Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Селим Хан-Магомедов
Архитектура советского авангарда

Книга вторая
Социальные проблемы

 

Глава 2. Социалистическое расселение. Градостроительные концепции. Строительство новых городов

26. Жилкомбинаты в проектах И. Голосова

Разрабатывая проекты нового типа поселения (соцгород) и жилища (дом-коммуна, жилкомбинат), архитекторы стремились не только по-новому организовать быт его жителей, но и создать новый облик жилой застройки, отличающийся от прошлого. Основным приемом объемно-пространственной композиции дома-коммуны и жилкомбината (квартала-коммуны) становится выявление в их внешнем облике коллективизма нового быта, взаимосвязи жилых ячеек и мест социального контакта.

Связь жилых корпусов с общественным центром посредством выявленных в объемной композиции комплекса переходов была не только рациональным решением, учитывающим требования функционального процесса, но и удачной находкой в области формирования художественного облика нового жилища.

В середине и второй половине 20-х годов четко выявленные во внешнем облике жилого комплекса переходы между жилыми и общественными корпусами становятся чуть ли не обязательным архитектурным приемом в проектах нового типа жилища. Они предусматривались даже тогда, когда в них не было острой функциональной необходимости. Рассматривая переходы между корпусами как некий внешний отличительный признак нового жилища, архитекторы нередко намеренно оставляли промежутки между корпусами, не располагая их вплотную друг к другу, чтобы затем соединить корпуса поднятым на столбы (или перекинутым в виде моста) переходом.

Прием соединения корпусов теплыми переходами предоставлял архитекторам большие возможности для создания крупномасштабных выразительных композиций. Вместо отдельно стоящих жилых домов и различных по размерам коммунально-бытовых зданий объединение жилых и общественных помещений в одном здании или соединение корпусов переходами приводили к появлению совершенно новых объемно-пространственных решений. Застройка селитебной территории приобретала иной градостроительный масштаб.

В годы первой пятилетки было разработано много проектов жилкомбинатов в виде типовых кварталов, включающих жилые корпуса для семейных и одиноких и общественные корпуса различного назначения (клубы, детские учреждения, столовые, школы и т. д.).

В плане такие типовые кварталы-коммуны, если они проектировались для нового соцгорода, часто имели конфигурацию, близкую к квадрату, а корпуса в них располагались параллельно (или перпендикулярно) сторонам квартала.

Объемно-пространственная композиция жилкомбината, занимающего целый квартал, практически не могла быть воспринята человеком во всей своей композиционной сложности. В результате образные возможности крупномасштабной композиции не использовались в полной мере. Показательно, что и в проектах жилкомбинаты, как правило, изображались в аксонометрии. Вид сверху действительно был самым выразительным и выявлял композиционное единство жилого комплекса. Однако в реальной жизни жилкомбинаты должны были восприниматься с уровня земли. А именно такая точка зрения для многих из них оказывалась наименее выигрышной. Она не выявляла заложенную в планировку жилкомбината идею комплексности этого нового структурного элемента города.

Пытаясь сделать жилой комбинат более выразительным, архитекторы использовали прием диагонального расположения корпусов, что позволяло создавать интересные композиции. Применялись и другие композиционные приемы. Характерны в этом отношении проекты И. Голосова, который в конце 20 - начале 30-х годов проектирует несколько жилкомбинатов. Один из них (дом-коммуна УМС, совместно с Б. Мительманом, 1931) был создан для конкретного прямоугольного по конфигурации участка. Жилкомбинат состоял из восьми корпусов для семейных, двух корпусов для малосемейных и пяти коммунальных корпусов: клуба-столовой, двух детских садов (каждый на 70 детей) и двух яслей (каждые на 120 детей). И. Голосов применил в этом проекте диагональное размещение корпусов, что оправдывалось ориентацией участка по странам света. В целом созданная И. Голосовым объемно-пространственная композиция весьма выразительна, но... опять-таки прежде всего в аксонометрии. С уровня земли, с улицы этот жилкомбинат, по-видимому, производил бы впечатление обычного жилого квартала, состоящего из отдельно поставленных жилых и коммунальных корпусов, тем более что объединяющие корпуса крытые переходы обращены внутрь квартала.

И. Голосов видел, что при распространенном в тот период приеме объемно-пространственного построения жилкомбината создается трудно разрешимое противоречие между действительным масштабом всего комплексного сооружения и его внешним обликом (особенно со стороны улицы). Голосову, который большое значение придавал композиционным проблемам, всегда стремился выявить крупную форму и подчеркнуть масштаб сооружения, такое положение казалось особенно неприемлемым. Он пытался в самой структуре жилкомбината найти возможности, которые позволили бы придать ему большую выразительность и выявить масштаб этой новой градостроительной единицы.

