Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Селим Хан-Магомедов
Архитектура советского авангарда

Книга вторая
Социальные проблемы

1. От редакции // Рабочий клуб.- 1925. - № 12. - С. 11. Вернуться в текст
2. Воротынцева Н. Строительство рабочих клубов // Рабочий клуб. - 1925. - №12. - С. 11-16. Вернуться в текст
3. Чкаников И. Война хижинам! Война дворцам! // Рабочий клуб. - 1926. - №10. - С. 54-58. Вернуться в текст
4. Плетнев В. О строительстве клубных зданий // Рабочий клуб. - 1927. - № 6. - С. 8-10. Вернуться в текст
5. Клубы металлистов. Проекты типовые и утвержденные к постройке в 1928 году. - М., 1928. - С. 5-7. Вернуться в текст


Глава 5. Рабочие клубы и избы-читальни - проблема формирования новой социалистической культуры

3. Разработка программы и типовых проектов рабочих клубов

Как уже отмечалось выше, в первые послереволюционные годы рабочие клубы размещались в различного рода приспособленных помещениях - в особняках, в церквах, в подвалах и т. д. Приспособление под рабочий клуб церковных зданий, как правило, достигалось минимальными средствами: снимались кресты и купола, выбрасывалась вся церковная утварь и интерьер переоборудовался под новую функцию. Реже церковные здания капитально перестраивались с резким изменением внешнего облика. Характерный пример - переустройство по проекту А. Никольского церкви Путиловского завода в Ленинграде под клуб "Красный путиловец". Были разобраны все завершения, узорная кирпичная кладка фасадов скрыта под гладкими стенами, арочный портал заменен прямоугольным проемом, над которым устроен стеклянный угловой эркер.

Хотя уже и в первой половине 20-х годов велось строительство новых зданий рабочих клубов, оно еще не стало массовым, на такое строительство не хватало средств. В то же время именно в первой половине 20-х годов в ходе развертывания самой клубной работы, приспособления помещений и разработки проектов отдельных клубов постепенно формировалась программа рабочего клуба как нового типа общественного здания. Формирование архитектурной программы рабочего клуба происходило в режиме проб и ошибок.

"Существенным недостатком строительства рабочих клубов, - говорилось в опубликованной в 1925 г. в журнале "Рабочий клуб" редакционной заметке, - в настоящее время является то, что клубное здание проектируется, в большинстве случаев, как театральное (обычного типа) помещение с прилегающими комнатами для клубных занятий... В провинции, где не имеется специальных театров, приходится, конечно, учитывать необходимость приспособления клубного здания для выступлений профессиональных театральных коллективов. Задача же построения клубного здания, отвечающего всем условиям специфической клубной работы (включая сюда и клубные театрализованные формы), остается все же задачей первостепенной важности. И нужно сказать, что эта задача далека еще от своего разрешения"1.

Журнал "Рабочий клуб", пожалуй, одним из первых среди периодических изданий стал обсуждать архитектурную программу рабочего клуба, внимание к содержанию которой обострилось в середине 20-х годов в связи с начавшимся тогда массовым строительством рабочих клубов. Начало обсуждению на страницах журнала было положено статьей архитектора Н. Воротынцевой, которая писала: "Спрос на клубы растет. Существующие здания случайны и мало приспособлены: это, по большей части, бывшие чайные, казармы, школы или купеческие особняки в лучшем случае, дореволюционные клубы, не удовлетворяющие минимальным требованиям...

Во многих фабричных и заводских районах рабочие хлопочут о постройке новых клубов, иногда уделяя для этой цели свой дневной заработок. Этих средств, понятно, недостаточно и большая часть средств на постройку клубов - до 70 % - выделяется союзами (рудники Донбасса) и пополняется хозорганами и добровольными отчислениями рабочих. Учреждаются "фонды помощи клубному строительству" на началах взаимопомощи райкомов. Бывают случаи, когда ссуды берутся из фонда по улучшению быта рабочих (на Украине, у текстильщиков).

