф для учебных пособий для обучающихся грамоте, витрину крестьянки (отражающую общее женское движение), стол справок со шкафом и витриной для юридической, налоговой и справочной литературы, сельскохозяйственные витрины со снимками, заметками, портретами и т. п., витрины МОПРА, ОДВФ, Доброхима, молодежи, комсомола и пионеров, громкоговоритель. Окна в зале для занятий приподняты - под ними размещаются диаграммы.

Во внешнем облике избы-читальни отразились представления А. Лавинского об идеологической и композиционной роли этого типa сооружений в застройке деревни. Окраска крыши и углов избы-читальни в красный цвет, по мысли автора, подчеркивает ее революционное значение и, кроме того, делает здание видным и отличимым издалека. Обработка входа деревянными стойками в виде ферм призвана придать избе-читальне индустриальный вид, что должно приучить крестьян к формам индустриальных построек и заставить их понимать красоту этих форм, что может помочь смычке городской и крестьянской культуры.

К середине 20-х годов изба-читальня в качестве главного сельского агитационно-просветительного центра сформировалась в сознании проектировщиков как самостоятельный тип нового сооружения со своей четко и ясно выраженной функцией и ролью в художественном облике села. Показательно, что первые три дипломированных дизайнера ("инженеры-художники"), выпущенные в 1927 г. из ВХУТЕМАСа (руководитель Л. Лисицкии), делали коллективный дипломный проект избы-читальни (здание и его оборудование). Проектировался во ВХУТЕМАСе под руководством Лисицкого и "деревенский клуб".

Однако экономическое положение страны не позволило в 20-е годы выделить необходимые средства для массового строительства культурно-просветительных объектов на селе. В этих условиях появились предложения об объединении в одном здании торговых и агитационно-просветительных функций.

В. Кринский. Изба-читальня. Конкурсный проект. 1919-1920. Эскиз. Фасад В. Кринский. Изба-читальня. Конкурсный проект. 1919-1920. Эскиз. Планы первого и второго этажей

Н. Ладовский. Изба-читальня. Конкурсный проект. 1919-1920. Эскиз фасада Н. Ладовский. Изба-читальня. Конкурсный проект. 1919-1920. Эскиз фасада

А. Голубев. Народный дом для сельской местности. Конкурсный проект. 1920. Эскиз (фасад) А. Лавинский. Проект избы-читальни. 1925. Перспектива

А. Лавинский. Проект избы-читальни. 1925. Интерьер А. Лавинский. Проект избы-читальни. 1925. Интерьер

М. Олешев и В. Тимофеев. Проект избы-читальни для Международной выставки декоративных и промышленных искусств в Париже. 1925. ВХУТЕМАС (руководители А. Лавинский и С. Чернышев). Макет Артамонов, М. Олешев и В. Тимофеев. Изба-читальня. Коллективный дипломный проект. 1927. ВХУТЕМАС (руководитель Л. Лисицкий). Макет

Деревенский клуб. Студенческий проект. ВХУТЕМАС (руководитель Л. Лисицкий). Макет И. Трофимов. Изба-читальня со зрительным залом на 150 мест. Ленинградская Академия художеств. 1932/33 уч. год. Перспектива, план

А. Ган. Деревенский киоск. 1926. Перспектива

Характерный пример - проект "деревенского киоска" А. Гана (1926). В статье, сопровождавшей публикацию этого проекта, говорилось:

"В деревнях-селах по-прежнему только церковь является, так сказать, архитектурным местом. Ей нет соперника здания в деревне, которое бы своим пребыванием в архитектурной среде сельских строений агитировало за новый быт деревни. Учитывая наше экономическое положение и понимая, что в данное время трудно подойти к практическому осуществлению постройки новых зданий даже для общественных нужд деревни, хочется хотя бы в скромных размерах подойти к этой задаче вне очереди...

Киоск сконструирован так. В смысле функционального назначения в нем должны увязаться две формы деятельности: торговая и общественная. Торговая - по сбыту литературы, писчебумажных материалов и принадлежностей; общественная - по обслуживанию местного населения культурной связью деревни с городом, через почту, радио и киноэкран. Кроме того, киоск должен стать центральным местом для массовых форм рабоче-крестьянской общественности"1.

Этими задачами и определялся подчеркнуто агитационный внешний облик "деревенского киоска" (увенчанного мачтой с трибуной, громкоговорителями и экраном) и его внутреннее оборудование (откидные столы и сидения для чтения, вертящиеся витрины для "последних выпусков" и т.д.).

В 1932/33 учебном году в ленинградской Академии художеств студенты проектировали избу-читальню со зрительным залом на 150 мест. По своей программе это фактически сельский клуб. Специфика состояла лишь в том, что здание проектировалось в деревне, причем в ряде проектов студенты явно опирались на традиции русского деревянного зодчества.

К началу страницы
Содержание    5.8. Конкурс на проект Дворца культуры Пролетарского района  6.1. Новые формы массовых зрелищ