Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Селим Хан-Магомедов
Архитектура советского авангарда

Книга вторая
Социальные проблемы

1. Додонова А. Из воспоминаний о Пролеткульте // Из истории советской эстетической мысли. - М., 1967. - С. 489-490. Вернуться в текст
2. Гинзбург Р. К кризису клубной работы // Рабочий клуб. - 1925. - № 11. - С. 3-5. Вернуться в текст
3. КПСС в резолюциях и решениях съездов... - С. 731. Вернуться в текст
4. Художник и зритель. - 1924. - № 6-7. - С. 111. Вернуться в текст
5. Цит. по ст.: Корева С. 1-й съезд клубных работников // Художник и зритель. - 1924. - № 6-7. - С. 111. Вернуться в текст
6. Там же. Вернуться в текст
7. Там же. - С. 115. Вернуться в текст
8. Гинзбург Р. Клуб как он есть // Рабочий клуб. - 1925. - №1. - С. 7-8. Вернуться в текст
9. Каплин А. О киноклубных уклонах // Рабочий зритель. - 1925. - №15. Вернуться в текст
10. О художественной работе в клубах // Дам же. - 1925. - №7. - С. 17. Вернуться в текст


Глава 5. Рабочие клубы и избы-читальни - проблема формирования новой социалистической культуры

2. Цели и задачи клубной работы

Название "Рабочий клуб" в 20-е годы понималось буквально - клуб для рабочих, не вообще для трудящихся, а именно для рабочих. Рабочие клубы ориентировались на обслуживание представителей рабочего класса, т.е. с самого начала клубы имели, так сказать, классовый характер (как бы подражая бывшим дворянским и купеческим клубам). Не случайно рабочие клубы находились тогда в ведении Пролеткульта, который ревностно следил за тем, чтобы членами клуба были прежде всего рабочие.

Приведу два факта борьбы Пролеткульта за "классовую чистоту" членов рабочих клубов.

В начале октября 1920 г. в Москве проходил Первый съезд Пролеткульта. 11 октября в Политбюро ЦК партии состоялась беседа с группой делегатов этого съезда. Был поднят вопрос о проходившей тогда на страницах газеты "Известия" дискуссии между Пролеткультом и руководством Мосгороно о членстве в клубах. Присутствующему на этом заседании председателю Московского Пролеткульта А. Додоновой задали вопрос: почему служащие не допускаются в члены клуба и в студии. В своих воспоминаниях Додонова так описывает этот эпизод:

"Я обращаюсь непосредственно к Владимиру Ильичу и говорю:

- Владимир Ильич, мы такое постановление приняли потому, что после Февральской революции все клубы заполнили конторщики, а рабочий - хозяин страны - пасует перед ними, боится выступить со своим мнением, считая их умнее себя.

Владимир Ильич очень горячо сказал:

- Знаете что, если ваши студии и клубы будут заниматься конторщиками, звоните мне.

Я буквально опешила и говорю:

- Что вы, Владимир Ильич, как можно обращаться к вам с такими пустяками, ведь вы так заняты.

- Нет, нет, это не пустяки: обязательно звоните!"1.

Как видим, Ленин поддерживал стремление деятелей Пролеткульта ограничить доступ в клубы другим слоям трудящихся, кроме рабочих, т.е. он был за классовый подход к вопросу о членстве в рабочих клубах.

А проблема эта была в центре внимания Пролеткульта и движения, связанного с рабочими клубами, на протяжении всех 20-х годов.

В 1925 г. в журнале "Рабочий клуб" (орган Всероссийского Пролеткульта) была опубликована статья "К кризису клубной работы", в которой приводились статистические сведения, свидетельствовавшие, что среди членов рабочих клубов преобладала молодежь, а рабочие старшего поколения нередко предпочитали клубу пивную. "Клуб не вошел в повседневный быт рабочего, - говорилось в статье, - взрослого рабочего в клубе нет...

В этом вопросе однако важны для нас не столько абсолютные цифры, сколько динамика роста...

В масштабе СССР мы имеем 13,1 % членов клуба по отношению к числу членов профессиональных союзов. Грозным признаком здесь является не тот или иной процент членов, а то, что по статистическим данным число рабочих в составе членов клубов на 2 % (за период с 1923 по 1924 г.) растет за счет служащих...

Положение в клубах настолько угрожающее, что пора забить тревогу и поставить на обсуждение перед всеми руководящими органами и самой массой, со всей остротой, вопрос: "Почему взрослый рабочий не идет в клуб"2.

