Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Селим Хан-Магомедов
Архитектура советского авангарда

Книга вторая
Социальные проблемы

1. Строитель. - 1920. - № 11-12.- С. 30. Вернуться в текст
2. Из истории советской архитектуры 1917-1925 гг. : Документы и материалы. - M., 1963. - С. 146. Вернуться в текст
3. Правда. - № 48 от 3 марта 1923 г. Вернуться в текст


Глава 4. Новые типы зданий для советских, общественных и административных органов

2. Дворцы труда

Формально Дворцы труда были зданиями, где размещались профсоюзные организации, однако в конкретных условиях первых лет советской власти, когда еще только начинала формироваться новая система культурно-массового обслуживания, они стали одними из важнейших центров общественной жизни трудящихся и экспериментальной площадкой формирования новых типов общественных зданий.

В 1920 г. было принято специальное постановление ВЦИК, в котором говорилось: "Придавая особое значение участию профсоюзов в деле социалистического строительства и возрождения народного хозяйства, на основе коммунизма, и стремясь на деле осуществить тесное сотрудничество органов Советской власти с профессиональными организациями и обеспечить за профсоюзами благоприятные условия для их деятельности, ВЦИК постановляет:

1) Обязать все Губисполкомы и Уездисполкомы предоставить Губпрофсоветам и Уездпрофбюро помещения для "Дворцов труда", вполне пригодные и достаточно обширные для удобного размещения в них всех местных профорганизаций"1.

В первые послереволюционные годы, когда профсоюзы играли большую роль в общественной жизни страны, Дворцы труда стали одними из характерных типов комплексных общественных зданий, функции которых охватывали широкий круг вопросов (нередко далеко выходящих за пределы профсоюзной деятельности).

Символом нового общества должен был стать Дворец труда в Москве, конкурс на проект которого был объявлен в конце 1922 г. (срок подачи проектов - 5 февраля 1923 г.).

Программа конкурса не ограничивала проектировщиков количеством этажей здания. "По своей обработке как фасадов, так и внутренних помещений, - говорилось в программе, - Дворец труда должен иметь богатый, соответствующий своей идее вид, но выраженный простыми современными формами вне специфического стиля какой-либо прошлой эпохи"2. В функциональном назначении Дворца труда комплексность общественных сооружений первых послереволюционных лет нашла наиболее полное проявление. В нем должны были размещаться и большой зал на 8000 человек, и малые залы различного назначения (собрания, лекции, концерты, спектакли, кино и т. д.) на 300, 500 и 1000 человек, и комплексы помещений Моссовета и Московского комитета партии (залы для заседаний, кабинеты и т.д.), и музей социальных знаний, и столовая на 1500 мест и т. д. Повышенные объемы Дворца труда предполагалось использовать для радиостанции, обсерватории и т. д., а на крыше предусматривалась возможность устройства посадочной площадки для самолетов.

Такие грандиозные композиции и были созданы в поданных на конкурс проектах, в которых в различной стилевой трактовке архитекторы пытались отразить пафос совершившихся социальных преобразований. Всего было представлено 47 проектов, среди которых проекты Весниных, Н. Троцкого, И. Голосова, Г. Людвига, К. Мельникова, А. Белогруда, М. Гинзбурга и А. Гринберга, С. Торопова и А. Кузнецова и др. (подробнее о поисках художественного образа в проектах этого конкурса см. в первом томе).

В соответствии с комплексным назначением Дворца труда в жюри конкурса наряду с членами МАО (которое проводило конкурс) входили представители Моссовета, МК ВКП(б), ВЦИКа, Совнаркома, ВЦСПС.

Выставка поданных на конкурс проектов открылась 2 марта 1923 г. А уже на следующий день в газете "Правда" было опубликовано сообщение: "В первый же день выставки обозначилась сильная заинтересованность в ней рабочих масс: из многих мест стали поступать заявки на экскурсии и объяснения"3.

