Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Селим Хан-Магомедов
Архитектура советского авангарда

Книга вторая
Социальные проблемы

1. Строительная промышленность. - 1926. - № 12. - С. 877-881. Вернуться в текст
2. РГАЛИ,ф. 2361, оп. 1,ед.хр. 30, л. 6. Вернуться в текст
3. Типовые проекты и конструкции жилищного строительства, рекомендуемые на 1930 г. - М., 1929. - С. 31-35. Вернуться в текст


Глава 3. Проблемы перестройки быта (разработка новых типов жилища)

15. Л. Лисицкий о социальных проблемах перестройки быта, новом типе жилища и его оборудовании

Л. Лисицкий в 1925-1930 гг. возглавлял во ВХУТЕМАСе - ВХУТЕИНе кафедру проектирования мебели и художественного оборудования помещений на Дерметфаке и был фактически наиболее авторитетной фигурой в вопросах оборудования мебелью нового типа жилища. Он много внимания уделял проблеме взаимосвязи быта и типа оборудования.

В 1926 г. в статье "Культура жилья" Л. Лисицкий формулирует ряд общих положений своего подхода к оборудованию жилища в новых социальных условиях. "Формы жилья, - пишет он, - это материальное выражение сущности нового быта, и они требуют нашего к себе внимания". Лисицкий подробно анализирует в статье два вопроса: имеются ли реальные объективные факторы и условия для формирования в нашей стране нового типа жилища и что целесообразно использовать из зарубежного опыта.

Отвечая на первый вопрос, Лисицкий выделяет три "основы нашего бытового уклада".

Во-первых, "уравнение всех слоев населения в своих потребностях". Увеличение при социализме социальной однородности общества и отсутствие контрастов материального уровня создают реальную основу для разработки типовых решений планировки и оборудования массового жилища.

Во-вторых, введение с первых же лет советской власти нормы жилплощади поставило перед проектировщиками новые задачи и сосредоточило их внимание на максимально экономичном типе жилища, что потребовало от них "напряжения изобретательности в направлении рационализации планировки и оборудования".

В-третьих, появилась "новая семья с фактическим равноправием мужа и жены", что "ставит в свою очередь новые требования".

Отвечая на второй вопрос, Лисицкий обращает внимание советских проектировщиков на опыт разработок за рубежом рационально оборудованных малометражных жилых ячеек, на приемы организации предметно-пространственной среды подвижных составов (купе железнодорожного вагона, каюта парохода, кабина аэроплана и дирижабля), на специфику подхода к созданию рационального жилища художника (не только решение чисто функциональных задач, но и создание выразительной композиции).

Особое внимание Лисицкий уделяет проблеме стандартизации оборудования, связывая ее, в частности, с задачами разработки встроенного оборудования. "Наша основная задача, - пишет он, - так планировать новое жилище, чтобы большая часть оборудования и меблировки строилась вместе с домом, как одно целое... Все оборудование кухни, передача из кухни в жилую комнату, шкафы, перегородки, откидные столы, кровати, все это может самым простым образом строиться как часть внутреннего объема. Такая работа требует коллективных усилий архитектора и художника-конструктора внутреннего оборудования"1.

Важнейшими элементами творческой концепции Л. Лисицкого в области оборудования жилища были социальные проблемы организации нового быта, вопросы стандартизации оборудования и художественные проблемы формообразования.

В 1928 г. в докладе "Художественные предпосылки стандартизации гражданской мебели" (для секции стандартизации НТУ ВСНХ) Лисицкий делает попытку разобраться в том, какие факторы и условия влияют на современные процессы формообразования в предметной среде и на чем, собственно, основана выразительность новой мебели.

Отвечая на вопрос, почему современные вещи "производят на нас хорошее впечатление", Лисицкий выделяет пять факторов:

"1. Они представляют самих себя, а не изображают что-то совсем другое - они честны.

2. Глаз воспринимает их как целое, не блуждая и застревая в путанице - они четки.

3. Они просты не от нищеты оформляющей энергии, изобретательной фантазии, а от богатства, стремящегося к лаконизму - они элементарны.

4. Их форма в целом и в деталях может быть построена циркулем и линейкой - они геометриины.

5. Их оформляла рука человека посредством обрабатывающей части современной машины - они индустриальны"2.

Свою творческую концепцию Лисицкий внедряет на Дерметфаке ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа и реализует в ряде своих личных проектных и методических разработок. Он активно сотрудничает с коллективом архитекторов-конструктивистов во главе с М. Гинзбургом, разрабатывающим в Секции типизации Стройкома РСФСР пространственные жилые ячейки. Для одной из этих ячеек (типа F) Лисицкий со своими студентами по ВХУТЕИНу разработал типовую мебель. Он разделил жилое пространство квартиры на три функциональные зоны (рабочую, столовую и спальную), для каждой из которых предназначалась группа стандартной мебели (частично встроенной). В рабочей зоне размещались письменный стол, кресло и этажерка; в столовой - круглый стол, полка, диван и три мягких табурета, из которых можно было образовать второй диван, составляя их в ряд вдоль мягкой спинки, укрепленной на стене; в спальной - две откидывавшихся к стене кровати. К кроватям прикреплялись стержни, служившие ночью вешалками для одежды. Кроме местных источников света (у рабочего стола и кроватей), у основания внутренней лестницы на вертикальной стойке шарнирно укреплялась горизонтальная штанга со светильником, которая могла описывать круг и освещать различные части помещения (лампа еще и перемещалась вдоль штанги).