Таким образом, изыскивая мало-помалу средства, рабочие обзаводятся клубами, и нет такого фабрично-заводского района, где бы в течение минувшего строительного сезона не строились или не намечались к постройке рабочие клубы...

Однако еще до сих пор рабочие - только заказчики, и они вполне критически не могут отнестись к предлагаемым им проектам; за деньги, собранные с таким трудом на клубное строительство, они вправе требовать от архитектора вполне отвечающего своему назначению клуба, а архитектор, в свою очередь, должен войти в контакт с клубными работниками, чтобы исчерпывающе выполнить свою задачу...

Клубное здание должно иметь налицо:

1) помещение зрительного зала с фойе, сценой и артистическими уборными; 2) библиотеку с читальным залом; 3) комнаты для кружковых занятий; 4) гимнастический зал с переодевальными комнатами для мужчин и для женщин; 5) контору клуба; 6) комнату отдыха, курительные, умывальные и уборные; 7) вестибюль и гардероб; 8) подсобные помещения: котельную, вентиляционную, склад декораций, склад топлива и т.д. ...Указанную схему можно пополнить: 1) вторым читальным залом для громкого чтения; 2) комнатой для юнсекции и для РЛСКМ..; 3) детской, т.е. комнатой вроде яслей, куда матери сдают детей на время пребывания в клубе; 4) вторым фойе; 5) специальным помещением для производственной выставки; 6) комнатой для пионеров; 7) столовой и буфетом с кухней, мойкой и кладовой; 8) комнатой лектора; 9) аудиторией; 10) садом с площадкой для гимнастики, футбола, детской площадкой, трибунами и т. д. ...

А. Никольский. Переустройство церкви Путиловского завода в Ленинграде под клуб "Красный путиловец". 1925-1926. Общий вид П. Голосов, Типовой клуб железнодорожников на 500 человек. Конкурсный проект. 1927. Перспектива

А. Мурзавецкий, Л. Савельев и Б. Шатнев. Типовой клуб железнодорожников на 1000 человек. Конкурсный проект. 1927. Перспектива А. Мурзавецкий, Л. Савельев и Б. Шатнев. Типовой клуб железнодорожников на 1000 человек. Конкурсный проект. 1927. План первого этажа

М. Гинзбург. Типовой клуб железнодорожников на 1500 человек. Конкурсный проект. 1927. Аксонометрия М. Гинзбург. Типовой клуб железнодорожников на 1500 человек. Конкурсный проект. 1927. План первого этажа

И. Милинис. Типовой клуб железнодорожников на 1500 человек. Конкурсный проект. 1927. Перспектива И. Милинис. Типовой клуб железнодорожников на 1500 человек. Конкурсный проект. 1927. План

Независимо от величины клуба в нем должны быть предусмотрены уголок Ленина, место для справок, места для плакатов и объявлений...

При проектировании клуба необходимо предусмотреть возможность его расширения, а также возможность приспособления отдельных помещений для другого назначения. Так, например, большой зал должен быть пригоден для собраний и докладов, поэтому желательно сильно развить авансцену, чтобы на ней мог помещаться президиум.

Необходимо предусмотреть приспособление зала под кино, т.е. устроить кинобудку. Большое фойе желательно тоже по мере надобности приспособлять под зал для собраний и использовать для кружковых занятий. Комнаты для последних хорошо было бы устроить с передвижными стенками, чтобы в случае необходимости увеличивать одну комнату за счет другой"2.

Как видим, Воротынцева дает весьма подробный перечень помещений, необходимых для клубной работы. В статье главное внимание было уделено социально-функциональным проблемам архитектурной программы рабочего клуба.

Не меньшее внимание уделялось в 20-е годы художественно-образным проблемам рабочего клуба. Особенно интенсивно этот вопрос обсуждался при развертывании массового строительства рабочих клубов. Причем отвергались в качестве ориентира для проектировщиков не только убогие по условиям работы и внешнему облику приспособленные помещения, но и роскошные барские особняки.