Конкурс на Дворец труда в Москве повлиял на формирование программ целого ряда местных конкурсов на этот комплексный тип общественного здания, состоявшихся в 1923- 1926 гг.

Так, в программе конкурса на проект Дворца труда в Ростове-на-Дону (1925) предусматривалось объединение в одном здании театра (на 3500 человек), двух концертных залов (на 500 и 1000 человек), столовой (на 1000 мест), библиотеки-читальни, двух аудиторий, спортивных залов, комнат для кружковых занятий и других помещений (проекты Б. Коршунова, И. Голосова и Б. Улинича, С. Овсянникова, А. Гринберга, М. Гинзбурга, П. Алешина и др.). Примерно такой же состав помещении предусматривался программой конкурса на проект Дворца труда в Екатеринославле (1926): театр (на 3150 мест), зал собраний (на 600 человек), аудитория (на 500 человек), библиотека-читальня, спортивный зал, клубные помещения, столовая и т.д. (проекты С. Крестовникова и В. Воинова; А. Гринберга; Г. Бархина; Д. Когана, Я. Райха и Д. Фридмана; М. Гинзбурга и Б. Коршунова и др.).

Конкурсный проект Дворца труда в Ростове-на-Дону. 1925. М. Гинзбург (фасад, перспектива) Конкурсный проект Дворца труда в Ростове-на-Дону. 1925. М. Гинзбург (план второго этажа)

Конкурсный проект Дворца труда в Ростове-на-Дону. 1925. П. Алешин, В. Заболотный, И. Милинис, А. Смык, Я. Тарасюк; П. Юрченко (фасад) Конкурсный проект Дворца труда в Ростове-на-Дону. 1925. П. Алешин, В. Заболотный, И. Милинис, А. Смык, Я. Тарасюк; П. Юрченко (план)

Конкурсный проект Дворца труда в Ростове-на-Дону. 1925. А. Гринберг, при участии А. Власова (фасад, планы) Конкурсный проект Дворца труда в Ростове-на-Дону. 1925. Г. Вегман (перспектива)

С. Луцкий и Т. Попов. Дворец труда на Брянском руднике (с театральным залом на 1500 человек). 1925-1927. Общий вид

Во всех премированных проектах этих конкурсов Дворец труда решался как единое сооружение, состоящее из различных по функциональному назначению корпусов, объединенных в сложную композицию.

В 1925 г. по инициативе Президиума Всеукраинского Комитета Союза горняков были начаты работы по строительству в Донбассе сразу десяти Дворцов труда по проектам архитекторов Т. Попова и М. Луцкого - в Брянске, Горловке, Гришино, Должанке, Енакиево, Лисичанске, Петровке, Рутченкове, Ханжонкове и Щербиновке. В Дворцах были предусмотрены театральные залы, комнаты отдыха, столовые, библиотеки, парикмахерские, читальни, шахматные, биллиардные, спортивные залы, комнаты для партийной и профсоюзной работы, комсомольские и пионерские залы, помещения для драмкружков, литкружков, художественных студий и др. Вокруг Дворцов разбивались парки, устраивались стадионы, площадки для игр, солярии и летние театры.

Конкурсные проекты Дворца труда в Екатеринославле. 1926. А. Гринберг, при участии A. Власова (фасад) Конкурсные проекты Дворца труда в Екатеринославле. 1926. Д. Коган, Я. Райх и Д. Фридман (перспектива, план)

Конкурсные проекты Дворца труда в Екатеринославле. 1926. М. Гинзбург и B. Коршунов (фасад) Конкурсные проекты Дворца труда в Екатеринославле. 1926. М. Гинзбург и B. Коршунов (план первого этажа)

Карпов. Проект Дворца труда. МВТУ. 1928. Аксонометрия Карпов. Проект Дворца труда. МВТУ. 1928. План третьего этажа