Многое в развитии клубного движения зависело от того, какую цель перед рабочими клубами ставила тогда партия и насколько эта цель, претворяемая в реальной действительности, отвечала потребностям и стремлениям самих рабочих.

Надо сказать, что если Пролеткульт главное внимание уделял развертыванию в клубах культурно-просветительной работы, то партия видела в рабочих клубах прежде всего важную сферу воспитания рабочих в коммунистическом духе. Причем эта цель от года к году формулировалась все более определенно.

Так, например, если на XII съезде партии было подчеркнуто, что клубы должны стать "центрами массовой пропаганды и развития творческих способностей рабочего класса"3, то в резолюции XIII съезда "Об очередных задачах агитработы" задачи политпросвещения в клубной работе были поставлены более жестко: "В настоящее время с большей необходимостью, выдвигается задача действительного превращения рабочих клубов в центры коммунистического воспитания рабочих и работниц"4.

Кстати, в первые годы советской власти были попытки создания клубов только для членов партии, но такие клубы быстро отмерли, так как такое обособление коммунистов было сочтено отрывом от масс.

На XIII съезде партии фактически было решено не только перейти к общему контролю партийных органов над клубной работой, но и обеспечить руководство клубами со стороны партийных организаций. Было решено создать на местах при партийных комитетах специальные комиссии, объединяющие руководство всей клубной работой.

Под флагом усиления влияния партии на клубную работу 16-21 июля 1924 г. в Москве состоялся Первый съезд клубных работников. На съезде были подробно обсуждены практически все вопросы клубной работы: о месте клуба в системе политпросвещения, об объединении руководства клубной работой, о формах массовой и кружковой работы, о производственном просвещении, о профпропаганде, о вопросах быта, о библиотечной работе, о живой и стенной газетах и др. Был обсужден и самый "больной вопрос" - о художественной работе в клубе. С речью "Ленинизм и рабочие клубы" на съезде выступил Л. Троцкий, по мнению которого в будущем предстоит период более напряженной и более широкой культурной работы во всех областях. Он, в частности, говорил: "Клубной заботе суждено занять исключительное место в общей системе нашей культурной работы, имея в виду пропаганду и осуществление на деле основных положений марксизма, или, в переводе на язык нашей эпохи, ленинизма... Клуб представляет собой исключительно важный орган коллективной переработки раздробленного опыта рабочего класса... Если назвать клуб школой, то это есть школа повышения гражданской квалификации"5.

Свое мнение о роли клуба высказала на съезде Н. Крупская: "Взгляд на клуб как очаг пропаганды, главным образом, и в первую очередь, как на очаг агитации, сохранился и до сих пор. Но сейчас мы наблюдаем ростки новых форм клубной работы. Мы видим, что клуб начинает строиться снизу, а не насаждаться сверху, и создаются формы, где закрепляется новый быт, где выковывается общественное мнение, где как-то личная жизнь увязывается с общественной жизнью"6.

Резолюция съезда клубных работников "о задачах клубной работы берет в основу постановление XIII партсъезда и в связи с этим выделяет на первый план работу по:

1) пропаганде основных задач, стоящих перед партией, государством и профсоюзами; 2) пропаганде ленинизма; 3) обслуживанию ленинского призыва; 4) общеполитическому воспитанию; 5) производственному просвещению; 6) культшефству над деревней; 7) по укреплению физкультуры"7.

Пролеткульт тщательно следил за организацией работы в рабочих клубах, постоянно координируя и направляя разработку программ деятельности клубов. Так, в декабре 1924 г. Московским Пролеткультом было обследовано 107 московских клубов, принадлежавших различным профессиональным союзам: металлистов (24 клуба), текстильщиков (15), печатников (8), кожевников (5), железнодорожников (7), химиков (7), транспортников (7), деревообделочников (4), пищевиков (16), швейников (9), коммунальников (5). Материалы этого обследования анализировались в двух первых номерах журнала "Рабочий клуб" за 1925 г. Вот как оценивалась работа в обследованных клубах в статье "Клуб как он есть":

"Прежде всего создается впечатление о большой неравномерности в работе клубов...

Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что клубы совсем не дорожат временем...

В соответствии с этим стоит и чрезвычайная неуплотненность массовой работы. В среднем на клуб приходится в месяц 4 вечера массовой работы беседно-лекционного характера и две формы художественного порядка...