Характерна в этом смысле статья И. Чканикова "Война хижинам! Война дворцам!"

Автор сравнивает два крайних по функциональному комфорту и художественно-образным характеристикам случая размещения клуба в приспособленных зданиях.

В статье говорится о клубах "темных, без достаточного количества воздуха, ютящихся в маленьких ветхих домах с четырьмя-пятью комнатами". Причем, по мнению автора, "убогое помещение клуба, нищее его оборудование не только понижают производственный уровень работников и работы, они и непосредственно влияют на массу безусловно отрицательно. Помещение клуба, каждую вещь из его оборудования нужно рассматривать как инструмент, которым обрабатывается сознание массы, как фактор, воспитывающий те или иные навыки".

В качестве контраста "нищим" клубам автор приводит пример ленинградского объединенного клуба имени Ленина швейников и строителей, размещенного в неоклассическом особняке Половцева, построенном в 1911-1913 гг. по проекту И. Фомина. "Это уже не "хижина", а дворец", - пишет автор. Он убежден, что комфортные условия барского особняка влияют на рабочего не менее отрицательно, чем убогие условия "нищего" клуба. "В таком клубе, - пишет он, - конечно, нет недостатка воздуха и света. Вся обстановка убеждает в том, что здесь скорее можно говорить о роскоши, чем о нищете. А, ведь, подобных клубов у нас не так уж мало. Нетрудно доказать, что такая роскошь не многим лучше нищеты... Не только вещи, но и их расположение остались такими, что как будто только вчера покинули этот дом его прежние владельцы и обитатели: богатое, буржуазное семейство... почему же рабочий клуб, этот живой, сложный организм с многообразными классовыми функциями, не изменил физиономию барского особняка? Почему рабочий коллектив вернулся в этот чуждый ему футляр с такой осторожностью, что не сдвинул с места ни одного кресла? Потому, что новый хозяин, придя в дом, столкнулся с определенной строгой системой вещей, которая не допускает внесения чуждых ей элементов, - нужно или подчиниться ей или опрокинуть ее целиком. И эта система была бы опрокинута, гели бы она не привлекала своей обманной красотой... Нужно было длительное влияние буржуазной культуры на рабочего, нужно наличие тогда излишне "охранительных" тенденций в нашем советском культурном строительстве, чтобы стал возможен факт столь очевидного порабощения рабочего клуба чуждой ему материальной культурой... немногие предметы, привнесенные клубом, оттеснены на задний план, поглощены чуждой системой вещей, - они не выполняют своего назначения, теряют свою целесообразность. Плакат лепится на нижней части колонны, где его невозможно читать, лепится там потому, что, вбивая гвоздь, боятся попортить мраморную обшивку колонны. Ленинский уголок вкомпонован в ампирные стены, отчего потерял свою действенность, из орудия воздействия превратился в декоративный придаток. В таком клубе обстановка живет независимо от работы, чуждой и ненужной жизнью, работа не опирается на вещи... Так чуждая обстановка дворца убивает работу клуба; этого мало, ее влияние выходит за стены клуба, распространяется на личный быт рабочих, - она воспитывает вкус рабочего, создает у него определенное представление о красоте и уюте. Венеры и Аполлоны, ковры и кресла проектируются на рабочий быт в виде гипсовых статуэток, в виде дивана, на который садятся в особо торжественных случаях. Так, чуждая обстановка дворца утверждает в быту рабочего элементы мещанства... из клубов, задушенных дворцовой обстановкой, нужно вытряхнуть статуи и другие ненужные вещи, осознав, что сотни и тысячи рабочих дороже самых бельведерских Аполлонов".

Подводя итоги своим рассуждениям и сравнению "нищих" и "роскошных" клубов, автор пишет, имея в виду проектировщиков: "В нашем клубном строительстве, которое уже началось, необходимо освободиться от подражания "великолепным" архитектурным образцам прошлого, осознав, что рабочий клуб является организмом, выросшим на почве пролетарской диктатуры, организмом, имеющим свои специфические функции, в соответствии с которыми должно строиться самое помещение клуба и его внутреннее оборудование"3.

