Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Селим Хан-Магомедов
Архитектура советского авангарда

Книга вторая
Социальные проблемы

1. Кузьмин H. О рабочем жилищном строительстве // СА. - 1928. - № 3. - С. 82-83. Вернуться в текст
2. СА. - 1930. - №3. - С. 14. Вернуться в текст
3. Кузьмин Н. Проблема научной организации быта // СА. №3. - 1930. - С. 16-17. Вернуться в текст
4. Там же. - С. 16. Вернуться в текст


Глава 2. Социалистическое расселение. Градостроительные концепции. Строительство новых городов

21. Автономный рабочий поселок-жилкомбинат Н. Кузьмина (1928-1929)

В проектировании жилкомбинатов была определенная полемика с создававшимися за несколько лет до этого рабочими поселками-садами. По количеству жителей и по набору общественных учреждений поселок-сад и развитый жилкомбинат были близки между собой, но принципиально отличались по организации быта. И все же откровенно противопоставленный поселку-саду жилкомбинат не избежал влияния этого типа поселений. Как и поселок-сад, жилкомбинат проектировался как самостоятельный комплекс. Определенное влияние на такой подход оказал и фаланстер Фурье (рассчитанный на 1800 чел.), к которому часто аппелировали противники городов-садов, видя в нем альтернативу поселку с особняковой застройкой. Независимый жилкомбинат "фаланстерного" типа проектировался и в виде совершенно самостоятельного поселения, как, например, в проекте Н. Кузьмина (1928-1929) для горняков Анжеро-Судженского каменноугольного района, где развитый жилкомбинат рассчитан на 5140 чел. и включает в себя все необходимые для отдельного поселка общественные учреждения. Многообразие функций этого жилкомбината Кузьмина, следовательно, объясняется тем, что он создавался как самостоятельный поселок, как некая сжатая до предела модель города.

Такой подход Н. Кузьмина к разработанному им проекту жилкомбината, т.е. превращение его в полностью автономное поселение, был предопределен реальной ситуацией того района, для которого создавался проект.

Н. Кузьмин был студентом Томского технологического института и, являясь стипендиатом союза горняков, в течение четырех лет (1924-1927) проходил летнюю практику (по жилищному строительству) в горняцких поселках, в том числе в Судженке и Анжерке, раслоложенных вблизи Томска на расстоянии четырех километров друг от друга. Свой дипломный проект поселка-жилкомбината Кузьмин делал для жителей этих горняцких поселков, выбрав место для него между Судженкой и Анжеркой. Он считал, что постепенно горняки переселятся в этот новый поселок. И это не было просто фантазией студента. Свой проект он создавал в расчете на его реализацию, зная неблагополучие с жильем у горняков и рассчитывая своим проектом резко улучшить их жилищные и коммунально-культурные условия.

Дипломный проект Кузьмин делал два года, неоднократно выезжая с эскизами на место и советуясь с горняками. Еще будучи студентом он завязал связь с руководством ОСА, переписывался с Гинзбургом, а затем по его приглашению выехал в Москву, где консультировался с ним по поводу дипломного проекта, сделал о проекте сообщение на съезде ОСА. опубликовал в 1928 г. в журнале "Современная архитектура" статью, которую можно рассматривать как изложение проектной концепции автора. В статье он писал:

"Знаем ли мы, что нам нужно строить, какое жилище для рабочего и его семьи должны мы проектировать; знаем ли мы, что нам "заказывает" сам рабочий; социальный заказ - знаем? - Нет!... Расходуя миллионы рублей, мы кроме увеличения жилой площади никаких социальных задач и целей себе не ставили...

...Мы до сих пор строили при наших фабриках, заводах и в промышленных районах рабочие поселки, состоящие из большого количества 2-х, 4-х. 8-ми и т. п. квартирных домиков и домов, в большинстве домиков-клетушек... Каждая квартира с ее обитателями, таким образом, представляла из себя основательно изолированную от рабочей среды семейную ячейку. Вот это - первая ошибка.

Затем вторая ошибка: строя в каждой квартире кухни.., мы жену рабочего приковывали к шестку, к кастрюлям...

Затем, строя большое количество домиков, мы удорожали строительство, неэкономно расточали средства трудящихся, не учитывали дальнейшей эксплуатации этих домиков, не имели в виду затруднительность их ремонта, обслуживания и т.п. - это - третья ошибка...

