Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Селим Хан-Магомедов
Архитектура советского авангарда

Книга вторая
Социальные проблемы

1. СА. - 1930. - №5. - С. 4. Вернуться в текст
2. Щербаков В. Культурный Днепрострой. Второй конкурс проектов Дворца культуры в Ленинской слободе // Строительство Москвы. - 1931. - № 1. - С. 29. Вернуться в текст
3. Там же. - С. 30. Вернуться в текст
4. Там же. - С 30. Вернуться в текст
5. Веснин А. О социалистическом реализме в архитектуре (беседа с А. Циресом) // Советская архитектура. - M. - 1957. - № 8. - С. 74. Вернуться в текст
6. Хомутецкий Н. Комсомолия Москвы, за тобой слово! Конкурс на Дворец культуры рабочей молодежи // Строительство Москвы. - 1931.- №7. - С 11-13. Вернуться в текст


Глава 5. Рабочие клубы и избы-читальни - проблема формирования новой социалистической культуры

8. Конкурс на проект Дворца культуры Пролетарского района в Москве (1930)

В 1930 г. состоялись два тура закрытого конкурса на проект Дворца культуры Пролетарского района Москвы (в Ленинской слободе), который решили построить на месте Симонова монастыря. Программа предусматривала создание развитого универсального культурного комбината объемом 200 тыс. м3 при одновременном вмещении 5500 человек. Дворец культуры должен был включать зрительный театральный зал на 3000 мест, кинозал на 1000 мест, развитый детский сектор, клубную часть с библиотекой, спортивной группой, столовой и т.д. Конкурс проходил в обстановке пристального внимания общественности и рассматривался в архитектурной среде как важный этап творческого соревнования различных течений и школ. От всех основных архитектурных обществ и архитектурных факультетов вузов в первом туре конкурса приняли участие творческие бригады. В проекте бригады МАО (Г. Гольц, М. Парусников и И. Соболев) Дворец культуры предлагалось стилистически подвязать к архитектуре монастыря. Бригады АРУ (Г. Крутиков, В. Лавров, С. Лопатин, В. Попов), АСНОВА (Н. Быкова, М. Коржев, А. Коробов, Ю. Спасский, М. Туркус), ВОПРА (В. Симбирцев, А. Машинский), ВХУТЕИНа и ЛИГИ комплекс решали в современных формах.

Наибольшее внимание привлек проект И. Леонидова, выступавшего на конкурсе от ОСА. Он в значительной степени отошел от программы и условий конкурса и разрабатывал в своем проекте принципиальную проблему клубного строительства - "культурную организацию" жилого района города.

Дворец культуры И.Леонидова - это общественно-культурный центр жилого района, решенный как парковый комплекс. В городе будущего, по мнению И. Леонидова, центр жилого района должен формироваться не коммерческими, а подлинно общественными зданиями, причем наиболее развитой частью должна быть культурно-просветительная зона. В проекте Дворца культуры И. Леонидов сделал попытку наметить структуру основного звена общей системы культурной организации в масштабах жилого района.

Бригада МАО (Г. Гольц, М. Парусников, И. Соболев). Дворец культуры Пролетарского района в Москве. Конкурсный проект (первый тур). 1930. Фасад Бригада АСНОВА (Н. Быкова, М. Коржев, А. Коробов, Ю. Спасский, М. Туркус). Дворец культуры Пролетарского района в Москве. Конкурсный проект (первый тур). 1930. Генплан всего комплекса

Бригада АСНОВА (Н. Быкова, М. Коржев, А. Коробов, Ю. Спасский, М. Туркус). Дворец культуры Пролетарского района в Москве. Конкурсный проект (первый тур). 1930. Перспектива Бригада АСНОВА (Н. Быкова, М. Коржев, А. Коробов, Ю. Спасский, М. Туркус). Дворец культуры Пролетарского района в Москве. Конкурсный проект (первый тур). 1930. План первого этажа корпуса большого зала

Бригада АСНОВА (Н. Быкова, М. Коржев, А. Коробов, Ю. Спасский, М. Туркус). Дворец культуры Пролетарского района в Москве. Конкурсный проект (первый тур). 1930. План второго этажа корпуса большого зала Бригада АСНОВА (Н. Быкова, М. Коржев, А. Коробов, Ю. Спасский, М. Туркус). Дворец культуры Пролетарского района в Москве. Конкурсный проект (первый тур). 1930. План третьего этажа корпуса большого зала

