Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Селим Хан-Магомедов
Архитектура советского авангарда

Книга вторая
Социальные проблемы

1. Беседа Н., Кутиков Г., Лавров В., Попов В. Проект бригады АРУ // Советская архитектура. - 1931. - № 4. - С. 45-47. Вернуться в текст
2. Алабян К., Карра А., Мордвинов А., Ревякин П., Симбирцев В. Дворец Советов // Советская архитектура. - 1931.- №4. - С. 49. Вернуться в текст
3. Бапихин В., Будо П., Прохорова М., Туркус М., Иодко Р., Севортян Ф. Дворец Советов // Советская архитектура. - 1931. - № 4. - С. 52. Вернуться в текст
4. Дворец Советов. Всесоюзный конкурс 1932 г.- М., 1933. - С. 56. Вернуться в текст
5. Строительство Москвы. - 1933. - № 5-6. - С. 2. Вернуться в текст
6. Там же. Вернуться в текст
7. Строительство Москвы. - 1934. - № 3. - С. 14. Вернуться в текст


Глава 4. Новые типы зданий для советских, общественных и административных органов

5. Конкурс на проект Дворца Советов (1931-1933)

Особую роль в формировании нового типа правительственного здания, в поисках художественного образа "главного здания" страны и развитии советской архитектуры в целом сыграл конкурс на проект Дворца Советов в Москве, четыре тура которого состоялись в 1931-1933 гг. (ряд проектов различных туров этого конкурса был рассмотрен в первом томе). Участок для строительства был выбран в центре Москвы на месте храма Христа Спасителя.

На первом предварительном туре конкурса, в ходе которого уточнялась программа, проекты были заказаны творческим группировкам (от них выступали бригады) и ряду архитекторов персонально.

Архитекторы решали Дворец Советов не только как место для заседаний верховного органа страны с площадью для официальных парадов перед ним, а как народный форум - место коллективного общения трудящихся масс (демонстрации, митинги, политические карнавалы, военизированные и спортивные зрелищные постановки и т.д.). Такой подход к роли Дворца Советов повлиял на решение всего комплекса в большинстве проектов предварительного тура конкурса. Рабочая (деловая) часть Дворца Советов (с малым залом) выделялась в самостоятельную группу помещений, подчиненную в композиционном отношении массовой части (с большим залом). Такая организация объемно-пространственной композиции ансамбля Дворца Советов свидетельствовала о стремлении архитекторов рассматривать "главное здание" страны не только как место работы высшего государственного органа, но и как своеобразный символ народовластия. Отсюда стремление подчеркнуть деловой характер "официальной" группы помещений и сосредоточение основных средств образной выразительности на "массовой" части Дворца Советов. Характерны в этом отношении проекты бригад АРУ, ВОПРА, АСНОВА и САСС.

В проекте бригады АРУ (Н. Беседа, Г. Крутиков, В. Лавров, В. Попов) Дворец Советов рассматривался авторами как "плацдарм социального контакта широчайших трудящихся масс Союза и трибуна мирового пролетариата", как "прежде всего центр пропаганды в широчайших массах принципов социалистического строительства. Этот момент, отличающий Дворец Советов от парламентов, должен быть разработан особенно внимательно. Должны быть учтены все активные формы и методы массовой пропаганды: а) посредством живого слова; б) путем сценического показа в плане массовых действ; в) в различных видах коллективного общения активных масс (демонстрации, митинги и т.п.); г) путем организации выставок... Для обслуживания этих моментов в проекте АРУ предусмотрены: а) специальная разработка зала массовых собраний, б) помещения для выставок постоянных и эпизодических, в) система организации движения масс (подходы, проход мимо трибун делегатского зала, развертывание массовых выступлений в массовом зале)"1.

Бригада ВОПРА (К. Алабян, A. Kappa, А. Мордвинов, П. Ревякин, В. Симбирцев). Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (первый тур). 1931. Перспектива Бригада САСС (Л. Павлов, М. Кузнецов). Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (первый тур). 1931. Фасад, разрезы, планы 3. Б. Иофан. Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (первый тур). 1931. Аксонометрия

Б. Иофан. Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (первый тур). 1931. Аксонометрия Бригада САСС (Л. Павлов, П. Александров и М. Кузнецов). Дворец Советов в Москве. Встречный проект на конкурс (первый тур) с изменением места строительства (Ленинские горы). 1931. Перспективы

