Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Селим Хан-Магомедов
Архитектура советского авангарда

Книга вторая
Социальные проблемы

 

Глава 2. Социалистическое расселение. Градостроительные концепции. Строительство новых городов

46. Жилищно-общественный комплекс на Красной Пресне (конкурс 1932 г.)

В 1932 г. был проведен закрытый конкурс на проект комплекса на Красной Пресне в Москве, который рассматривался как юбилейное строительство в ознаменование двадцатипятилетия московского вооруженного восстания 1905 г. Требовалось создать сложный по функциональному назначению развитый комплекс, архитектурно оформляющий площадь (место демонстраций и митингов) и включающий в себя зрелищно-спортивную часть (стадион - поле массовых действ, группа корпусов Дворца культуры - театральный зал на 3000 человек, киноконцертный зал на 1000 человек, столовая, помещения для кружковой работы, пионерская и детская зона и др.), выставочную часть (с панорамой московского вооруженного восстания 1905 г.), жилой комбинат (Дом-коммуна), предназначенный для ветеранов восстания 1905 г. (жилые корпуса для семейных и малосемейных, амбулатория, детская группа, коммунально-общественные помещения и др.), школу ФЗУ для детей участников восстания и общежитие на 400 человек для учащихся школы.

Бригада АРУ (В. Калмыков, А. Каплун). Комплекс на Красной Пресне в Москве. Конкурсный проект. 1932. План второго этаже (всего комплекса), фасады и разрезы Бригада АРУ (В. Калмыков, А. Каплун). Комплекс на Красной Пресне в Москве. Конкурсный проект. 1932. Макет всего комплекса

Бригада АРУ (В. Калмыков, А. Каплун). Комплекс на Красной Пресне в Москве. Конкурсный проект. 1932. Макет всего комплекса Бригада АРУ (В. Калмыков, А. Каплун). Комплекс на Красной Пресне в Москве. Конкурсный проект. 1932. Схема трансформаций зрительного зала театра Дворца культуры

Пожалуй, это был один из последних (по времени) конкурсов, где как сами проекты, так и критерии их оценки жюри были в рамках стилевого единства авангарда.

Кроме того, именно на этом конкурсе в последний раз выступали бригады от творческих объединений. Своеобразие состояло еще и в том, что на конкурсе вели творческую борьбу не столько сами пионеры авангарда (старшее поколение), сколько их ученики, в большинстве - недавние выпускники ВТУХЕМАСа и МВТУ.

Конкурс был завершен в ситуации, когда уже стали нарастать тенденции постконструктивизма и были распущены творческие объединения. В этих условиях лишенные какой-либо традиционалистской стилизации конкурсные проекты жилищно-общественного комплекса на Красной Пресне не имели в профессиональной среде того творческого резонанса, какого явно заслуживали лучшие из этих проектов. Не были они развернуто представлены и в печати тех лет.

Бригада АСНОВА (И. Болбашевский, Г. Борисовский, Т. Варенцов, С. Гельфельц Комплекс на Красной Пресне в Москве. Конкурсный проект. 1932. Макет Бригада АСНОВА (И. Болбашевский, Г. Борисовский, Т. Варенцов, С. Гельфельц Комплекс на Красной Пресне в Москве. Конкурсный проект. 1932. Макет

Бригада АСНОВА (И. Болбашевский, Г. Борисовский, Т. Варенцов, С. Гельфельц Комплекс на Красной Пресне в Москве. Конкурсный проект. 1932. Макет

Среди выявленных в частных архивах конкурсных проектов комплекса на Красной Пресне - проекты бригад АРУ, АСНОВА, аспирантов АСИ (члены ВОПРА), Гипрогора, Стандартгорпроекта, Моспроекта.

В целом проекты конкурса дают представление об уровне мастерства молодых сторонников архитектурного авангарда, о степени овладения ими объемно-планировочными средствами и приемами новой архитектуры, о разнообразии этих приемов и средств.

Принципиально новым в конкурсе было то, что здесь архитекторам, пожалуй, впервые приходилось проектировать на ограниченной территории единый комплекс, состоящий из развитого жилкомбината и крупных культурно-общественных зданий. Причем уже в самом задании предусматривалось не сугубо функциональное решение комплекса, а организация входящих в него различных объектов в единый ансамбль, оформляющий площадь для митингов, демонстраций и массовых действ.

