Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Селим Хан-Магомедов
Архитектура советского авангарда

Книга вторая
Социальные проблемы

1. Левочский H. Советские Жюль-Верны. ВХУТЕМАС готовит не строителей, а фантазеров // Постройка. - 3 июля 1928 г. Вернуться в текст
2. Постройка. - 12 августа 1928 г. Вернуться в текст
3. Современная архитектура. - 1928. - № 4 - С. 110. Вернуться в текст
4. Мордвинов А. Леонидовщина и ее вред // Искусство в массы. - 1930. - №12. - С. 12. Вернуться в текст


Глава 2. Социалистическое расселение. Градостроительные концепции. Строительство новых городов

17. Концепция подвижной архитектуры и проект "летающего города" Г. Крутикова

Г. Крутиков
Шел 1928 год. Во ВХУТЕИНе назревала сенсация. Период защиты дипломных проектов уже подходил к концу; студенты и преподаватели готовились к летнему отдыху. Но среди незащищенных был один проект, который ожидали с особым интересом. Никто не знал определенно, как выглядит дипломный проект Г. Крутикова - одного из любимых учеников Ладовского. Ходили самые противоречивые слухи.

О подробностях проекта Крутикова мало знали даже преподаватели, хотя существовала практика предварительного просмотра эскизов советом архитектурного факультета, причем только после такого просмотра дипломнику разрешалось приступать к разработке окончательного варианта. Совет в свое время утвердил Крутикову тему "Новый город".

На предварительном просмотре эскизов Крутиков показал главным образом многочисленные вырезки из различных журналов.

Надо сказать, что наиболее интересные дипломные проекты ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа обычно представляли собой не просто профессионально выполненные проекты конкретного объекта, а носили характер творческой разработки определенной проблемы. Поэтому многие проекты наряду с чертежами и макетами, относящимися к конкретной теме задания, включали в себя более или менее обширную аналитическую часть; причем проблема, как правило, анализировалась графически с широким использованием различного рода изображений, схем и диаграмм.

То, что показывал на предварительном просмотре эскизов Крутиков, и было иллюстрацией к аналитической части его проекта. Наряду с вырезками он показал и ряд выполненных им схем, поясняющих в графической форме основную мысль, связанную с той или иной группой иллюстраций, а также несколько предварительных эскизов, изображавших город в воздухе.

Результаты этого просмотра получили широкую огласку во ВХУТЕИНе, вокруг предстоящей защиты возник ажиотаж. В день защиты многие пришли задолго до ее начала. Места брались штурмом, сидели на окнах, на столах.

К чести ВХУТЕИНа надо отметить, что на защите дипломный проект Крутикова не был оценен как абсолютно фантастический. Сенсационность и ажиотаж, которые нагнетались в кулуарах ВХУТЕИНа в дни завершения проекта, так и не разрядились "грандиозным скандалом", которого многие ожидали. В переполненном до отказа зале, где были развешены таблицы аналитической части диплома и эффектно выполненные подрамники проекта "летающего города", царила наэлектризованная атмосфера. Крутиков очень спокойно, без тени пафоса, обстоятельно изложил основные положения проделанного им аналитического исследования, результаты которого и заставили его поднять "город будущего" в воздух.

Воцарилась, как вспоминают очевидцы, "жуткая тишина". Председательствовавший на защите И. Рыльский просит задавать вопросы. Все преподаватели и студенты молчат. Вопросы задает входивший в комиссию представитель отдела городского коммунального хозяйства. "Сколько времени Вы потратили на свой диплом, на чем все это держится и как будут решены в таком городе вопросы канализации и водопровода?" - спросил он. Крутиков очень спокойно отвечает, что на обдумывание проблем, которые нашли отражение в дипломном проекте, он потратил 15 лет; что же касается второго вопроса, то он считает, что прогресс науки и техники уже в недалеком будущем безусловно позволит решить эту задачу. Больше вопросов не было. Не было и выступлений по поводу проекта. Охарактеризовав дипломника с положительной стороны, Рыльский объявил, что Г. Крутикову присваивается звание архитектора-художника.