В изданный Стройкомом РСФСР по материалам работы Секции типизации сборник-альбом "Типовые проекты и конструкции жилищного строительства, рекомендуемые на 1930 г.", Лисицкий написал раздел "Оборудование жилья мебелью".

Понимая, что при разработке мебели необходимо ориентироваться на реальные условия тех лет и на реального потребителя, Лисицкий обращает внимание на характер заселения квартир, учитывая, что большая часть семей жила тогда в одной комнате. Сложившаяся ситуация требовала нового подхода к разработке массовой бытовой мебели.

"Само изменение типа жилья, - писал Л. Лисицкий, - уже определяет изменение типа мебели... нельзя механически нагромождать в одну или две комнаты то, что предназначалось для 6 комнат. Наше одно жилое помещение предназначается для выполнения ряда функций - питания, работы, отдыха, и соответственно этому оно и должно быть оборудовано".

Л. Лисицкий выделяет четыре системы оборудования многофункциональных помещений, имеющие, по его мнению, перспективы развития и в будущем:

1. Встроенная мебель - намечается путь строительства домов, полностью оборудованных мебелью. "На квартиру приезжают, как в каюту парохода или в купе вагона, имея при себе лишь белье и предметы индивидуального пользования. Кроме ряда удобств, такое достижение будет иметь огромное социально-воспитательное значение, освобождая нас от чувства собственности".

2. Трансформирующаяся мебель - может обслуживать несколько функциональных процессов и позволяет экономно использовать ограниченное жилое пространство. Вместе с тем, отмечает Лисицкий, при разработке подобной мебели "нужно искать... такой границы механизации, чтобы не превратить вещи из обслуживающих нас приборов в машины, которые мы должны сами обслуживать".

3. Комбинатная мебель - набор, состоящий из небольшого числа основных стандартных элементов, из которых потребитель может "в зависимости от потребности, средств и места, составлять различные комбинаты".

Л. Лисицкий. Схема построения комбинатной мебели. 1929.
Основные элементы: А - столик с подстольной полочкой (с четырьмя полочками этот элемент превращается в этажерку); Б - шкафной элемент (в горизонтальном положении сундук); В - нормальный шкафной элемент для верхнего платья; Г - ящичный элемент; Д - ножка-втулка
Л. Лисицкий. Схема построения комбинатной мебели. 1929. Варианты сочетания основных элементов

Л. Лисицкий. Проект типового встроенного оборудования для жилой ячейки типа F. 1929. Макет Л. Лисицкий. Жилая ячейка дома-коммуны с передвижной перегородкой-шкафом. 1930. План (варианты расположения передвижной перегородки и развертывания встроенных элементов мебели)

Л. Лисицкий. Жилая ячейка дома-коммуны с передвижной перегородкой-шкафом. 1930. Макет жилой ячейки в натуральную величины Л. Лисицкий. Жилая ячейка дома-коммуны с передвижной перегородкой-шкафом. 1930. Фрагмент интерьера

Лисицкий иллюстрирует эту систему мебели разработанными им "схемами построения комбинатной мебели" из стандартных элементов минимального набора. В наборе всего пять элементов: столик с подстольной полочкой (с четырьмя полочками этот элемент превращается в этажерку), укороченный по высоте шкафной элемент для белья и короткого платья (в горизонтальном положении становится сундуком), шкафной элемент нормальной высоты для верхнего платья, ящичный элемент, ножка-втулка. Размеры и пропорции этих пяти элементов позволяют создавать различные по структуре и функциональному назначению "комбинаты".

4. Типовая мебель - разрабатывается с учетом психофизиологических потребностей человека, производственных требований и типов жилой ячейки. Ее потребительские качества оцениваются исходя из того, насколько рационально можно оборудовать ее элементами отдельные функциональные зоны в помещении.

Лисицкий считает, что эти четыре системы оборудования могут одновременно использоваться в одном помещении. Поэтому "нам при выработке новых типов мебели необходимо беречься от... внешнего стильничанья. Современные вещи, как обыкновенный мужской костюм, велосипед, венский стул, телефонный аппарат, вполне подходят друг к другу. Мы должны требовать таких типов мебели, чтобы при различных комбинациях воспринимать их как нечто целое, как органический гарнитур". Связанные с разработкой этих систем оборудования проблемы, по мнению Лисицкого, - это проблемы "переживаемой стадии перехода от унаследованной буржуазной квартиры со многими комнатами, используемыми в действительности каждая, как целая квартира, - к новым типам жилой ячейки". На этой стадии формирования нового быта приходилось думать о приемах оборудования комнаты, занимаемой семьей, или в лучшем случае разрабатывать "перспективные" наборы мебели для малометражных квартир, где все равно нет возможности иметь отдельные помещения одного функционального назначения.

Что касается более отдаленных перспектив перестройки быта, то Лисицкий так писал об этом в сборнике-альбоме: "Следующая стадия - это переход от индивидуальной жилой ячейки к дому-коммуне и постановка проблем оборудования мебелью коллектива"3.

Это было написано в 1929 г., а в следующем году на выставке "Гигиена" в Дрездене Лисицкий создает макет в натуральную величину жилой ячейки в доме-коммуне. Это прямоугольная в плане комната, которая может делиться передвижной перегородкой-шкафом на две равные по размерам части. Причем все основное встроенное оборудование смонтировано на этой передвижной перегородке, шарнирно закрепленной в центре одной из длинных стен комнаты и передвигающейся на 90°. С обеих сторон перегородка снабжена шкафными емкостями, включающими в себя открытые полки и откидные элементы (постели, столы).

К началу страницы
Содержание    3.14. Студенческие дома-коммуны...  3.16. Цилиндрические дома К. Мельникова