В 1926-1927 гг. начинается массовое строительство рабочих клубов. В 1926 г., когда была реально поставлена задача строительства новых капитальных зданий для рабочих клубов, самих клубов насчитывалось в стране уже почти три с половиной тысячи. Социальный заказ архитектуре был дан. Появился и реальный заказчик - профсоюзы, которые стали выделять специальные средства на клубное строительство.

Проходивший в ноябре 1925 г. VII Всесоюзный съезд союза рабочих металлистов принял решение о создании фонда клубного строительства за счет систематических ежемесячных отчислений 10% поступающих в профсоюзную кассу членских взносов. Подобные решения принимаются в середине 20-х годов многими отраслевыми и региональными профсоюзными организациями.

Президиумом МГСПС было принято постановление об обязательном отчислении на клубное строительство 10% средств из культфонда и выделении на те же цели твердого процента от средств фонда улучшения быта рабочих. Это обеспечило финансовую базу для развертывания клубного строительства. Например, в Москве и Московской области крупнейшие профсоюзы (металлистов, текстильщиков, химиков, коммунальников, железнодорожников, строителей и др.) выделили такие значительные средства в фонд клубного строительства, что на строительный сезон 1927 г. было запланировано строительство тридцати клубов (в том числе десяти в Москве). Такова же была ситуация и в других промышленных районах страны. В целом по стране в 1927 г. было намечено к строительству более двухсот клубов.

П. Голосов. Проект рабочего клуба на 350 человек в Туле. 1927. Фасад П. Голосов. Проект рабочего клуба на 350 человек в Туле. 1927. План первого этажа

Г. Вольфензон. Проект типового клуба на 1000 мест для Союза текстильщиков. 1927. Перспектива Г. Вольфензон. Проект типового клуба на 1000 мест для Союза текстильщиков. 1927. План первого этажа

А. Буров. Проект типового клуба на 500 человек для Союза пищевиков. 1927. Перспектива; план первого этажа И. Иванов-Шиц. Рабочий клуб "Металлист" на 800 человек в Подольске. 1927-1928. Общий вид

И. Иванов-Шиц. Рабочий клуб "Металлист" на 800 человек в Подольске. 1927-1928. План первого этажа А. Васильев и Л. Пономарева. Типовой проект клуба металлистов на 350 человек. 1927. Перспектива

А. Васильев и Л. Пономарева. Типовой проект клуба металлистов на 350 человек. 1927. План первого этажа А. Васильев и А. Мурзавецкий. Рабочий клуб "Металлист" на 600 человек в Туле. 1927- 1928. Общий вид

А. Васильев и А. Мурзавецкий. Рабочий клуб "Металлист" на 600 человек в Туле. 1927- 1928. План первого этажа В. Кокорин. Проект рабочего клуба на 630 человек в Златоусте. 1927. Перспектива

В этих условиях резко возросла потребность в проектах рабочих клубов. Крупнейшие отраслевые профсоюзы провели конкурсы на разработку типовых клубов различной вместимости или заказали типовые проекты конкретным архитекторам. В помощь заказчикам и проектировщикам по заданию Клубного отдела ВЦСПС Пролеткульт разработал программу по составлению типовых проектов клубных зданий. Задание предусматривало четыре типа клуба: вместимостью 1500-2000 человек, 800 человек, 500 человек и 150-200 человек. В разработке программы типовых проектов рабочих клубов принимали участие архитекторы А. Буров, Г. Гольц, С. Кожин и М. Парусников. Общие положения программы так формулировались разработчиками:

"1. Здание во всех своих частях и во взаимоотношении своих частей должно полностью отвечать задачам и требованиям массовой и кружковой работы клуба и обеспечивать вместе с тем широкие и многосторонние возможности отдыха и развлечения для различных возрастных и прочих групп рабочих.

2. Максимально экономное использование площади клуба, достигаемое рациональным распределением этой площади.

