Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Селим Хан-Магомедов
Архитектура советского авангарда

Книга вторая
Социальные проблемы

1. СА. - 1929. - №3. - С. 106-107. Вернуться в текст
2. Тaм же. Вернуться в текст


Глава 5. Рабочие клубы и избы-читальни - проблема формирования новой социалистической культуры

7. Клубы И. Леонидова

В 20-е годы многие архитекторы, ориентируясь на "нового человека" будущего, пытались умозрительно сконструировать потребности такого человека и, ориентируясь на них, разрабатывали свои проекты, в том числе и рабочих клубов. Труднее было в самой жизни выявить тенденции изменения потребностей, разглядеть за ними реального человека будущего и тем более ориентироваться на него в поисковых проектах.

Это и пытался делать И. Леонидов, который рассматривал перспективное проектирование не только как смелое решение функционально-технических проблем, но и прежде всего как предвидение изменений в потребности человека. Он стремился увидеть в будущем то, что не видели тогда многие архитекторы, создававшие проекты общественных зданий, жилых домов и городов будущего, он хотел увидеть тенденции изменения потребностей человека, чтобы закладывать в свои проекты модель человека будущего, каким он себе его представлял.

К концу 20-х годов И. Леонидов разработал цельную концепцию города будущего, которая была последовательно проведена им в трех наиболее зрелых его конкурсных проектах, созданных в 1929-1930 гг., - социалистического расселения при Магнитогорском комбинате, Дома промышленности и Дворца культуры. В этих проектах нашли отражение и взгляды Леонидова на принцип организации системы культурного обслуживания жителей города.

Во-первых, создавая перспективные проекты жилых комплексов для рабочих, рабочих клубов и т.д., многие архитекторы 20-х годов фактически проецировали в будущее характерное для первых послереволюционных лет стремление рабочих осознать, выделить и укрепить свои классовые интересы. Это проявлялось, например, в подчеркнуто классовом характере проектируемых жилых комплексов или отдельных зданий, в том числе и клубов.

И. Леонидов в своих поисковых проектах ориентировался на человека будущего, для которого классовые интересы, в том числе и в области удовлетворения культурно-бытовых потребностей, постепенно перерастают в общенародные интересы. Поэтому и клубы в будущем, считал И. Леонидов, будут создаваться не по классовому признаку (и во многом связанным с ним трудовым и профессиональным признакам), а прежде всего по интересам.

Во-вторых, относительно низкий культурный уровень трудящихся, доставшийся советской власти в наследство от царской России, не мог в 20-е годы не влиять на специфику использования клубных помещений. Они часто выполняли тогда роль просветительных учреждений: повышение образовательного и культурного уровня трудящихся. Кроме того, существенные различия культурного уровня различных слоев городского населения не давали в те годы практической возможности организовать широкое общение по интересам и часто способствовали замыканию культурных интересов и потребностей в общении по месту жительства или работы. И.Леонидов в своих проектах, разумеется, не мог не учитывать, что клубы еще долгое время вынуждены будут брать на себя часть задач по повышению культурного уровня трудящихся. Однако он понимал, что культурный уровень человека будущего, на которого должны ориентироваться перспективные проекты, будет иным, чем это было в 20-е годы. Для такого человека клуб будет представлять интерес не столько как место, где он может приобщиться к мировой культуре и повысить свой образовательный уровень, а прежде всего как место культурного общения и активного участия в культурной жизни. В этом отношении проект Дворца культуры И. Леонидова был для своего времени попыткой заглянуть в будущее.

В-третьих, авторы многих создававшихся в 20-е годы проектов стремились в той или иной степени регламентировать процессы удовлетворения не только материальных, но и культурных потребностей человека. Формы этого регламентирования носили в проектах архитекторов различный характер - от попыток до минуты регламентировать жизнь человека в доме-коммуне до "принудительной" обязанности культурного общения по соседству или по месту работы. И.Леонидов в своих проектах резко раздвигает сферу возможностей культурного общения человека, понимая, что демократизация общественной жизни будет все более ярко проявляться именно в сфере культуры, в том числе и в общении людей в свободное время. В этих условиях клубы могут и должны будут сыграть существенную роль в общем процессе укрепления демократии.

В 1927 г. на первой выставке современной архитектуры в Москве были показаны работы Леонидова - конкурсные типовые проекты рабочих клубов на 500 человек и 1000 человек и дипломный проект Института Ленина в Москве. Эти первые проекты рабочих клубов И. Леонидова по составу и назначению помещений, планировке и объемно-пространственной композиции мало чем отличались от обычных характерных для тех лет клубов, рассчитанных на обслуживание одного трудового коллектива и сооружавшихся по заказам профсоюзных организаций. Состав и назначение их помещений соответствовали программе: зрительный зал, гимнастический зал, фойе, аудитории, комнаты для кружков и т. д.

