Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Селим Хан-Магомедов
Архитектура советского авангарда

Книга вторая
Социальные проблемы

1. Ладовский Н. Город отдыха и социалистического быта // Строительство Москвы. - 1930. - № 3. - С. 13. Вернуться в текст
2. Цит. по статье: Волчок Ю.П. Некоторые аспекты становления отечественной школы формообразования пространственных конструктивно-тектонических систем в советской архитектуре 20-30-х годов (Т. Макарова, Н. Ладовский, А. Гинзбург) // Проблемы истории советской архитектуры. - М., 1976. - С. 43-44. Вернуться в текст
3. Собрание произведений Велемира Хлебникова. - Л., 1930. - Т. 4. - С. 275-286. Вернуться в текст


Глава 3. Проблемы перестройки быта (разработка новых типов жилища)

17. Проблемы крупносборного и мобильного жилища

Для последних лет рассматриваемого периода характерно обращение архитекторов и инженеров к проблемам крупносборного и мобильного жилища, что было связано с начавшимся процессом внедрения стандартизации и индустриальных методов в строительство, с теориями "подвижной" семьи и дестационарности жилой ячейки, с поисками вариантной планировки квартиры, жилого дома и города в целом, со стремлением использовать в жилищном строительстве новейшие научно-технические достижения.

Идеи сборного домостроения с использованием стандартных элементов) и мобильности жилища в той или иной форме встречались уже в некоторых проектах первых лет советской власти. Так, А. Лавинский в своем проекте "Города на рессорах" (1921) предусматривал, что строительство будет осуществляться из заводских стандартных элементов с использованием таких материалов, как сталь, алюминий, стекло, асбест.

В 1924-1925 гг. акционерное общество "Стандарт", в проектбюро которого работала группа архитекторов, имевших опыт применения новых деревянных конструкций на строительстве павильонов сельскохозяйственной выставки в Москве 1923 г., наладило заводское изготовление на базе деревообделочного комбината) стандартных малоэтажных жилых домов, которыми застраивались рабочие поселки (например, в 1924-1926 гг. сборные дома строились в Иваново-Вознесенске).

В конце 20-х годов острый дефицит строительных материалов (отпускавшихся в первую очередь для промышленного строительства) и стремление перевести сам процесс строительства на поточное производство стандартных элементов с их последующим монтажом повлияли на развертывание научных и проектных экспериментальных работ в области сборного домостроения с использованием местных материалов и отходов промышленного производства.

В 1927 г. в Москве был сооружен первый жилой дом из небольших шлакоблоков по проекту инженеров Г. Красина и А. Лолейта. В конце 20-х годов начинают свою многолетнюю работу по проектированию жилых домов из блоков архитекторы А. Буров и Б. Блохин. В 1929 г. исследования в области крупноблочного строительства разворачиваются в Харьковском институте сооружений (руководитель инж. А. Ваценко). Результатом этой работы были экспериментальные кварталы трехэтажных домов из крупных шлакобетонных блоков (1929), опытный шестиэтажный крупноблочный дом в Харькове (1930), поселок крупноблочных домов в Краматорске (1931-1933).

Н. Ладовский. Проектное предложение (изобретение) - каркасное жилище, собираемое из изготовленных на заводе объемных кабин. 1930 (патент № 21406 от 31 июля 1931 г.). Общий вид каркаса с кабинами, детали каркаса, жилая кабина (план, разрез) Н. Ладовский. Проектное предложение (изобретение) - каркасное жилище, собираемое из изготовленных на заводе объемных кабин. 1930 (патент № 21406 от 31 июля 1931 г.). Общий вид каркаса с кабинами, детали каркаса, жилая кабина (аксонометрия)

В. Хлебников. Архитектурные эскизы. 1914- 1915. Различные типы домов, в каркасы которых вставляются передвижные стандартные жилые кабины.
Слева направо: два дома-башни, соединенные переходами ("мостоулами"), дом-шахматы, дом-улей, дом-чаша, три дома-тополя, дом-цветок

Одновременно с развитием каменного крупноблочного строительства с ориентацией на постепенное возрастание этажности жилых домов коллектив архитекторов во главе с М. Гинзбургом вел разработки в области малоэтажного деревянного домостроения из стандартных элементов заводского изготовления. Научные исследования и экспериментальное проектирование стандартных сборных деревянных домов были сосредоточены сначала в Секции социалистического расселения Госплана СССР, затем в Группе сборного домостроительства и планировки Гипрогора (1929-1931).

Предусматривалось создание специальных предприятий для развертывания строительства из местных материалов малоэтажных типовых жилых домов. Строительство жилья предлагалось полностью индустриализировать, выпускать на заводах готовые элементы минимального веса и монтировать их на месте при помощи легкого крана в короткие сроки. Основные конструкции - сборный деревянный каркас и фибролитовые щиты. Все это должно было снизить стоимость жилья в два раза по сравнению со строительством из кирпича.

В конце 20-х - начале 30-х гг. создаются перспективные проекты строительства жилых домов из объемных элементов. Уже в 1928 г. в дипломном проекте "Нового города" Т. Варенцова были запроектированы многоэтажные дома, в которых к основному "стволу" консольно крепились стандартные жилые ячейки.

