Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Селим Хан-Магомедов
Архитектура советского авангарда

Книга вторая
Социальные проблемы

1. Ладовский Н. Проект планировки трудкоммуны "Костино" // Строительство Москвы. - 1929. - № 7. - С. 14-15. Вернуться в текст
2. Там же - С. 16-17. Вернуться в текст


Глава 2. Социалистическое расселение. Градостроительные концепции. Строительство новых городов

39. Концепция развивающегося города Н. Ладовского, ее планировочные и пространственные аспекты

Ладовский много внимания уделял поискам гибкой (динамической) планировочно-пространственной структуры, которая могла бы усложняться в процессе развития и роста города, не нарушая в то же время взаимоотношения его основных функциональных зон.

В градостроительной концепции Ладовского, как ив его концепции формообразования в эшелон, большую роль играло отношение к организации архитектурного пространства. В связи с этим встает вопрос: чем же отличалось отношение к архитектурному пространству города в концепциях двух основных новаторских течений - рационализма и конструктивизма? При этом нельзя не учитывать, что творческие концепции обоих течений сформировались в Москве, на фоне московской архитектуры.

Ансамблевость классицизма в городах (в том числе и в Москве), где широко использовались приемы усадебной застройки, проявлялась в формах взаимоотношения ансамбля и города: архитектор выделял кусок городского пространства и решал его как вычлененный из города фрагмент. Строгая симметрия композиции усадебного типа не учитывала асимметрию примыкающих к данному участку зданий или ансамблей. Город как бы "набирался" из отдельных ансамблей, границы которых были четко определены; в идеале такие ансамбли предполагали некие непроницаемые стены вокруг них - во всяком случае с трех сторон.

В период эклектики постепенно сформировалось иное городское пространство. Новые условия землепользования привели к дроблению участков. Стремительно размывались границы четко выделенных в пространстве города классицистических ансамблей, что привело к резкому изменению привычных критериев оценки художественных достоинств городского пространства. Человек все больше воспринимал не пространственные фрагменты города (в виде самодовлеющих ансамблей), а пространство города как единый организм. И хотя намеренно никто этот единый пространственный организм вроде бы и не создавал, на практике реально происходило формирование нового качества общегородского пространства.

Ни тогда, ни позднее большинство архитекторов так и не увидело, не оценило пространственных качеств городской застройки конца XIX - начала XX в. Осознать пространственную ценность новых городских структур в тех условиях мешали эмоции по поводу бесконечных нарушений, искажений и разрушений действительно прекрасных ансамблей классицизма.

Какие же различия были в трактовке городского пространства в творческих концепциях конструктивизма и рационализма?

Как ни парадоксально, но пространственная концепция конструктивизма оказалась в чем-то преемственно связанной с концепцией классицизма. В проектах конструктивистов трудно заметить какие-либо попытки учесть опыт решения архитектурного пространства города периода эклектики. Преобладал все тот же "классицистический" подход - создание автономных, замкнутых в себе пространственно-планировочных элементов, из которых как бы набирались новые города и жилые районы (жилкомбинаты в проектах братьев Весниных для Кузнецка и Сталинграда, кварталы в проекте И. Леонидова для Магнитогорска и др.). Такое отношение к пространственному взаимодействию структурных элементов проявлялось и при разработке отдельных ансамблей в структуре старой городской застройки. Особенно последовательно это было выражено в проектах И.Леонидова, который принципиально создавал свои комплексы (как экспериментальные, так и конкурсные), не учитывая конкретное городское окружение, а решая их как бы на чистом месте.

Н. Ладовский профессионально воспринимал пространственную сложность сложившейся городской среды. Он тщательно анализировал, например, пространственно-планировочную структуру Москвы, учитывал и характер ее восприятия человеком. В 20-е годы он специально совершал прогулки по пустынной ночной (или предутренней) Москве, идя по осевой линии улиц (в отсутствии транспорта) и наблюдая смену пространственных перспектив.

Ладовский одним из первых в мировом градостроительстве пристально всмотрелся в процессы непрерывного преобразования городского организма, стремясь выявить, учесть и использовать сложные закономерности роста пространственно-планировочной структуры данного города.

Он бережно относился именно к пространственной структуре города. В старом городе он ее старался не разрушать, в новом придавал ей черты единства, с учетом последовательности восприятия.

Уже в проекте промышленного поселка Костино под Москвой (опубликован в 1929 г.) Ладовский создает планировку, позволяющую развиваться поселению при сохранении его структуры (обеспечена возможность одновременного роста селитебной и промышленной территорий). В этом проекте Ладовский ставил и задачу создать выразительную объемно-пространственную композицию, продумав последовательность восприятия поселка человеком по мере его движения по главным магистралям.

"Материалом, легшим в основу проекта планировки трудкоммуны "Костино"... послужила программа задания заказчика... - писал Н. Ладовский. - Программа определяла район как промышленный с соответствующей промышленной территорией...

При определении районов поселка принимались во внимание специфические особенности и возможность свободного развития их с равной поступательной скоростью.

При определении фабрично-заводского района учитывались наилучшая связь железной дороги.., возможность поступательного роста как самой территории, так и отдельных сооружений на ней...