И. Голосов отказывается от характерных для большинства проектов жилкомбинатов таких приемов взаиморасположения отдельных корпусов, когда общественные корпуса размещаются в глубине квартала, а крытые переходы оказываются не выявлены вовне.

Характерны варианты его проекта жилого комплекса для первого рабочего поселка в Иваново-Вознесенске (1929-1932). Треугольный в плане участок выходит двумя длинными сторонами на улицы, причем одна из сторон обращена на оживленную магистраль. Предварительные и окончательный варианты проекта свидетельствуют, что И. Голосов, тщательно разрабатывая функциональную сторону организации жилого комплекса, большое внимание уделял созданию выразительной асимметричной композиции фасада квартала, обращенного в сторону основной магистрали.

В одном из предварительных вариантов проекта двухэтажный общественный корпус (клуб, столовая) Голосов размещает на развилке улиц, распластывая его вдоль основной магистрали. Противоположный конец фронта застройки квартала, выходящего на улицу, он закрепляет вторым также горизонтальным трехэтажным коммунальным корпусом (детские учреждения и др.). Между этими общественными корпусами в сторону улицы выходят торцы пяти четырехэтажных жилых корпусов, соединенные на уровне второго этажа между собой и с коммунальными корпусами вынесенным на фасад крытым переходом. Получилась единая крупномасштабная композиция, хотя отдельные входящие в нее элементы сами по себе относительно невелики.

И. Голосов. Жилой комплекс (дом-коллектив) в первом рабочем поселке Иваново-Вознесенска. 1929-1932. Предварительный вариант (аксонометрия) И. Голосов. Жилой комплекс (дом-коллектив) в первом рабочем поселке Иваново-Вознесенска. 1929-1932. Предварительный вариант (планы)

И. Голосов. Жилой комплекс (дом-коллектив) в первом рабочем поселке Иваново-Вознесенска. 1929-1932. Осуществленный вариант (общий вид) И. Голосов. Жилой комплекс (дом-коллектив) в первом рабочем поселке Иваново-Вознесенска. 1929-1932. Осуществленный вариант (перспектива)

И. Голосов. Конкурсный проект жилкомбината в Сталинграде. 1930. Макет И. Голосов. Конкурсный проект жилкомбината в Сталинграде. 1930. Макет

И. Голосов. Конкурсный проект жилкомбината в Сталинграде. 1930. Генплан; фасад и план И. Голосов. Конкурсный проект жилкомбината в Сталинграде. 1930. Планы жилых ячеек и санитарной группы

И. Голосов и Б. Мительман. Дом-коммуна (жилкомбинат) УМС. 1931. Аксонометрия квартала

В 1930 г. И. Голосов создает конкурсный проект типового жилкомбината для Сталинграда, в котором предлагает совершенно новое, необычное объемно-пространственное решение. Вместо компактного квартала И. Голосов предложил комплекс, состоящий из трех соединенных между собой (в центральной части) переходами и вытянутых параллельно друг другу (в направлении север - юг) корпусов: два коммунальных корпуса (западный корпус - общественный центр, восточный - детский сектор) и расположенный между ними самый протяженный жилой корпус (длиной 540 м). Шестиэтажный жилой корпус имел коридорную планировку. Одна сторона коридора представляла собой полосу остекления, а с другой (восточной стороны) размещались жилые ячейки двух типов - 5 и 10 м2. Каждая ячейка была оборудована умывальником (в нише) и неглубоким встроенным шкафом. Предусматривалась возможность объединения между собой двух соседних жилых ячеек. Со стороны восточного фасада жилого корпуса через равные промежутки расположены лестничные клетки, перед ними вынесено 12 цилиндрических объемов, в которых размещены санитарные узлы (уборные, души, ванные). Эти цилиндры образуют ритмический ряд, объединенный и композиционно усиленный горизонталью корпуса.

В голосовских проектах жилкомбинатов для Иваново-Вознесенска и Сталинграда новым и оригинальным был необычный композиционный прием - развертывание объема по горизонтали. Это было вызвано не столько функциональными, сколько художественно-композиционными соображениями, стремлением архитектора зрительно выявить крупный масштаб нового комплексного сооружения, состоящего из соединенных между собой переходами жилых и коммунальных корпусов.

К началу страницы
Содержание    2.25. Развитие идеи соцгорода и жилкомбината...  2.27. Квартал-коммуна Д. Фридмана