Проект Института Ленина представлял собой попытку создать научно-культурный центр общегородского значения. Его большая аудитория, запроектированная в виде огромного шара, могла делиться на секторы подвесными движущимися перегородками с целью создания изолированных аудиторий различной вместимости или при помощи шторы-экрана превращаться в планетарий. Была предусмотрена и трансформация шара в огромную трибуну (при массовых действиях) - в этом случае одна его половина полностью раскрывается в природу, при этом стены и места входят в оставшуюся половину. Фактически проект большой аудитории Института Ленина был одним из первых проектов общегородского зала универсального назначения.

Таким образом в этих первых проектах Леонидова можно видеть два различных подхода к зданиям культурно-просветительного назначения: это рассчитанный на отдельный трудовой коллектив рабочий клуб с ограниченным набором специализированных по назначению помещений и общегородской зал универсального назначения.

В 1928 г., когда развернулась острая дискуссия о судьбах рабочего клуба, И.Леонидов приступает к углубленной разработке типа клубного здания и создает два варианта поискового экспериментального проекта (А и Б) "Клуба нового социального типа", которыми иллюстрирует свой доклад о новом типе клуба на первом съезде ОСА в 1929 г.

Разработанный И. Леонидовым новый тип клуба существенно отличался от строившихся в те годы рабочих клубов. И. Леонидов предлагал создавать крупные клубные комплексы, состоящие из отдельных пространственно связанных между собой зданий как специализированного, так и универсального назначения. Вместимость клуба 2500 человек.

Тесная связь клубного комплекса с природой, всемерное развитие инициативы и самодеятельности трудящихся при четкой организации клубной работы, использование новейших достижений науки и техники, комплексная взаимосвязь отдельных звеньев единой системы организации культурно-просветительной работы в масштабах района - эти принципы легли в основу созданных И. Леонидовым проектов.

И. Леонидов рассматривал клубный комплекс как своеобразный общественно-культурный центр, предназначенный для лабораторной работы, лекций, спорта, музейной и краеведческой работы, проведения общественно-политических кампаний, выставок, туризма, производственных соревнований, бытовых походов и т.д. Он должен был включать в себя: зимний сад научного типа площадью 2500 м2 (в нем размещены отделы и площадки: краеведение, зоология, выставки, спортивные игры, бассейн, детская и пионерская площадка, радио, демонстрационные площадки, кино-газета, уголки общественно-политической работы); универсальный зал площадью 700 м2 (для лекций, кино, демонстраций, планетария, собраний и т.д.); библиотеку с читальней площадью 200 м2; открытое демонстрационное поле для больших демонстраций (планерные состязания, воздухоплавание, авиация, автоспорт, военные игры, туризм и т.д.); спортивный зал с подсобными помещениями площадью 400 м2; спортивная площадка; лаборатории по 100 м2 каждая для углубленно-аналитической работы (физическая, химическая, кино-фото, астрономии, краеведения, зоологии, ботаники, изобретательства, радио и др.); детский павильон с площадками и бассейном; парк.

В архитектурном отношении два близких варианта проекта "Клуба нового социального типа" представляли собой широко и свободно организованные парковые композиции, в которых главенствовал объем большого зала, перекрытый параболическим сводом-оболочкой. В варианте А купол покоился на квадратном в плане одноэтажном распластанном объеме, в варианте Б - на объеме, имеющем в плане форму вытянутого прямоугольника. Господствующий по высоте объем большого зала композиционно объединяет все элементы клубного комплекса: спортивный зал (также перекрытый параболическим куполом), кубические по форме павильоны для кружковой и лабораторной работы, стадион, круглое в плане большое демонстрационное поле. Нужно сказать, что в рассматриваемый период в нашей архитектуре большой интерес проявлялся к сводам-оболочкам. Пионерами использования такой конструкции явились архитекторы М. Барщ и М. Синявский, по проекту которых в Москве был построен планетарий, перекрытый параболическим куполом. Видимо, этот проект повлиял на замысел Леонидова. Но в планетарии чистота формы параболического объема нарушена функционально необходимыми пристройками, врезанными в основной объем. В проектах же клуба Леонидов раскрывает эту форму в абсолютно чистом виде. Большое значение в композиции клубных комплексов имело то, что форму параболического купола он употребляет дважды - в большом и малом куполах, достигая этим ритмического единства ансамбля.