Бригада Моспроекта (Л. Комарова, Н. Молоков, Д. Чекмотаев). Комплекс на Красной Пресне в Москве. Конкурсный проект. 1932. Перспектива жилкобината (Дом ветеранов) Бригада Моспроекта (Л. Комарова, Н. Молоков, Д. Чекмотаев). Комплекс на Красной Пресне в Москве. Конкурсный проект. 1932. Макет всего комплекса

Бригада Стандартгорпроекта (А. Зальцман, Д. Меерсон, М. Синявский, К. Соколов, В. Яковлев). Комплекс на Красной Пресне в Москве. Конкурсный проект (1-я премия). Аксонометрия Бригада Стандартгорпроекта (А. Зальцман, Д. Меерсон, М. Синявский, К. Соколов, В. Яковлев). Комплекс на Красной Пресне в Москве. Конкурсный проект (1-я премия). Макет

Бригада Стандартгорпроекта (А. Зальцман, Д. Меерсон, М. Синявский, К. Соколов, В. Яковлев). Комплекс на Красной Пресне в Москве. Конкурсный проект (1-я премия). Макет Бригада Стандартгорпроекта (А. Зальцман, Д. Меерсон, М. Синявский, К. Соколов, В. Яковлев). Комплекс на Красной Пресне в Москве. Конкурсный проект (1-я премия). Дом-коммуна (фасады)

Бригада Стандартгорпроекта (А. Зальцман, Д. Меерсон, М. Синявский, К. Соколов, В. Яковлев). Комплекс на Красной Пресне в Москве. Конкурсный проект (1-я премия). Аксонометрия жилой ячейки на одного человека размером 9 м2

Вот как формулировали в пояснительной записке свою задачу члены бригады АРУ В. Калмыков и А. Каплун:

"Основная установка проекта юбилейного строительства им. 1905 года - отразить архитектурно историческую роль восстания 1905 года на Красной Пресне, выразить в пределах эскиза социалистические принципы культурного отдыха (Дом культуры и новый тип театра) и быта (жилой комбинат социалистического типа).

Отсюда архитектурная задача - связать все сооружения в единый комплекс, оформляющий площадь для демонстраций, как площадь восстания 1905 года на Красной Пресне и в то же время дать четкую архитектурную трактовку каждого сооружения, выражая его внутреннее содержание.

В обработке всех сооружений комплекса предусмотрено оформление скульптурой и фресковой живописью. Помимо архитектурной увязки все сооружения должны быть связаны в одну общую организационную систему, что даст возможность создать наилучшие бытовые условия для тысячного коллектива ветеранов революции, хорошо увязываясь в то же время со всем районом".

В проекте бригады АРУ территория комплекса четко делится на три части: жилой комбинат, площадь (с расположенным на ней зданием панорамы) и зрелищно-спортивная зона. Эта зона пространственно развита и представляет собой группу самостоятельных корпусов Дворца культуры, расположенных вокруг поля массовых действ (стадион), которое одной открытой стороной связано с площадью. Корпус клубной работы состоит из четырех вертикальных объемов (кружковые помещения), соединенных между собой горизонтальным объемом (помещения для выставок). В здании театра предусмотрено несколько вариантов трансформации зрительной зала: для камерных и массовых постановок, съездов, митингов, демонстраций. Раздвижная стена может открыть зрительный зал в сторону поля массовых действ.

Бригада Гипрогора (Ф. Белостоцкая, М. Краевский, 3. Розенфельд, Н. Якобсон). Комплекс на Красной Пресне в Москве. Конкурсный проект. 1932. Дворец культуры (фасады) Бригада Гипрогора (Ф. Белостоцкая, М. Краевский, 3. Розенфельд, Н. Якобсон). Комплекс на Красной Пресне в Москве. Конкурсный проект. 1932. Дворец культуры. Макет всего комплекса

Бригада Гипрогора (Ф. Белостоцкая, М. Краевский, 3. Розенфельд, Н. Якобсон). Комплекс на Красной Пресне в Москве. Конкурсный проект. 1932. Дворец культуры. Фрагменты макета с Дворцом культуры Бригада Гипрогора (Ф. Белостоцкая, М. Краевский, 3. Розенфельд, Н. Якобсон). Комплекс на Красной Пресне в Москве. Конкурсный проект. 1932. Дворец культуры (план)

Бригада Гипрогора (Ф. Белостоцкая, М. Краевский, 3. Розенфельд, Н. Якобсон). Комплекс на Красной Пресне в Москве. Конкурсный проект. 1932. Дворец культуры (фасад) Бригада Гипрогора (Ф. Белостоцкая, М. Краевский, 3. Розенфельд, Н. Якобсон). Комплекс на Красной Пресне в Москве. Конкурсный проект. 1932. Дворец культуры. Макет всего комплекса

