Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Селим Хан-Магомедов
Архитектура советского авангарда

Книга вторая
Социальные проблемы

 

Глава 2. Социалистическое расселение. Градостроительные концепции. Строительство новых городов

15. Поисковые проекты Л. Хидекеля

Л. Хидекель создал в 20-е годы ряд интересных поисковых градостроительных проектов, в которых можно увидеть и развитие некоторых идей аэрогорода, и влияние различных градостроительных поисков тех лет (идей вертикального зонирования и др.).

В целом все эти проекты Хидекеля как бы варьируют и развивают идею вертикального зонирования города. Однако, в отличие от рассмотренных выше предложений (Лавинского, Лисицкого и Мельникова) по вертикальному зонированию городской застройки, проекты Хидекеля отличаются, так сказать, глобальным подходом к этой градостроительной проблеме. Он рассматривает вопросы вертикального зонирования не только как задачу рациональной организации селитебной территории города, но и как проблему взаимоотношения человеческих поселений и природы в целом. Поэтому в его эскизных проектах архитектурные комплексы взаимодействуют и с подземным уровнем, и с водными бассейнами, и с участками нетронутой природы, и с надземными воздушными пространствами.

Стремясь сохранить нетронутой природу между комплексами, Хидекель убирает транспортные магистрали в подземные тоннели, открывая их (в виде выемки) лишь вблизи зданий (проект 1922 г.).

В том же 1922 г. Хидекель создает проект почти не связанного с землей парящего над застроенной территорией здания. Позднее он проектирует полностью оторванные от земли летающие на большой высоте здания (1926).

Идея города, расположенного над заглубленными в землю магистралями или вообще поднятого над землей, т.е. города, в котором по-новому решены проблемы вертикального зонирования, стала основной в градостроительных поисках Хидекеля в 20-е годы. В его выполненных в виде супрематических композиций генпланах архитектурных комплексов, относящихся к этому времени, явно просматривается некая вертикальная слоистость объемно-пространственной композиции. Здания и комплексы не просто непосредственно стоят на земле, а подняты над ней на разный уровень - корпуса как бы пронизывают друг друга во взаимно перпендикулярных направлениях. Под корпусами - воздух, выемки, каналы, нетронутая природа.

Л. Хидекель. Парящее здание. 1926. Эскиз Л. Хидекель. Город на опорах. Вариант с горизонтальными объемами. Эскизы. 1925- 1928. Аксонометрии

Л. Хидекель. Город на опорах. Вариант с горизонтальными объемами. Эскизы. 1925- 1928. Перспективы Л. Хидекель. Здание вблизи открытого участка транспортного туннеля. 1922. Аксонометрия

Л. Хидекель. Отвлеченные композиции в виде генпланов "слоистых" архитектурных комплексов. 1921-1922 Л. Хидекель. Отвлеченные композиции в виде генпланов "слоистых" архитектурных комплексов. 1921-1922

Л. Хидекель. Город на опорах. Вариант с горизонтальными объемами. Эскизы. 1925- 1928. Разрез Л. Хидекель. Многоярусное построение. 1926. Эскиз

Л. Хидекель. Отвлеченные композиции в виде генпланов "слоистых" архитектурных комплексов. 1921-1922 Л. Хидекель. Отвлеченные композиции в виде генпланов "слоистых" архитектурных комплексов. 1921-1922

Л. Хидекель. Город на опорах. Вариант с горизонтальными объемами. Эскизы. 1925- 1928. Разрез

Парящие над землей здания и "слоистые" комплексы начала 20-х годов привели Хидекеля уже в середине 20-х годов к идее поднять весь город над землей. Причем не оторвать от земли, а именно поднять на опорах. Земля остается нетронутой с ее рельефом и зеленью, а весь город строго горизонтально возносится над ландшафтом.

Хидекель разрабатывал идею поднятого над естественным ландшафтом города несколько лет (1925-1929), создав ряд вариантов проекта. Первые варианты близки к проектам его "парящих" зданий и "слоистых" комплексов. Город представляет собой слоистую прямоугольную сетку горизонтальных корпусов, поднятую над землей на железобетонных опорах.

В 1926-1927 гг. Хидекель интенсивно работает над вертикальными, в том числе и многоярусными, композициями. Характерные для объемного супрематизма горизонтальные композиции обогащаются вертикальными построениями. Меняется и объемно-пространственная структура города на опорах (1927-1929). Это уже не просто прямоугольная сетка горизонтальных корпусов (хотя создаются и такие варианты), а сложное сочетание из горизонтальных и вертикальных корпусов (объемы которых возвышаются над сеткой горизонтальных корпусов).

Л. Хидекель. Город на опорах. Вариант с горизонтальными и вертикальными объемами. Эскизы. 1926-1928. Аксонометрия Л. Хидекель. Город на опорах. Вариант с горизонтальными и вертикальными объемами. Эскизы. 1926-1928. Аксонометрия

Л. Хидекель. Город на опорах. Вариант с горизонтальными и вертикальными объемами. Эскизы. 1926-1928. Аксонометрия Л. Хидекель. Город на опорах. Горизонтальные объемы над рекой. Эскизы. 1929-1930. Генплан

Л. Хидекель. Город на опорах. Горизонтальные объемы над рекой. Эскизы. 1929-1930. Разрез, перспектива Л. Хидекель. Город на опорах. Горизонтальные объемы над рекой. Эскизы. 1929-1930. Аксонометрия

Л. Хидекель Надводный город. 1924-1926. Аксонометрический разрез Л. Хидекель Надводный город. 1924-1926. Аксонометрический разрез

Л. Хидекель. Надводный город. 1924- 1926. Перспектива (эскиз) Л. Хидекель. Надводный город. 1924- 1926. Генеральные планы (фрагменты территории)

Проект города на опорах Хидекеля - это своеобразная урбанистическая интерпретация идеи города-сада. Весь город разделен на ярусы. Первый ярус - уровень земли: транспорт - в выемках или непосредственно под горизонтальными корпусами, весь остальной ландшафт остается нетронутым - природа предназначена для отдыха и прогулок (живописные по начертанию дорожки и т. д.). Второй ярус - обобществленные помещения, приближенные к жилью (столовые, библиотеки, школы, читальни, кинотеатры, театры и др.). Третий ярус служит в основном для пребывания людей на воздухе. Это своеобразные висячие сады, отделяющие жилье от шумного второго яруса, но здесь могут быть столовые, рестораны, фойе театра и т. д. Четвертый ярус - зона жилых помещений.

В 1924-1926 гг. Хидекель разрабатывает проект надводного города. Основа - понтонный железобетонный стилобат с двойным дном (запас прочности) и с внутренними пустотами, которые используются для коммуникаций (рельсовый транспорт). Над понтоном - одно-двухэтажные террасированные дома, разделенные внутренними каналами небольшой глубины. Каналы устроены непосредственно над понтонным основанием - это коммуникации, связывающие город (и отдельные дома) с открытым морем и берегом (индивидуальные моторные катера, например). Первый ярус застройки (над понтоном) в основном предназначается для производственных и складских помещений.

Над ним, на плоских кровлях (на террасах) устроены транспортные автомагистрали, пешеходные пути, бульвары. На уровне террас устроены и переходы через внутренние каналы. Третий уровень (и частично второй) - жилые помещения, над которыми прогулочные террасы, сады, скверы.

К началу страницы
Содержание    2.14. Идеи космического города и аэрогорода...  2.16. Разработка нового города во ВХУТЕИНе...