И. Леонидов. Типовой клуб на 1000 человек. Конкурсный проект. 1927. План второго этажа И. Леонидов. Клуб нового социального типа. Экспериментальный проект (вариант А). 1928 Фасад

И. Леонидов. Клуб нового социального типа. Экспериментальный проект (вариант А). 1928 План первого этажа И. Леонидов. Клуб нового социального типа. Экспериментальный проект (вариант А). 1928 План второго этажа

И. Леонидов. Клуб нового социального типа. Экспериментальный проект (вариант Б). 1928. Фасад И. Леонидов. Клуб нового социального типа. Экспериментальный проект (вариант Б). 1928. Планы первого и второго этажей

В тексте, сопровождавшем публикацию проекта и озаглавленном "Организация работы клуба нового социального типа", говорилось: "Руководство углубленно-аналитической и массовой работы должно происходить главным образом из организованного института-центра высококвалифицированных педагогов, средствами радио, телевидения (видения на расстоянии) и кино, чем и обеспечивается высокое качество руководства, экономически выгодное и охватывающее самые широкие слои.

Для ясности и ориентировки в вопросах знакомства с научными и бытовыми фактами мыслится путем практики, а также технически совершенно популярного изложения их при помощи кино, радио, телевидения, аэроплана, фото и т. д....

Помимо клуба самодеятельной организации культуры проектируется устройство экранов с радиорупорами, на которые посредством радио и телевидения передаются все политические и хозяйственные события дня, работа клуба, научных институтов и т. д. Своего рода живая газета, которая должна быть неотъемлемой принадлежностью каждого рабочего и крестьянского коллектива"1.

Значительный интерес для уяснения взглядов Леонидова представляют его ответы на вопросы, заданные ему после доклада на съезде ОСА. Приведу некоторые из них (часть ответов приведена в первом томе):

"Вопрос. Будет ли отдыхать рабочий в вашем клубе?

Ответ. Отдыхать рабочий будет и в клубе, и в санатории, доме отдыха, и в своем жилье. Абсолютного отдыха нет. Чем бы человек ни занимался, он утомляется. Но возможно относительно отдыхать от одной работы, занимаясь другой (отдыхать от "физической", занимаясь "умственной"). Только исходя из трудовых процессов, можно организовать рабочий день человеку, его культурное развитие и его отдых.

Вопрос. Как скоро экономические и технические возможности позволят строить такие клубы?

Ответ. Сегодня. Только скептики и консерваторы и любители традиций могут игнорировать те научно-технические факты, какие мы имеем на сегодня, и не понимать, что с их помощью можно организовать любую культурную работу. Не видящим дальше своего носа, предлагающим культурную революцию делать по старинке, землю обрабатывать сохой вместо трактора и с помощью "искусства" заражать массу пафосом индустриализации, а индустриализацию делать старым кустарным способом. Только таким людям сегодняшние средства культурной организации кажутся несбыточной фантазией...

Вопрос. Какую площадь нужно отвести для вашего клуба?

Ответ. Гигиенические и рабочие моменты организации клуба прежде всего требуют большой хорошо изолированной от грязи и пыли площади (парк, окраина города и т.д.). Отсюда ясно, чем больше площадь, тем лучше. Минимальная площадь- 2 гектара.

Вопрос. Можно ли петь в вашем клубе?

Ответ. Пожалуйста, если вы в этом находите удовольствие. Я думаю, что нужно организовать времяпрепровождение в клубе так, чтобы непрерывно поднимать общую культурность, переключить силы с пения на более культурно-полезное занятие...

Вопрос. Если отрицать музыку, то что слушать в радио?

Ответ. Жизнь...

Вопрос. Отрицаете ли вы значение театра и кино без артистов для новой культуры?

Ответ. Отрицаю положительное значение театра, как изжившего свою культурную роль, благодаря примитивности своих методов и своей техники. Кино без артистов, как технику, конечно не отрицаю, но считаю нужным ее организовать рабочим методом конструктивиста"2.

К проекту "Клуба нового социального типа" быna приложена "схема пространственной культурной организации", в которой в графической форме была изображена идея создания системы культурного обслуживания населения, включающей в себя собственно клубы, а также культработу по месту работы и жительства.

Разработкой этой идеи и явились проекты 19329-1930 гг., в которых Леонидов сделал попытку подойти к комплексному решению проблемы организации отдыха и культурного досуга трудящихся с учетом трех основных элементов современного города - общественного центра, жилого комплекса и места работы. И. Леонидов не считал необходимым концентрировать все процессы культурного общения людей в одном месте, однако в общей системе организации культурного досуга он все же выделяет основное звено - общение по интересам в развитом районном клубном комплексе.

Наиболее полно принципы разработанной И. Леонидовым "схемы пространственной культурной организации" городского населения отражены в его конкурсном проекте Дворца культуры Пролетарского района в Москве (1930).

К началу страницы
Содержание    5.6. Массовое строительство клубов...  5.8. Конкурс на проект Дворца культуры Пролетарского района...