3. Минимум средств, потребных на содержание и обслуживание здания (отопление, освещение, гигиена, обслуживающий персонал, легкость наблюдения и текущих ремонтов).

Здание должно иметь такую планировку, при которой работа в той или иной его части может протекать изолированно от работы в других частях...

Каждая часть или все они вместе могут быть изолированы от зрительного зала или же, в моменты широко развернутых вечеров, связаны с ним. При этой системе клуб может вести свою работу совершенно спокойно, регулируя как угодно, на каждый данный вечер, поток посетителей, направляя его в случае надобности не через фойе, зал и кулуары, а в другие входы, тем самым разгружая контроль и достигая наибольшего порядка в размещении посетителей.

При такой структуре помещения правление клуба получает широкие возможности, без резкого административного вмешательства, регулировать жизнь клуба"4.

Общая программа рабочего клуба продолжала уточняться по результатам конкурсов на типовые проекты клубов. Одним из первых в начале 1927 г. был проведен конкурс ЦК профсоюза железнодорожников. Программа конкурса предусматривала разработку проектов трех типов клубов: А - на 500членов клуба, Б - на 1000 и В - на 1500.

По типу А при одном зрительном зале на 500 человек и аудитории на 150 человек кубатура клуба предусматривалась 17 000 м3.

По типу Б при двух зрительных залах (на 1000 и 300 человек) кубатура - 28 000 м3.

В типе В также предусматривались два зрительных зала (на 1500 и 400 мест) при кубатуре 45 000 м3.

На конкурс было подано 104 проекта. То обстоятельство, что это были типовые проекты, не привязанные к конкретному участку, и то, что в программе предусматривалось проектирование клубов на прямоугольных участках, площадью в пять-шесть раз больше площади, занятой зданиями, способствовало тому, что во многих проектах авторы отказались от компактных объемов, распластав здания горизонтально. Развитый по горизонтали план позволял делать многие объемы в один, реже в два-три этажа.

По типу А первая премия присуждена П. Голосову, вторая - А. Карпову и Е. Ильинской, третья - студентам МВТУ Н. Зарубину и А. Великовскому. По типу Б первая премия присуждена Н. Морозову, вторая - А. Мурзавецкому" Л. Савельеву и Б. Шатневу, третья - О. Стапрану, А. Зубину и А. Дмитриеву. По типу В первая премия присуждена студентам МВТУ 3. Розенфельду и Ф. Белостоцкой, вторая - М. Гинзбургу, третья - А. Зубину, А. Дмитриеву и О. Стапрану.

Профсоюз металлистов не стал проводить конкурс на проекты типовых клубов, а заказал разработку программ и самих типовых проектов архитекторам А. Васильеву и Д. Пономаревой. Затем программы и типовые проекты вместе с конкурсными проектами, утвержденными к строительству в 1928 г., были изданы в виде альбома. В предисловии и во вводной статье к альбому говорилось:

"Все более и более развивающееся клубное строительство в рабочих районах металлоэлектропромышленности поставило перед ЦК нашего союза задачу упорядочения его и приведения в единую систему всей работы по строительству союзных клубов.

Необходимость в этом особенно диктуется теперь, когда клубное строительство из года в год растет и в текущем году предполагается постройка 36 клубов на сумму 17173,8 тыс. руб. Опыт строительства прошлых лет показал нам, что иногда районы, приступая к постройке, не всегда имеют достаточно продуманные проекты клубных зданий, которые бы удовлетворяли основным культурным запросам рабочих данного предприятия, или же эти проекты настолько дороги, что как постройка, так и содержание построенных по этим проектам зданий не отвечают финансовым возможностям наших союзных организаций.

Все это заставило ЦК нашего союза издать настоящий альбом, в котором собраны ряд проектов и все необходимые указания, которые должны быть положены в основу как при составлении проектов клубных зданий, так и при осуществлении их.

Издавая программные задания на типовые проекты клубов, считаем необходимым дать некоторые основные положения, характеризующие клубное здание с точки зрения проводимой в нем клубной работы...