Бригада ВОПРА (В. Симбирцев, А. Машинский). Дворец культуры Пролетарского района в Москве. Конкурсный проект (первый тур). 1930. Аксонометрический генплан Бригада ВОПРА (В. Симбирцев, А. Машинский). Дворец культуры Пролетарского района в Москве. Конкурсный проект (первый тур). 1930. Перпектива

Бригада ВОПРА (В. Симбирцев, А. Машинский). Дворец культуры Пролетарского района в Москве. Конкурсный проект (первый тур). 1930. План третьего этажа Бригада ВХУТЕИНа (А. Александров, Л. Богданов, М. Кузнецов, И. Кузьмин, А. Максимов, В. Самарин). Дворец культуры Пролетарского района в Москве. Конкурсный проект (первый тур). 1930. Фасад

Бригада ВХУТЕИНа (А. Александров, Л. Богданов, М. Кузнецов, И. Кузьмин, А. Максимов, В. Самарин). Дворец культуры Пролетарского района в Москве. Конкурсный проект (первый тур). 1930. План

И. Леонидов отводит для своего Дворца культуры обширную территорию, превратив его в культурно-общественно-спортивно-парковый комплекс. В условиях современного ритма городской жизни Леонидов предлагал создать культурный комплекс в виде зеленого оазиса, изолированного от городского шума, где человек может получить и психологическую разрядку после трудового дня.

И. Леонидов прилагает к своему проекту "схему расселения и культурной организации" и так формулирует основную задачу Дворца культуры: "1) Дать определенную целеустремленность во всей культработе. Создать условия для 100 % охвата рабочих масс политическим и политехническим образованием. 2) Дать четкую организованность, способствующую проявлению инициативы и самодеятельности со стороны посещающих Дворец рабочих. 3) Сделать Дворец культуры не только местом концентрированной массовой культработы и отдыха, но и руководящим центром культработы всего рабочего района... 5) Применить к решению этих общественно-политических задач самые мощные средства науки и техники и новые формы ведения массовой культработы...

Дворец культуры - это методический центр, имеющий по СССР свои ячейки и связанный со всевозможными институтами, академиями, музеями, библиотеками и др. родственными учреждениями.

Дворец культуры - это штаб культурной революции, который на основе массовой самодеятельности рабочих, на основе всестороннего развертывания широкой рабочей инициативы организует всю систему политического просвещения, всю систему культурного воспитания своего района"1.

Обширная территория Дворца культуры делится на четыре квадратных в плане участка-сектора: научно-исследовательский, массовых действ, физкультурный и демонстрационное поле. Каждый из этих секторов имеет свой рисунок планировки и главное здание. В научно-исследовательском секторе это протяженное трехэтажное здание, оторванное от земли (на "ножках"), в котором размещены библиотека, лаборатории, кружковые комнаты и т. д. В физкультурном секторе, включающем стадион и различные спортивные площадки, в центре расположено пирамидальное по композиции здание универсального спортивного зала с единым залитым светом интерьером (в его центральной части расположены гимнастические площадки, зимний пляж, места для отдыха и игр, а по периметру с трех сторон устроен бассейн). Основное сооружение сектора массового действа - это универсальный по назначению круглый в плане зрительный зал, перекрытый стеклянной полусферой. Зал может делиться на отдельные секторы; места двигаются по кругу и в случае необходимости убираются в пол, освобождая всю площадь. В центре зала круглый трюм, через который сценические площадки поднимаются в зал; площадок несколько, они могут перемещаться в любое место зала и использоваться как трибуна или эстрада. Также передвижным предлагается сделать буфет. Серповидное в плане фойе вписывается в круг здания, облегчая загрузку зала.