При намечении территории для жилья принимались во внимание достаточная изоляция ее от фабрично-заводского района, оставляя между ними зеленый фильтр насаждений, удобные и кратчайшие пути к месту работы, что имеет огромное значение для ценности жилья, и рост территории в связи с ростом производства. Задача эта в проекте разрешена установлением селитебной зоны в виде полосы, параллельной фабрично-заводской территории, с одинаковой скоростью поступательного движения при росте обеих этих зон; с установлением запретной зеленой зоны из естественной рощи и искусственных насаждений.

Головная часть селитебной зоны спроектирована в виде сегмента. Эта часть поселка отделена от фабрично-заводского района и прочего поселка зеленой зоной спортивно-культурного назначения.

Соединительная часть поселка идет параллельно существующему в настоящее время шоссе, соединяя вокзал с остальным поселком и фабрично-заводской территорией"1.

Поселок рассчитан на 15 тыс. жителей. Его территория - 400 га, из них зеленых насаждений - 250 га, промышленный район - 60 га.

Н. Ладовский. Проект промышленного поселка Костино. 1929. Генеральный план (макет) Н. Ладовский. Проект промышленного поселка Костино. 1929. Клуб-столовая (аксонометрия, план)

Н. Ладовский. Проект промышленного поселка Костино. 1929. Общежитие с квартирной планировкой (аксонометрия, план первого этажа) Н. Ладовский. Проект промышленного поселка Костино. 1929. Жилой дом для семейных (аксонометрия, аксонометрический разрез, план первого этажа)

Н. Ладовский. Проект промышленного поселка Костино. 1929. Общежитие (перспектива, план первого этажа)

В поселке три площади. Первая (транспортная) площадь в центральной части территории в зоне зеленых насаждений. Это аэродром (300x300 м) с аэровокзалом. Вторая площадь - культурно-спортивная: стадион, клуб, площадка для игр. Третья площадь - торговая с универмагом.

Улицы поселка по назначению разделены на три категории: 1 для пассажирского движения (трамвай, автобусы); 2) для грузового движения; 3) для пешеходов.

Кроме общего проекта планировки поселка Ладовский разработал для Костино три типа жилых домов и клуб-столовую.

Первый тип жилого дома - трехэтажное общежитие. Для экономии жилой площади Ладовский запроектировал лишь один коридор на втором этаже, обслуживающий все три этажа. На втором этаже небольшие спальни по сторонам от коридора, а на первом и третьем этажах- спальни на всю ширину корпуса, связанные с коридором второго этажа внутренними лестницами. На плоской кровле - крытая терраса.

Второй тип жилого дома - трехлучевое в плане деревянное двухэтажное здание, которое может использоваться и как общежитие, и как дом с отдельными квартирами. На втором этаже общая шестиугольная гостиная, кухни заменены кухонными шкафами.

Третий тип жилого дома - деревянное двухэтажное здание для семейных. Особенностью проекта является устройство совершенно изолированных входов во все восемь квартир и вращающихся внутренних перегородок, позволяющих трансформировать жилую площадь.

Клуб-столовая - здание смешанной конструкции: низ - каменный, верх - деревянный. Одна сцена может обслуживать и зрительный зал на 964 места, и зал столовой на 300 мест. Оригинальна объемно-пространственная композиция здания - ступенчатое покрытие зрительного зала и пересекающиеся световые фонари столовой.

Ладовский, проектируя поселок Костино, стремился вложить в этот проект как свои градостроительные идеи, так и свою формообразующую концепцию с ориентацией на организацию архитектурного пространства и учет зрительного восприятия композиции.

"Каждая отдельная часть планировки, - пишет он, - трактована в своем характерном для нее архитектурном тоне, зависящим как от формы и архитектуры каждого отдельного сооружения, так и от контрастного их сопоставления и ритмического соединения в пространственно-динамические ряды. Все объединено в целое обобщающей системой ритма, вертикального и горизонтального рельефа. Чтобы легче понять архитектурную идею, заложенную при решении задачи, представим себя прибывшими с вокзала в поселок и проследим развертывающуюся перед нами в определенной последовательности картину.

Перед нами откроется перспектива широкого зеленого партера с тремя различного вида сооружениями. Налево - небольшие домики сельскохозяйственных рабочих; в интервалах между ними видны сельскохозяйственные просторы. Направо - "небоскребы", и в пролетах между ними на некотором отдалении - зигзагообразный блок домов для рабочих. Аллея заканчивается видом на спортивную территорию с косо (под углом для лучшего обозрения) поставленным стадионом и клубом при нем. Далее направо - небольшая широкая аллея к главному входу на промышленную территорию, налево - радиальная аллея с меняющейся перспективой сельскохозяйственного пейзажа, видимого разновременно в интервалах между домами и надвигающимися на зрителя сравнительно плотно застроенными рядами общежитий - с другой стороны. При дальнейшем движении картина опять меняется, но строится все на том же принципе контраста правой и левой сторон. Точно так же построены и остальные главные магистрали движения. В ритмическом отношении композиция построена на принципе учащающегося и усложняющегося ритма по мере приближения к главному узлу, каковым является главный вход на промышленную территорию, спортивную и торговую площадь. Вертикальный рельеф композиции растет по направлению к вокзалу"2.

К началу страницы
Содержание    2.38. Создание АРУ...  2.40. Планировочная схема динамического города...