Весь опыт нового клубного строительства показал, что при проектировании рабочего клуба большинство авторов брали за основу театры, старые народные дома, "благородные собрания" и не учитывали политического назначения рабочего клуба. Нередко это получалось и по вине заказчика, который настаивал на большом театре, а для всех остальных помещений отводилась скромная кубатура.

А. Буров. Проект рабочего клуба на 350 человек для Союза пищевиков в Твери. 1928. Фасад А. Буров. Проект рабочего клуба на 350 человек для Союза пищевиков в Твери. 1928. План первого этажа

А. Буров. Проект типового клуба на 300 человек для Союза пищевиков (для южных районов). 1927. Аксонометрия А. Буров. Проект рабочего клуба на 1000 человек для Союза пищевиков в Москве. 1928. Перспектива

А. Буров. Проект рабочего клуба на 1000 человек для Союза пищевиков в Москве. 1928. Аксонометрия М. Бабицкий. Проект клуба с театром для текстильной фабрики в Москве. 1927. Фасад

М. Бабицкий. Проект клуба с театром для текстильной фабрики в Москве. 1927. План М. Бабицкий. Проект Яковлевского клуба в Иваново-Вознесенске. 1927. Перспектива

Исходя из общественно-политического значения клуба, перед нами ставятся следующие три важнейшие задачи:

  1. 1) Массовая политико-воспитательная и культурно-просветительная работа.
  2. 2) Организация здорового культурного отдыха рабочего.
  3. 3) Организация углубленной просветительной работы через кружки по различным вопросам науки, техники и искусства.

Откуда и само клубное здание подразделяется на:

  1. I. Помещение массовой клубной работы или, как часто называют, - театрально-зрелищная часть.
  2. II. Помещение, где рабочему представляется возможность, независимо от проводимой в клубе политико-просветительной работы, отдохнуть или заняться интересующим его вопросом. Сюда следует отнести: комнату отдыха, комнату различных игр, читальный зал и т.п.
  3. III. Помещения под кружковые занятия...

Помещение для массовой клубной работы должно состоять из большого зрительного зала и малого зала для заседаний, лекций и отчасти для кино...

В отношении определения размеров большого зрительного зала необходимо исходить из нормального посещения зрелищ данного населенного пункта, а не из исключительных потребностей проведения массовых собраний рабочих...

Малый зал должен быть связан с помещениями клубно-кружковой работы...

Помещения для отдыха: буфет-столовая, комната отдыха и комнаты для игр должны быть связующим звеном между театрально-зрелищной частью и помещениями под кружковую работу. Группа помещений для отдыха должна быть одинаково доступной как для посетителей массовой, так и кружковой работы. Эти помещения должны быть центром клуба...

Помещения под кружковые занятия ни в коем случае нельзя разбивать (как это иногда делают) на совершенно изолированные и несвязанные между собой группы, а они должны составлять одно целое...

В альбоме опубликованы программы четырех типов клубов, размеры которых определялись вместимостью большого зрительного зала - на 250, 350, 500 и 800 мест.

Клубная библиотека должна проектироваться с достаточным книгохранилищем, читальным залом и удобной комнатой для выдачи книг на дом"5.

Разработанные на основе этих программ типовые проекты по плановому решению и объемно-пространственной композиции не отличаются оригинальностью. Более интересны помещенные в альбоме конкретные проекты для профсоюза металлистов, разработанные П. Голосовым для Тулы, В. Кокориным для Златоуста, И. Ивановым-Шицем для Подольска и др.

Выразительны по объемно-пространственной композиции разработанные А. Буровым для Союза пищевиков типовые рабочие клубы на 300. 500 и 1000 человек и клубы для конкретных городов (Твери, Минска, Москвы).

Проектировались типовые клубы и для других отраслевых профсоюзов. Так, Г. Вольфензон разработал проект клуба на 1000 человек для Союза текстильщиков.

К началу страницы
Содержание    5.2. Цели и задачи клубной работы  5.4. Клубы К. Мельникова