Карпов. Проект Дворца труда. МВТУ. 1928. Разрезы А. Власов. Проект Дворца труда. МВТУ. 1928. Макет

Сыпалковский. Проект дома губотдела Союза строительных рабочих в Ленинграде с общежитием. ЛИГИ. 1928. Перспектива

Подобные Дворцы труда при всей комплексности их функционального назначения были уже в значительной степени специализированы и представляли собой центры культурно-массовой работы с четко выделенными секторами - театральным, клубным, спортивным, библиотечным, лекционным и др. Развиваясь одновременно с другими типами общественных зданий, Дворцы труда были важным этапом становления новой сети культурно-массовых учреждений, являясь одновременно и комплексными общественными центрами, и сферой формирования более специализированных типов зданий.

Дворец труда был одной из излюбленных тем для курсовых и дипломных проектов на архитектурных факультетах вузов. Сама неопределенность и многоаспектность функционального назначения этого нового типа общественного здания позволяла студентам разрабатывать фактически экспериментальные проекты.

Наибольший интерес представляют дипломные проекты Дворца труда, выполненные во ВХУТЕМАСе и в МВТУ. Во ВХУТЕМАСе Дворец труда проектировался в 1926 г. для конкретного места в центре Москвы в мастерских А. Веснина (проекты С. Кожина и И. Соболева) и И. Голосова (проекты Л. Теплицкого и И. Француза). В МВТУ Дворец был темой дипломных проектов несколько лет (1926-1928, проекты Р. Хигера, К. Соломонова, А. Власова, А. Карпова и др.).

Конкурсный проекты Дворца труда в Москва. 1932. Я. Корнфельд и И. Милинис (перспектива) Конкурсный проекты Дворца труда в Москва. 1932. Я. Корнфельд и И. Милинис (перспектива)

Конкурсный проекты Дворца труда в Москва. 1932. Я. Корнфельд и И. Милинис (план) Конкурсный проекты Дворца труда в Москва. 1932. Я. Корнфельд и И. Милинис (перспектива)

Конкурсный проекты Дворца труда в Москва. 1932. Г. Бархин и М. Бархин (перспектива) Конкурсный проекты Дворца труда в Москва. 1932. Егорычев, А. Карра и И. Ламцов (макет)

Конкурсный проекты Дворца труда в Москва. 1932. Г. Вольфензон и Б. Ефимович (перспектива) Конкурсный проекты Дворца труда в Москва. 1932. В. Владимиров, Г. Луцкий (аксонометрия)

Конкурсный проекты Дворца труда в Москва. 1932. В. Владимиров, Г. Луцкий (фасад)

Своеобразный вариант Дворца труда разрабатывался в качестве дипломного проекта в ЛИГИ в 1928 г. Это Дом губернского отдела союза строительных рабочих в Ленинграде с общежитием. Наряду с деловыми и жилыми помещениями здание включало в себя обширные зрительный и физкультурный залы и другие общественные помещения (проект Сыпалковского).

В недрах именно таких комплексных типов сооружений, как Дворцы труда, зарождались многие различные по назначению общественные здания, процесс дифференциации которых происходил наиболее интенсивно уже во второй половине 20-х годов: клубы, библиотеки, спортивные сооружения, театры, дома Советов, общественные столовые, музеи и т. д. Да и сами Дворцы труда все более специализировались, приобретали более четкую ориентацию - обслуживать потребности профсоюзных организаций.

В 1932 г. состоялся конкурс на Дворец труда МОСПО в Москве. Среди поданных на конкурс представляют интерес проекты Я. Корнфельда и И. Милиниса (основной корпус полукругом раскрыт на магистраль), Егорычева, А. Карра и И. Ламцова (зал в виде ритма стеклянных полуцилиндров), В. Калмыкова и Д. Осипова (ризалиты тридцатиэтажного здания уступами понижаются к магистрали, образуя систему террас).

К началу страницы
Содержание    4.1. Особенности социального заказа...  4.3. Дома Советов