Бригада САСС (Л. Павлов, П. Александров и М. Кузнецов). Дворец Советов в Москве. Встречный проект на конкурс (первый тур) с изменением места строительства (Ленинские горы). 1931. Планы, разрез А. Никольский. Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (первый тур). 1931. Фасады, разрез

В проекте бригады АРУ две основные группы помещений (официальная и массовая) четко дифференцированы и пространственно объединяются демонстрационной площадью. Официальная часть решена в виде компактной в плане композиции, состоящей из зала треугольной формы (на 4-5 тысяч человек) и высотного корпуса с рабочими помещениями. Основным элементом массовой группы является прямоугольный в плане большой зал (на 15 тысяч человек), который путем трансформации (торцевые стены раздвижные) можно объединять с прилегающей к нему частью площади (развертывание массовых действ) или приспосабливать для пропуска через него демонстраций.

Бригада ВОПРА (К. Алабян, А. Карра, А. Мордвинов, П. Ревякин, В. Симбирцев) рассматривала комплекс Дворца Советов как "место приветствий съездов, место демонстраций, митингов, массовых встреч и культпросветработы", как "трибуну пролетариата, строящего социалистическое общество", как "памятник периода создания фундаментов социализма"2. Являющийся центром композиции главный зал расположен и устроен таким образом, что все места заполняющих его участников съезда обращены в сторону главной площади, со стороны которой по направлению к нему движутся колонны демонстраций. Лицевая стена зала раскрывается, и съезд встречает приветствующих его демонстрантов.

В. Оленев. Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (второй тур). 1931. Макет, планы Бригада ВАСИ (М. Оленев, В. Новак, Т. Веселовская, С. Знаменский, П. Kapпов, руководители В. Веснин и А. Мордвинов). Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (второй тур). 1931. Макет, разрез

Б. Иофан. Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (второй тур). 1931. Макет Бригада ВОПРА (К. Алабян и В. Симбирцев). Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (второй тур). 1931. Перспектива

Бригада студентов ВАСИ под руководством А. Власова. Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (второй тур). 1931. Перспективаа Бригада студентов ВАСИ под руководством А. Власова. Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (второй тур). 1931. Макет

Бригада студентов ВАСИ под руководством А. Власова. Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (второй тур). 1931. Перспектива зала Бригада САСС (П. Александров, В. Калинин и Л. Павлов). Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (второй тур). 1931. Макет

Бригада САСС (П. Александров, В. Калинин и Л. Павлов). Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (второй тур). 1931. Перспектива Г. Вольфензон, Д. Меерсон, 3. Розенфельд и Р. Вальденберг. Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (второй тур). 1931. Фасад

Г. Вольфензон, Д. Меерсон, 3. Розенфельд и Р. Вальденберг. Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (второй тур). 1931. План А. Голубев. Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (второй тур). 1931. Перспектива

А. Голубев. Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (второй тур). 1931. План И. Вайнштейн, Л. Комарова и Ю. Мушинский. Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (второй тур). 1931. Макет

Бригада АСНОВА (В. Балихин, П. Будо, М. Прохорова, М. Туркус, Р. Иодко, Ф. Севортян) при проектировании Дворца Советов считала "центральной проблемой - создание революционного образа, выражающего динамику борьбы мирового пролетариата за свою диктатуру, за Союз Советских Социалистических Республик, создание образа, выражающего героическую эпоху боев пролетариата Советского Союза на фронте социалистического планового строительства и новые социалистические формы труда. Создание образа не как статического монумента, но как живого, действующего организма, живущего единой жизнью с демонстрациями и революционно-политическими массовыми празднествами"3. Основной корпус Дворца Советов (с большим залом) решается в форме куба (сторона 100 м). Секущая куб наклонная плоскость образует внутри здания амфитеатр, а продолжаясь во вне, - открытый амфитеатр, с которого делегаты съездов приветствуют демонстрации.

Ле Корбюзье (Франция). Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (второй тур). 1931. Фасады большого зала Ле Корбюзье (Франция). Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (второй тур). 1931. Вид сверху

Ле Корбюзье (Франция). Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (второй тур). 1931. Фасады большого зала Г. Гамильтон (США). Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (второй тур). 1931. Фасад

Г. Гамильтон (США). Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (второй тур). 1931. План Э. Мендельсон (Германия). Дворец Совете; в Москве. Конкурсный проект (второй тур). 1931 Перспектива

Э. Мендельсон (Германия). Дворец Совете; в Москве. Конкурсный проект (второй тур). 1931 План Э. Мендельсон (Германия). Дворец Совете; в Москве. Конкурсный проект (второй тур). 1931 Макет

Г. Пельциг (Германия). Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (второй тур). 1931. Макет В. Гропиус (Германия). Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (второй тур). 1931. Перспектива

О. Перре (Франция). Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (второй тур). 1931. Перспектива А. Кастнер и О. Стонаров (США). Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (второй тур). 1931. Перспектива

В проекте бригады САСС (Л. Павлов и М. Кузнецов) квадратный в плане большой зал в форме усеченной пирамиды (из металла и стекла) был запроектирован с подъемными стенами и опускающимся перекрытием.