Бригада ЛИГИ (П. Жуковский, А. Князев, Н. Маклецова, Б. Рубаненко, А. Фромзель, руководитель А. Оль). Дворец культуры Пролетарского района в Москве. Конкурсный проект (первый тур). 1930. Аксонометрические генплан Бригада ЛИГИ (П. Жуковский, А. Князев, Н. Маклецова, Б. Рубаненко, А. Фромзель, руководитель А. Оль). Дворец культуры Пролетарского района в Москве. Конкурсный проект (первый тур). 1930. Перспектива

Бригада ЛИГИ (П. Жуковский, А. Князев, Н. Маклецова, Б. Рубаненко, А. Фромзель, руководитель А. Оль). Дворец культуры Пролетарского района в Москве. Конкурсный проект (первый тур). 1930. План второго этажа А. Белогруд. Дворец культуры Пролетарского района в Москве. Конкурсный проект (первый тур). 1930. Перспектива

А. Белогруд. Дворец культуры Пролетарского района в Москве. Конкурсный проект (первый тур). 1930. План Бригада ВХУТЕИНа (В. Калинин, П. Кухтенков, Б. Рогайлов, Н. Шмидт, при консультации Н. Докучаева). Дворец культуры Пролетарского района в Москве. Конкурсный проект (первый тур). 1930. Аксонометрический генплан

Бригада ВХУТЕИНа (В. Калинин, П. Кухтенков, Б. Рогайлов, Н. Шмидт, при консультации Н. Докучаева). Дворец культуры Пролетарского района в Москве. Конкурсный проект (первый тур). 1930. Макет И. Леонидов. Дворец культуры Пролетарского района в Москве. Конкурсный проект (первый тур). 1930. Генплан; общий фасад

И. Леонидов. Дворец культуры Пролетарского района в Москве. Конкурсный проект (первый тур). 1930. Генплан И. Леонидов. Дворец культуры Пролетарского района в Москве. Конкурсный проект (первый тур). 1930. План

И. Леонидов. Дворец культуры Пролетарского района в Москве. Конкурсный проект (первый тур). 1930. План И. Леонидов. Дворец культуры Пролетарского района в Москве. Конкурсный проект (первый тур). 1930. Фасады секторов - физкультурного и массовых действ; аксонометрия научно-исторического сектора

И. Леонидов. Дворец культуры Пролетарского района в Москве. Конкурсный проект (первый тур). Планы - физкультурного и массовых действ; аксонометрия научно-исторического сектора

В проекте Дворца культуры Леонидов не только по-новому решает организацию культурного обслуживания жителей городского района, но и демонстрирует принципиально новый подход к созданию архитектурно-художественного образа клуба. Фасад комплекса Дворца культуры - это сопоставление свободно расставленных геометрически определенных архитектурных форм - протяженного параллелепипеда, стеклянной полусферы и стеклянной пирамиды. Общая композиция обогащается объемами нескольких небольших по размерам сооружений (малый зал, выставочный павильон и др.).

Конкурсные проекты первого тура широко обсуждались не только в печати. Как говорилось в одной из статей, "тысячи рабочих и сотни архитекторов и студентов посетили выставки проектов, часть из них приняла участие в открытых общественных обсуждениях проектов. Открытый свободный для всех общественный просмотр, открытое заседание совета жюри дали возможность общественности ударить ураганным огнем по узким местам в проектах и морально подкрепить и развить положительные достижения в них"2. Острую дискуссию вызвал проект Леонидова (подробнее об этом в первом томе).

И. Леонидов. Дворец культуры Пролетарского района в Москве. Конкурсный проект (второй тур). 1930. План первого этажа массово-зрелищной части (1 - зрительный зал с круглой ареной; 2 - эстрада с трибунами в фойе; 3 - бассейн в фойе; 4 - спортплощадка в фойе; 5 - стадион; 6 - открытые трибуны перед входом в зрительную часть, обращенные к ораторской трибуне) Объединенная бригада АРУ (Г. Крутиков С. Лопатин) и АСНОВА (М. Коржев). Дворец культуры Пролетарского района в Москве. Конкурсный проект (второй тур). 1930. Макет

Объединенная бригада АРУ (Г. Крутиков С. Лопатин) и АСНОВА (М. Коржев). Дворец культуры Пролетарского района в Москве. Конкурсный проект (второй тур). 1930. План первого этажа Объединенная бригада АРУ (Г. Крутиков С. Лопатин) и АСНОВА (М. Коржев). Дворец культуры Пролетарского района в Москве. Конкурсный проект (второй тур). 1930. Схемы трансформации большого зала