Учитывая ошибки прошлого строительства, необходимо прежде всего для нового жилья поставить следующие требования:

1) Полное, действительное освобождение женщины от крепостной зависимости... Это - азбука социализма. Ясли, общественные столовые, детдома и проч. - это буквы этой азбуки...

2) Создание мощного трудового коллектива, располагающего прекрасно оборудованными образцовыми помещениями, обслуживаемого всеми видами санитарно-гигиенической техники и пользующегося безгранично культурно-просветительными учреждениями, как-то: кинотеатр, библиотека-читальня, радио и пр. для самовоспитания и просвещения.

Достаточно этих основных двух требований для постройки подлинно социалистического жилья - дома-коммуны...

Дом-коммуна обслуживает примерно 1500-2000 человек рабочих.

Холостые рабочие и работницы живут в светлых, удобных, теплых комнатах по 6- 10 человек...

Семья - это организация господствующего пола, причем такая организация, в которой господствующим полом угнетается и эксплуатируется другой пол...

Пролетариат должен немедленно приступить к уничтожению семьи, как органа угнетения и эксплуатации. В доме-коммуне я трактую семью как чисто товарищеский физиологически необходимый, исторически неизбежный союз рабочего мужчины и работницы - женщины. Для "семейных" рабочих достаточно по одной хорошей комнате.

Теперь о детях... Ребенок после рождения принимается на коллективное иждивение и передается в ясли, где растет и развивается под контролем коллектива и под надзором специальных людей...

Затем дошкольный возраст. Детские сады, площадки и проч. Коллектив нанимает опытных педагогов, контролируя их работу. А потом школьное воспитание с учетом всех производственно-бытовых навыков и с определенно классовым подходом. Ребенок принадлежит классу рабочих, он его будущий борец...

Итак, дошкольники, школьники и комсомольцы живут трудовыми коллективами в специально оборудованных помещениях.

Рабочие и работницы с утра вливаются в русло трудовой, коллективной жизни. Все холостые и "семейные" направляются в центральную столовую - пить чай, завтракать. Но прежде, в специальных помещениях, снимают домашний костюм, принимают душ и надевают костюм производственный. Затем работа. Часть мужчин и женщин могут работать и по обслуживанию коллектива, получая за труд вознаграждение в общем порядке.

...Финансы коллектива создаются путем строго установленных отчислений с заработка каждого члена коммуны...

Итак, взрослые ушли на работу. Дети трудятся в доме. Специальный персонал производит чистку: подметает, моет полы, проветривает помещения и прочее. В центральной кухне готовят обед на весь коллектив. В прачечной стирают белье. В пошивочной мастерской штопают, чинят, шьют штаны, рубахи, обувь... Работа кипит. Кончилась работа на фабрике. Усталые, утомленные труженики нуждаются в пище, отдыхе, в восстановлении сил. Они проходят в специальные помещения, снимают грязное производственное белье, принимают душ, купаются в плавательном бассейне (плавательный бассейн - не роскошь!!); надевают после чистое, приготовленное домашнее белье и идут обедать. После обеда отдых, а потом культурные развлечения в клубе, спортивном зале, в библиотеке-читальне, кино, радио, шахматы, различных кружках самообразования. Наконец, ужин и сон.

Трудящиеся находятся под постоянным медицинским надзором и контролем...

...Уход за стариками в семье является бременем опять-таки для женщин. А здесь старость пользуется коллективным призором. Для них отводятся специальные помещения, в которых они живут...

Нет, это не утопия...

С финансовой стороны дом-коммуна не будет недосягаем. Стоимость его можно приблизительно исчислять в 3 000 000 рублей при 2000 рабочих жителей... На каждого взрослого рабочего приходится по 1500 рублей.

В Анжеро-Судженке 2-квартирный деревянный барак обходится приблизительно в 3500 руб., на каждого взрослого рабочего тратится по 875 руб., это без яслей, детского сада, столовой и прочего... Вместо того, чтобы строить новую колонию в Анжерке с бараками, столовой, клубом и пр. - лучше было бы построить дом-коммуну"1.