Г. Крутиков. Аналитические чертежи и схемы к проекту "летающего города". ВХУТЕИН (мастерская Н. Ладовского). 1928. Зависимость пространственно-планировочной структуры города от транспортных средств передвижения (лошадь, авто, аэро) Г. Крутиков. Аналитические чертежи и схемы к проекту "летающего города". ВХУТЕИН (мастерская Н. Ладовского). 1928. Расширение кругозора при поднятии зданий над землей

Г. Крутиков. Аналитические чертежи и схемы к проекту "летающего города". ВХУТЕИН (мастерская Н. Ладовского). 1928. Подвижная (эластичная) планировка Г. Крутиков. "Летающий город". 1928. Общий вид, план, разрез, схемы размещения

Г. Крутиков. "Летающий город". 1928. Общий вид, план, разрез, схемы размещения Г. Крутиков. "Летающий город". 1928. Планетарная схема (размещение городов на земле и планетах)

Г. Крутиков. Аналитические чертежи и схемы к проекту "летающего города". ВХУТЕИН (мастерская Н. Ладовского). 1928. Перемещение зданий по третьей координате

Г. Крутиков. Аналитические чертежи и схемы к проекту "летающего города". ВХУТЕИН (мастерская Н. Ладовского). 1928. Кризис небоскреба
Скандал вокруг проекта "летающего города" разразился позже. В газете "Постройка" вскоре после защиты Крутикова была напечатана резко критическая статья журналиста Н. Левочского "Советские Жюль-Верны", в которой проект "летающего города" приводился как самый яркий пример, свидетельствующий, что во ВХУТЕИНе "...вместо того, чтобы готовить хороших, дельных молодых специалистов для строительства - занимаются фантазиями... На романтические затеи ВХУТЕМАСа надо обратить серьезное внимание"1. Через месяц в той же газете "Постройка" был опубликован ответ Президиума архитектурного факультета, профессиональных и студенческих организаций ВХУТЕИНа, озаглавленный "Мы готовим не "советских Жюль-Вернов". Архитектурный факультет на должной высоте". В ответе говорилось: "Никто не собирается строить сегодня будущий город. На защите были представлены не "проекты постройки будущего города", а "проекты решения будущего города". Зачастую в общественности высказываются пожелания о том, чтобы дипломные работы вузов делались с решением задачи исследовательского характера. На архитектурном факультете задачи исследовательской работы лежат, естественно, в области архитектуры. Сюда и должна быть отнесена тема "город будущего". Мы думаем, что если из 100 студентов 5 человек выполняют свои дипломные работы в порядке постановки научно-исследовательских задач, то это не угрожает факультету отрывом от жизни"2.

На критику дипломных проектов в газете "Постройка" ответил и ректор ВХУТЕИНа П. Новицкий, причем ситуация была такова, что он вынужден был не только защищать проект Крутикова, но и оправдываться. П. Новицкий пишет, что автор статьи в "Постройке" "...ни в чем не разобравшись..., ничего не понимая, мельком увидавши среди 62 совершенно практических проектов (технически и художественно вполне оправданных) один, разрабатывающий тему "летающего города", сразу сделал развязное обобщение относительно фантазерства и утопичности всего факультета. Он не узнал, что против проекта "летающего города" возражала значительная часть факультета, и не разобрался в архитектурной и теоретической ценности этого проекта, пусть утопического сегодня, но архитектурно оправданного"3.

Но на этом критика проекта Крутикова не прекратилась. Проект "летающего города" неоднократно и на протяжении нескольких лет вспоминали, когда надо было нанести еще один удар по поисковому проектированию. Особенно усердствовали лидеры ВОПРА, для которых в период их борьбы с "леонидовщиной" проект "летающего города" Крутикова стал еще одним аргументом обвинения в адрес ВХУТЕИНа за "отрыв обучения от практики". Так, уже в конце 1930 г. А. Мордвинов в одной из своих статей после краткого описания проекта "летающего города" делал вывод: "Подобные проекты серьезно рассматривались на заседаниях профессуры, за эти проекты присуждались дипломы и звания"4.

Что же представлял собой проект Крутикова, вызвавший такой резонанс в печати?

Г. Крутиков еще до разработки дипломного проекта увлекся идеей подвижной архитектуры. Проект "летающего города" стал важным этапом разработки им теории подвижной архитектуры. Излагая общие принципы своей теории, он писал в 1929 г.: "Архитектура стремится стать все более и более подвижной.., современная неподвижная, мертвая и неудобная планировка городов в дальнейшем должна быть заменена подвижной планировкой, основанной на новых принципах решения пространства". По его мнению, "...помочь рождению этой новой подвижной архитектуры - задача уже сегодняшнего дня, живое дело современного архитектора-изобретателя".

Крутиков подходил к проблеме подвижной архитектуры с позиций взаимоотношения зданий и природы (в этом его исходные предпосылки близки позиции Л. Хидекеля). В ходе исторического развития человек неуклонно увеличивает скорость своего передвижения, при этом развитие транспортных средств, считал Крутиков, оказывает косвенное влияние и на архитектуру, в частности, на жилище. Поэтому новейшие транспортные средства можно рассматривать и как подвижную архитектуру. Они позволяют по-иному взглянуть на проблему взаимосвязи архитектурного сооружения и природы. Крутиков поставил вопрос: а нельзя ли не привязывать жилье и другие здания к земле, нельзя ли освободить занятые под застройку обширные территории? Так как земля, считал Крутиков, нужна людям уже сейчас и особенно в будущем, в первую очередь для создания на ней благоприятных условий для человека, то совсем не обязательно строить на ней здания. Размещая свои поселения на земле, человек ограничивает возможности ее эффективного использования в интересах всего общества.