Сама массовая работа ведется в большинстве еще лекционным методом, оставляющим аудиторию совершенно пассивной. Беседные формы только начинают еще проникать в клубную работу... Определенные достижения имеются в клубе по вопросам о подчинении работы художественных кружков задачам массовой работы... В общем указание XIII съезда о постановке массовой работы в центр внимания клуба еще не проведено в жизнь.

Кружковая работа в массе носит еще прежний характер. Политкружков, организованных клубами и охватывающих беспартийные массы, чрезвычайно мало...

Радикально изменился, по сравнению с прошлыми годами, характер работы художественных кружков. В драмкружках почти закончился переход от пьес к агитрепертуару (живая газета, инсценированные отчеты, реже - агитсуд). В изокружках чрезвычайно редко можно встретить работу над картинами. Даже хоровые кружки, если не изменили методов своей работы, то стали как-то подвижнее"8.

Как видим, критерием оценки работы клуба являлась степень развития массовой работы. Рабочий клуб рассматривался не как место, куда человек приходит удовлетворить свои потребности, запросы и интересы, а как часть политико-массовой системы, где происходит процесс воспитания нового человека путем вовлечения его в массовые мероприятия. Такая ориентация в области содержания клубной работы влияла и на формирование архитектурной программы рабочего клуба. Формировался же социальный заказ на архитектурный тип клуба в процессе функционирования сотен и тысяч клубов в приспособленных помещениях.

Рабочий клуб, особенно в провинции, нередко был единственным культурным учреждением. При отсутствии специальных зрелищных зданий (театров, кинотеатров) клуб выполнял в той или иной степени и их функции. Эта роль рабочего клуба учитывалась в 20-е годы профсоюзами. Так например, эти проблемы поднимались на страницах журнала "Рабочий зритель" (театрально-художественного еженедельника культотдела МГСПС - Московского городского совета профессиональных союзов). Характерна опубликованная в этом журнале в 1924 г. статья К. Фельдмана "Ставка на киноклуб сделана". В статье говорится, что кино - мощное орудие воспитания масс - сталкивается в нашей стране с огромными трудностями из-за неразвитости сети кинотеатров (в США - 30 тыс. кинотеатров, а в СССР - всего 800). Как расширить кинорынок? - спрашивает автор статьи. - Строить тысячи кинотеатров? И отвечает: у нас есть тысячи клубов, и дайте им киноаппараты, и обороты кинопромышленности удесятерятся. Автор предлагает делать ставку на киноклуб и сообщает, что уже подписаны договоры с киноорганизациями о снабжении клубов фильмами одновременно с кинотеатрами, установлена твердая тарификация.

Сама по себе идея шире использовать рабочие клубы для демонстрации кинофильмов позволила резко увеличить число кинозрителей в стране. Первоначально члены клуба смотрели фильмы бесплатно: прокат фильма оплачивал профсоюз. Однако постепенно клубам, как и кинотеатрам, стал спускаться сверху финансовый план, происходила коммерциализация клубов, что меняло сам характер этих общественных организаций.

Тревога об увлечении показом кинокартин в клубах за счет другой чисто клубной деятельности высказывалась в ряде публикаций уже в середине 20-х годов. Так, А. Каплин в статье "О киноклубных уклонах"9 писал, что в клубах показывают много "вредных" фильмов, что отвлекает рабочих от клубной работы и "разлагает" их.

Более органично, как считалось в 20-е годы, в рабочем клубе совмещались функции клуба и театра, причем предпочтение отдавалось театральным постановкам силами клубной художественной самодеятельности.

"Не следует забывать, - говорилось в одной из статей, - что в провинции и, в особенности, в рабочих районах клуб волей-неволей должен быть и театром"10.

Даже клубный кружок физкультуры ориентировали на подготовку номеров для показа на клубной сцене. Считалось, что дисциплинированность физкультурников и ритмичность самих номеров близки рабочему зрителю.

На протяжении всех 20-х годов партийное руководство пристально следило за сложными процессами, происходившими в рабочих клубах. Для партии было важно, чтобы охватывавшая всю страну сеть рабочих клубов стала частью формировавшейся тогда системы политического воспитания трудящихся. Любое отклонение от этой линии в клубной работе рассматривалось как искажение линии партии о содержании массовой работы в клубах. Характерна в этом отношении опубликованная в 1928 г. в журнале "Рабочий клуб" статья В. Плетнева "Клубы в опасности", в которой автор с тревогой писал о перерождении клуба из общественно-политического учреждения в место развлечения.

К началу страницы
Содержание    5.1. Типы рабочих клубов  5.3. Разработка программы и типовых проектов рабочих клубов