Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Селим Хан-Магомедов
Архитектура советского авангарда

Книга вторая
Социальные проблемы

1. Киров С. М. Избранные статьи и речи. - М., 1957. - С. 150-152. Вернуться в текст


Глава 4. Новые типы зданий для советских, общественных и административных органов

4. Поиски художественного образа "главного здания" страны

Проектирование и закладка всевозможных "Дворцов" в первые годы советской власти отражали стремление пролетариата к самоутверждению как господствующего класса и преследовали цель создать грандиозный памятник Великой революции. Это нашло отражение и в таком характерном для рассматриваемого периода факте, как проектирование "главного здания" страны, образ которого должен был стать символом революции и нового общества.

Причем это "главное здание" мыслилось как средоточие общественной жизни, как политический символ (и даже центр - в ожидании мировой революции) международного значения. На роль такого политического символа страны выдвигались в первые годы советской власти различные по назначению здания, так как предполагалась комплексность их функции.

В качестве подобного символа рассматривали, например, Дворец народов в Москве (торжественно заложен в первое воскресенье после празднования первой годовщины Октября), который был задуман как грандиозное сооружение с общественными и театральными залами и многочисленными помещениями различного назначения. Такой же символ видели и в здании ВСНХ, конкурс на которое было решено объявить также осенью 1918 г. Гражданская война отодвинула выполнение этого плана, но сама идея создать здание ВСНХ как "главное здание" страны нашла отклик среди архитекторов, что проявилось и в экспериментальном проекте В. Кринского 1922-1923 гг. (небоскреб ВСНХ на Лубянской площади в Москве), и в курсовых проектах студентов мастерской Н. Ладовского во ВХУТЕМАСе 1924-1925 гг. (небоскреб ВСНХ у Сретенских ворот в Москве).

Памятника III Интернационала В. Татлина с его подчеркнуто новым обликом.

На открывшемся 30 декабря 1922 г. первом Съезде Советов Союза Советских Социалистических Республик, принявшем декларацию и договор об образовании СССР, С. Киров внес предложение ознаменовать это событие "... так, чтобы остался живой памятник совершающегося сегодня... в ближайшее время заняться постройкой такого памятника, в котором могли бы собираться представители труда". "О нас много говорят, - заявил он, - что мы с быстротою молнии стирали с лица земли дворцы банкиров, помещиков и царей. Это верно. Воздвигнем же на месте их новый дворец рабочих и трудящихся крестьян"1.

Л. Теплицкий. Центральный Дворец труда Б Москве. Дипломный проект. 1926. ВХУТЕМАС (мастерская И. Голосова). Перспектива Л. Теплицкий. Центральный Дворец труда Б Москве. Дипломный проект. 1926. ВХУТЕМАС (мастерская И. Голосова). План

Л. Теплицкий. Центральный Дворец труда Б Москве. Дипломный проект. 1926. ВХУТЕМАС (мастерская И. Голосова). Аксонометрический генплан Г. Глущенко. Дом съездов СССР. Дипломный проект. ВХУТЕИН (мастерская Н. Ладовского). 1926. Перспектива

Г. Глущенко. Дом съездов СССР. Дипломный проект. ВХУТЕИН (мастерская Н. Ладовского). 1926. Аксонометрический разрез Н. Травин. Дом съездов СССР. Дипломный проект ВХУТЕИН (мастерская Н. Докучаева). 1929. Макет

Н. Травин. Дом съездов СССР. Дипломный проект ВХУТЕИН (мастерская Н. Докучаева). 1929. План Н. Травин. Дом съездов СССР. Дипломный проект ВХУТЕИН (мастерская Н. Докучаева). 1929. План

Г. Кочар. Здание Коминтерна. Дипломный проект. ВХУТЕИН (мастерская Д. Фридмана). 1929. Перспектива Д. Булгаков. Дом съездом СССР. Дипломный проект. ВХУТЕИН (мастарская А. Щусева). 1928. Аксонометрия

Такой "дворец рабочих и трудящихся крестьян" и проектировали архитекторы, участвовавшие в конкурсе на Дворец труда в Москве (1922-1923), который также рассматривался как "главное здание".

Образ "главного здания" интенсивно разрабатывали во второй половине 20-х годов во ВХУТЕМАСе - ВХУТЕИНе. Причем на эту роль предлагали и Центральный Дворец труда (проекты С. Кожина и И. Соболева, мастерская А. Веснина; проект Л. Теплицкого, мастерская И. Голосова, 1926), и Дом съездов СССР (проекты Р. Смоленской и Г. Глущенко, мастерская Н. Ладовского, 1928; проект Н. Травина мастерская Н. Докучаева, 1929). и здания Коминтерна (проект Л. Комаровой, мастерская А. Веснина; проект Г. Кочара, мастерская Д. Фридмана, 1929).

Как "главное здание" проектировали на состоявшихся в первой половине 30-х годов конкурсах Дворец Советов и Наркомтяжпром в Москве.

К началу страницы
Содержание    4.3. Дома Советов  4.5. Конкурс на проект Дворца Советов...