Разрабатывая идею подвижной архитектуры, Крутиков постепенно приходит к выводу, что целесообразно не только оторвать жилые здания от конкретного места, т.е. сделать их подвижными, но и вообще поднять их над землей.

Руководитель дипломного проекта Крутикова Н. Ладовский еще в 1921 г. при обсуждении в ИНХУКе проекта Лавинского "город на рессорах" высказал идею о технической возможности не только поднять дом над землей без опор, но и создать летающие здания.

Свой дипломный проект, известный как "летающий город", сам Крутиков всегда называл "город будущего (эволюция архитектурных принципов в планировке городов и организации жилища)". Он рассматривал свое предложение в ряду эволюции человеческих поселений - как определенный этап в освоении земли и пространства.

Крутиков исходил из предположения, что атомная энергия позволит в будущем легко поднимать здания над землей. В своем дипломном проекте он освобождал землю от жилых и общественных зданий; она для труда, отдыха и туризма. Сообщение между землей и парящими в воздухе зданиями осуществляется с помощью универсального средства передвижения (кабины), которое может передвигаться в воздухе, по земле, по воде и под водой. Крутиков рассматривал эту кабину и как индивидуальное средство транспорта, и как подвижную жилую ячейку (для кратковременного проживания), которая обеспечивает человеку необходимый комфорт во время передвижения и остановок вне пределов "летающего города". Кабина оборудована убирающейся в стены и трансформирующейся мебелью в расчете на одного человека. Оболочка этой кабины, по замыслу Крутикова, должна была быть эластичной. В зависимости от положения человека (сидя, лежа и т. д.) оболочка слегка изменяется, принимая удобную для человека форму, не теряя, однако, своей основной структуры. Управление кабины могло осуществляться и без рукояток - движением руки, пересекающей силовые линии электромагнитного поля. Подвижная жилая ячейка - кабина - могла легко подключаться к парящим в воздухе зданиям и рассматривалась Крутиковым как подвижная (автономная) часть неподвижного жилища.

Г. Крутиков. Развитый дом-коммуна в "летающем города". 1928. Общий вид Г. Крутиков. Развитый дом-коммуна в "летающем города". 1928. План, разрез

Г. Крутиков. Развитый дом-коммуна в "летающем города". 1928. Схемы размещения Г. Крутиков. Компактный дом-коммуна в "летающем городе". 1928. Перспектива

Г. Крутиков. Компактный дом-коммуна в "летающем городе". 1928. Разрез, план Г. Крутиков. Жилище гостиничного типа в "летающем городе". 1928. Фасад, разрез, планы

Г. Крутиков. Кабина - универсальное средство передвижения в "летающем городе". 1928. Общий вид; схемы Г. Крутиков. Кабина - универсальное средство передвижения в "летающем городе". 1928. Общий вид; схемы

"Город будущего" Крутикова состоит из двух основных частей: вертикальной - жилой, парящей в воздухе, и горизонтальной - производственной, на поверхности земли. Летающими были не города (они парили), а их жители, так как вся пространственная структура "города будущего" была ориентирована Крутиковым на воздушные пути сообщения. Сами же города стационарно (т.е. неподвижно) размещены в определенных районах земного шара. Наземная производственная часть имеет центрически-спиральную планировку. От развитого центра отходили расширяющиеся к периферии и спирально изгибающиеся промышленные территории. Жилая часть свободно "подвешена" в пространстве и нависает над промышленной территорией в виде параболоида (вершиной вниз), осью которого является вертикаль с основанием в центре наземной части. По воображаемой поверхности параболоида ярусами размещались жилые комплексы.

Воздушные транспортные пути, связывающие жилье и место работы, Крутиков предлагал пространственно организовать - основная "магистраль" шла вдоль оси параболоида, от которой отходили "улицы": в жилой части - радиальные (расположенные ярусами друг над другом), ведущие к отдельным жилым комплексам, а в производственной - радиально-спиральные, идущие вдоль оси конкретной промышленной территории. Парящие жилища Крутиков запроектировал трех типов.