Объединенная бригада АРУ (Г. Крутиков С. Лопатин) и АСНОВА (М. Коржев). Дворец культуры Пролетарского района в Москве. Конкурсный проект (второй тур). 1930. Схемы трансформации большого зала Объединенная бригада АРУ (Г. Крутиков С. Лопатин) и АСНОВА (М. Коржев). Дворец культуры Пролетарского района в Москве. Конкурсный проект (второй тур). 1930. Схемы трансформации большого зала

Бригада ЛИКСа (П. Жуковский, А. Князев, Н. Маклецова, Б. Рубаненко, А. Фромзель. руководитель А. Оль). Дворец культуры Пролетарского района в Москве. Конкурсный проект (второй тур). 1930. Генплан Бригада ЛИКСа (П. Жуковский, А. Князев, Н. Маклецова, Б. Рубаненко, А. Фромзель. руководитель А. Оль). Дворец культуры Пролетарского района в Москве. Конкурсный проект (второй тур). 1930. План верхнего этажа массово-зрелищной части (1 - вращающаяся часть партера; 2 - раздвижные стенки портала; 3 - верхняя часть монтажного помещения: 4 - вращающийся барабан; 5 - боковые сценические площадки)

Бригада ЛИКСа (П. Жуковский, А. Князев, Н. Маклецова, Б. Рубаненко, А. Фромзель. руководитель А. Оль). Дворец культуры Пролетарского района в Москве. Конкурсный проект (второй тур). 1930. Разрез массаво-зрелищной части (1 - вращающаяся часть партера; 2 - свето-киногалерея; 3 - подвижная ферма, служащая опорой для развертывания действия в зале, для подвески цирковых приспособлений и установки светоаппаратуры; 4 - подвижные плоскости для акустической настройки зала; 5 - пространство для размещения светоаппаратуры; 6 - вращающийся барабан) Бригада ЛИКСа (П. Жуковский, А. Князев, Н. Маклецова, Б. Рубаненко, А. Фромзель. руководитель А. Оль). Дворец культуры Пролетарского района в Москве. Конкурсный проект (второй тур). 1930. Перспектива

Бригада ЛИКСа (П. Жуковский, А. Князев, Н. Маклецова, Б. Рубаненко, А. Фромзель. руководитель А. Оль). Дворец культуры Пролетарского района в Москве. Конкурсный проект (второй тур). 1930. Перспектива Бригада ВОПРА (A. Kappa. Куповский, А. Мордвинов. В. Симбирцев). Дворец культуры Пролетарского района в Москве. Конкурсный проект (второй тур). 1930. Разрез массово-зрелищной части

Бригада ВОПРА (A. Kappa. Куповский, А. Мордвинов. В. Симбирцев). Дворец культуры Пролетарского района в Москве. Конкурсный проект (второй тур). 1930. План массово-зрелищной части

По результатам первого тура конкурса были определены участники второго тура. Заказ получили четыре бригады: АРУ - АСНОВА, ВОПРА, ОСА и ЛИКС - Ленинградский институт коммунального строительства (бывший ЛИГИ). Задачи, стоявшие перед участниками второго тура конкурса, во многом определялись характером обсуждения проектов первого тура. Вот как формулировались эти задачи в цитировавшейся выше статье:

"Проблема общей организации Дворца культуры и организации клубной части. Единство или дифференциация отдельных элементов Дворца культуры? Как развернуть внешний и внутренний показ работы и содержания Дворца культуры? Какие отношения должны существовать между массово-зрелищной частью и клубной частью? Где необходим максимум раскрытия, связи и общности различных помещений и архитектурных объемов? Где необходима строжайшая изоляция?

Проблема организации массово-зрелищной части. Старый и новый театр. Театр стационарный-центральный, театр в Ленинской слободе. Цирк или театр? Театр далекого будущего, театр современности. Массовое действо, массовое зрелище, массовый театр. Требования зрителя, актера, режиссера. Театр универсальный, трансформация сцены и зрительного зала: планетарий, арена, кино. Признаки современного театра. За или против колосников. Действие среди зрителей; зритель среди, действия. Кинофикация, видимость, слышимость, акустика. Амфитеатр и балконы.