От САСС (Л. Павлов, П. Александров и М. Кузнецов) был подан еще один встречный проект, в котором предлагалось другое место размещения Дворца Советов - на Ленинских горах. На бровке расположено здание в виде полусферы, рядом с которым на склоне гор размещается огромный амфитеатр.

Интересные объемно-пространственные композиции Дворца Советов были предложены в проектах первого тура Н. Ладовским (полусферический купол с выявленной снаружи наклонной лентой балконов), А. Никольским (перекрытие в виде подвесного шатра), В. Фидманом (распластанная протяженная композиция с нависающими один над другим ярусами), Г. Людвигом (пятиконечный в плане ступенчатый объем).

На второй открытый тур конкурса было подано 160 проектов (12 заказных, 135 конкурсных и 13 внеконкурсных), в том числе 24 из других стран, и 112 отдельных предложений. В отличие от предварительного тура здесь были представлены все творческие течения - и авангардные, и традиционалистские. Объемно-пространственное и стилевое решения Дворца Советов в проектах этого тура отличались чрезвычайным разнообразием: простые монументализированные формы (проекты Б. Иофана, Г. Гамильтона и др.), символические композиции (Г. Людвиг, А. Власов, А. Куровский, И. Ламцов, И. Явейн и др.), использование приемов и форм прошлого (И. Жолтовский, Г. Гольц, И. Соболев и М. Парусников), пространственные композиции в формах новой архитектуры (Ле Корбюзье; П. Александров, В. Калинин и Л. Павлов; К. Алабян и В. Симбирцев и др.).

В постановлении Совета строительства Дворца Советов от 28 февраля 1931 г. о результатах открытого конкурса (высшие премии - И. Жолтовский, Г. Гамильтон и Б. Иофан) были даны принципиальные установки для дальнейшей работы по проектированию этого здания: "Монументальность, простота, цельность и изящество архитектурного оформления Дворца Советов, долженствующего отражать величие нашей социалистической стройки", использование "как новых, так и лучших приемов классической архитектуры, одновременно опираясь на достижения современной архитектурно-строительной техники"4.

A. Kappa. Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (второй тур). 1931. Аксонометрия Н. Васильев. Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (второй тур). 1931. Перспектива

Б. Штивель и Э. Розенбаум. Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (второй тур). 1931. Перспектива И. Явейн. Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (второй тур). 1931. Перспектива

Л. Вышинский. Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (второй тур). 1931. Перспектива Л. Вышинский. Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (второй тур). 1931. План

Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект под девизом "ДС - массам" (второй тур). 1931. Перспектива М. Гинзбург, Г. Гассенпфлуг и С. Лисагор. Дворец Советов в Москве, Конкурсный проект (третий тур). 1932. Макет

М. Гинзбург, Г. Гассенпфлуг и С. Лисагор. Дворец Советов в Москве, Конкурсный проект (третий тур). 1932. Фасад М. Гинзбург, Г. Гассенпфлуг и С. Лисагор. Дворец Советов в Москве, Конкурсный проект (третий тур). 1932. Перспектива

И. Жолтовский. Дворец Советов в Москве, конкурсный проект (третий тур). 1932. Перспектива К. Алабян, Г. Кочар, А. Мордвинов и В. Симбирцев. Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (третий тур). 1932. Перспектива

А., В. и Л. Веснины. Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (третий тур). 1932. Интерьер большого зала А., В. и Л. Веснины. Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (третий тур). 1932. План

Бригада АКИ (Н. Гришин, В. Жолтовский. В. Новосадов, Р. Троцкий, Г. Кузнецов) под руководством А. Власова. Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (третий тур). 1932. Аксонометрия

Различные подходы к созданию облика Дворца Советов, выявившиеся на открытом конкурсе, еще более определенно проявились в третьем закрытом туре конкурса (13 проектов), проходившем в 1932 г. Это сказалось и на объемно-пространственной композиции комплекса, и на стилистической трактовке его форм. Наиболее характерны три основных тенденции: пространственное решение комплекса как общенародного форума с использованием форм новой архитектуры (М. Гинзбург, Г. Гассенпфлуг и С. Лисагор; Н. Ладовский; Веснины), решение Дворца Советов как монумента в упрощенных формах (К. Алабян, Г. Кочар и др.; И. Голосов; Б. Иофан), создание замкнутых композиций с широким использованием традиционных форм (И. Жолтовский; Д. Чечулин; А. Щусев).