Руководители ОСА с большим интересом знакомились с работой Н. Кузьмина над дипломным проектом. Особенно привлекал их сам факт его постоянных консультаций с горняками, для которых и разрабатывался этот автономный жилкомбинат (развитый дом-коммуна). Веснины в это время разрабатывали свой известный проект поселка для Тельбесского завода (Кузнецк) в том же регионе, и они внимательно расспрашивали Н. Кузьмина об условиях жизни, потребностях и стремлениях рабочих и даже просили его (еще студента) высказать свое мнение об их проекте.

В 1929 г. Н. Кузьмин защитил свой дипломный проект на месте в клубе перед горняками, которые внимательно все выслушали и идею одобрили. Руководство Кузбассугля, учитывая мнения горняков и отношение к идеям Н. Кузьмина Весниных, заключило с ним договор на проектирование дома-коммуны на Анжеро-Судженских копях. Велась реальная подготовка к созданию автономного дома-коммуны (жилкомбината), но после постановления ЦК ВКП(б) "О перестройке быта" (1930) работы были прекращены.

Проект Н. Кузьмина в сопровождении его второй более обширной концептуальной статьи ("Проблема научной организации быта") был опубликован в журнале "Современная архитектура". В заметке "От редакции", предварявшей статью Кузьмина, подчеркивалось, что он "один из первых товарищей, четко и широко поставивших вопрос о новом жилище в форме практического предложения", что статья Кузьмина "является результатом продолжительной работы, проделанной им еще в 1928 г., когда эти вопросы еще не стояли в центре общественного внимания"2.

Это очень важное признание руководителей ОСА, которые, как мы видим, в какой-то степени отдавали приоритет в деле четкой постановки проблемы нового жилища (как развитого дома-коммуны, т.е. жилкомбината) молодому студенту из провинции. Уважительное отношение руководителей ОСА к Кузьмину подтверждается и тем, что именно он после своего доклада на Первом съезде ОСА стал основным автором "Тезисов по жилью", принятых на съезде.

Н. Кузьмин. Жилой комбинат - поселок для парников Анжеро-Судженского каменноугольного района. 1928-1929. Аксонометрия Н. Кузьмин. Жилой комбинат - поселок для парников Анжеро-Судженского каменноугольного района. 1928-1929. Схема ("график жизни")

Н. Кузьмин. Жилой комбинат - поселок для парников Анжеро-Судженского каменноугольного района. 1928-1929. Планы вторых этажей (клубный комплекс) Н. Кузьмин. Жилой комбинат - поселок для парников Анжеро-Судженского каменноугольного района. 1928-1929. Детский комплекс

Н. Кузьмин. Жилой комбинат - поселок для парников Анжеро-Судженского каменноугольного района. 1928-1929. Корпус для семейных - "двуспальный" Н. Кузьмин. Жилой комбинат - поселок для парников Анжеро-Судженского каменноугольного района. 1928-1929. Корпус для "семейных - "групповые спальни"

Однако вернемся к дипломному проекту Кузьмина. Как уже отмечалось выше, его дом-коммуна для Анжеро-Судженских горняков представлял собой автономный жилкомбинат на 5140 человек.

Жилкомбинат занимает прямоугольный участок со сторонами 360 и 255 мм.

Учитывая, что этот жилкомбинат является фактически самостоятельным поселением, т.е. рабочим поселком в форме развитого дома-коммуны, функциональный состав помещений с неизбежностью должен быть включать в себя все необходимое для человека на протяжении всей его жизни. Кузьмин прилагает к своему проекту "график жизни" - схему в виде круга, где обозначены все этапы жизни члена коммуны ("коммунара") от рождения до смерти. С учетом этого "графика жизни" и запроектированы функциональные зоны и отдельные корпуса жилкомбината (все корпуса соединены между собой теплыми переходами).

Основные сектора жилкомбината: в центральной части участка расположены корпуса клубного комплекса (включая столовую); южный сектор отведен под детскую зону (жилые помещения, ясли, детсад, школа и т. д.); на западе расположена группа из восьми девятиэтажных полукруглых в плане жилых корпусов для семейных с комнатами на два человека ("двуспальни"); на севере - протяженный шестиэтажный жилой корпус для несемейных с комнатами на шесть человек (групповые спальни); на востоке спортивный комплекс со стадионом и залами. В проекте Кузьмина тщательно регламентирована вся жизнь "коммунаров", в чем видно явное влияние предложений социалистов-утопистов прошлого.