Проблема архитектуры Дворца культуры. Пейзаж, город, топография и архитектура. Монументальная архитектура. Содержание в архитектуре. Развертывание внешних архитектурных масс, развертывание внутренних объемов. Лицо Дворца культуры"3.

Наибольшее внимание участников второго тура привлекли проблемы планировочной и объемно-пространственной организации массово-зрелищной части Дворца культуры, причем широко использовались приемы трансформации и динамики.

И опять, как и в первом туре, больше всего споров вызвал проект Леонидова (он выступал от ОСА).

"Никуда негодный проект! Демагогия, а не проект! Единственный проект, имеющий свежие мысли, - таковы противоположные мнения, высказанные на общественном просмотре. Один из проектов, вызвавший напряженную горячую дискуссию. Две резко непримиримые точки зрения"4.

В массово-зрелищной части Леонидов проектирует два театра: 1) театр массового действа; 2) театр традиционных театральных постановок (Камерный театр). Театр массового действа запроектирован в виде низкого цилиндра (диаметр 68 м), перекрытого полусферой с круглой цирковой ареной в центре. Места для зрителей - вокруг арены. Оформление подается из трюма. В зависимости от характера театрального действа часть мест может убираться, освобождая различной формы и величины сценические площадки. При необходимости все места могут быть убраны, арена превращается в бассейн, под куполом вслыхивают огромные "горные солнца". При желании зал может превращаться в стадион. Внутренняя поверхность купола - поле для всевозможных свето-кинопроекций, предоставляющих режиссеру большие творческие возможности. Кинопроекции осуществляются из шаровидных кинобудок, расположенных на внешней поверхности купола. Действие на арене развертывается среди зрителей, сочетаясь с кинопроекцией "планетарно-панорамного типа". Над головой зрителя и сбоку от него, на потолке купола развертываются отдельные эпизоды, дополняющие основное театральное действие.

Веснины. Дворец культуры Пролетарского района в Москве. 1931-1937. Перспектива всего комплекса Веснины. Дворец культуры Пролетарского района в Москве. 1931-1937. Макет

Веснины. Дворец культуры Пролетарского района в Москве. 1931-1937. План первого этажа осуществленной части Веснины. Дворец культуры Пролетарского района в Москве. 1931-1937. Общий вид

Веснины. Дворец культуры Пролетарского района в Москве. 1931-1937. Общий вид Веснины. Дворец культуры Пролетарского района в Москве. 1931-1937. Интерьер

Веснины. Дворец культуры Пролетарского района в Москве. 1931-1937. Интерьер Веснины. Дворец культуры Пролетарского района в Москве. 1931-1937. Интерьер

Конкурсные проекты Дворца культуры рабочей молодежи в Москве, выполненные студентами ЛИКСа в 1930-1931 гг. Бригада 3 (Вайтенс, Васильев, Крылов, Тарасов, Шеломов, Л. Фрейдкин, Назарьин) - аксонометрия Конкурсные проекты Дворца культуры рабочей молодежи в Москве, выполненные студентами ЛИКСа в 1930-1931 гг. Бригада 3 (Вайтенс, Васильев, Крылов, Тарасов, Шеломов, Л. Фрейдкин, Назарьин) - план первого этажа

Конкурсные проекты Дворца культуры рабочей молодежи в Москве, выполненные студентами ЛИКСа в 1930-1931 гг. Бригада 1 (Баранова, Гуров, Ильин, Максимов, Платонов, В. Фромзель, Н. Хомутецкий, Ф. Хрущев) - перспектива Конкурсные проекты Дворца культуры рабочей молодежи в Москве, выполненные студентами ЛИКСа в 1930-1931 гг. Бригада 2 (Гальперин, Гескина, Ефанов, Руцовский, Е. Шадрин) - перспектива

В проекте объединенной бригады АРУ - АСНОВА (М. Коржев, Г. Крутиков, С. Лопатин) в массово-зрелищной части Дворца культуры предложена новая организация театрального зала и сцены. ОНИ решаются единым объемом. Зрительно-сценический комплекс рассматривается как универсальное пространство, предназначенное для обслуживания всех основных видов массово-зрелищной работы Дворца культуры. При камерных постановках, используя боковые занавеси, создается портальный проем и опускается монтажное кольцо (для подвески живописных декораций и укрепления конструкций). При массовых действиях все сценическое пространство раскрывается и отводится под театральное действие. В случае необходимости часть зрителей партера может быть по кольцу перемещена на сцену, а соответствующая сценическая часть на их место. В этом случае театральное действие развертывается в окружении зрителей. Сцена связана с улицей - возможен проход через зал и сцену демонстраций, парадов и т.д. Задняя стена сцены может убираться, раскрывая зал в сторону стадиона.