Крайние творческие позиции в области понимания места Дворца Советов в ансамбле и общественной жизни города были представлены в проектах И. Жолтовского и М. Гинзбурга (совместно с Г. Гассенпфлугом и С. Лисагором), в которых как бы продолжался спор этих ведущих представителей двух творческих течений о подходе к созданию нового типа правительственного здания, начатый пять лет назад в конкурсе на проект Дома Советов в Махачкале.

И. Жолтовский объединяет все помещения Дворца Советов в едином компактном прямоугольном в плане здании, во внешнем облике которого подчеркнуты монументальность и неприступность, идущие от традиций дворцово-замковых композиций прошлого (галерея в виде аркады, глухие глади стен, портики, башня).

В проекте Гинзбурга объемно-пространственное построение всего комплекса подчеркивает общедоступность Дворца Советов, его органическую связь с общественной жизнью города, отсутствие обособленности этого общегосударственного форума от народа. На распластанном квадратном в плане подиуме с тремя озелененными световыми дворами возвышаются объемы малого и большого залов. Подиум используется как терраса, на которую ведут пандусы и лестницы и куда устроены выходы из фойе большого зала. К трапециевидному в плане малому залу примыкает корпус, ступенчатый фасад которого, обращенный в сторону Кремля, превращен в многоярусную трибуну. Главным элементом композиции является огромный параболический стеклянный купол большого зала. Оригинально решены железобетонная конструкция (консультант А. Лолейт) и акустика (консультант С. Лифшиц) этого зала: четыре пологих арки несут нижнее кольцо, которое закрепляет четыре основных ребра, соединяющих пяты арок с глухой верхней частью купола; на ребра опираются кольца ярусов и внутренний акустический перевернутый купол.

В четвертом закрытом туре конкурса (участвовало пять авторских коллективов) во всех проектах Дворец Советов решен как единое компактное в плане монументальное здание вне зависимости от стилевой характеристики внешнего облика: формы новой архитектуры (Веснины), упрощенные формы в духе монументализированной неоклассики (Б. Иофан; К. Алабян, Я. Додица и др.), широкое использование традиционных форм (В. Щуко и В. Гельфрейх; А. Щусев). Эта выявившаяся в процессе всех туров конкурса тенденция постепенного превращения Дворца Советов из пространственно решенного народного форума в величественный монумент проявилась и в дальнейшем в ходе доработки взятого за основу проекта Б. Иофана.

Если в первых двух турах конкурса Б. Иофан развивал композицию Дворца Советов по горизонтали (вдоль реки), вычленяя в виде отдельных объемов большой зал, малый зал и увенчанную скульптурой башню, то в двух последних турах он все собирает в один круглый в плане объем. Этот круглый трех-четырехъярусный объем вырастает из трапециевидного в плане стилобата. Скульптурная фигура с башни перекочевала на верхний ярус, но располагалась не по оси объема, а ближе к внешнему краю; общая высота здания - 220 м.

Четвертый тур конкурса закончился в феврале 1933 г. Решение по последнему туру было принято 10 мая 1933 г. В Постановлении Совета строительства Дворца Советов говорилось: "

1. Принять проект тов. Иофана Б. М. в основу проекта Дворца Советов.

2. Верхнюю часть Дворца Советов завершить мощной скульптурой Ленина величиной 50-75 метров, чтобы Дворец Советов представлял вид пьедестала для фигуры Ленина"5.

Менее чем через месяц (4 июня) было принято постановление Совета строительства Дворца Советов "Об организации окончательной разработки проекта "Дворца Советов", в котором было решено:

"1. Назначить главным архитектором строительства Дворца Советов и первым заместителем начальника строительства Б. М. Иофана, возложив на него руководство архитектурно-художественной частью строительства.

2. Привлечь академика архитектуры В. А. Щуке и профессора В. Г. Гельфрейха на правах соавторства с архитектором Б. М. Иофаном. Назначить академика архитектуры В. А. Щуко заместителем главного архитектора"6.