Первый тип - это трудовая коммуна, которая представляла собой сложный комплекс, состоящий из восьми вертикальных "пятиэтажных" жилых корпусов, соединенных лифтовыми шахтами с расположенным ниже горизонтальным кольцевым общественным корпусом. Как писал Крутиков, "вертикали с помещениями индивидуального пользования вливаются в общественное кольцо". Каждый этаж круглого в плане жилого корпуса разделен на шесть индивидуальных ячеек. Такая ячейка состоит из высокой лоджии, в верхней части которой предусмотрено устройство для причаливания (и закрепления) подвижной ячейки кабины) и расположенного над ней жилого помещения. Все три элемента индивидуальной хилой ячейки (лоджия, закрепленная подвижная кабина и основная комната) связаны между собой по вертикали) и с лифтовой шахтой. В кольцевом общественном корпусе наряду с различными по назначению помещениями также предусмотрены сотообразные лоджии - места стоянки подвижных ячеек (кратковременное пребывание).

Второй тип, как пишет Крутиков, "является результатом концентрации пространственных расчленений первого варианта: все вертикали собраны в одну большую цилиндрическую форму, кольцо собрано в шар, также с помещениями общественного пользования". Восьмиэтажный жилой корпус соединен с общественным корпусом (шар) лифтовой шахтой.

Третий тип - это жилище "гостиничного" типа, предназначенное для временного пребывания и кратковременных остановок. Это вертикальный корпус, состоящий из трех различных по функциональному назначению и структуре частей: нижняя часть представляет собой многоярусную систему "сот" для кратковременных остановок подвижных ячеек (кабин), средняя часть близка по своей организации к жилому корпусу второго типа, верхняя часть - помещения общественного пользования.

Г. Крутиков. Проект дирижабля. Перспектива (эскиз); разрез гондолы Г. Крутиков. Проект дирижабля. Разрез гондолы

А. Бунин, Т. Варенцов и Г. Крутиков. Памятник-маяк Колумбу в Санто-Доминго. Конкурсный проект. 1929. Фасад А. Бунин, Т. Варенцов и Г. Крутиков. Памятник-маяк Колумбу в Санто-Доминго. Конкурсный проект. 1929. Перспектива

А. Бунин, Т. Варенцов и Г. Крутиков. Памятник-маяк Колумбу в Санто-Доминго. Конкурсный проект. 1929. План

Проект Крутикова при всей его внешней фантастичности самим автором рассматривался как вполне реальное для не столь уж отдаленного будущего предложение. Он внимательно следил за всеми новинками в области науки и техники, имевшими отношение к разрабатывавшейся им проблеме.

Особенно тщательно изучал Крутиков проблемы воздухоплавания и астронавтики. Его очень интересовали, например, возможности дирижабля и реактивного двигателя.

В 20-х годах будущее воздушного транспорта многие связывали с дирижаблями. Крутиков в эти годы не только внимательно следил за всеми новинками в области дирижаблестроения, но и сам, начиная с середины 20-х годов, делает попытки проектировать дирижабли. Причем его внимание привлекает прежде всего гондола этого транспортного сооружения. Сохранились эскизы к проектам Крутикова, в которых видно его стремление подойти к объемно-пространственной структуре, планировке и внешнему облику гондолы с точки зрения архитектора. Гондола дирижабля с ее относительно большими габаритами, позволявшими создать необходимый комфорт для пребывания человека, интересовала Крутикова как своеобразный прототип жилища, поднятого над землей.

После защиты дипломного проекта Крутиков продолжал заниматься проблемой "подвижной планировки". Причем проблему эту он трактовал широко, не сводя ее к частному предложению типа "летающего города". Крутиков прекрасно понимал, что проект создания жилых образований, "подвешенных" в пространстве, имеет значение (по крайней мере, на ближайшую перспективу) лишь как принципиальная поисковая идея. Проблема же подвижной (гибкой) планировки уже в те годы имела реальное значение (ее активно разрабатывал тогда Н. Ладовский).

В апреле 1929 г. Крутиков делает доклад в планировочной секции Государственного института сооружений в Москве на тему: "Принцип подвижной планировки". В докладе он говорил о гибкой пространственно-планировочной структуре, которая позволяет изменяться городу в количественном и качественном отношениях в соответствии с изменениями в самой жизни.

В 1929 г. Крутиков (совместно с А. Буниным и Т. Баренцевым) участвует в Международном конкурсе на проект памятника-маяка Колумбу в Санто-Доминго. В конкурсном проекте отразились "космические" увлечения Крутикова. Монумент включал в себя два шара: большой, символизировавший землю, размещался внизу, а малый (светящийся), вознесенный на мачте высоко вверх, изображал планету. Мачта была облицована зеркалами и на фоне неба или пропадала, или "загоралась" от солнечных лучей, напоминая след от ракеты, несущейся от земли к планете. Образное решение монумента отражало замысел авторов: Колумб открыл эпоху великих географических открытий, впереди - путь на иные миры, эпоха открытия вселенной.

К началу страницы
Содержание    2.16. Разработка нового города во ВХУТЕИНе...  2.18. Проекты города-кольца "Сатурний"...