Бригада Гипрогора (Ф. Белостоцкая, М. Краевский, 3. Розенфельд, Н. Якобсон). Комплекс на Красной Пресне в Москве. Конкурсный проект. 1932. Дворец культуры. ФЗУ (планы этажей) Бригада Гипрогора (Ф. Белостоцкая, М. Краевский, 3. Розенфельд, Н. Якобсон). Комплекс на Красной Пресне в Москве. Конкурсный проект. 1932. Дворец культуры. ФЗУ (фасад)

Оригинально решено здание панорамы. Кроме круглого помещения для экспонирован" собственно панорамы здание имеет еще два выставочных объема с пандусами.

"Решение жилого комбината, - пишут в пояснительной записке члены бригады АРУ, - подчеркивает основное назначение площади как места демонстраций, митингов и даже массовых действий. Отсюда вытекает решение выходящей на площадь общественной части (жилкомбината - С. Х.) как массовых трибун и особая обработка ориентированных на площадь торцов жилых корпусов в виде трибун-террас. Опоясывая площадь, общественная часть жилого сектора образует ее естественное обрамление, подчеркивая формы площади, как таковой. В то же время, образуя совместно с жилыми корпусами ритмический ряд с подчеркнутой динамикой в сторону Дворца культуры, является подготовкой к восприятию основного массива юбилейного строительства".

В целом общая композиция комплекса в проекте бригады АРУ решена в традициях пространственных построений рационализма: отсутствие жесткой симметрии, живописное размещение объемов с учетом зрительного восприятия с различных точек зрения.

Близок к этому проекту по общей концепции композиционного построения комплекса проект другой группы рационалистов - бригады АСНОВА И. Болбашевский, Г. Борисовский, Т. Варенцов, С. Гельфельд). Но здесь все корпуса Дворца культуры соединены как между собой, так и с общественным корпусом жилкомбината. Совсем иная композиция в духе приемов конструктивизма в проекте бригады Моспроекта Л. Комарова, Н. Молоков, Д. Чекмотаев) - четкая планировочная структура с преобладанием прямого угла.

Бригада аспирантов АСИ (А. Акимов, М. Базилевич, В. Егоров, Ф. Крестин, при консультации И. Голосова). Комплекс на Красной Пресне в Москве. Конкурсный проект. 1932. Авторы проекта у макета комплекса (слева направо - М. Базилевич, В. Егоров, А. Акимов, И. Голосов, Ф. Крестин, макетчик) Бригада аспирантов АСИ (А. Акимов, М. Базилевич, В. Егоров, Ф. Крестин, при консультации И. Голосова). Комплекс на Красной Пресне в Москве. Конкурсный проект. 1932. Дворец культуры (план)

Бригада аспирантов АСИ (А. Акимов, М. Базилевич, В. Егоров, Ф. Крестин, при консультации И. Голосова). Комплекс на Красной Пресне в Москве. Конкурсный проект. 1932. Жилкомбинат (план, разрез)

Первую премию на конкурсе получил проект молодых конструктивистов - бригада Стандартгорпроекта (А. Зальцман, Д. Меерсон, М. Синявский, К. Соколов, В. Яковлев). На прямоугольную площадь выходят корпуса Дворца культуры, панорама, общественный корпус жилкомбината (дома-коммуны) и ФЗУ. Десятиэтажный жилой корпус дома-коммуны, соединенный с общественным корпусом переходом на столбах, отодвинут от шумной площади. В нем запроектированы жилые ячейки на двоих (16 м2) и на одного (9 м2).

Вторую премию получил проект "профессионалов конструктивного стиля" - бригада Гипрогора (Ф. Белостоцкая, М. Краевский, 3. Розенфельд, Н. Якобсон). В этом проекте основой композиции является Дворец культуры, корпуса которого (соединенные между собой) развернуты в сторону магистрали и обрамляют площадь.

В проекте бригады аспирантов АСИ (А. Акимов, М. Базилевич, В. Егоров, Ф. Крестин, при консультации И. Голосова) жилкомбинат приближен к площади и вместе с театром Дворца культуры и ФЗУ формирует три ее стороны.

К началу страницы
Содержание    2.45. Проекты реконструкции пяти московских площадей...  2.47. От поисков концепции социалистического расселения...