В проекте бригады ЛИКСа (П. Жуковский, А. Князев, Н. Маклецова, Б. Рубаненко, А. Фромзель, руководитель А. Оль) массово-зрелищная часть рассчитана на ряд трансформаций с учетом специфики проводимых в ней мероприятий. При театральных постановках, используя выдвижные стены, образуется портал любой ширины. При массовых действах убираются выдвижные стены и образуется широкая сценическая площадка, дополняемая треугольными площадками, выходящими в зрительный зал. Для цирковых представлений вращением партера в центре зала открывается арена, а подвижная ферма может служить для укрепления необходимых для цирковых номеров приспособлений. Эта же ферма может использоваться при создании площадок для развертывания действия на любой высоте и для светоаппаратуры.

В проекте бригады ВОПРА (А. Карра, Куповский, А. Мордвинов, В. Симбирцев) в массово-зрелищной части пространственно объединены глубинная сцена и выдвинутый в зал просцениум. Помимо основного сценического портала шириной 29 м предусмотрены два боковых - шириной по 14 м. Вокруг зала идет киносветогалерея. Часть мест (около 200) может быть убрана, что позволяет создать круглую арену.

Ни один из представленных проектов не удовлетворил заказчика - Союз металлистов. Было решено заказать проект братьям Весниным, которые и разработали окончательный проект Дворца культуры Пролетарского района (ныне Дворец культуры ЗИЛ). В этом проекте Веснины использовали свой опыт проектирования клубов для Баку и театра для Харькова.

Комплекс Дворца культуры по проекту Весниных состоял из трех основных корпусов - клубного и двух театральных (малого на тысячу мест и большого - на 4тысячи мест).

Т-образный в плане клубный корпус включает аудитории, библиотеку, зимний сад, обсерваторию, ресторан и т. д.

По второму этажу клубный корпус связан с фойе малого театрального зала путем пространственного соединения двухсветного фойе (с окном-экраном) через освещаемый с обеих сторон выставочный зал с двухсветным зимним садом, выходящим полуротондой в сторону крутого берега Москвы-реки.

Общая объемно-пространственная композиция всего комплекса веснинского Дворца культуры проектировалась с расчетом на сооружение большого театрального зала. Этот отдельно стоящий театральный корпус, почти полностью повторивший веснинский конкурсный проект театра в Харькове, должен был стать основным элементом композиции ансамбля. Но этот корпус не был осуществлен; построены лишь малый зал и клубная часть.

А. Аркин и А. Машинский. Проект Дома культуры в Златоусте. 1932. Фасад А. Аркин и А. Машинский. Проект Дома культуры в Златоусте. 1932. План первого этажа, разрез

Василеостровский Дом культуры в Ленинграде. 1931. Конкурсные проекты. Н. Троцкий и С. Козах (перспектива) Василеостровский Дом культуры в Ленинграде. 1931. Конкурсные проекты. И. Вакс (перспектива)

Василеостровский Дом культуры в Ленинграде. 1931. Конкурсные проекты. И. Вакс (план первого этажа) Я. Корнфельд. Дворец культуры имени Горбунова в Москве. 1930. Общий вид

Я. Корнфельд. Дворец культуры имени Горбунова в Москве. 1930. План И. Гильтер. Проект Дома культуры в Ташкенте. Начало 30-х годов. Фасады

И. Гильтер. Проект Дома культуры в Ташкенте. Начало 30-х годов. План первого этажа Г. Олтаржевскии и М. Минкус. Проект Дома культуры работников кооперации и госторговли. 1931. Аксонометрический генплан

