Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Селим Хан-Магомедов
Архитектура советского авангарда

Книга вторая
Социальные проблемы

1. Таут Б. Распад города // СА. - 1930. - № 1-2. - С. 63. Вернуться в текст
2. Письмо Корбюзье к Гинзбургу и ответ Гинзбурга // СА. - 1930. - № 1-2. - С . 61. Вернуться в текст
3. Так же. - С. 61. Вернуться в текст


Глава 2. Социалистическое расселение. Градостроительные концепции. Строительство новых городов

32. Бруно Таут и Ле Корбюзье о концепции дезурбанизма

Градостроительная дискуссия привлекла в те годы внимание и зарубежных архитекторов, с интересом наблюдавших за полемикой сторонников концепций соцгорода и дезурбанизма. Одни отдавали предпочтение концепции Сабсовича, другие - Охитовича. Причем некоторые из них, обосновывая правомерность этих противоположных по многим положениям концепций, ссылались (как это делали тогда и советские архитекторы) в подкрепление своих позиций на мнение классиков марксизма.

Характерны в этом отношении точки зрения Бруно Таута и Ле Корбюзье.

Б. Таут в статье "Распад города", опубликованной в "СА", писал:

"Я вполне разделяю критику Пастернаком теории Сабсовича... Еще в 1916 г., когда я писал свою книгу "Венец города", и наметил схему чисто плоскокрышего города на социалистической основе, с населением в 150 тыс. жителей, я верил, что можно число жителей ограничить. Теперь я не верю больше, чтобы можно было ограничить население города, исходя из определенной цифры, что является основной предпосылкой Сабсовича, и что подобный план вообще осуществим. Первое, если такой город процветает, по причине ли благоприятных транспортных и промышленных возможностей или по каким-либо другим причинам, то никто не сможет помешать тому, чтобы он превратился в миллионный город. А второе - его регулярное, кубическое и шахматное построение постепенно разрастается и примет такие формы, которые вполне правильно можно будет назвать типом города капиталистического периода...

Теория Охитовича, я должен признаться, вызвала у меня великую радость. Тем более, что еще во время войны, летом 1918 г., я сам пришел к такой же мысли... и не только в основной ее тенденции, но и в отношении некоторых важных ее деталей. С того времени я изучал политическую и экономическую литературу, исследовал ее скрытые тенденции в этом направлении и к моему все растущему изумлению я констатировал, что как критические исследования существующих больших городов, так и пророческие предсказания поэтов, начиная с Руссо, и великие социальные теории Маркса, Энгельса, и, наконец, Ленина, - все они приходят к одинаковому результату. В феврале 1920 г. я сделал 30 набросков на эту тему и, снадбив их выдержками из указанной литературы, я объединил их в одну книгу под названием "Распад городов"... То, что советская действительность на основе материальных предпосылок пришла к такому же выводу, наполняет меня радостью"1.

Представляет интерес обмен письмами между Ле Корбюзье и М. Гинзбургом по проблемам расселения, поводом к которому было ознакомление Ле Корбюзье во время его приезда в Москву с конкурсными проектами Зеленого города.

"Меня спрашивали, каково мое мнение по поводу конкурса - "Зеленый город"... Мои заключения не полны того энтузиазма (временного), которым здесь окружают в настоящее время это простое слово: дезурбанизация. В нем заключается явное противоречие, которое все уничтожает. Явление социальное - сложно. В нем нет простоты. Если придти к решению поспешному и тенденциозному, оно отомстит за себя, оно не позволит это сделать. Дезурбанизация представляет ложное толкование принципа Ленина. Ленин сказал: "Если хотят спасти крестьянина, надо перевести промышленность в деревню". Ленин не сказал: "Если хотят спасти горожанина". Не надо смешивать, в этом суть вопроса. А все же смешивают. Крестьянин не любуется цветком и не слушает пения жаворонка, этим занимается горожанин.

Человек всех стран и климатов стремится жить коллективом. Жизнь коллективом приносит продукты промышленные и интеллектуальные. Ум развивается только в сгруппированных человеческих массах. Это плод концентрации. Распыление лишает разума и расслабляет все узы дисциплины - материальной и умственной... Современная архитектура преследует огромную задачу: организовать коллектив. Я был первым, который проповедовал, что город должен представлять собой огромный парк. Но, чтобы позволить себе эту роскошь, я должен был увеличить плотность населения от 800 до 3200! Как вы видите, тысяча неприятностей связана с тем здоровым выводом, который я делал и делаю: человек стремится к урбанизации"2.

В своем ответном письме Гинзбург писал: "Если проследить внимательно все Ваши работы, то это есть не что иное, как последовательные и упорные попытки лишить урбанизм его острых когтей, сгладить и затушевать все его шипы.

Вы превосходнейший из хирургов современного города, Вы во что бы то ни стало хотите его вылечить...

Мы ставим диагноз современному городу. Мы говорим: да, он болен, смертельно болен. Но лечить его мы не хотим. Мы предпочитаем его уничтожить и хотим начать работу над созданием нового вида человеческого расселения, которое было бы лишено внутренних противоречий и которое можно было бы назвать социалистическим.

Вы пишете, что культура развивается лишь в пунктах концентрации больших масс населения... Но мы в СССР должны во что бы то ни стало снабдить этой культурой все наше население, а не только сконцентрированное. Но мы не можем для этого переселить 100 миллионов нашего крестьянства в крупные города, не разрушая сельского хозяйства. Поэтому мы хотим иметь и все блага концентрации для накопления культурных завоеваний, и в то же время все преимущества рассеяния и децентрации для максимально равномерного распределения культуры между нашим населением. А для этого нужно создать новые, социалистические формы расселения человечества на основе уничтожения самой грани между городом и деревней.

Вы абсолютно правы в Вашей высокой оценке роли коллектива в человеческой истории. Но наши разногласия идут не по этой линии. Высшие требования коллективности и концентрации в производстве требуют децентрализации и распыпения в пространстве - в этом вся суть.

С удовольствием отмечаю тот факт, что Вы сочли нужным сослаться на авторитет Ленина. Вы говорите, что он думал о спасении крестьян, вводя индустрию в деревню, но не думал вовсе о спасении горожан.

Но Вы ошибаетесь, дорогой г. Ле Корбюзье. И Ленин, и Энгельс, и Маркс много и глубоко думали и о том, и о другом. Вернее говоря, для них это было двумя сторонами одной и той же проблемы.

Разрешите мне привести Вам дословно то, что они говорили по этому вопросу"3 (и далее Гинзбург приводит цитаты Маркса, Энгельса и Ленина).

К началу страницы
Содержание    2.31. Общая схема расселения и конкурсные проекты дезурбанистов...  2.33. Раскол в редколлегии "СА"...