Во-первых, строго дифференцированы основные возрастные группы: дети ясельного и дошкольного возраста, школьники, взрослые, люди преклонного возраста. Они могут общаться между собой, но территориально их спальни четко разделены.

Во-вторых, строгое функциональное зонирование секторов, корпусов и отдельных помещений дополнено и определенным режимом их использования. Так, например, "спальни предназначены только для сна".

В-третьих, предметно-пространственная среда во всех помещениях дома-коммуны унифицирована. Коммунар живет в среде, созданной для него другими, никакой индивидуализации оборудования и бытовых вещей не предусматривается. "Все обобществлено. Начиная от пришивания пуговиц, починки штанов (жене не до этого) и кончая уборкой помещений. Встали рабочие после сна, ушли из спальни. Кровати откидываются. Специальный персонал производит чистку помещений... Площади спален рассчитывались, исходя из графика движения и оборудования этих комнат. Оборудование следующее: откидные к стенам кровати, стол, тумбочки и шкафы для халатов. График движения: рабочий встал (по зову радио из радиоцентра, регулирующего жизнь коммуны), откинул кровать, прошел к своему шкафу, надел халат и туфли и вышел в гимнастическую комнату, где он может сделать гимнастику, принять душ, умыться и надеть чистый заранее приготовленный специальным персоналом верхний костюм"3.

В-четвертых, Кузьмин в процессе разработки пространственно-планировочной организации коммуны делает попытку предусмотреть не только график движений человека в процессе выполнения тех или иных бытовых процессов, но и точное время, отведенное для конкретного процесса. И хотя он оговаривается, что "время намечается не для регламентации человеческих движений, а для архитектурной организации коммуны", однако приведенная разбивка по часам и минутам бытового процесса взрослых уже сама по себе выявляет общую тенденцию жесткой регламентации жизни коммунара в коммуне, что безусловно нашло отражение в архитектурной организации жилкомбината для анжеро-судженских горняков.

Вот как планировал Кузьмин режим для взрослого коммунара:

"1) Ложится спать в 22 часа
2) Сон 8 часов. Встает "6"
3) Гимнастика 5 мин "6" 5 мин
4) Умывание 10 мин "6" 15"
5) Душ (факультативно 5 мин "6" 20"
6) Одевание 5 мин "6" 25"
7) Путь в столовую 3 мин "6" 28"
8) Завтрак 15 мин "6" 43"
9) Путь в гардероб 2 мин "6" 45"
10) Одевание 5 мин "6" 50"
11) Путь в шахту 10 мин "7"
12) Раскомандировка, приготовление к спуску. Работы в шахте. Подъем. Баня. Одевание. 8 часов "15"
13) Путь в комнату 10 мин 15" 10"
14) Раздевание 7 мин 15" 17"
15) Мытье рук 8 мин 15" 25"
16) Обед 30 мин 15" 55"
17) Путь в зал отдыха для мертвого часа 3 мин 15 " 58
18) Мертвый час. Желающие могут соснуть и больше. Тогда они проходят в спальные комнаты "16" 58"
19) Умывание (переодевание костюма) 10 мин "17" 8"
20) Путь в столовую 2 мин "17" 10"
21) Чай 15 мин "17" 25"
22) Путь в клуб. Культурные развлечения. Культразвитие. Физкультура. Может быть, затем баня, плавательный бассейн. Жизнь сама здесь составит расписание, составит план. Ассигнуется 4 часа "21" 25"
23) Путь в столовую, ужин и путь в спальни 25 мин "21" 50"
24) Приготовление ко сну (может быть также принят душ) 10 мин "22"4

Я так подробно остановился на проекте Кузьмина, чтобы читатель почувствовал ту атмосферу, в которой формировалась одна из наиболее влиятельных в конце 20-х годов концепций социалистического расселения - концепция "соцгорода", где жилкомбинат был важнейшим структурным элементом. А проект Кузьмина и его теоретическое обоснование, поддержанные лидерами ОСА, доложенные на Первом съезде ОСА и опубликованные в журнале "Современная архитектура", безусловно повлияли на формирование этого структурного элемента (т.е. жилкомбината).

К началу страницы
Содержание    2.20. От фаланстера к жилкомбинату  2.22. Концепция соцгорода...