Г. Глущенко и В. Фидман. Проект Дворца культуры - "Дом обороны" в Свердловске. 1931. Макет Г. Глущенко и В. Фидман. Проект Дворца культуры - "Дом обороны" в Свердловске. 1931. План второго этажа зрелищной части

Г. Глущенко и В. Фидман. Проект Дворца культуры - "Дом обороны" в Свердловске. 1931. Перспектива

Дворец культуры строился долго. Запроектированный в 1931 г., он был введен в действие лишь в 1937 г., когда в нашей архитектуре была уже совершенно иная творческая направленность. Многие конструктивистские проекты, достраивавшиеся в 30-е годы, были "обогащены" традиционными деталями, веснинский же Дворец культуры был построен в полном соответствии с первоначальным проектом. В ходе строительства А. Веснин вел строгий авторский надзор и не шел ни на какие компромиссы. Он очень любил это произведение и не раз в своих статьях и выступлениях приводил его как пример пространственного решения интерьера:

"Нам хотелось, чтобы в этом фойе дышалось полной грудью, легко и свободно. Мы пытались достигнуть этого несколькими средствами.

Во-первых, мы открыли с боков лестницы на верхний этаж, вместо того, чтобы отгораживать их от фойе стенами лестничных клеток... Во-вторых, мы открыли в фойе кулуары расположенных друг над другом ярусов... Необычный прием включения лестниц и галерей в интерьер должен, по нашему мнению, подчеркивать разомкнутость пространства.

Наконец, наружную сторону фойе мы раскрываем огромным окном во всю высоту помещения"5.

Одновременно с конкурсом на Дворец культуры Пролетарского района возникла идея о строительстве в Москве на месте бывшего Иностранного отдела Сельскохозяйственной выставки 1923 г. (там же, где проектировался рассматривавшийся выше Дворец искусств) Дворца культуры рабочей молодежи (ДКРМ). Инициатива такого строительства принадлежала МК ВЛКСМ, на предложение которого откликнулся ЛИКС. В ЛИКСе было создано 18 проектных бригад с общим охватом 144 студентов старших курсов (в 10 бригадах принимали участие художники и скульпторы).

Проектирование преследовало цель выработки принципиальных установок для развернутой программы ДКРМ. Работа велась три месяца, было создано 18 эскизных проектов, выработаны общие принципиальные установки:

"1. ДКРМ является культурным комбинатом, высшей массовой школой по повышению общего культурно-политического уровня, культуры - техники и организации разумного отдыха и развлечения молодежи.

2. ДКРМ - областной и городской центр - направляет и организует работу районных клубов молодежи, трамов (театры рабочей молодежи. - С. Х.) и других культурно-бытовых форм работы в городе и области).

3. ДКРМ, объединяя самые разнообразные моменты культурно-политической работы, имеющие самостоятельное значение, в нужный момент сочетает их действия в единую систему мер, согласовано воздействующих в определенной тематической целеустремленности (кампании, торжества и празднества, карнавалы и т. п.).

4. ДКРМ, находясь в непосредственной территориальной близости с Парком культуры и отдыха, является наиболее активной и организующей силой в массовой работе парка"6

В проектах студентов ЛИКСа Дворец культуры рабочей молодежи решался как развитый культурно-массовый комплекс, включавший зрелищную, клубную, спортивную и другие части.

В начале 30-х годов проектирование и строительство Дворцов и Домов культуры принимает широкий размах. Проектируются грандиозные культурные комплексы для Воронежа (Я. Корнфельд, А. Зальцман, П. Блохин), Златоуста (А. Аркин, А. Машинский), Самары (А. Аркин), Ленинграда - конкурс на Василеостровский Дом культуры, Москвы - Дворец культуры им. Горбунова (Я. Корнфельд), Свердловска - Дворец культуры - "Дом обороны" (Г. Глущенко и В. Фидман) и др. Многие из запроектированных в эти годы Дворцов культуры были осуществлены, причем нередко в связи с изменившейся творческой направленностью советской архитектуры они были "обогащены" в процессе строительства; значительное же количество выполненных в духе новой архитектуры проектов так и осталось неосуществленным.

К началу страницы
Содержание    5.7. Клубы И. Леонидова  5.9. Избы-читальни