В 1930 г. в конкурсном проекте Зеленого города Н. Ладовский наряду с детально разработанными типами зданий для первого этапа строительства для второй очереди строительства предложил использовать принципиально новые методы возведения жилища. Основным стандартным элементом Ладовский предлагал сделать не стеновой блок и не конструктивный элемент, а полностью оборудованную жилую ячейку (кают-кабину) одного или двух стандартных типов. "Кабины оборудованы и защищены от холода так, что представляют законченное жилище с полным оборудованием". Такие кабины должны были изготовляться на заводе (по мнению Ладовского, производство жилых ячеек кают-кабины можно было организовать на автозаводе) и в законченном виде (со всем встроенным оборудованием) доставляться на строительство, где из них осуществлялся монтаж домов самого различного типа - от индивидуальных домов до многоэтажных зданий, в которых наряду с жилыми ячейками создаются и помещения "общего и специального назначения". Ладовский предусматривал такой метод организации строительства жилых комплексов из объемных элементов: "На месте постройки возводится несущий нагрузку скелет, стандартизированный до последней степени. Кабина в собранном виде вставляется с помощью кранов на свое место и включается во все виды сетей.

Планы таких корпусов могут быть самые разнообразные.

Обобществленные и прочие помещения образуются в любом месте и любой величины, ограждение их производится специальными остекленными дверьми. Лестничная клетка вместе с маршами вписана в форму, тождественную ячейке жилой, и состоит из звеньев, наращиваемых одно над другим. Это дает возможность легко распоряжаться планом, вставляя лестничную клетку в любое звено. Архитектура сооружения может быть весьма разнообразна по мере увеличения размеров сооружения"1.

За это предложение Ладовский получил авторское свидетельство (патент) № 21406 от 31 июля 1931 г. В тексте авторского свидетельства, озаглавленного "Каркасное жилище, собираемое из заранее заготовленных стандартных элементов", говорится: "Предлагаемое изобретение имеет целью дать возможно большую стандартизацию жилых зданий и наиболее полное фабрично-заводское производство стандартных деталей здания, путем заготовки стандартных отдельных ячеек-кабин с внутренним оборудованием и мебелью, с установкой этих кают в любое место сооруженного для этой цели каркаса"2.

В том же 1930 г., когда Н. Ладовский опубликовал свою идею создания жилищ из изготовляемых на заводе объемных элементов, была впервые опубликована рукопись поэта Велемира Хлебникова (он умер в 1922 г.) "Мы и дома" (написана в 1914-1915 гг.)3, в которой содержался целый ряд перспективных идей в области создания жилища, получивших распространение лишь во второй половине XX в. В будущем, писал Хлебников, тип жилого дома, методы его создания и роль жилища в городе будут коренным образом изменены. Основная единица жилища-жилая кабина ("ящик из гнутого стекла и походная каюта, снабженная дверью") - не только будет служить человеку стационарным жильем, но и сможет свободно перемещаться вместе со своим жильцом, в любом месте сохраняя привычный для него уклад личной жизни.

Все жилые кабины Хлебников предлагал делать строго стандартных размеров (причем в случае необходимости в одном владении могут находиться две или три кабины). Внешние габариты такого жилого структурного элемента - куб со стороной в 3 сажени. Во всех городах с учетом размеров единой стандартной жилой кабины создаются металлические каркасы ("дома-остовы") с ячейками для таких кабин. Все пассажирские средства передвижения - шоссейные, железнодорожные и водные - предназначаются для перевозки тех же стандартных кабин. Вместе со своим жильем человек может совершить любое, даже самое дальнее путешествие, включая жилую кабину то в систему железнодорожного состава, то монтируя ее в специально предусмотренные для этого места на пароходе, то устанавливая на площадке автомашины. В любом городе жилая кабина при помощи специальных средств передвижения и подъемных механизмов вставляется в одну из ячеек "дома-остова". При этом в расчете на мобильность жилища количество ячеек в "домах-остовах" должно намного превышать общее число жилых кабин, поэтому в любом городе примерно половина ячеек, как правило, остается свободной и может быть беспрепятственно занята каждым прибывающим в него со своей жилой кабиной. Такие же "остовы-гостиницы" возводятся в местах отдыха (на берегу моря, в горных районах и т.д.). В них ячейки для жилых кабин чередуются с помещениями общего пользования (столовые, гостиные и т.д.).

Предлагая максимально стандартизировать жилую кабину, Хлебников в то же время считал необходимым создавать различные объемно-пространственные композиции "домов-остовов" в целях создания многообразия художественного облика городов. Он разработал несколько основных типов собираемых из стандартных жилых кабин домов-остовов.

"Дом-тополь" состоит из высокой (100-200 саженей) башни с коммуникациями, к которой в виде поэтажных колец прикрепляются жилые кабины; между собой дома-тополи могут соединяться мостами-переходами. "Дом-пленка" на 1000 или 2000 жилых кабин представляет собой вставленную из одного или двух рядов жилых кабин вертикальную "стенку", как бы растянутую между двумя башнями (высота "пленки" 100 саженей, длина также 100), причем от одной башни могли отходить два "дома-пленки", расположенные под прямым углом друг к другу; жилые кабины соединяются с башней висячей передвижной кабиной. "Дом-мост" монтируется из башен и опирающихся на них парящих над землей (или над рекой) конструкций, образующих ячейки для жилых кабин. "Дом-трубка" представляет собой каркас в виде кольца с обширным внутренним двором. "Дом-книга" - каркас состоит из двух поставленных под углом вертикальных каркасных конструкций, напоминающих по композиции раскрытую книгу. "Дом-волос" - один, два или три вертикальных ряда жилых кабин монтируются вдоль металлического стержня. "Дом-чаша" ("дом-цветок") - на высоком вертикальном стержне ("ножке" цветка) размещается несколько жилых кабин, перекрытых общим стеклянным куполом. Кроме того, Хлебников предлагал создавать также подводные дома, плавающие дома, дома в виде пирамид, жилые комплексы со свободным размещением среди природы отдельных кабин, кочующие дома, дома-шахматы (ячейки заполняются кабинами в шахматном порядке), дома-качели, дома-поле и др.

К началу страницы
Содержание    3.16. Цилиндрические дома К. Мельникова  3.18. От поисков нового типа коммунального жилища...