Б. Иофан. Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (четвертый тур), взятый за основу дальнейшей разработки. Февраль 1933 г. Перспектива В. Щуко и В. Гельфрейх, при участии , А. Великанова, Л. Полякова, И. Рожина, А. Хрякова и Ю. Щуко. Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (четвертый тур, второй вариант). Февраль 1933 г. Перспектива

А., В и Л. Веснины. Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (четвертый тур). 1933. Перспектива А., В и Л. Веснины. Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (четвертый тур). 1933. Планы

А., В и Л. Веснины. Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект (четвертый тур). 1933. Фасад В. Щуко и В. Гельфрейх. Проект Дворца Советов в Москве. Октябрь 1933 г. Один вариант - круглый в плане. Перспектива

В. Щуко и В. Гельфрейх. Проект Дворца Советов в Москве. Октябрь 1933 г. Дворой вариант - квадратный в плане. Перспектива В. Гельфрейх, Б. Иофан и В. Щуко. Дворец Советов в Москве. Утвержденный проект. Февраль 1934 г. Перспектива

Б. Иофан, В. Гельфрейх и В. Щуко на балконе Дома Союзов в Москве В. Гельфрейх, Б. Иофан и В. Щуко. Дворец Советов в Москве. Технический проект (по которому было начато строительство). 1937-1939. Макет

После принятия этого постановления обе группы архитекторов (мастерская Б. Иофана и мастерская В. Щуко и В. Гельфрейха) интенсивно работали над окончательным проектом. Причем до осени 1933 г. обе группы работали отдельно, разрабатывая каждая свой вариант. (Это был фактически пятый тур конкурса - соревновались два коллектива.) Б. Иофан продолжал совершенствовать свой принятый за основу проект. В. Щуко и В. Гельфрейх предложили совершенно новую композицию Дворца Советов в виде вертикальной ярусной композиции, увенчанной скульптурой Ленина. Общая высота здания была резко увеличена (до 400 м). Прорабатывались два варианта - квадратный и круглый в плане (закончены в октябре 1933 г.). Круглый вариант был ближе к принятому за основу проекту Б. Иофана. Он и был одобрен Советом строительства Дворца Советов как основа для составления окончательного варианта проекта (кроме В. Щуко и В. Гельфрейха в разработке высотного варианта участвовали их ученики и помощники: П. Абросимов, А. Великанов, Л. Поляков, И. Рожин, А. Хряков и др. Окончательный вариант (общая высота 415 м) дорабатывался уже всеми тремя авторами совместно. Он был одобрен Советом строительства Дворца Советов, который 19 февраля 1934 г. постановил:

"1. Утвердить и принять к исполнению архитектурный проект Дворца Советов, составленный согласно постановлению Совета строительства от 10 мая и 4 июня 1933 г. на основе принятого по конкурсу проекта архитектора Б. М. Иофана группой архитекторов в составе профессора В. Г. Гельфрейха, архитектора Б. М. Иофана и академика архитектуры ры В. А. Щуко.

2. Руководство архитектурно-художественной стороной проектирования Дворца Советов возложить на вышеуказанных авторов"7.

Как видим, по сравнению с постановлением от 4 июня статус В. Гельфрейха и В. Щуко был повышен. Они уже признаны не помощниками Б. Иофана, а равноправными авторами проекта. Это следствие того, что именно в их проектных вариантах, выполненных в октябре 1933 г., был найден тот художественный образ, который и стал основой всех последующих вариантов проекта Дворца Советов - многоярусная высотная композиция, увенчанная скульптурой Ленина. Здание Дворца Советов превратилось как бы в огромный пьедестал памятника основателю Советского государства.

Разработка проекта Дворца Советов продолжалась все 30-е годы, при этом уточнялась и общая композиция, менялось количество и соотношение ярусов. В 1937-1939 гг. был закончен технический проект (высота 416 м). Он завершался в ходе уже начатого строительства Дворца Советов. К строительным работам приступили в 1937 г., в 1939 г. были закончены фундаменты высотной части (они опирались на известняковую скалу на глубине 20 м ниже уровня Москвы-реки). Перед войной уже полным ходом шел монтаж стального каркаса. Война прервала эти работы. Каркас в годы войны разобрали - металл пошел на строительство железнодорожных мостов. После войны продолжались работы над проектом Дворца Советов. Предлагались варианты с уменьшенной высотой. Проектирование Дворца Советов коллективом под руководством Б. Иофана продолжалось до 1956 г., когда был объявлен Всесоюзный конкурс на новый проект Дворца Советов в Юго-Западном районе Москвы.

К началу страницы
Содержание    4.4. Поиски художественного образа "главного здания"...  <4.6. Административно-деловые здания